Социальная профилактика правонарушений в подростковой среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 21:38, курсовая работа

Описание

Цель исследования – раскрыть основные направления социальной профилактики правонарушений среди подростков.
Объект исследования – подростки (14-17 лет), склонные к совершению правонарушений.
Предмет исследования – процесс социальной профилактики среди подростков, склонных к правонарушениям, на примере Инспекции по делам несовершеннолетних.

Содержание

Введение 3-5
Глава 1.Теоретические аспекты социальной профилактики правонарушений в подростковой среде 5-18
1.1. Правонарушения в подростковой среде: сущность, структура, факторы детерминации 5-12
1.2. Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей
1.3.Социальная профилактика как направление социальной работы с подростками-правонарушителями 12-18
Глава 2. Практика социальной профилактики правонарушений в подростковой среде 18-36
2.1. Нормативно- правовые основы профилактической деятельности с подростками 18-25
2.2. Содержание, формы и методы профилактики правонарушений подростков (на примере ИДН Центрального района г. Минска) 25-36
Заключение 37-38
Список использованной литературы 39-42

Работа состоит из  1 файл

Курсовая !!!!!.doc

— 234.00 Кб (Скачать документ)

     - профилактика рецидива, специфика которой связана со специфическим объектом воздействия – подростком, приговоренным к наказанию, не связанному с лишением свободы, или вернувшимся из мест лишения свободы (устранение обстоятельств, способствующих преступлению; административный надзор, социальный патронат и т.д.) [27; 141-142].

     Основными направлениями профилактики противоправного (шире – дезадаптивного, девиантного) поведения подростков являются:

  • ранняя диагностика детей «группы риска». По мнению Н.А. Рычковой, можно выделить следующие группы детей, имеющих повышенный риск развития девиантных форм поведения: дети, находящиеся на воспитании в семьях с различным уровнем социальной дезадаптации; дети с высокой наследственной отягощенностью психическими и психосоматическими заболеваниями; дети с гипердинамическим синдромом; дети, находящиеся в условиях депривации; дети, находящиеся под гиперопекой со стороны родителей, близких, воспитателей [; 30-31];
  • консультационно-разъяснительная работа с родителями, педагогами;
  • мобилизация воспитательного потенциала среды, работа с контактными группами несовершеннолетнего, в том числе семьей;
  • организация коррекционно-реабилитационной деятельности, привлечение необходимых специалистов, обращение к помощи специализированных учреждений, центров, служб;
  • патронаж дезадаптированных несовершеннолетних;
  • разработка и реализация целевых программ и технологий, направленных на профилактику и коррекцию нарушений поведения [; 93].

     Рассмотренные нами направления деятельности по предупреждению противоправного поведения являются той методологической основой, на которой  только и может быть «выстроена» конкретная система профилактики правонарушений среди подростков. При этом следует иметь в виду, что правонарушения несовершеннолетних, причины и условия, способствующие им, имеют свои особенности. В соответствии с этим и профилактические мероприятия по их предупреждению также будут обладать определенной спецификой, однако осуществляться они должны на единой для всех нормативно-правовой основе. 

Глава 2. Практика социальной профилактики правонарушений в подростковой среде 

2.1. Нормативно-правовая основа социальной профилактики правонарушений среди подростков 

     Для профилактики правонарушений в первую очередь необходимо наличие правовой базы как гаранта надежной защиты прав и соблюдения законных интересов граждан, а также соблюдение международных правовых обязательств в сфере предупреждения правонарушений и соблюдения прав человека.

     В Республике Беларусь, начиная с середины девяностых годов XX столетия, ведется постоянная работа по совершенствованию законодательства, реализуется ряд долгосрочных государственных программ, направленных на улучшение социального положения детей и семьи. Проблемы, касающиеся работы с несовершеннолетними, постоянно учитываются в нормотворческой деятельности. В развитии правовой основы деятельности в указанной сфере, в совершенствовании правового регулирования первостепенное значение имеет неуклонное и правильное применение нормативных актов.

     Каждый  гражданин, принимающий в той  или иной форме участие в охране прав и интересов несовершеннолетних, общественного порядка, должен хорошо знать свои задачи, обязанности и права, способы и средства их решения. Необходимость особой правовой защиты несовершеннолетних обусловлена в первую очередь их физической и умственной незрелостью, и, следовательно, вытекающей из этого потребностью в охране и заботе, обеспечении условий для нормального развития и образования. Точное и последовательное исполнение правовых норм позволит максимально согласовать усилия должностных лиц и представителей общественности, государственных органов и общественных объединений, точно соблюдать свою компетенцию; обеспечивать в конкретных ситуациях надлежащий порядок, своевременность, адекватность и достаточность воспитательных и профилактических мер, а также надежные гарантии прав и законных интересов несовершеннолетних.

     Формулируя  основные принципы Конвенции о правах ребенка (1989 г.), Генеральная Ассамблея  ООН исходила из того, что «человечество  обязано давать ребенку лучшее, что  оно имеет», подчеркивая тем самым важность данного вопроса для всех государств. Согласно данному документу основные права ребенка – право на выживание, право на развитие и право на защиту. Исходными являются следующие положения Конвенции:

  • несовершеннолетние, ввиду умственной и физической незрелости, имеют право на специальную охрану, заботу, защиту;
  • вместе с тем они не только объекты воздействия воспитателей, но и субъекты взаимодействия с ними, обладатели целого комплекса прав и возможностей;
  • в решении всех вопросов, связанных с интересами несовершеннолетних, любыми учреждениями приоритет отдается этим интересам;
  • семья рассматривается как основная ячейка общества, естественная среда для развития и благополучия детей и обеспечивается защитой и заботой с тем, чтобы она могла полностью реализовать свои обязанности в обществе;
  • целью воспитания является подготовка к самостоятельной жизни в обществе в духе идеалов, провозглашенных ООН (мир, достоинство, терпимость, свобода, равенство, солидарность и др.), традиций и культурных ценностей каждого народа;
  • должно проявляться особое внимание к несовершеннолетним, находящимся в трудных (неблагоприятных) условиях.

     К основным международным документам, связанным с проблемой защиты детей, можно также отнести: Всемирную  Декларацию и План действий, принятые на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей (1990), Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») (1985) и др. В 1990 были приняты Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (приняты резолюцией 45/113 Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1990 г.). Правила требуют такого обращения с несовершеннолетними, чтобы дать им максимальную возможность вырасти ответственными гражданами, а не погрязнуть в преступлениях. Все меры по отношению к несовершеннолетним должны приниматься с учетом цели перевоспитания. В Руководящих принципах ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних определено, каким должно быть отношение государства и общества к несовершеннолетним в различных областях жизни: «Следует уделять особое внимание политике предупреждения, способствующей успешной подготовке к жизни в обществе и интеграции всех детей и молодых людей». Генеральная Ассамблея ООН настоятельно призвала государства – члены ООН (в том числе Республику Беларусь) выделить необходимые средства для обеспечения успешного осуществления Правил.

     Ратифицировав Конвенцию о правах ребенка 28 января 1990 г., Республика Беларусь приняла обязательства по приведению своего законодательства о правовом положении несовершеннолетних в соответствие с нормами международного права, которыми закреплены основные принципы правовой защиты несовершеннолетних во всех сферах жизни.

     19 ноября 1993 г. принят Закон «О  правах ребенка». В основу Закона  положены нормы Конвенции о правах ребенка. В Законе четко определен гарант прав и свобод ребенка – государство в лице его органов. Основные положения о правах детей и подростков закреплены в Конституции Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями).

     Правовую  основу воспитания детей и учащейся молодежи составляют также Закон  Республики Беларусь «Об образовании» № 2/844, Концепция воспитания детей  и учащейся молодежи в Республике Беларусь (от 2000 г.) и другие нормативные  документы.

     Специальным Законом, установившим основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, является Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 31 мая 2003 г. № 200-3. Закон определяет ряд мер, направленных на стабилизацию и снижение числа правонарушений, совершаемых несовершеннолетними; повышение эффективности социально-реабилитационной работы с дезадаптированными детьми и подростками, а также несовершеннолетними, совершающими противоправные действия; совершенствование государственной системы профилактики безнадзорности и предупреждения правонарушений несовершеннолетних. Более полное определение получили такие направления социальной деятельности, как индивидуальная профилактическая работа, процессуальные действия по подготовке материалов о помещении несовершеннолетних в учреждения различной ведомственной принадлежности в профилактических, коррекционных или реабилитационных целях. В законе уточнены основные понятия («профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «безнадзорный», «беспризорный», «несовершеннолетний и семья, находящаяся в социально опасном положении»), обозначены категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, а также задачи и субъекты профилактической работы, круг полномочий последних. В связи с принятием данного Закона было разработано более десяти нормативных правовых актов, касающихся вопроса предупреждения преступности несовершеннолетних. Внесены соответствующие изменения в Кодекс о браке и семье, а также другие нормативные акты.

     В Положении «О порядке образования  и деятельности комиссий по делам  несовершеннолетних», утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 2003 г. № 1599, подчеркивается, что профилактическую работу с «трудными» подростками необходимо проводить в более тесном контакте с комиссиями по делам несовершеннолетних местных исполнительных и распорядительных органов, участковыми инспекторами инспекций по делам несовершеннолетних. В постановлении особое внимание уделяется необходимости разъяснительной работы среди родителей несовершеннолетних об их ответственности за антиобщественное поведение детей, а также об ответственности взрослых за вовлечение несовершеннолетних в противоправную деятельность [12].

     Сегодня национальным приоритетом является здоровый и образованный человек, поэтому  наиболее актуальной из проблем воспитательной работы является формирование здорового образа жизни детей и молодежи. Вызывает тревогу, что в молодежной среде употребление спиртных напитков (включая пиво), курение приобретают массовый характер. В соответствии с Директивой Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» необходимо «продолжить целенаправленную работу по формированию у учащихся и студентов безопасного и ответственного поведения, соблюдению общественной дисциплины и порядка, проявлению заботы о своем здоровье необходимо всемерно пропагандировать здоровый образ жизни, так как многие учащиеся и студенты не умеют и не стремятся быть здоровыми. Противодействовать распространению вредных привычек среди детей и молодежи должны все: местная власть, учреждения образования, здравоохранения, средства массовой информации, общественность, церковь. Меры, направленные на предупреждение употребления алкоголя, табака, наркотиков среди учащейся молодежи и пропаганду здорового образа жизни, должны представлять собой не единичные мероприятия, а являться составной частью долгосрочных программ, направленных на формирование безопасного и ответственного поведения подрастающего поколения».

     В Республике Беларусь разработаны и  реализуется ряд целевых программ, направленных на совершенствование работы по обеспечению благополучия детей и защите их прав. Первая республиканская программа «Молодежь Беларуси» была утверждена правительством РБ в 1995 г. В настоящее время реализованы три такие программы и подготовлена четвертая (на 2006-2010 гг.). Основные направления программы – патриотическое воспитание молодежи, помощь в трудоустройстве, в обеспечении жильем, формирование здорового образа жизни. Реализация государственных целевых программ позволяет на национальном уровне определить задачи и пути комплексного решения проблем детей, нуждающихся в особой социальной защите и психолого-педагогической помощи и поддержке (детей-сирот, детей-инвалидов, детей-беженцев, детей, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС), а также меры по актуальным проблемам защиты детей в сфере охраны здоровья, выявления и устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профилактике социального сиротства, беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, развития системы социального обслуживания детей, организации летнего отдыха.

     Новым импульсом по защите прав ребенка  стал Национальный план действий по улучшению  положения детей и охране их прав на 2004-2010 гг., утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 декабря 2003 г. № 1661. В нем запланирована работа по следующим направлениям: создание благоприятных условий для жизни и развития детей; совершенствование механизма и координации усилий по защите прав детей, организацию работы общественных приемных по правам ребенка с привлечением специалистов в области прав ребенка; разработка научно-методического обеспечения системы охраны детства. Важным направлением работы является профилактика социально опасного положения детей и их семей, выявление, учет и защита несовершеннолетних, нуждающихся в социально-педагогической, психологической и других видах помощи, создание условий для прекращения воспроизводства социального сиротства [10].

     В целях профилактики семейного неблагополучия разработана Инструкция о порядке  выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите (постановление Министерства образования от 28 июля 2004 г. № 47), которая устанавливает порядок выявления и учета несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении [7].

     Наиболее  важными государственными институтами, которые занимаются вопросами защиты прав детей, а также профилактической работой по предупреждению правонарушений со стороны несовершеннолетних, являются:

     1. Национальная комиссия по правам  ребенка, созданная в 1996 году, которая имеет право проверять деятельность министерств, других центральных и местных органов управления, общественных объединений по соблюдению Конвенции ООН о правах ребенка и национального законодательства, касающуюся защиты прав и интересов детей;

     2.  Комиссия по делам несовершеннолетних  при Совете Министров Республики  Беларусь (а также КДН областных  городских районных исполнительных  комитетов), которая осуществляет  меры, предусмотренные законодательством Республики Беларусь, по координации деятельности органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

     3. Органы государственного управления  образованием и учреждения образования,  которые осуществляют общие меры  по профилактике безнадзорности несовершеннолетних;

     4. Органы опеки и попечительства;

Информация о работе Социальная профилактика правонарушений в подростковой среде