12 причин, почему выгодно инвестировать в Республику Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 23:47, творческая работа

Описание

Беларусь находится на перекрестке путей между Западом и Востоком, Севером и Югом. В силу этого она может стать своего рода плацдармом в плане освоения новых перспективных рынков стран СНГ. Этому во многом способствует развитая сеть автомобильных и железнодорожных путей сообщений между странами ЕС и СНГ.

Работа состоит из  1 файл

12 причин, почему выгодно инвестировать в Республику Беларусь.doc

— 109.00 Кб (Скачать документ)

Всего Беларуси осуществляют хозяйственную  деятельность свыше 3000 коммерческих организаций  с иностранными инвестициями, созданных  при участии инвесторов более  чем из 80 стран мира. Совокупный вклад  иностранных инвесторов в уставные фонды таких организаций составляет свыше 550 млн. долларов, в том числе в 2003 году привлечено 60 млн. долларов США. 

Основные  страны-инвесторы - Швейцария, Россия, Италия, Великобритания, Германия, США. Инвесторы этих стран создали 1340 совместных и иностранных организаций и вложили в экономику республики в 2003 году свыше 90% всех прямых инвестиций. 

В отраслевом разрезе по количеству созданных  предприятий с иностранными инвестициями наибольшую долю занимает промышленность (40,3%), торговля и общественное питание (37,4%), транспорт (9,3%).  

Крупнейшими странами-инвесторами по количеству созданных СП и ИП на начало 2004 года являются:

Россия (579 или 19,5% от общего числа зарегистрированных предприятий),

США (419 или 14,2%),

Германия (341 или 11,5%),

Польша (322 или 11,5%),

Литва (205 или 6,9%),

Великобритания (147 или 4,9%),

Латвия (138 или 4,7%),

Кипр (124 или 4,2%),

Чехия (92 или 3,1%),

Италия (77 или 2,6%).  

На долю первой десятки стран приходится свыше 80% созданных в Беларуси предприятий с участием иностранного капитала. 

По количеству созданных совместных и иностранных  предприятий лидирует г. Минск – 1 578 предприятий (53,4%). 

Иностранный капитал также принимает участие  в формировании банковского сектора  Беларуси: из 30 функционирующих банков, 25 созданы с участием иностранного капитала. 

На территории Беларуси работают 11 представительств иностранных банков и кредитно-финансовых организаций, среди которых немецкий «Коммерцбанк», польский «Банк польска  каса опеки», российские «Инкомбанк» и «Местбанк» и др. 

На страховом  рынке Беларуси представлено свыше 10 компаний с участием иностранного капитала. 

Прямых  инвесторов в республике привлекает промышленная сфера. В эту отрасль  и, прежде всего, в пищевую, легкую и  химическую отрасли промышленности, а также в машиностроение и металлообработку только в 2003 году направлено более 60% всех вкладов в уставный капитал. 

Более 16% капитала прямых инвесторов используется на развитие торговой сферы республики. 

В транспорт  вложено свыше 10% перечислений в уставные фонды совместных и иностранных предприятий. 

Инвестиционный  кодекс изменился. 

Улучшит ли это инвестиционный климат? 

Инвестиционное  законодательство Беларуси, если его  брать отдельно, является одним из лучших среди стран СНГ. Это признанный специалистами факт. В то же время любому, кто настаивает на такой оценке, могут немедленно возразить: почему же на практике инвестиционный рейтинг Беларуси невысок, а объемы инвестиций, особенно иностранных, ничтожны и явно несопоставимы с привлеченными средствами у ближних и дальних соседей? 

Возражения  справедливы, хотя к содержанию Инвестиционного  кодекса этот упрек вряд ли отнесешь — он на самом деле довольно прогрессивен и создает условия наибольшего  благоприятствования как раз  для иностранных инвесторов. А противоречие между теорией и практикой говорит лишь о том, что один, даже очень хороший, нормативный акт сам по себе не является достаточной гарантией успешного привлечения инвестиций. Иностранные инвесторы, в том числе в рамках Консультативного совета по иностранным инвестициям при Совмине, постоянно называют одни и те же причины, препятствующие широкому привлечению инвестиций в Беларусь. Основные из них;

-          неоправданно большое вмешательство  государства в экономику;

-          низкие темпы приватизации;

-          нестабильность законодательства  и его несогласованность

-          большое количество административных  барьеров, препятствующих развитию    предпринимательства;

-          непомерное количество контрольных  органов с безграничными полномочиями;

-          высокие штрафные санкции за  незначительные нарушения;

-          недостаточные гарантии права  собственности;

-          специфическая правоприменительная  практика. 

Некоторые специалисты особо выделяют также  слишком высокую налоговую нагрузку, сложность налоговых и таможенных процедур. В отношении размера налогов можно поспорить, но то, что в процедурах не могут зачастую уверенно ориентироваться даже сами налоговики и таможенники, бесспорно. 

Таким  образом,  инвестиционный рейтинг страны зависит не только от Кодекса, но и от  многих других  факторов.   Но поскольку  имеется  специальный закон, именно он должен являться определяющим  в  регулировании финансовых потоков и отношений, с ним связанных. В этом смысле Инвестиционному кодексу РБ повезло. Он изначально был сделан на довольно высоком уровне, а те изменения и дополнения, которые в него внесены Законом от 5.08.2004г. (далее — Закон), свидетельствуют о стремлении его разработчиков повысить инвестиционный имидж страны, создать хорошие условия для инвесторов. 

И все  же в какой мере в новой редакции Кодекса учтены пожелания и критические  замечания потенциальных инвесторов? Мы постараемся оценить изменения  только с правовой точки зрения, поскольку другие специалисты дадут им свою оценку. 

В ст. 3 перечень инвесторов дополнен иностранными организациями, не являющимися юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством иностранных  государств. Законодатель учел то, что  существуют немало организаций (объединений), которые формально не обладают признаками юридического лица, однако объединяют свои     усилия     для     достижения общих, в том числе предпринимательских, целей. К таковым относятся, например, простые товарищества, финансово-промышленные группы и др. Участники сами решают: зарегистрироваться ли в форме юридического лица, либо ограничиться деятельностью в качестве неформальной группы, «клуба по интересам». В Беларуси уже известны такие образования как финансово-промышленные группы, группы компаний и т.д. Белорусский законодатель, таким образом, учел, в частности, что подобные организации зачастую являются инвесторами или могут ими стать. 

Если  раньше в ст. 5 Кодекса в качестве одного из источников инвестиций называлось приобретение доли в уставном фонде юридического лица, то теперь уточнено: «включая случаи увеличения уставного фонда юридического лица». Имеется в виду не только приобретение уже существующей доли, но и ее появление за счет дополнительных взносов участника. Представляется, что это очень разумное решение, соответствующее законодательству и сложившейся практике. В дополнение к ранее указанным источниками инвестиций (ст. 5 .Кодекса) Закон называет также заемные и привлеченные средства, включая кредиты банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, займы учредителей (участников) и других юридических и физических лиц, облигационные займы. До сих пор использование указанных средств в качестве источников инвестиций в нашем законодательстве было ограничено. Более того, например, ст. 14 действующего Закона «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью» запрещает использовать в качестве вклада в уставный фонд (что является формой инвестиций) «привлеченные или одолженные средства, кредиты». Ст. 146 Банковского кодекса также запрещает использовать банковские кредиты для уплаты взносов в уставные фонды юридических лиц.  

Подобное  ограничение для многих начинающих предпринимателей означало практически  непреодолимое препятствие и отрадно, что оно устранено. Уточнено также, что в качестве источника инвестиций может использоваться прибыль, оставшаяся после уплаты налогов и других обязательных платежей, в т.ч. средства, полученные от продажи долей в уставном фонде. 

Расширение  перечней форм инвестиционной деятельности и источников инвестиций - еще один шаг на пути увеличения инвестиций. Правда, для этого другие акты законодательства должны быть приведены в соответствие с новой редакцией Кодекса, нужно уточнить и некоторые понятия, например «привлеченные средства». 

В ст. 12 унифицированы условия компенсации  стоимости национализированного или  реквизированного инвестиционного  имущества. Если раньше уплата процентов  за отсрочку выплаты компенсации  осуществлялась для национальных инвесторов по курсу Нацбан-ка, а для иностранных — по ставке LIBOR на Лондонском межбанковском рынке, то теперь указанный процент и для национальных, и для иностранных инвесторов не должен быть ниже, чем ставка LIBOR. 

Из Кодекса  исключены такие виды государственной поддержки инвестиционной деятельности, как льготы по налоговым и таможенным платежам (ст. 15 и 17). Это обусловлено принятием Общей части Налогового кодекса и Декрета от 19.04.2002 г. № 11 «Об отмене индивидуальных льгот по налогам, сборам и таможенным платежам и о совершенствовании государственной поддержки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Согласно этим актам, включение вопросов налогообложения в другие акты запрещено (если иное не установлено Кодексом или Президентом), отменено также предоставление индивидуальных льгот. Правда, в Декрете № 11 все равно допускается возможность предоставления льгот отдельным категориям налогоплательщиков. 

Особо следует выделить положения, касающиеся иностранных инвестиций. 

По-прежнему режим иностранных инвестиций остается более льготным, чем для национальных инвесторов, — в этом плане пока принципиальных изменений нет. Так, сохранены налоговые льготы в  виде освобождения от налога на прибыль в течение трех лет, освобождение от таможенных налогов и пошлин при ввозе в качестве вклада в уставный фонд, право на свободное ценообразование, возможность увеличения сроков формирования уставного фонда и др. 

В качестве одного из важнейших изменений следует отметить, что в ст. 77 сняты ограничения на перечень организационно-правовых форм, в которых могут создаваться в Беларуси юридические лица с иностранными инвестициями. Теперь они могут создаваться не только в форме ООО, ОДО, ОАО, ЗАО и частного унитарного предприятия, как ранее, но и в любой иной форме, например фермерского .хозяйства, полного товарищества, производственного кооператива). 

В свое время серьезные споры вызывала норма ст. 79 о неприменении к иностранным инвесторам в течение пяти лет законодательства, ухудшающего положение и условия их деятельности. Теперь же эта норма изложена так, что исключает двоякое толкование: «В течение пяти лет с даты приобретения юридическим лицом статуса коммерческой организации с иностранными инвестициями применяется законодательство, действовавшее на дату регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями». 

Согласно  изменениям в ст.82, организации с  иностранными инвестициями теперь смогут создавать не только дочерние и зависимые хозяйственные общества, но и дочерние унитарные предприятия. Эти предприятия будут пользоваться теми же правами, что и организации, их создавшие, но при условии, что размер вкладов иностранных коммерческих организаций в уставных фондах таких обществ и предприятий будет не менее 20 тыс. USD в эквиваленте. Следует заметить, что такими льготами не пользуются дочерние и зависимые общества и предприятия, созданные коммерческими совместными организациями, т.е. теми, где помимо иностранного участвует отечественный капитал. 

Некоторые коррективы внесены в порядок  господдержки инвестиционных проектов. Они касаются прежде всего регламента проведения государственной комплексной  экспертизы инвестиционных проектов, порядка предоставления гарантий правительства, контроля за использованием и погашением иностранных кредитов. К сожалению, большинство этих изменений носит скорее организационно-технический, чем новаторский характер. 

Разработчики  сочли нужным уточнить порядок заключения концессионных договоров. Это очень важный, но недостаточный шаг, поскольку именно скудость нормативной базы (всего лишь раздел в Инвестиционном кодексе и постановление правительства от 28.09.2001г. №1430, регулирующие порядок регистрации концессионных договоров) сдерживают развитие и использование этого мощного перспективного вида инвестиционной деятельности. 

В России, например, имеется специальный Закон  «О соглашениях о разделе продукции» и около десятка законов, касающихся участков недр, право пользования  которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции. Конечно, в Беларуси гораздо меньше таких возможностей, однако на одном из заседаний Постоянного комитета Консультативного совета по иностранным инвестициям даже госчиновники подтвердили, что иностранные инвесторы заинтересованы, например, в концессии наших лесных богатств. Вместе с тем у нас бытует мнение, что дескать эти концессионеры и инвесторы могут «разграбить» наше национальное богатство, все доходы вывезти из страны, а нам от этого ничего не достанется. 

Информация о работе 12 причин, почему выгодно инвестировать в Республику Беларусь