Анализ и этапы расчета конкурентоспособности продукции ОАО "Денеб"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 15:26, курсовая работа

Описание

Целью работы является рассмотрение и анализ производства и реализации продукции, определение факторов влияющих на конкурентоспособность продукции на ОАО «Денеб», а так же предложение мероприятий по совершенствованию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..5
Глава 1. Теоретические основы анализа и этапов расчета конкурентоспособности продукции………………………………….…………7
1.1. Понятие конкурентоспособности продукции, ее основные показатели…7
1.2. Система стандартизации товара…………………………………………....12
1.3. Условия конкурентоспособности товара………………………………….15
1.4. Этапы расчета конкурентоспособности товара……………………….......17
Глава 2. Анализ конкурентоспособности продукции на ОАО «Денеб»……..20
2.1. Краткая экономическая характеристика ОАО «Денеб»………………….20
2.2. Анализ отрасли и состояния конкурентной среды……………………..…22
2.3.Анализ рентабельности продукции предприятия……………………..…..24

Глава 3. Пути повышения конкурентоспособности продукции на ОАО «Денеб»…………………………………………………………………………..27
3.1. Выявление резервов для повышения конкурентоспособности……….…27
3.2. Рекомендации по повышению конкурентоспособности продукции ……39

Заключение…………………………………………………………………..…...33
Список использованной литературы……………………………………...……35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая КЭА.docx

— 137.61 Кб (Скачать документ)

                                            Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..5

Глава 1. Теоретические основы анализа и этапов расчета конкурентоспособности  продукции………………………………….…………7

1.1. Понятие конкурентоспособности  продукции, ее основные показатели…7

1.2. Система стандартизации  товара…………………………………………....12

1.3. Условия конкурентоспособности  товара………………………………….15

1.4. Этапы расчета конкурентоспособности товара……………………….......17

Глава 2. Анализ конкурентоспособности  продукции на ОАО «Денеб»……..20

2.1. Краткая экономическая  характеристика ОАО «Денеб»………………….20

2.2. Анализ отрасли и  состояния конкурентной среды……………………..…22

2.3.Анализ рентабельности продукции предприятия……………………..…..24

 

Глава 3. Пути повышения конкурентоспособности  продукции на ОАО «Денеб»…………………………………………………………………………..27

3.1. Выявление резервов  для повышения конкурентоспособности……….…27

3.2. Рекомендации по повышению  конкурентоспособности продукции ……39

 

Заключение…………………………………………………………………..…...33

Список использованной литературы……………………………………...……35

 

Введение

В современных условиях хозяйствования объектом анализа является не просто производственный процесс, а получение заказа на производимую продукцию и ее оплата по согласованной с потребителем цене. При этом анализ производства и процесс изучения и оценки рынка в равной мере влияют друг па друга. При ненасыщенности рынка любой производитель может продать то, что он произвел. Однако большую экономическую выгоду получит тот, кто употребит знание рыночной конъюнктуры при формировании производственной программы, ориентированной на продукцию повышенного спроса. Более высокая цена спроса определит большую прибыль. По мере насыщения рынка и удовлетворения количественного спроса, усиления конкуренции уже не производство, а сбыт будет определять цели предприятия.

Изменение структуры и  объема производимой продукции как  фактор увеличения прибыли постепенно уступает место росту качества продукции  как совокупности новых потребительских  свойств товара: надежности, эффективности  применения, удобству обслуживания, доступной  цене и т. п.

Актуальность выбранной  темы обусловлена тем, что проблема качества и конкурентоспособности  становится ключевой для российских предприятий, способствуя очевидному росту интереса к стратегическим вопросам бизнеса и проблеме качества, а также к подходам и методам  их решения, выражаясь в разных формах:

 сосредоточении усилий  широкого круга компаний на  налаживании производства продукции  конкурентоспособной по своим  характеристикам;

 изучении опыта западных  компаний, которые поставляют на  мировой рынок продукцию, превосходящую  по своим параметрам отечественную,  с целью возможного его использования  на своем предприятии;

активизации деятельности по разработке и внедрению системы  менеджмента качества продукции, отвечающих требованиям международных стандартов;

Решение проблемы качества – неотъемлемый элемент стратегии  развития современных компаний.

Объектом исследования в  работе выступает ОАО «Денеб».

Целью работы является рассмотрение и анализ производства и реализации продукции, определение факторов влияющих на конкурентоспособность продукции  на ОАО «Денеб», а так же предложение  мероприятий по совершенствованию.

В связи с этим задачами курсовой работы являются:

-определение теоретических  аспектов анализа конкурентоспособности  продукции;

-анализ конкурентоспособности  продукции на конкретном предприятии,

-выявление возможных  путей совершенствования на основе  проведенного анализа.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы анализа конкурентоспособности  продукции

1.1.Понятие конкурентоспособности  продукции и ее основные показатели.

Конкурентоспособность продукции  — это ее относительная характеристика, которая отражает отличие от товара конкурента, во первых, по степени соответствия одной и той же общественной потребности, а во вторых, по затратам на удовлетворение этой потребности. Под затратами  понимается цена потребления, включающая издержки покупателя, связанные с  приобретением товара, и все расходы, возникающие при его потреблении  или использовании.

Конкурентоспособность товара характеризуется тремя группами показателей:

 полезностью (качество, эффект от использования и  т.п.);

определяющими затратами  потребителя при удовлетворении его потребностей посредством данного  изделия (затраты на приобретение, использование, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и т.п.);

конкурентоспособностью  предложения (способ продвижения продукции  на рынок, условия поставки и платежа, каналы сбыта, сервисное обслуживание и т.д.).

Оценка конкурентоспособности  продукции основывается на исследовании потребностей покупателя и требований рынка. Чтобы товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствовать определенным параметрам:

 нормативным (международные  требования, государственные требования, региональные требования и требования  потребителей);

 техническим (параметры  назначения, эргономические параметры,  эстетические параметры);

 экономическим (уровень  цен на товар, сервисное его  обслуживание, размер средств, имеющихся  у потребителя для удовлетворения  данной потребности);

 организационным (система  скидок, условия платежей и поставок, комплектность поставок, сроки и  условия гарантий);

Методика анализа конкурентоспособности  продукции рассмотрена на

рис 1  

Рис. 1.1  Блок – схема  анализа конкурентоспособности  продукции

 

Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции.

Качество продукции  совокупность свойств продукции удовлетворять  определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Его повышение — одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции  способствует повышению спроса на продукцию  и увеличению суммы прибыли за счет не только объема продаж, но и более  высоких цен.

Различают единичные показатели качества продукции, обобщающие и косвенные.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют  одно из ее свойств:

а) полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания и др.)

б) надежность (долговечность, безотказность в работе);

в) технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

г) эстетичность изделий.

Обобщающие показатели характеризуют  качество всей произведенной продукции  независимо от ее вида и назначения:

 удельный вес новой  продукции в общем ее выпуске; 

 удельный вес продукции  высшей категории качества;

 средневзвешенный балл  продукции;

 средний коэффициент  сортности (отношение стоимости  произведенной продукции к ее  стоимости по ценам первого  сорта);

 удельный вес аттестованной  и неаттестованной продукции;

 удельный вес сертифицированной  продукции;

 удельный вес продукции,  соответствующей мировым стандартам;

 удельный вес экспортируемой  продукции, в том числе в  высоко

развитые промышленные страны.

Косвенные показатели —  это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной  продукции, удельный вес продукции, на которую поступили претензии (рекламации) от покупателей, потери от брака и др.

В процессе анализа качества продукции решаются следующие задачи:

 оценивается технический  уровень продукции;

 выявляются отклонения  этого уровня в разрезе отдельных  изделий по сравнению с базовым  уровнем и теоретически возможным;

 анализируется структура  выпуска продукции по параметрам, характеризующим качество ее  изготовления и поставки;

 выявляются факторы,  сдерживающие рост технического  уровня продукцией;

 обосновываются возможности  повышения качества продукции,  сокращения брака и потерь.

Информация, используемая для  анализа качества продукции, охватывает практически все стороны анализируемого объекта (сведения о конструкции, технологических  процессах изготовления, применяемых  средствах и предметах труда, результатах производства и реализации, рекламе и т. д.). Источниками информации могут быть патенты, нормативно-техническая документация, акты испытании, данные лабораторного контроля физико-химических показателей, сведения отделов технического контроля (ОТК), журналы и графики бездефектной сдачи продукции и др. Процесс оценки технического уровня продукции включает выбор показателей, характеризующих свойства продукции, и методов расчета их количественной опенки.

К экономическим показателям  качества относятся: удельный вес продукции, отнесенной к соответствующим уровням  качества (потенциальному, допустимому); экспортируемой продукции, в том  числе в высокоразвитые промышленные страны; объем забракованной продукции; количество рекламаций и стоимость  зарекламированной продукции; сдача  дефектной продукции и др. Три  последних показателя характеризуют  отступления от норм по качеству изготовления продукции.

Анализ отступлений от норм по качеству изготовления осуществляется по данным о внутризаводском браке  и внешних рекламациях на продукцию. В зависимости от действующей  на предприятии системы представления  информации о браке анализируются  потери от брака как по предприятию, цехам, участкам, рабочим местам, так  и по конкретным изделиям и причинам. Основными причинами брака могут  быть: недостаточный уровень квалификации рабочих, работа на неисправном оборудовании, использование несовершенных приспособлений и инструментов, средств измерительной  техники, отступление от технологического процесса, использование материалов и полуфабрикатов со скрытыми дефектами, несовершенство упаковки, маркировки, нарушения условий хранения, перевозки, погрузки.

Необходимым элементом аналитической  работы также является анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту.

Номенклатура  перечень наименований изделий с указанием кодов, установленных  для соответствующих видов продукции.

Ассортимент  перечень наименовании изделий с указанием количества по каждому из них. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой  ассортимент.

Анализ выполнения плана  по ассортименту осуществляется по методу наименьшего процента либо среднего процента по формуле

К=ВП/ВП0*100

где, К  выполнение плана  по ассортименту, %;

ВП  сумма фактически выпущенных изделий каждого вида, но не более  их планового выпуска;

ВП0  плановый выпуск продукции.

При этом изделия, выпушенные сверх плана или не предусмотренные  планом, в расчет выполнения плана  по ассортименту не принимаются. План по ассортименту считается выполненным  только в том случае если выполнено  задание по всем видам изделий.

1.2. Система стандартизации  товара

Стандартизация  это деятельность по установлению норм, правил и требований к товарам и услугам с целью  защиты интересов потребителей и  государства по вопросам качества продукции  и услуг, обеспечения их безопасности для жизни и здоровья людей, сохранности  окружающей среды.

Основные положения Государственной  системы стандартизации Российской Федерации и ее правовые основы, установленные законами РФ «О стандартизации»  и «О защите прав потребителей», обязательны  для всех предприятий, ассоциаций, концернов, межотраслевых, региональных и других объединений независимо от форм собственности и подчинения, а также граждан, занимающихся индивидуально-трудовой деятельностью.

Вопросами стандартизации в  Российской Федерации занимается Комитет  по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России), в полномочия которого входят организация, координация  и управление работами по стандартизации, метрологии и сертификации в Российской Федерации и представление ее интересов за рубежом.

Важнейшими задачами стандартизации являются: обеспечение взаимопонимания  между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями; установление оптимальных требований к качеству продукции; а также требований по совместимости и заменяемости продукции  и комплектующих деталей изделий  и их унификации.

Одной из задач стандартизации является также создание системы  нормативной документации, включающей такие документы, как стандарты, технические условия, общероссийские классификаторы, методические рекомендации, положения, правила и другие материалы.

Информация о работе Анализ и этапы расчета конкурентоспособности продукции ОАО "Денеб"