Влияние массовых праздников на формирование эстетических вкусов населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 10:00, курсовая работа

Описание

Общество развивалось, на смену одному общественному строю приходил другой, менялись взгляды и представления людей, в том числе и взгляды на прекрасное, на его роль в воспитании человека. Но споры об эстетическом воспитании не утихали. Характерной приметой времени является научно-техническая революция.

Содержание

Введение
Глава I. Эстетическое воспитание как педагогический процесс.
§ 1. Понятие «эстетическое воспитание»
§ 2. Направления эстетического воспитания в современных условиях.
Глава II. Влияние массовых праздников на формирование эстетических
вкусов населения.
§ 1. Средства эстетического воздействия массового праздника.
§ 2. Использование средств эстетического воздействия в процессе
проведения праздника « День деревни» в д. Гололобово Зарайского
района Московской области.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа эстетическое воспитание.docx

— 60.18 Кб (Скачать документ)

 

                                           Содержание

 

 

Введение

 

Глава I. Эстетическое воспитание как педагогический процесс.

§ 1. Понятие «эстетическое воспитание»

§ 2. Направления эстетического воспитания в современных условиях.

 

Глава II. Влияние массовых праздников на формирование  эстетических

                вкусов населения.

§ 1. Средства эстетического воздействия массового праздника.

§ 2. Использование средств эстетического воздействия в процессе

       проведения праздника « День деревни» в д. Гололобово  Зарайского

       района Московской  области.

Заключение.

Список литературы.

Приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Введение

Общество  развивалось, на смену одному общественному  строю приходил другой, менялись взгляды  и представления людей, в том  числе и взгляды на прекрасное, на его роль в воспитании человека. Но споры об эстетическом воспитании не утихали.

Характерной приметой времени является научно-техническая  революция. Все возрастающий интерес  к науке и технике, казалось, должен был отодвинуть вопросы эстетического  воспитания на второй план.

Однако  этого не произошло. Эстетическое воспитание интересует современного человека нисколько  не меньше, чем наука и техника.

Более того, специалисты фиксируют резкий скачок, взрыв интереса к вопросам эстетического  воспитания в современном мире.

В решении  научных основ и частных вопросов эстетического воспитания советская  педагогика опирается на марксистско-ленинскую  эстетику (науку о прекрасном), критически использует наследие прошлых лет.

Как определяется в современной педагогике сущность эстетического воспитания?

Под эстетическим воспитанием понимается воспитание способности восприятия и правильного  понимания прекрасного в действительности (природе, труде, общественных отношениях, поступках людей) и в искусстве, развитие эстетических взглядов, вкусов и чувств, потребности и способности  участвовать в создании прекрасного  в искусстве и жизни.

 

 

Эстетическое  воспитание включает в себя две взаимосвязанные  стороны: внешнюю — это задачи, содержание, средства и методы эстетического  воспитания — и внутреннюю —  творчески преобразующую деятельность ребенка, который под руководством педагога постепенно приобщается к  прекрасному, формирующую эстетическую культуру личности.

На это  ориентирует школу программа  «Примерное содержание воспитания школьников». Такой подход к эстетическому  воспитанию учащихся является шагом  вперед в нашей системе народного  образования и коммунистического  воспитания.

Эстетическая  культура рассматривается как сложное  комплексное понятие. Важнейшей  составной ее частью является формирование эстетического чувства, особой эмоциональной  отзывчивости человека к прекрасному  в искусстве, природе, труде, общественной жизни и поведении людей.

В нашей  работе мы рассмотрим, что называется массовыми праздниками, а также  сформулируем, каковы функции массовых мероприятий в эстетическом воспитании человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Эстетическое воспитание как педагогический процесс.

                      § 1. Понятие «эстетическое воспитание»

Эстетическое  воспитание – формирование определённого  эстетического отношения человека  к действительности. В процессе  эстетического воспитания  вырабатывается ориентация личности в мире эстетических  ценностей, в соответствии  с представлениями  об их характере, сложившимися в данном конкретном обществе, приобщение к этим ценностям. Одновременно в эстетическом воспитании формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и идеал, способность к творчеству по законам красоты, к созданию эстетических ценностей в искусстве и вне его (в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении).

Таким образом, эстетическое воспитание обладает двумя  основными функциями, составляющими  единство противоположностей: формирование эстетическо-ценностной ориентации личности и развитие её эстетическо-творческих потенций. Эти функции и определяют место эстетического воспитания в общественной жизни, связь с  другими видами воспитательной деятельности. Эстетическое воспитание  сопрягается с нравственным воспитанием, так как существует единство между эстетическими и этическими ценностями (Эстетическое и этическое, Искусство и мораль).

 Красота,  помимо другого своего назначения, выступает как один из регуляторов  человеческих взаимоотношений, способствуя  тому, чтобы они становились в  полной мере человечными. Благодаря  красоте люди интуитивно тянутся  к добру ещё до того, как  идея добра будет осмысленно  воспринята их моральным сознанием.  Эстетическое воспитание развивает  все духовные способности   человека, необходимые в различных  областях творчества.

Многие  часы, которые провёл играя на скрипке, А. Эйнштейн, не были похищены у науки, ибо, по собственному свидетельству физика, «настоящая наука и настоящая музыка требует однородного мысленного процесса». Конфликт между основными функциями эстетического воспитания возникает тогда, когда эстетические «ценности», в духе которых воспитывается человек, выражают интересы реакционных слоёв общества, являются антигуманистическими по своей сути. Например: пропаганда жестокости, насилия, милитаризма, гонки ядерных вооружений в различных видах и жанрах буржуазной массовой культуры, не только не требуют развития человеческих творческих способностей, а, наоборот, направлены на всяческое их притупление. Если же предполагается формирование личности в духе подлинно эстетических ценностей – таких, которые выражают развитие свободы и свободное развитие человека и общества, - то функции эстетического воспитания гармонически обуславливают друг друга.

Ибо постижение эстетических ценностей, возникающих  в процессе творческой деятельности, не может не носить творческого характера.

Эстетическое  воспитание осуществляется многими  средствами. Это и бытовая среда  жизни человека (Быта эстетика) , обстановка его трудовой деятельности (Производственная эстетика),  эстетическая сторона  нравственных отношений, спорта (Эстетика спорта) и тому подобное.

Важнейшим фактором целенаправленного  эстетического воздействия на личность является искусство, так как в  нём концентрируется и материализуется  эстетическое отношение. Поэтому художественное воспитание – воспитание потребности в искусстве, развитие его чувствования и понимания, способности к художественному творчеству – составляет неотъемлемую часть эстетического воспитания в целом.

 Призма  искусства направляет восприятие  эстетических ценностей жизни.  Обращаясь к искусству, человек  как бы вступает в лабораторию  творческой деятельности.

Иными словами, искусство участвует в осуществлении  как ценностно-ориентационной, так  и творческой функций эстетического  воспитания. При этом с помощью  искусства не сводится только к художественному  воспитанию. Оно гораздо шире, так  как предлагает воздействие на эстетические аспекты труда, быта людей, их поведение, а также формирование эстетического  отношения к самой деятельности.

Социальными основаниями несоответствия между основными функциями эстетическое воспитание являются антагонизмами между интересами личности и общества, так как для личности непосредственно важно развитие её творческих способностей, а для общества – эстетическо-ценностная  ориентация во имя укрепления общественной целостности.

В капиталистических  странах эстетические ценности в  полной мере являются достоянием элиты. Идеалом коммунизма предполагает общество, в котором «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех» (Маркс К., Энгельс Ф.. 4, с 447). На социальной основе такого общества не может возникнуть конфликт между функциями эстетического воспитания. Благодаря тому, что эстетическое отношение к миру объединяет все духовные способности человека, эстетическое воспитание, целенаправленное на формирование человеческой личности в духе подлинно человеческих эстетических ценностей и развитие творческих потенций каждого человека, выступает как важный фактор перестройки всех сфер жизни.

 

 

 

§ 2. Направления эстетического воспитания в современных условиях.

Подготовка  человека к восприятию прекрасного  в искусстве, литературе, в жизни, наслаждению им, правильная его оценка – одна из важнейших задач эстетического  воспитания. В современном обществе создаются необходимые условия  для её решения, так как здесь  успешно идут процессы обогащения искусства  знанием жизни и дальнейшего  приобщения трудящихся к ценностям  культуры.

«Государство, - записано в статье 27 Конституции  СССР (1977), - заботится об охране, преумножении и широком использовании духовных ценностей для нравственного  и этического воспитания советских  людей , повышая их культурного уровня. В СССР всемерно поощряется развитие профессионального искусства и  народного художественного творчества».

Эстетическое  воспитание народа содействует деятельность союзов творческой интеллигенции –  писателей, художников, композиторов, кинематографистов, а также домов  работников искусств, литераторов, журналистов  и других, оказывающих постоянную помощь в развитии народного творчества, организации художественной самодеятельности трудящихся, студентов и учащихся. Этому же содействуют театральные  общества, хоровые общества, различные творческие клубы. Организационно – методическими и творческими центрами художественной самодеятельности являются дома народного творчества, дома художественной самодеятельности.

Эстетическое  воспитание ведут многочисленные культурно-просветительские  учреждения – дворцы и дома культуры, среди них – дома культуры учащихся профессионально-технических учебных  заведений, клубные учреждения, народные университеты, библиотеки.

Развитие  народного творчества, художественной самодеятельности, формирование эстетического  вкуса читателей – важнейшая  часть их культурно-просветительской работы. Эстетическое воспитание народа осуществляют театры, концертные объединения, музеи, картинные галереи, выставки, кино.

Массовыми средствами эстетическое воспитание стали  телевидение, радио, печать, знакомящие с высокохудожественными произведениями литературы и искусства, памятники  истории и культуры, расширяет  эстетическое восприятие природы, героев труда и боевой славы народа.

Следует также обращать внимание на природную красоту. Она дает огромный материал для развития чувства красоты, наблюдательности, воображения.

Эстетическое понимание природы  приводит и к нравственному отношению  к ней, что особенно важно для  уменьшения ее загрязнения и нанесения  урона.

 

Для вырабатывания эстетической культуры учеников огромную роль играют такие  предметы, как биология и география, так как они основываются на исследовании и наблюдении явлений природы. Очень  важны экскурсии по городу и походы в лес и загород, поскольку  они обостряют эстетическое восприятие природы.

 

Воспитанию эстетического отношения  к природе способствуют разбор произведений писателей, композиторов, художников, в чьих работах поднимается проблема красоты природы, а также беседы и конференции по творениям художественной литературы.

 

 

 

Формирование эстетической культуры происходит также посредством искусства, что называется художественным воспитанием.

Учебный план общеобразовательной  школы содержит художественные предметы – музыку, литературу, изобразительное  искусство.

 

Огромное влияние на воспитание литературного вкуса оказывает  развитие культуры чтения, так как  при этом ученик начинает задумываться над прочитанной книгой.

 

Формирование художественного  вкуса помогает восприятию и побуждает  учащихся к эстетической деятельности.

 

Исходными положениями музыкального воспитания в школе является хоровое  пение, обеспечивающее общее переживание  героических и лирических чувств. Оно формирует музыкальный слух, ритм, память, навыки пения, а также  художественный вкус.

 

Преподавание изобразительного искусства вырабатывает у людей творческое мышление, пространственное и образное воображение, хорошую зрительную память, изобразительные способности.

 

Важным аспектом эстетического  воспитания является обеспечение знакомства учащихся с различными выдающимися  произведениями русского, советского, зарубежного изобразительного искусства  и архитектуры. Их также необходимо обучить пониманию художественного  языка. Большое значение играют просмотры  кинофильмов.

 

 

Важнейшей частью эстетического воспитания является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия средства искусства, формирующее специальные способности и развивающее дарования в определенных его видах -- изобразительном, музыкальном, вокальном, хореографическом, театральном, декоративно-прикладном и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Влияние массовых праздников на формирование  эстетических

                вкусов населения.

 

      § 1. Средства эстетического воздействия массового праздника.

 

Что собирает в праздничные дни  под открытым небом огромное количество людей? Что зовет их на площади  и улицы городов, объединяет в  многоликие группы, заставляет петь, танцевать, затевать игры? Ф. Энгельс утверждал, что на народное празднество люди собираются "для взаимного освежения  житейской бодрости и юношеского веселья".

 

В празднестве, в народном праздничном  действе, люди полнее ощущают себя как  единое целое, как нацию, как народ. Выйдя из круга отчуждённости, ограниченных интересов, люди ощущают себя творцами истории.

 

Массовые праздники и зрелища  имеют богатую историю, уходящую своими корнями в глубь веков, в древние народные обряды и действа. История массовых праздничных действ насчитывает около тридцати веков. Массовые празднества родились в  Древней Эладе. Наверное, вместе с  ними появилось и греческое слово "эортология", то есть наука о  празднествах.

Информация о работе Влияние массовых праздников на формирование эстетических вкусов населения