Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:28, курсовая работа
Цель исследования - выявить роль перспективы развития агропромышленного комплекса в современной России.
Для достижения цели исследования решим следующие задачи:
- выявим сущность агропромышленного комплекса;
- проведем анализ состояния агропромышленного комплекса современной России;
- выясним проблемы и перспективы развития агропромышленного комплекса Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...…..….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ …………………………………………………..……..4
1.1 Основы агропромышленного комплекса Российской Федерации …….…4
1.2 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ И РАЗМЕЩЕНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ….………5
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ ……………………………………………………... ...9
2.1 Характеристика агропромышленного комплекса России …………… …...9
2.2 Современное состояние агропромышленного комплекса России … …...12
2.3 Проблемы растениеводства и животноводства.
2.3 Причины разрушения агропромышленного комплекса ……………… …19
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ …………………………………………………… ….23
3.1 Состояние агропромышленного комплекса в 2004 году ……… ………...23
3.2 Основные направления государственной политики в АПК ……. …...…..24
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………………………………....…32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………37
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ
РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО
КОМПЛЕКСА РОССИИ
3.1
Состояние агропромышленного
комплекса в 2004
году
В 2004 году общий объем валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств составил 15777,9 млн. рублей (в фактически действовавших ценах), т.е. увеличился к соответствующему периоду 2003 года на 8,4 %.
В 2004 году увеличены посевные площади зерновых и зернобобовых культур: общая площадь их во всех категориях хозяйств составила 694 тыс. га, что на 9 % выше уровня предыдущего года.
В сельхозформированиях области выращено и собрано более 1 млн.5 тыс. тонн зерна, или на 10 % больше, чем в 2003 году, почти 550 тыс. тонн сахарной свеклы, получены сотни тысяч тонн подсолнечника, картофеля, овощей, другой продукции. С каждого гектара в среднем получено по 16,1 центнера зерна.
Проведена значительная работа по закладке основ урожая 2005 года. В целом по области в 1,5 раза больше посеяно озимых ( 423,0 тыс. гектаров), в 1,4 раза больше подготовлено площадей под посев яровых культур. Практически в полном объеме засыпаны семена яровых культур.
Своевременно
осуществлялась работа по поддержке
отдельных отраслей АПК. За 2004 год
сельхозтоваропроизводителями получено
625 млн. рублей кредитов, по которым выплачено
48,7 млн. рублей бюджетных средств в
виде субсидий на возмещение разницы в
процентных ставках. Привлеченные кредитные
ресурсы направлены на приобретение запасных
частей, горюче-смазочных материалов для
проведения полевых работ.
Из
федерального и областного бюджетов
оказывалась государственная
В рамках заключенного соглашения между Минсельхозом России и Правительством Пензенской области в 2004 году продолжалась реализация федеральных целевых программ « Социальное развитие села до 2010 года» и « Повышение плодородия почв России».
На выполнение программы «Социальное развитие села до 2010 года» в прошедшем году Минсельхозом России было выделено средств федерального бюджета в сумме 19,45 млн. рублей. Строительство внутрипоселковых газовых сетей велось в 17 населенных пунктах Башмаковского, Иссинского, Наровчатского, Никольского, Кузнецкого, Кондольского, Нижнеломовского, Пачелмского, Сердобского и Городищенского районов за счет средств федерального бюджета и привлечения средств населения. Всего в 2004 году на строительстве внутрипоселковых газовых сетей освоено 51,65 млн. рублей, введено в эксплуатацию 125,6 километров газовых сетей, что позволило газифицировать 3,7 тыс. квартир. Строительство внутрипоселковых водопроводных сетей в 2004 году велось в 3 населенных пунктах области, введено в эксплуатацию 10,1 км.
Целевая программа «Повышение плодородия почв» направлена на повышение плодородия земель, улучшение экологических условий и на этой основе – увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции. На реализацию данной программы за 2004 год было освоено за счет средств федерального бюджета 19,7 млн. рублей, областного- 11,6 млн. рублей. Консолидация средств бюджетов всех уровней и привлечение внебюджетных источников на реализацию Программы позволили в 2004 году выполнить работы по строительству и реконструкции оросительных систем на площади 391,0 гектар, созданию охранно-балочных лесных насаждений на площади 60,0 гектаров, уходу за вновь созданными полезащитными лесными насаждениями на площади 163,0 гектара, раскислению почв на площади 3841 гектар.
Несколько обновился машинно-тракторный парк. Из областного бюджета Пензенской области на возвратной основе в 2004 году было выделено 667 млн. рублей. Закуплено 273 трактора, 200 зерноуборочных комбайнов, 210 культиваторов и другая сельскохозяйственная техника.
По многим показателям продолжается рост объемов животноводческой продукции к соответствующему периоду прошлого года. Во всех категориях хозяйств области реализация скота и птицы на убой в живом весе возросла на 2,9 тыс. тонн, или на 4%, производство молока – на 10,4 тыс. тонн, или на 2,1 %. Несколько увеличился объем производства яиц. Улучшились и качественные показатели. По предварительным данным от каждой коровы в сельхозпредприятиях получено по 2183 кг молока или рост к 2003 году составил 59 кг. Среднесуточный привес КРС составил 361 грамм, что на 1,7 %, больше, чем в прошлом году; среднесуточный привес свиней - соответственно 279 граммов и на 40 % больше. На 3,1 % повысилась яйценоскость кур-несушек.
Специалистами районных и
Вместе с тем не удалось сохранить поголовье крупного рогатого скота и прежде всего дойного стада. Во всех категориях хозяйств численность крупного рогатого скота за 2004 год сократилась на 9,3 тыс. голов, или на 2,7 %, в том числе коров - на 4,9 тыс. голов или на 2,9 %.
Особая роль в развитии животноводства отводится работе с личными подсобными хозяйствами населения (ЛПХ). В частном секторе создан значительный потенциал для производства продукции и улучшения снабжения населения продовольствием. По состоянию на 1 января 2005 года в личных подсобных хозяйствах содержится 187,4 тыс. голов крупного рогатого скота, что составляет 55,4 % от общего поголовья по области, в том числе 94,6 тыс. голов коров, или 56,6 % от поголовья по области, имеется 168,0 тыс. свиней, или 70 %, 90,1 тыс. овец и коз, или 90,7 % от их общего поголовья. К уровню 2003 года поголовье крупного рогатого скота возросло на 2,3 %, свиней – на 6,1 %, овец и коз – на 4,9 %. Наряду с ростом численности скота и его продуктивности в районах области приняты меры к организации производства и закупок молока, скота и своевременности расчетов за сданную продукцию. Закуплено молока у населения в целом по области 153,9 млн. тонн, что на 14% выше задания и на 4,3 % уровня предыдущего года. Задание по закупкам мяса перевыполнено на 50 %.Финансирование деятельности ЛПХ осуществлялось как за счет собственных средств руководителей подсобных хозяйств, так и за счет заемных средств. В 2004 году 810 граждан получили кредиты на общую сумму 17,8 млн. рублей.
Программа
создания сети МТС районных течение
короткого периода времени
Дальнейшее развитие РАО позволит активизировать процесс возрождения села, содействовать формированию благоприятного инвестиционного климата, увеличению занятости и дохода сельских жителей.
Рост заработной платы, своевременность ее выплаты являются одним из острых социальных вопросов, важным фактором достижения стабильности в обществе. Задолженность по заработной плате в 2004 году в сельхозформированиях области сократилась к уровню прошлого года на 54,9 млн. рублей, среднемесячная заработанная плата возросла в 1,9 раза и составила 1991 рубль.
За 2004 год предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности области в фактических ценах произвели продукции на 7252434 тыс. руб., или на 27,2 % больше, чем в 2003 году, в том числе:
-в сахарной отрасли произведено продукции на 915837 тыс. руб., или на 37,8 %,
-в хлебопекарной – на 1148557 тыс. руб., или на 35,3 %,
-в мясной – на 1585492 тыс. руб., или на 45,3 %,
-в маслосыродельной и молочной – на 1082196 тыс. руб., или на 0,9 %,
-в
мукомольно-крупяной и
За
2004 год несколько увеличилось
поступление молока на перерабатывающие
предприятия области - 205687 тонн до 206545
тонн (на 1%), в том числе от населения
- 80123 тонн до 81059 тонн (на 1 %).
В
целом в 2004 году продолжалась стабилизация
экономической обстановки в агропромышленном
комплексе области.
3.2
Основные направления
государственной политики
в АПК
Агропромышленный комплекс является самым крупным народнохозяйственным комплексом страны и включает три сферы связанных между собой отраслей—сельское хозяйство и отрасли «до» и «после» сельского хозяйства. Агропромышленный комплекс также один из важнейших в экономике страны. На его долю приходится более 30% работников отраслей материального производства, 25% основных фондов. От устойчивого функционирования аграрного сектора в значительной степени зависит уровень жизни населения.
Начиная
с 1992 г., в агропромышленном комплексе
осуществляются институциональные
преобразования, реформирование сельскохозяйственных
предприятий, совершенствование их внутрихозяйственных
отношений, а также активизация межфермерской
кооперации. Следует отметить, что принципиальные
изменения сложившейся системы аграрных
отношений были неизбежны, и, прежде всего,
была необходима замена административно-
Однако,
к сожалению, наряду с позитивными
изменениями — расширением
Цель данной курсовой работы – рассмотреть основные задачи, которые стоят перед государственной налоговой политикой в современных условиях, выделить основные противоречия действующей ныне в России налоговой системы, а также представить конкретные меры, которые необходимо осуществить, для того чтобы увеличить стимулирующее воздействие налогов на сферу производства и в то же время, чтобы остановить сокращение доходов бюджетов всех уровней.
В первой главе я рассмотрела ситуацию, сложившуюся в аграрном секторе России, а также конкретные причины кризисного состояния агропромышленного комплекса.
Вторая глава содержит определение целей, для достижения которых началась аграрная реформа, и необходимые условия, которые должно соблюдать государства для преодоления сегодняшнего затяжного кризиса в сельском хозяйстве и сопутствующих отраслях. Здесь же рассмотрены основные инструменты государственного регулирования, которые приемлемы в нынешних условиях для стабилизации ситуации и создания предпосылок к росту агропромышленного производства.
В
третьей главе изложены возможные
пути выхода из кризиса в экономической
и социальной областях агропромышленного
комплекса, а также основные направления
государственного регулирования в аграрном
секторе экономики.
Современная ситуация
в агропромышленном
комплексе. Ее причины
Агропромышленный комплекс (АПК) имеет особое значение в экономике страны. Он относится к числу основных народнохозяйственных комплексов, определяющих условия поддержания жизнедеятельности общества. Значение его не только в обеспечении потребностей людей в продуктах питания, но в том, что он существенно влияет на занятость населения и эффективность всего национального производства.
АПК — самый крупный из основных (базовых) комплексов в экономике страны. В АПК России в настоящее время занято около 35% всех работающих в сфере материального производства. Здесь сосредоточено более четверти всех производственных фондов и создается почти 15% ВВП. Около 30% отраслей народнохозяйственного комплекса включено в воспроизводственные связи с аграрным сектором. Из сельскохозяйственного сырья производится примерно 70% всего набора производимых в стране предметов потребления. В розничном товарообороте продовольственные товары составляют примерно половину.[1]
К
агропромышленному комплексу
Аграрные преобразования в стране происходили по нескольким направлениям. Первое - реформирование АПК, включая земельную реформу, реорганизацию колхозов и совхозов, приватизацию предприятий отраслей, поставляющих сельскому хозяйству средства производства и услуги, перерабатывающих и доводящих до потребителя его продукцию. В стране формируются новые земельные отношения, основу которых составляет частное землевладение, представленное сельскохозяйственными предприятиями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, хозяйствами населения, включающими личные подсобные хозяйства, садоводческие и огородные товарищества. Из табл.1.1 видно, как в течение 1991-1997 гг. изменилась социальная структура сельскохозяйственных землепользователей в результате земельной реформы. Доля государственного сектора в использовании сельскохозяйственных угодий уменьшилась с 56% в 1991 г. до 13,4 в 1997 г., в то время как удельный вес частных (коллективных и индивидуально-семейных) хозяйств возрос с 40,3 до 70,9%. За годы реформы приватизировано 91% перерабатывающих предприятий и 77% предприятий агросервиса.
Информация о работе Агропромышленный комплекс Российской Федерации