Агропромышленный комплекс Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:28, курсовая работа

Описание

Цель исследования - выявить роль перспективы развития агропромышленного комплекса в современной России.

Для достижения цели исследования решим следующие задачи:

- выявим сущность агропромышленного комплекса;

- проведем анализ состояния агропромышленного комплекса современной России;

- выясним проблемы и перспективы развития агропромышленного комплекса Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...…..….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ …………………………………………………..……..4

1.1 Основы агропромышленного комплекса Российской Федерации …….…4

1.2 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ И РАЗМЕЩЕНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ….………5

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ ……………………………………………………... ...9

2.1 Характеристика агропромышленного комплекса России …………… …...9

2.2 Современное состояние агропромышленного комплекса России … …...12

2.3 Проблемы растениеводства и животноводства.

2.3 Причины разрушения агропромышленного комплекса ……………… …19

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ …………………………………………………… ….23

3.1 Состояние агропромышленного комплекса в 2004 году ……… ………...23

3.2 Основные направления государственной политики в АПК ……. …...…..24

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………………………………....…32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………37

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 295.50 Кб (Скачать документ)

      - кооперирование на уровне административного  района путем объединения всего  ресурсного потенциала для выпуска  конечной продукции; 

      - создание межрайонных агропромышленных ассоциаций по производству, например, сахара на базе хозяйств сырьевых зон, и другой продукции. 

      Для выхода из кризисного состояния в  социальной сфере села требуется  комплексный подход, предусматривающий  систему целенаправленных мер на федеральном и местном уровнях по льготному кредитованию и налогообложению сельского жилищного и культурно-бытового строительства, государственной поддержке предприятий и организаций потребительской кооперации и бытового обслуживания, развитию малого предпринимательства в социальной сфере и т. д. 

      Преодоление отставания и кризисных явлений  в жизни села требует бюджетных  средств (федерального и местных  бюджетов). Без них не обойтись. Это  показывает и опыт других стран, где  социальное развитие сельской местности  осуществляется в значительной мере за счет государственных средств. 

      Для ликвидации отставания в развитии сельской социальной сферы необходимо перераспределение  в пользу села бюджетных средств, направляемых на развитие социальной сферы; привлечение средств городских хозяйственных субъектов и горожан, использующих сельский природный и инфраструктурный потенциал; расширение выпуска органами местного самоуправления коммунальных облигаций (займов) и др. 

      Для аккумуляции и последующего распределения  средств, направляемых на развитие социальной сферы села и инженерное обустройство сельских территорий по различным каналам, а также в целях обеспечения контроля, оперативного управления и эффективного использования этих средств следует создать целевые федеральный и местные фонды социального развития села. 

      В условиях продолжающегося спада  сельскохозяйственного производства и возрастающей в связи с этим на селе безработицы важное значение приобретает развитие на селе малого предпринимательства как в сфере  производства, так и в сфере услуг. Эта деятельность обеспечивает сельскому населению повышение занятости и расширение ее видов, снижение сезонности производства, способствует росту доходов и благосостояния сельских жителей, более полному использованию местных ресурсов. Возрождению сельских промыслов, расширению предпринимательской деятельности на селе благоприятствует относительная дешевизна рабочей силы, земли и помещений. 

      В этом отношении весьма поучителен опыт Китая, в относительно короткие сроки  развившего мелкую промышленность в сельской местности (так называемые волостные и поселковые предприятия), которая ныне занимает большое место в экономике этой страны. В 1997 г. на долю сельской промышленности в масштабах страны приходилось: 1/4 валового внутреннего продукта, 3/5 добавленной стоимости общественного продукта села, 1/2 добавленной стоимости промышленной продукции, 1/4 финансовых доходов, 1/3 валютных доходов от экспорта и треть доходов крестьян. На предприятиях сельской промышленности Китая в настоящее время работает более 130 млн. крестьян (т.е. половина избыточной сельскохозяйственной рабочей силы деревни). Весьма важным при этом является то, что стоимость создания одного рабочего места на предприятиях сельской промышленности, по расчетам китайских специалистов, обходится в четыре раза дешевле, чем на государственных. Главное — развитие этой промышленности финансируется в основном не за счет бюджетных ассигнований, а за счет капиталовложений организаций деревенской коллективной экономики (т.е. внебюджетных средств) или крестьян. 

      Для нашей страны с весьма продолжительной  зимой, т.е. периодом сельскохозяйственного  межсезонья, большое значение имело  бы восстановление промысловой кооперации, развитие которой было прервано в 50-х  годах, сельского туризма и других форм обеспечения полной занятости и получения селянами дополнительных доходов. 

      Процесс реформирования, безусловно, предполагает изменения в законодательной  базе по мере перехода от одного этапа  реформы к другому. Однако нынешняя непоследовательность законоположений лишает аграрное законодательство необходимой определенности и стабильности, что ведет к правовому нигилизму. 

      В этой связи представляется необходимым  наряду с разработкой новых нормативно-правовых документов в ближайшее время  осуществить инвентаризацию аграрного законодательства, устранив в нем противоречивые нормы (следствие постепенного отказа от идеологических догм), неопределенность и половинчатость (следствие компромиссов между отдельными звеньями власти, прежде всего между парламентом и правительством), а также обеспечить относительную устойчивость законов и контроль за их исполнением. Должны быть ускорены подготовка и принятие базовых законопроектов, определяющих ход аграрного реформирования. 

      Правильное  определение стратегии и правовая стабильность законодательства имеют особое значение для регулирования отношений в области недвижимости, и, прежде всего земельных отношений. Это предполагает скорейшее принятие Земельного кодекса и законов, регулирующих земельные отношения. 

      Медленное прохождение законопроектов через законодательные органы страны вызывает, с одной стороны, попытки местных властей заполнять пробелы в законодательстве собственным творчеством, с другой, порождает многочисленные президентские указы, выходящие в свет при облегченной процедуре их создания и потому зачастую недостаточно согласованные с основной законодательной базой. 

      Таким образом, суммируя вышесказанное, можно  выделить следующие основные направления  реформы агропромышленного комплекса. Надо сформировать систему государственной поддержки сельского хозяйства и тем самым усилить влияние государства как гаранта развития рынка в аграрном секторе. Государство должно косвенно воздействовать на спрос и предложение сельскохозяйственных товаров, межотраслевой обмен в АПК с целью создания в его отраслях равных условий для получения доходов, заботиться наряду с муниципалитетами о социальном развитии села, улучшении природоохраны. При этом необходим поэтапный переход от сложившейся системы государственной поддержки АПК, ориентированной в основном на дотирование производства, компенсацию производственных затрат и централизованное кредитование, к системе, предусматривающей программно-целевую, избирательную поддержку доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, развитие рыночной инфраструктуры и рыночной информации, совершенствование системы кредитования, стимули­рование спроса на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие. 

      Заключение 

      Подводя итог, следует подчеркнуть, что госрегулирование – это система рычагов и  стимулов, с помощью которых государство участвует в рыночных процессах на правах субъекта рыночных отношений, обеспечивая устойчивое развитие агропромышленного производства. Это особенно важно иметь в виду, поскольку кризис в сельском хозяйстве вызван не только объективными природными условиями (например, для восстановления потерянного плодородия почв может потребоваться жизнь целого поколения), но и рядом экономических просчетов в проведении аграрной политики. 

      Статистический  анализ позволяет сделать вывод, что экономическое, техническое и социальное положение в агропромышленном комплексе по-прежнему остается напряженным. Принятые организационно-технические меры, в том числе предусмотренные постановлением Правительства РФ "Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1997 году", существенно не изменили условий сельскохозяйственного производства, не усилили мотивацию труда. Низкий уровень платежеспособного спроса товаропроизводителей на материально-технические ресурсы, недостаточные инвестиции, экономически необоснованное соотношение цен на продукцию сельского хозяйства и промышленных предприятий стали следствием неэффективного сельскохозяйственного производства в целом. У более чем 80% сельскохозяйственных предприятий уровень рентабельности составляет примерно минус 20%. Это говорит о том, что требуется глубокое осмысление стратегии и тактики проводившихся аграрных реформ, что основные направления аграрной политики, реализация которых будет способствовать стабилизации и переходу к экономическому росту в сельском хозяйстве, нуждаются в совершенствовании.  

      Существуют  как внешние, так и внутренние причины тяжелого состояния сельскохозяйственного  производства. Внешние - инфляция, дефицит  бюджета, резкое удорожание кредитных  ресурсов, неплатежи; политическая нестабильность, обусловившая нарушение или полный распад межотраслевых и территориальных связей; ослабление государственного управления аграрной экономикой, изменение правил экономического поведения и противоречивость земельного и аграрного законодательства; снижение уровня доходов большинства населения, что обусловило его низкую покупательную способность и сокращение платежеспособного спроса на продукты питания. Внутренние - несовпадение между преобразованиями отношений собственности (приватизация земли и имущества предприятий) и изменениями общеэкономических условий хозяйствования в АПК, включая развитие рыночной инфраструктуры. 

      Чтобы выйти из кризисного состояния, необходимо устранить вышеуказанные причины  и принять следующие меры. 

      1. В сложившихся кризисных условиях  наряду с принятием регионами  локальных мер по защите внутреннего  рынка продовольствия необходимо  усиление роли системы государ­ственных  закупок продовольствия. При определении  объема государственных закупок  основных сельскохозяйственных продуктов и финансовых ресурсов, направляемых на эти цели, следует учитывать возможности бюджетов всех уровней, средние мировые цены важнейших продуктов питания и сельскохозяйственного сырья; приоритетность продуктов для страны. 

      2. Для осуществления государственных закупок целесообразно создание специальной государственной системы, имеющей в распоряжении необходимую материально-техническую базу. 

      3. Основной упор в выделении  средств федерального бюджета  на финансирование АПК должен  быть сделан на финансирование разработанных федеральных программ, количество которых должно соответствовать финансовым возможностям бюджета. 

      4. Необходима целевая поддержка  из федерального и региональных  бюджетов наиболее жизнеспособных  предприятий АПК, вокруг которых могут успешно функционировать и другие предприятия этой сферы. 

      5. Важнейшей задачей является отработка  процедуры банкротства и санации  предприятий АПК. 

      6. Необходимо улучшить практику  применения основных финансовых  рычагов развития АПК, включая: 

      создание  системы сельскохозяйственных кредитных  кооперативов; государственное кредитование сельскохозяйственных предприятий, которые  не могут получить кредит в ком­мерческих  кредитных организациях на жилищное строительство, реформирование структуры  производства, на развитие производства мелких фирм; кредит предприятиям АПК, участвующим в государственных закупках продуктов питания и сельскохозяйственного сырья (под залог урожая, на строительство хранилищ и перерабатывающих предприятий). 

      7. Усовершенствовать систему государственной поддержки АПК через использование созданных в предыдущие годы возвратных фондов: лизингового фонда; фонда льготного кредитования; фондов для формирования федеральных и региональных продовольственных фондов и др. 

      Кроме того, необходимо помнить, что подъем в агропромышленном секторе возможен только после достижения устойчивой макроэкономической стабилизации и роста показателей в промышленных отраслях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

      1. Александров А. Материально-техническое  обеспечение АПК // Экономист. - 2003. - N 3. - С.73-77.  

      2. Амосов А. Прогноз ситуации  в агропромышленном комплексе  до 2003 года // Экономист. - 1998. - N 12. - С.14-20.  

      3. Беспахотный Г. Перспективы АПК  // Экономист. - 2003. - N 9. - С.81-87.  

      4. Булатов А. О выживании агропромышленного комплекса // Рос. экон. журн. - 2002. - N 5-6. - С.69-75.  

      5. Бюллетень Счетной палаты Российской  Федерации // Московский вестник. - М.: 2003. - с.3-23.  

      6. Вашанов В. Прогноз регионального  развития сельского хозяйства  России // Экономист. - 2004. - N 1. - С.76-82.  

      7. Вершинин А. Аграрная реформа  и инвестиции // Экономист. - 2002. - N 9. - С.73-77.  

      8. Головин В. Резервы развития  животноводства / Головин В., Никифоров  Б. // Экономист. - 2002. - N 4. - С.88-93.  

      9. Гордеев А. Итоги работы АПК в 1998 г. и основные направления его развития // Экономист. - 1999. - N 5. - С.21-24.  

Информация о работе Агропромышленный комплекс Российской Федерации