Влияние массовых праздников на формирование эстетических вкусов населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 10:00, курсовая работа

Описание

Общество развивалось, на смену одному общественному строю приходил другой, менялись взгляды и представления людей, в том числе и взгляды на прекрасное, на его роль в воспитании человека. Но споры об эстетическом воспитании не утихали. Характерной приметой времени является научно-техническая революция.

Содержание

Введение
Глава I. Эстетическое воспитание как педагогический процесс.
§ 1. Понятие «эстетическое воспитание»
§ 2. Направления эстетического воспитания в современных условиях.
Глава II. Влияние массовых праздников на формирование эстетических
вкусов населения.
§ 1. Средства эстетического воздействия массового праздника.
§ 2. Использование средств эстетического воздействия в процессе
проведения праздника « День деревни» в д. Гололобово Зарайского
района Московской области.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа эстетическое воспитание.docx

— 60.18 Кб (Скачать документ)

Многодневные праздничные действа, возникавшие на улицах городов-государств Древней Греции, триумфальные шествия  Древнего Рима, средневековые мистерия Западной Европы, превращавшие площади  и улицы огромный многотысячный  театр, традиционная весенняя игра в "майского в короля", популярная в феодальной Англии, буйство красочных карнавалов Итальянского Возрождения, традиционные театрализованные шествия по улицам средневековых городов представителей гильдий и цехов, празднества  французской революции, старославянские "игрища", русские народные гулянья "под горами", "под качелями", наконец, революционные народные праздники  в Красном Петрограде и других городах Советской России.

Является совершенно бесспорным, что  главным художественным порождением  революции всегда были и будут  народные празднества.

 

Вообще всякая подлинная демократия устремляется, естественно, к народному  празднеству. Демократия предполагает свободную жизнь масс.

Для того чтобы почувствовать себя, массы должны внешне проявить внешне проявить себя, а это возможно только когда, по слову Робеспьера, они сами являются для себя зрелищем.

 

Если организованные массы проходят шествием под музыку, поют хором, исполняют  какие-нибудь большие гимнастические маневры или танцы, словом, устраивают своего рода парад, но парад не военный, а по возможности насыщенный таким содержанием, которое  выражало бы идейную сущность, надежды, проклятие и всякие другие эмоции народа, - то те, остальные, неорганизованные массы, обступающие со всех сторон улицы и площади, где проходит праздник, сливаются с этой организованной массой, и, таким образом, можно сказать: весь народ демонстрирует сам перед собой свою душу.

 

Когда художник Давид, по поручению  правительства Великой французской  революции, устраивал один за другим свои гениальные праздники, для которых  музыку писали Госсек, Мегюль и Керубини, то он заимствовал многое  из воспоминаний, оставшихся от народных празднеств Древней  Греции.

 

 

 

 

Многим кажется, что коллективное творчество разумеет некоторое спонтанное, самостоятельное выявление воли масс, между тем до тех пор, пока социальная жизнь не приучит массы к какому-то своеобразному инстинктивному соблюдению высшего порядка и ритма, никак нельзя ждать, чтобы толпа сама по себе могла создать что-нибудь, кроме весёлого шума и пёстрого колебания празднично разодетых людей.

 

Настоящий праздник должен быть организован, как всё на свете, что имеет  тенденцию произвести высоко-эстетическое впечатление.

 

Для праздника нужны следующие элементы.

Во первых, действительный подъём масс, действительное желание их откликнуться всем сердцем на событие, которое празднуется.

Во-вторых, известный минимум праздничного настроения, который вряд ли может найтись во времена, слишком голодные и слишком придавленные внешними опасностями.

 В-третьих, талантливые организаторы нужны не только в смысле, так сказать, полководца празднества, размышляющего над общим стратегическим планом, дающего общие директивы, но в смысле целого штата помощников, способных внедриться в массы и руководить ими, притом руководить не искусственно, не так, чтобы вся разумная организация  наклеивалась, как пластырь, на физиономию народа, а так, чтобы естественный порыв масс, с одной стороны, и полный энтузиазма, насквозь искренний замысел руководителей, с другой, сливались между собой.

 

В настоящее время все эти  элементы в большой или меньшей  степени налицо.

 

Народные празднества  непременно должны делиться на два существенно  различных акта.

На массовые выступление в собственном  смысле слова, которое предполагает движение масс из пригородов к какому-то единому центру, а если их слишком  много – к двум-трём центрам, где  совершается какое-то центральное  действие типа возвышенной символической  церемонии. Это может быть спектакль, грандиозный, декоративный, фейерверочный, сатирический или торжественный, это может быть какое-нибудь сожжение враждебных эмблем и т.п. , сопровождаемое громовым хоровым пением, согласованной и очень многоголосой музыкой, носящий характер торжества в собственном смысле этого слова.

 

Во время самых шествий не только движущиеся массы должны явиться  увлекательным зрелищем для неподвижных  масс на тротуарах, на балконах, на окнах, но и обратно. Сады, улицы должны быть разнообразным  зрелищем для  движущихся масс путём соответственно декорированного устройства арок и  т.п.

 

Второй акт – это есть празднество  более интимного характера либо в закрытых помещениях, ибо всякое помещение должно обратиться в своего рода кабаре, либо в открытых: на платформах, на движущихся  машинах, просто на столах и т.п.

 

Здесь возможна и пламенная речь, и декламирование куплетов, и выступление  клоунов с какой-нибудь карикатурой, и какой-нибудь остродраматический скетч, и многое , многое другое. Но необходимо, чтобы всякая такая импровизированная  эстрада во всех номерах своих  носила тенденциозный характер. Хорошо, если в это влит будет просто безудержный  непосредственный смех и т.п.

Чрезвычайно принято, если, кроме исполнителей из артистов-профессионалов которые должны быть рассеяны для этого по всей толпе на улицах и во всех маленьких импровизированных ресторанчиках или по крайней мере залах и закоулках, отданных под народное веселье, в это втянуты будут любители, весельчаки или люди, носящие тот или иной пафос в груди, поделиться какой-нибудь  забавной  выходкой и т.д.

 

Само собой разумеется, на такие  столы могут входить и те, кого французы называют брадобреями, - человек, который на самом деле тянет какую-нибудь возмутительную канитель. В этом случае публика может без церемонии  и с дружеским смехом стаскивать неудачного артиста, который должен быть сейчас же заменён другим.

 

В возможно большей степени –  непринуждённость. Это – главное.

 

Также современные массовые представления - все это та или иная разновидность массовых праздничных действ. Они веками сопровождали все значительные события в жизни народа, выявляя и фиксируя в народном искусстве общественные и политические идеалы, господствующие в данную эпоху.

 

Распространение и возрастающая популярность массового праздника связаны  с его своеобразием, которое в  первую очередь состоит в том, что он в любом практическом проявлении всегда имеет глубокие социаль­но-психологические  корни, полностью исключает элементы случайности при постановке. Массовый праздник не может быть намечен и  проведен тогда, когда этого хочет  тот или иной организатор, то или  иное учреждение.

 

Он проводится лишь тогда, когда  в широкой массе людей существует потребность именно в этом, а не в другом праздничном действе, когда  налицо стремление и готовность к  нему, то есть назрела определённая праздничная ситуация.

 

Массовый праздник предполагает одновременное  возникновение многочисленных очагов действия, причем участники сами выбирают интересный для них в данную минуту объект, а массовое зрелище сосредотачивает  внимание на одном определенном объекте, имеющем в данный момент решающее значение.

 

Культурно-эстетическое воспитание предполагает личное участие и реализацию творческой активности людей

 

Повседневная жизнь постоянно  вносит свои коррективы в эту сферу  культурно-массового творчества, появляются новые праздники.

Становление новых   праздников   и   обрядов — процесс далеко не простой.  Но сила наших праздников и обрядов - в  их  связи  с  жизнью,  с конкретной  обстановкой  в соответствии культурным и идеологическим ценностям времени. Сложившиеся формы наших праздников и обрядов повышают социальную активность людей, формируют атеистическую позицию.

В то же время на пути конструирования  современных праздничных ритуалов имеются свои трудности. Их немало. Одна из них связана с многогранностью  современной культурной ситуации. Обряды и праздники - это в определенной мере явления художественной культуры. Между тем уровень эстетической культуры советского человека непрерывно повышается.

В то же время этот уровень различен в разных социально-профессиональных группах населения. Нельзя забывать и о национальной специфике.

В обряде и празднике это особенно касается сложившихся форм общения  между людьми. В этом случае важно  не нарушать традиций национальной этики  и этикета, иначе неизбежны случаи обесценивания, казалось бы, тщательно  разработанного сценария.

Если, например, у русских традиция публичного обмена поцелуем на свадьбе издавна считалась знаком скрепления супружеского союза молодоженов, то у народов, исповедовавших в прошлом ислам, сложившиеся традиции исключают публичные знаки супружеского союза.

В самой природе обряда как разновидности  обычая заложена традиция, стереотипность. Но традиция никогда не исключала импровизации, поскольку импровизация является одним из условий, когда достигается фактор адекватности ритуала или торжества конкретной ситуации.

Многогранность современной культурной ситуации, постоянно растущий культурный уровень людей предъявляют определенные требования и к оформлению Домов (Дворцов) торжественных событий, и к уровню профессиональной подготовки организаторов обрядово-праздничных торжеств. Поэтому теперь работники обрядовой службы проходят специальную подготовку по вопросам этики, эстетики, техники речи, сценического искусства; организуются просмотры и конкурсы на лучший ритуал, проводятся соревнования на лучшего исполнителя обряда торжественной регистрации.

Поэтому общественность придает важное значение работе над совершенствованием обрядов и праздников, постоянным творческим поискам в этой сфере  жизни нашего общества. Все это  не может не сказываться на особенностях подготовки кадров работников обрядовой  службы, принципах сценарной разработки и  торжественного  ритуала  и  массового  праздника.

 

Эмоциональное звучание празднику  придают такие средства, которые  способны вызвать коллективные переживания. Среди этих средств в обрядах  и праздниках большую роль играют, например, различные эстетические символы. В. А. Руднев, рассматривая значение праздника  с точки зрения общения людей, разрядки и проявления положительных  эмоций, считает, что ощутить движение праздника, по-настоящему стать его  участниками помогают людям такие  художественные образы, как Ярило, Лада, Купава, Весна и др., поэтому надо смелее оснащать ими наши праздники  времен года.

 

В системе  воспитания личности эстетическое воспитание занимает видное место. Важно поэтому шире включать в обряд лучшие достижения отечественной и мировой культуры, поддерживать участие творческой интеллигенции в разработке сценариев и художественного оформления современных праздников и обрядов.   В современную эпоху фольклорное наследие оценивается как одно из важных национальных достояний и что, включаясь в систему современной духовной культуры, и в особенности в современную обрядность, подобного рода фольклоризмы выполняют определенные этические и эстетические функции. Таким образом, современная гражданская обрядность выполняет определенные функции в эстетическом воспитании людей, поскольку наши праздники и обряды — это не только материализованные символы социального опыта общества, но благодаря своим художественным элементам они являются и своеобразной формой эстетического освоения действительности, отражением многообразия современной социально-культурной ситуации.

 

 

 

 

Эстетическая и моральная «заряженность» гражданских праздников и обрядов, наличие в них большого социального  потенциала способствуют формированию, обогащению и раскрытию универсальных  творческих способностей человека, помогают видеть красоту труда, осознать его  необходимость.

Примечательно, что в современные праздники и обряды всё активнее включаются традиционные элементы, не утратившие своего эстетико-эмоционального содержания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2. Использование средств эстетического воздействия в процессе

       проведения  праздника « День муниципального Зарайского

       района   Московской области.

 

ПРАЗДНИК- это особое, многостороннее общественное явление, отражающее жизнь  каждого человека и общества в  целом.

 

Сопоставляя праздник и игру, можно  отметить, что праздничная атмосфера  колеблется между серьезным и  игровым, строго определенным и произвольно  свободным.

 

Если в обыденной жизни практическое и игровое действие разделены  между собой, то праздник такого разделения не знает, так как в нем всегда есть условный, символический, обрядно  зрелищный момент. Праздник есть перевод  на язык игровых правил наиболее существенных, переломных моментов человеческой жизни.

 

Настоящий праздник должен быть организован как всё на свете, что имеет тенденцию произвести высоко эстетическое впечатление. Для праздника нужны следующие элементы.

Во-первых, действительный подъем, действительное желание их откликнуться всем сердцем  на событие, которое празднуется.

Во-вторых, известный минимум праздничного настроения.

В-третьих, талантливые организаторы. (А.В.Луначарский).

 

Социальная сущность праздника  в первую очередь проявляется  в том, что он представляет собой  особый тип социального действия людей, объединяющий мировоззрение  данного общества, его политические, нравственные и эстетические идеал.

 

Сценарий массового праздника  сам по себе уже является понятием комплексным, синтезирующим воедино  работу драматурга, режиссера, художника, композитора, организатора.

 

Тема- это круг жизненных явлений, отобранных сценаристом и режиссером.

 

Идея- это основной вывод, основная мысль, авторская оценка изображаемых событий.

Тема обычно задана в самом начале праздника, а к идее как к общему

главному выводу сценарист и  режиссер должны подвести собравшихся  зрителей. Тема и идея неразрывно связаны  друг с другом и вместе составляют идейно-тематическую основу сценария.

 

В драматургии массового зрелища  вступают в силу свои особенности. Экспозиция, конфликт, кульминация приобретают  в драматургии массового зрелища, действа специфические черты, обусловленные  монтажной структурой, где конфликтность  существует не в результате возникающего контрдействия и противоборствующих сил, а в монтажном соединении , " сбор-кеб" разнородных эпизодов, номеров и "аттракционов".

Информация о работе Влияние массовых праздников на формирование эстетических вкусов населения