Социальная профилактика правонарушений в подростковой среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 21:38, курсовая работа

Описание

Цель исследования – раскрыть основные направления социальной профилактики правонарушений среди подростков.
Объект исследования – подростки (14-17 лет), склонные к совершению правонарушений.
Предмет исследования – процесс социальной профилактики среди подростков, склонных к правонарушениям, на примере Инспекции по делам несовершеннолетних.

Содержание

Введение 3-5
Глава 1.Теоретические аспекты социальной профилактики правонарушений в подростковой среде 5-18
1.1. Правонарушения в подростковой среде: сущность, структура, факторы детерминации 5-12
1.2. Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей
1.3.Социальная профилактика как направление социальной работы с подростками-правонарушителями 12-18
Глава 2. Практика социальной профилактики правонарушений в подростковой среде 18-36
2.1. Нормативно- правовые основы профилактической деятельности с подростками 18-25
2.2. Содержание, формы и методы профилактики правонарушений подростков (на примере ИДН Центрального района г. Минска) 25-36
Заключение 37-38
Список использованной литературы 39-42

Работа состоит из  1 файл

Курсовая !!!!!.doc

— 234.00 Кб (Скачать документ)

     Делинквентное поведение можно определить как противоправное поведение, в крайних своих проявлениях представляющее уголовно наказуемое деяние. Отличие делинквентного от криминального поведения как социальной патологии коренится в тяжести противоправных деяний, выраженности их антиобщественного характера, степени осознания индивидом социальной значимости и вредоносности последствий своих действий. Используя образное выражение Е. Анчел, к делинквентному поведению подростков можно отнести «преступные действия, намерения которых были невинными».

     Основой делинквентного поведения подростков является социальный и психический инфантилизм с комплексом характерных признаков. Это – неумение разводить идеальные и реальные цели, наивность и прямодушие, детская восторженность, эгоцентризм, формальное выполнение долга и подчиняемость другим, неумение прогнозировать возможные нежелательные последствия действий, повышенная обидчивость, склонность к резким колебаниям настроения и выраженным аффективным реакциям, подверженность внешним  провокациям. При этом имеются в виду не только возрастные особенности, которые в массе присущи всем подросткам, а именно деформации в эмоциональной и нравственной сферах, проявляющиеся в готовности к агрессивному поведению во взаимоотношениях с другими людьми, склонности к насильственному решению проблем, использовании унижения другого человека в качестве средства самовыражения и поддержания самооценки на высоком уровне.

     Делинкветность  обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За этим следует мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание карманных денег у малышей, угон (с целью прокатиться) велосипедов и мотоциклов. Делинквентное поведение может проявляться, например, в озорстве и желании развлечься. Подросток из любопытства и «за компанию» может бросать с балкона тяжелые предметы (или еду) в прохожих, получая удовлетворение от точности попадания в «жертву», с целью привлечения внимания к собственной персоне («на спор») может попытаться залезть на высокое здание или украсть у учителя из сумки какой-либо предмет. Реже встречаются мошенничество и мелкие спекулятивные сделки; вызывающее поведение в общественных местах, демонстрация пренебрежения к нормам общепринятого поведения (сквернословие, приставание к гражданам, порча общественного имущества и т.д.), сочетающееся с пристрастием к спиртным напиткам, наркотикам, азартным играм; бродяжничество,  систематические побеги из дома; ранние половые связи, половая распущенность; провоцирование конфликтных ситуаций в семье и школе (терроризирование родителей, учителей, сверстников)  и др. Эти действия подростков в большинстве случаев не являются поводом для наказания в соответствии с уголовным кодексом, но в определенных ситуациях их потенциал может быть реализован в преступном поведении (вплоть до убийства другого человека). Поэтому подобные действия подлежат выявлению и пресечению. Обычно именно делинквентность служит наиболее частой причиной для разбирательств в комиссиях по делам несовершеннолетних.

     Таким образом, существуют различные типы девиантного поведения подростков, различающиеся своим отношением к окружающему миру: при патохарактерологическом типе поведения подростка наблюдается его болезненное противостояние реальности, при аддиктивном – уход от реальности, при  делинквентном – противоборство с реальностью. Проявляется девиантное поведение в различных формах, среди которых, по мнению психологов, наиболее часто встречаются:

  • агрессия;
  • аутоагрессия (суицидальное поведение);
  • злоупотребление веществами, вызывающими состояния измененной психической деятельности (алкоголизация, наркотизация, табакокурение);
  • аномалии сексуального поведения (перверсии, отклонения психосексуального развития);
  • сверхценные психологические увлечения (гемблинг, коллекционирование, фанатизм – спортивный, музыкальный и пр.);
  • сверхценные психопатологические увлечения (разновидности маний – клептомания, дромомания и др.);
  • характерологические реакции (группирования, оппозиции и др.);
  • коммуникативные девиации (гиперобщительность, конформизм,  ревность, фобическое и нарциссическое поведение, нигилизм и др.);
  • безнравственное поведение;
  • неэстетичное поведение, или девиации стиля поведения [32;85].

     При этом каждая из данных форм может быть обусловлена любым типом девиантного поведения, а иногда мотивом выбора той или иной формы служит несколько разновидностей отклоняющегося поведения одновременно. При определенных ситуациях девиации  трактуются как правонарушения.

     В педагогической литературе правонарушения несовершеннолетних рассматриваются  как отклоняющиеся от принятых в  данном обществе социально-нравственных норм и ценностей поступки, нарушение процесса усвоения и производства социальных норм и культурных ценностей, а также нарушения саморазвития и самореализации в обществе, к которому человек принадлежит [27;13]. В психологической литературе правонарушение определяется как отклоняющееся от социально-психологических и нравственных норм поведение, выступающее как антиобщественный образец решения конфликта, что проявляется в нарушении общественно принятых норм, в ущербе, нанесенном обществу и себе [27;14]. Из приведенных определений следует, что правонарушение есть отклонение от общепринятых социальных норм, поэтому может рассматриваться как форма девиантного поведения.

     Уточним понятие «правонарушение», обратившись  к Юридическому энциклопедическому словарю. В нем правонарушение рассматривается не просто как отклонение, но как общественно-вредное (опасное) деяние, покушающееся на сложившийся порядок общественных отношений и влекущее административную, гражданскую, дисциплинарную или уголовную ответственность [60; 277]. В данном определении подчеркивается общественная опасность совершаемых отступлений от правовых норм, стоящих на страже порядка и безопасности социума.

     По  степени общественной опасности  правонарушения подростков подразделяются на 1) преступления (уголовные правонарушения) и 2) проступки (гражданско-правовые, административные, дисциплинарные). Преступление – это виновно совершенное общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное уголовным кодексом под угрозой наказания. Проступок – это виновное противоправное деяние лица, отличающееся от преступления меньшей степенью общественной опасности. Суть проступка заключается не только в том, что он не представляет существенной общественной опасности, но и в том, что отличается от преступления мотивами совершения противоправного действия. На этом основании правоведы выделяют в поведении подростков так называемый докриминогенный уровень, когда несовершеннолетний еще не стал субъектом преступлений, а его социальные отклонения находят выражение в мелких проступках, нарушениях норм морали и правил поведения в общественных местах.

     Правонарушения  подростков можно также разделить  на три типа в соответствии с их направленностью – корыстного, агрессивного и социально-пассивного. К правонарушениям  корыстного типа относят те, которые связаны со стремлением незаконным путем получить денежную и имущественную выгоду (кражи, мошенничество, спекуляция и т.п.). К правонарушениям агрессивного типа относятся действия, направленные против личности (оскорбления, хулиганство, побои, изнасилование, убийство).  Правонарушения социально-пассивного типа выражаются в уклонении от обязанностей, долга, нежелании решать личные проблемы (уклонения от учебы, бродяжничество, употребление запрещенных  наркотических средств).

     Правонарушения подростков могут также представать как изолированное явление или явление группового порядка. Индивидуальные (изолированные) девиации включают в себя все проявления отклоняющегося поведения, при которых оно не зависит от поведения окружающих. Нередко подросток осознанно стремится к выбору изолированной девиации, желая кардинально отличаться от окружения или конфронтируя «со всеми и вся». Особенно ярко «индивидуализация» проявляется при  патохарактерологическом типе отклоняющегося поведения.

     Подавляющее большинство подростковых вариантов  противоправного поведения относится  к групповым. Реакции группирования  со сверстниками, эмансипации, имитации, оппозиции, а также такие формы девиантного поведения, как спортивный, музыкальный или религиозный фанатизм, как правило, формируются не изолированно, а в группе. В основе групповых разновидностей правонарушений лежит принцип группового давления и толерантности к этому давлению. Подросток в силу специфических возрастных особенностей склонен вначале дистанцироваться от взрослых и осознанно выбирать референтную группу. В дальнейшем уже сама группа вследствие внутригрупповых закономерностей нацелена карать своих, но отклоняющихся от общей линии, членов, поскольку они могут создавать препятствия на пути общегруппового движения. Так происходит становление группового отклоняющегося поведения, при котором всецелое принятие групповых взглядов сочетается с подавлением собственных сомнений в правильности, нормативности своего поведения. Групповое давление и формирование отклоняющегося поведения может происходить на основе какой-либо идеологии коллективов, а также в группах «по интересам». Семейные разновидности групповых девиаций демонстрируют отклоняющиеся паттерны поведения целой семьи или ее части, связанные также с процессом группового давления. Это могут быть прямые влияния родителей на ребенка (например, сознательное вовлечение его в преступную деятельность) или опосредованная трансляция аддиктивных традиций поведения (например, злоупотребление алкоголем, приобщение к наркотикам, сексуальная вседозволенность и др.).

     Выделяются  стихийные и спланированные, организованные и слабоорганизованные разновидности отклоняющегося поведения. Стихийные девиации имеют склонность к быстрому, хаотичному и неспланированному формированию. Они возникают под влиянием внешних обстоятельств и характеризуются временным характером. В данном случае девиантное поведение специально не запланировано, однако и не исключено из поведенческой программы. Стечение обстоятельств и эмоциональный настрой подростка оказываются решающими в формировании противоправного поведения. Провоцирующим моментом могут служить действия окружающих. Спланированные правонарушения обладают такими характеристиками, как регламентированность, заданность и строгая очерченность. Подросток заранее готовится к их реализации, нередко испытывает «предстартовое волнение», радостное и одновременно беспокойное ожидание данного вида деятельности. При них можно отметить наличие подготовительного периода, во время которого девиант с вожделением ожидает возможности включиться в азартную игру или появления «группы единомышленников». Под организованной  девиацией понимается групповая форма отклоняющегося поведения, в рамках которой четко расписаны роли всех ее участников. Для слабоорганизованной разновидности группового отклоняющегося поведения характерно отсутствие иерархических взаимоотношений, регламентации поступков.

     По  параметру рефлексивности можно  выделить осознаваемые и неосознаваемые правонарушения. Осознаваемые представляют собой отклоняющиеся формы поведения, которые подросток осознает как отклоняющиеся от нормы и по отношению к которым он может испытывать негативные эмоции, чувство вины и желание их исправить. Неосознаваемые правонарушения, как правило, встречаются в рамках психопатологического типа девиантного поведения на базе психических расстройств. Они характеризуются полной спаенностыо отклоняющейся формы поведения с личностью девианта, убежденностью в том, что его поведение адекватно, а также отсутствием стремления изменить что-либо в своем поведении.

     Исследование  проблемы противоправного поведения  несовершеннолетних  невозможно без  соответствующих статистических материалов, дающих количественную и качественную характеристику правонарушений. К основным характеристикам правонарушений относятся структура и динамика. Структура правонарушений – это совокупность правонарушений и «отношения» между ними. Она определяет долю отдельных видов и категорий (групп) правонарушений в общем числе всех правонарушений. Динамика правонарушений – это изменение числа лиц, совершивших правонарушения, за определенный период времени.

     Структура подростковой преступности характеризуется  следующими показателями: за 2006 год  лицами, не достигшими совершеннолетнего  возраста, совершено 8133 преступления, в которых участвовал 6061 подросток, что на 19,5 % меньше, чем в 2005 году. Однако прирост правонарушений среди подростков и юношей значительно опережает рост подростково-юношеской популяции: преступность несовершеннолетних за 2000-2007 годы выросла приблизительно в 2 раза, а подростково-юношеское население уменьшилось на 15 – 20%.

     Вместе  с тем  динамика правонарушений несовершеннолетних последних лет свидетельствует  о некоторых позитивных изменениях. Так, количество зарегистрированных правонарушений, совершенных несовершеннолетними или при их участии, уменьшилось с 208.3 тыс. в 2004 году до 185,4 тыс. в 2006 году, то есть на 10,5 %. Сокращается число несовершеннолетних, совершивших преступления. Удельный вес подростковой преступности в 2006 году составил 6,2% (в 2002 – 6,6%). Уровень повторной преступности снизился на 29,5 %. Уменьшилось на 9,5 % число преступлений, совершенных подростками в состоянии алкогольного опьянения. Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними в группах, снизилось на 5,4 %.

      Несмотря  на некоторое снижение количественных показателей правонарушений несовершеннолетних, наблюдается рост и усугубление  их качественных показателей. Так, отмечается возрастание числа тяжких и особо  тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними. В 2006 году среди всех уличенных в преступлениях несовершеннолетние чаще всего привлекались к уголовной ответственности (83%). В 2004 году этот показатель составил 91%. Большая часть преступлений (71,4%) по-прежнему имеет имущественную направленность: кражи, грабежи, разбои и мошенничество. По-прежнему, количество совершенных хулиганств составляет существенную часть структуры подростковой преступности (почти 15%).  Уменьшилось количество угонов транспортных средств, случаев умышленного причинения тяжких телесных повреждений, а также преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков [].

Информация о работе Социальная профилактика правонарушений в подростковой среде