Социальная профилактика правонарушений в подростковой среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 21:38, курсовая работа

Описание

Цель исследования – раскрыть основные направления социальной профилактики правонарушений среди подростков.
Объект исследования – подростки (14-17 лет), склонные к совершению правонарушений.
Предмет исследования – процесс социальной профилактики среди подростков, склонных к правонарушениям, на примере Инспекции по делам несовершеннолетних.

Содержание

Введение 3-5
Глава 1.Теоретические аспекты социальной профилактики правонарушений в подростковой среде 5-18
1.1. Правонарушения в подростковой среде: сущность, структура, факторы детерминации 5-12
1.2. Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей
1.3.Социальная профилактика как направление социальной работы с подростками-правонарушителями 12-18
Глава 2. Практика социальной профилактики правонарушений в подростковой среде 18-36
2.1. Нормативно- правовые основы профилактической деятельности с подростками 18-25
2.2. Содержание, формы и методы профилактики правонарушений подростков (на примере ИДН Центрального района г. Минска) 25-36
Заключение 37-38
Список использованной литературы 39-42

Работа состоит из  1 файл

Курсовая !!!!!.doc

— 234.00 Кб (Скачать документ)

Общая направленность личности трудновоспитуемого подростка, т.е. его устремления, потребности, интересы и идеалы, определяют отрицательную линию поведения. Эти подростки или не имеют определенных жизненных целей и не знают, чего они хотят, либо их жизненные устремления, интересы и потребности носят ограниченный, примитивный, потребительский характер. Для них характерна определенная система мотивов, самоутешение, самооправдание, обвинение в своих неудачах других лиц, либо ссылка на стечение неблагоприятных обстоятельств. Трудновоспитуемые подростки, как правило, отстают от сверстников в развитии, у некоторых может наблюдаться отставание или отклонение в развитии психических функций (памяти, речи, внимания, восприятия, мышления). Для них характерны недоразвитие духовных чувств и эмоций, лживость и эгоизм, упрямство и агрессивность, приспособленчество, неорганизованность, неуравновешенность, лень, вспыльчивость, грубость, замкнутость, скрытность. Волевые усилия часто носят отрицательную направленность, они могут проявить инициативу, ловкость, сообразительность, настойчивость, когда дело касается достижения собственных пагубных желаний.

Трудновоспитуемых подростков привлекает, прежде всего  то, что не требует особых умственных усилий, носит легкий развлекательный  характер и вызывает острые ощущения (песни под гитару, чтение книг про шпионов, развлекательные или детективные фильмы без психологических коллизий и т.п.). Они имеют большие пробелы в знаниях, учатся плохо, многие из них являются второгодниками. Особенно плохо усваиваются ими математика и языки. 
Систематическая неуспеваемость способствует закреплению у них равнодушного или отрицательного отношения к интеллектуальному труду и учебе. На уроках они, как правило, бездельничают, домашние задания не выполняют, постепенно утрачивают вообще понимание смысла учения. Все это приводит к тому, что в общем развитии они значительно отстают от своих сверстников.

К физическому  труду они, как правило, относятся  положительно, но так как способностью трудиться, трудолюбием, умением преодолевать трудности не отличаются, то доводить дело до конца, систематически, целенаправленно трудиться они не могут: с удовольствием берутся за дело, но вскоре его бросают. Однако, если отношения с учителями по отдельным учебным предметам у трудновоспитуемого подростка складываются благоприятно, он может под их руководством достигать в трудовой деятельности определенных результатов. К продуктам чужого труда относятся потребительски, не уважают его, портят вещи.

У таких  учащихся, как правило, нет общественных обязанностей, а если им и дают поручения, то они не в состоянии систематически выполнять их, так как не обладают умением самостоятельно планировать работу и привлекать других к ее выполнению, не уверены в своих силах. С ними обычно не хотят дружить, сидеть за одной партой. Завоевывать авторитет среди сверстников им приходится путем бравады, неумеренных шалостей, дезорганизаторских действий на уроках и на перемене, насаждения атмосферы круговой поруки, совершения хулиганских поступков. Все это приводит к конфликтным отношениям трудного подростка с одноклассниками.

Характерной особенностью трудных подростков является неуравновешенность процессов возбуждения  и торможения, соединенная с оборонительной позицией, при которой все внешние  воздействия воспринимаются враждебно. У них, в большей степени чем у других подростков, осознание своей взрослости имеет, прежде всего, внешнее показное проявление; курение, употребление спиртных напитков, особый "взрослый" лексикон, утилитарные способы развлечений, развязная манера поведения, необдуманное подражание моде и т.п. Такая “взрослость” приобретается в неформальных группах некритического подражания взрослым, старшим ребятам. Они грубят старшим, родителям, пренебрегают их советами, не верят в их справедливость и доброжелательность.  

1.3. Социальная профилактика как направление социальной работы с подростками-правонарушителями 

     Отношение к правонарушениям как социально-негативному  явлению предполагает соответствующую  стратегию борьбы, которая включает развитие системы предупреждения противоправного поведения и системы наказания за его совершение (пенитенциарная система). В свою очередь, предупреждение правонарушений трактуется как многоуровневая система мер воздействия на криминогенные объекты с целью их ограничения, устранения или нейтрализации, осуществляемых государственными органами, должностными лицами, гражданами и общественными формированиями [27; 134]. Под криминогенными объектами понимаются негативные социальные процессы и явления, взаимодействие которых порождает преступность как крайнюю форму девиантного поведения. Меры воздействия на них облекаются в форму предотвращения, пресечения и профилактики, представляющей собой относительно самостоятельное направление предупредительной деятельности. Предотвращением и пресечением является деятельность, направленная на недопущение или прекращение уже начатого противоправного действия путем осуществления специальных мероприятий. Система заблаговременно принимаемых мер по упреждению, выявлению, ограничению и устранению процессов, связанных с совершением противоправных действий, именуется профилактикой. Свою особую роль в организации профилактической деятельности выполняет социальная работа в лице своих специалистов.

    Однако  характер девиантного поведения  несовершеннолетних и его детерминанты таковы, что в борьбе с ними должны применяться не только меры уголовной репрессии, но в первую очередь превентивные подходы. Первостепенное значение имеют нейтрализация, блокирование, ограничение действия экономических, социальных, морально-психологических причин и условий такого поведения, коррекция личности и образа жизни подростка с отклоняющимся поведением, а не повышение степени контроля и надзора за ними, ужесточение наказаний.

    Итак, социальная профилактика (предупреждение, превенция) – деятельность по предупреждению социальной проблемы, социального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин [12; 89]. На этом основании определим профилактику противоправного поведения подростков как совокупность научно обоснованных действий, направленных на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных подростков и «групп риска»; сохранение, поддержание и защита нормального уровня жизни подростков, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов [35; 275].

    Основной  задачей профилактики правонарушений несовершеннолетних является предупреждение и коррекция социальных отклонений и социальной дезадаптации детей  и подростков, которые являются результатом  неблагоприятного социального развития – социопатогенеза, обусловленного различными негативными факторами среды, воспитания, психобиологическими особенностями.

    Социальная  профилактика несовершеннолетних включает следующие направления: нейтрализация, минимизация и по возможности устранение социальных детерминант отклоняющегося поведения подростков; сокращение факторов и условий, способствующих ситуациям, при которых подростки вовлекаются в противоправную деятельность; активизация и развитие позитивных социальных и личностных факторов и процессов, обеспечивающих оптимальную социализацию и стимулирующих социально нормативное поведение; обеспечение реабилитации несовершеннолетних с противоправным поведением. Реализация этих направлений предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом. Условиями успешной профилактической работы являются ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность.

     Решение задач по профилактике правонарушений среди подростков предполагает три  уровня организации социальной профилактики.

     1. Общесоциальный уровень (общая  профилактика) предусматривает деятельность государства, общества, их институтов, в том числе учреждений социальной защиты,  направленную на выявление и разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно-духовной сфере и т.п. Она осуществляется различными органами государственной власти и управления, а также общественными формированиями, для которых функция предупреждения преступности не является главной или профессиональной. Социальной профилактике посвящен, например, Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

     2. Специальный уровень (социально-педагогическая  профилактика) состоит в целенаправленном  воздействии на негативные факторы,  связанные с отдельными видами  отклонений или проблем. Устранение  или нейтрализация причин этих отклонений осуществляется в процессе деятельности соответствующих субъектов, для которых профилактическая функция является профессиональной (например, учреждения МВД).  

     3. Индивидуальный уровень (индивидуальная  профилактика) представляет собой профилактическую деятельность в отношении конкретных лиц, поведение которых имеет черты отклонения или проблемности. В литературе индивидуальная профилактическая работа определяется как деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

     По  данным Г.М. Миньковского, выделяютя  четыре группы несовершеннолетних правонарушителей в зависимости от степени выраженности преступной направленности.

     1) Несовершеннолетние с положительной  направленностью (25-30 %). Преступления  этими подростками совершаются  случайно, в результате так называемой  детской мотивации – легкомысленности  или неправильной оценки действительных  последствий. 

     2) Несовершеннолетние с неустойчивой личностной направленностью (25-30 %). Такие подростки совершают преступления ради престижа или в результате подражания, а потом выражают раскаяние в своих действиях.

     3) Несовершеннолетние с отрицательной  направленностью (30-40 %). Эту группу подростков отличают привычка к бесцельному времяпрепровождению, склонность к выпивкам. Преступления они совершают не в результате активной подготовки, а как бы «плывя по течению».

     4) Несовершеннолетние с преступной  направленностью (10-15 %). Для них  характерны примитивные, низменные потребности, агрессивность, жестокость, склонность к пустому времяпрепровождению, азартным играм, уголовному фольклору. Они проявляют настойчивость, активность в преступлениях, зачастую выступают ее организаторами [; 54-55].

       Осуществляется профилактика как  первичная, вторичная и третичная  (по классификации Всемирной организации  здравоохранения) [11; 16]. Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Задача вторичной профилактики – раннее выявление и реабилитация поведенческих нарушений и работа с «группой риска», имеющей выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такового в настоящее время. Третичная профилактика направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением [18; 161].

     На  этом основании выделим следующие  стадии индивидуальной профилактики противоправного  поведения подростка (осуществляется всегда по индивидуальному плану):

     - ранняя профилактика, когда выявляются источники антиобщественных влияний на подростка до того, как это влияние устойчиво сказалось на его поведении с целью пресечения действия источника негативного влияния и разъяснения профилактируемому лицу опасности таких контактов;

     - непосредственная профилактика, когда поведение подростка свидетельствует о развитии у него негативных интересов, привычек, стереотипов или имеет место его непосредственное участие в правонарушениях. Здесь задачи состоят в удерживании несовершеннолетнего от дальнейшего «сползания» на преступный путь, а затем в корректирующем воспитательном воздействии с одновременным оздоровлением среды;

     - профилактика на этапе преступного поведения, т.е. в условиях далеко зашедшего процесса криминализации личности, когда количество и характер совершаемых правонарушений в сочетании с характером связей и времяпрепровождения указывают на вероятность совершения преступлений в ближайшем будущем. В этих случаях неотложной задачей является удержание подростка от преступления путем демонстративных мер контроля и жестких разъяснений правовых последствий преступлений;

Информация о работе Социальная профилактика правонарушений в подростковой среде