Социальная профилактика правонарушений в подростковой среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 21:38, курсовая работа

Описание

Цель исследования – раскрыть основные направления социальной профилактики правонарушений среди подростков.
Объект исследования – подростки (14-17 лет), склонные к совершению правонарушений.
Предмет исследования – процесс социальной профилактики среди подростков, склонных к правонарушениям, на примере Инспекции по делам несовершеннолетних.

Содержание

Введение 3-5
Глава 1.Теоретические аспекты социальной профилактики правонарушений в подростковой среде 5-18
1.1. Правонарушения в подростковой среде: сущность, структура, факторы детерминации 5-12
1.2. Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей
1.3.Социальная профилактика как направление социальной работы с подростками-правонарушителями 12-18
Глава 2. Практика социальной профилактики правонарушений в подростковой среде 18-36
2.1. Нормативно- правовые основы профилактической деятельности с подростками 18-25
2.2. Содержание, формы и методы профилактики правонарушений подростков (на примере ИДН Центрального района г. Минска) 25-36
Заключение 37-38
Список использованной литературы 39-42

Работа состоит из  1 файл

Курсовая !!!!!.doc

— 234.00 Кб (Скачать документ)
 

                       Содержание 

Введение                       3-5

Глава 1.Теоретические аспекты социальной профилактики правонарушений в подростковой среде                       5-18

1.1. Правонарушения в подростковой среде: сущность, структура, факторы детерминации                       5-12

1.2. Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей

1.3.Социальная профилактика как направление социальной работы с подростками-правонарушителями                       12-18 

Глава 2. Практика социальной профилактики правонарушений в подростковой среде                       18-36

2.1. Нормативно- правовые основы профилактической деятельности с подростками                       18-25

2.2. Содержание, формы и методы профилактики правонарушений подростков (на примере ИДН Центрального района г. Минска)                      25-36 

Заключение                       37-38 

Список  использованной литературы                        39-42 

Приложения                       43-45

 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     На  современном этапе развития белорусского общества решение проблем молодежи, детей и подростков является одним из приоритетных направлений социально ориентированного государства. В настоящее время очень остро стоит проблема увеличения количества разнообразных поведенческих проявлений среди молодых людей, не отвечающих принятым в обществе нормам и ценностям. Предупреждение асоциального поведения несовершеннолетних, противостояние  детской и подростковой преступности как одного из ведущих направлений помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, всегда были и останутся одной из главных забот социальных работников.

     Противостояние  людей, общества, государства  преступности и правонарушениям при всем многообразии средств и методов воздействия  на эти социально-негативные явления осуществляется, как правило, двумя путями. Первый – это наказание, так называемая «расплата» за совершенные поступки. Второй – устранение самой возможности противоправного действия, заблаговременное предотвращение поведения, вступающего в противоречие с действующими законами государства и общества. Характер правонарушений, совершаемых категорией несовершеннолетних граждан, а также их детерминирование таковы, что в борьбе с ними на первый план необходимо ставить не меры уголовного наказания, которые могут только ухудшить состояние «болезни», а превентивные подходы, профилактику.

     Белорусское общество нуждается в тщательно  проработанной, рассчитанной на перспективу  концепции государственной политики предупреждения преступности и правонарушений несовершеннолетних. Поэтому существующий комплекс предупреждающих мер в современных условиях требует дальнейших научных исследований специалистов различных наук: криминологии, психологии, педагогики, социологии и т.д. В результате подобного разностороннего рассмотрения проблемы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних возникает необходимость не только дифференциации направлений превентивной деятельности по критерию «задействования» субъектов и мер профилактики, но и обратный процесс – интеграции усилий субъектов различных направлений профилактики. В частности, это касается объединения усилий социальных работников и работников органов внутренних дел.

     Данное  обстоятельство обусловливает необходимость  разработки теоретических основ  организации социальной профилактики среди подростков с учетом накопленного опыта на основе научно разработанной социальной модели профилактики.  На этом основании нами сформулирована проблема исследования – поиск путей оптимизации процесса социальной профилактики среди подростков, склонных к правонарушениям, что и определило тему курсовой работы «Социальная профилактика правонарушений в подростковой среде».

     Цель  исследования – раскрыть основные направления социальной профилактики правонарушений среди подростков.

      Объект  исследования – подростки (14-17 лет), склонные к совершению правонарушений.

     Предмет исследования процесс социальной профилактики  среди подростков, склонных к правонарушениям, на примере Инспекции по делам несовершеннолетних.

     В соответствии с целью, объектом и  предметом определяются следующие научно-исследовательские задачи:

1.Изучить  сущность, структуру и факторы  детерминации правонарушений в  подростковой среде. 

2. Характеристика  нравственно-психологических особенностей  несовершеннолетних правонарушителей.

3. Проанализировать нормативно-правовые основы профилактики правонарушений.

4.Проанализировать  опыт социальной профилактики  среди подростков и направления  по организации профилактической  деятельности в условиях Инспекции  по делам несовершеннолетних  Центрального района г. Минска. 

      Гипотеза  исследования. Социальная профилактика правонарушений подростков явится эффективным средством их социализации и интеграции в общество, если она будет:

    1. рассматриваться как одно из важнейших направлений  социальной работы;
    2. осуществляться  с учетом индивидуальных особенностей личности подростка на основе системного характера организации профилактики всеми заинтересованными сторонами (семья, учебные заведения, правоохранительные органы, другие государственные и общественные организации);
    3. реализовываться с учетом модели социальной профилактики среди  подростков.

     Теоретической основой дипломного проекта явились  труды специалистов в области  теории социальной работы В.И. Жукова, В.И. Курбатова, П.Д. Павленка, Е.Г. Студеновой, М.В. Фирсова, исследования специалистов в области юриспруденции по общим вопросам правонарушений  В.Н. Кудрявцева,  В.А. Нестеровича и др., исследования психологов по проблеме девиантного поведения и особенностей личности подростков В.Р. Аверина, А.С. Карнейчика, В.Д. Менделевича, М.Н. Шапиро и др., работы по профилактике и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних А.И. Арбузова, Н.А. Барановского, Г.Ф. Бедулиной, С.А. Беличевой, А.Д. Григорьева, В.Н. Гурова, С.Я. Ермоловича, Е.А. Зайченко, Е.В. Змановской, Р.Н. Кедяровой, В.Н. Келасьева, Ю.А. Клейберга, Л.В. Мардахаева, Г.П. Медведевой, В.Н. Наумчика, Л.Я. Олиференко, О.В. Семашко, О.И. Сенкевич и др.

     Для решения поставленных задач использованы научно-теоретические методы исследования – анализ научной литературы, законодательной базы и практического опыта, изучение документации, сравнение, сопоставление и др.

     Эмпирической  базой исследования явилась Инспекция по делам несовершеннолетних Центрального района г. Минска.

     Научно-практическая значимость исследования состоит в выявлении специфики организации социальной профилактики подростков, склонных к противоправному поведению, и определении путей ее совершенствования. Полученные результаты содержат рекомендательный характер и могут быть использованы специалистами учреждений социальной защиты в практической деятельности при разработке профилактических программ для подростков. Материалы исследования могут быть также использованы в учебном процессе при подготовке будущих специалистов по социальной работе, специализирующихся на работе с подростками и молодежью. 
 

Глава 1. Теоретические  основы социальной профилактики правонарушений среди  подростков 

1.1. Правонарушения в  подростковой среде:  сущность, структура,  факторы детерминации 

     Подростковый  возраст (в переводе с англ. teenage period, adolescence) – это период онтогенеза, расположенный между детством и взрослостью. Традиционно он характеризуется как переломный, переходный, критический, но чаще всего как возраст созревания – органического, полового, социального. Подростковому возрасту отводится период от 11-12 до 16-17 лет. Иногда подростков называют несовершеннолетними. Данный термин чаще всего используется в области юриспруденции: это тот, кто в глазах закона не является взрослым. В нашей стране таковыми считаются лица от 14 до 18 лет. В этом возрасте подростки достигают уже такой степени умственного и волевого развития, что позволяет им критически осмысливать свои поступки, осознавать общественную ценность или опасность своих действий, контролировать свое поведение.

     Хотя  проблема негативного поведения  подростков поставлена в теории социальной работы сравнительно недавно, тем не менее, в настоящее время опубликовано множество работ, в которых освещаются различные аспекты правонарушений. Анализ литературы по данной проблеме  показал, что правонарушения подростков рассматриваются как проявления девиантного поведения, которое  понимается как нарушение социальных норм. Так, в Российском энциклопедическом словаре по социальной работе девиантное поведение определяется как «поступок или действие человека, не соответствующее официально установленным или общепринятым, весьма разнообразным по своей сущности и природе, нормам или правилам социального поведения людей» [46; 123].

     Социальная  норма – это исторически сложившаяся  в конкретном обществе мера  допустимого поведения людей, социальных групп, социальных организаций в различных сферах жизнедеятельности. Нормы являются универсальным средством социальной регуляции поведения людей в обществе. Закрепляются нормы в законодательных актах, правилах, уставах, должностных инструкциях и другой документации, либо существуют в виде неписаных правил поведения, принятых в данном сообществе людей. Любая социальная девиация предстает как поведение, не соответствующее общественным ценностям и нормам (прежде всего правовым и нравственным), принятым в среде жизнедеятельности данного человека. В самой крайней форме девиантность выступает как преступность, как посягательство на социально-политические и нравственные устои общества, личную безопасность и благополучие его граждан [46; 125]. Однако сложность выявления девиантного поведения связана с тем, что нормы сами по себе носят конкретно-исторический характер, нередко весьма размыты и часто вызывают разногласия.

     Таким образом, девиантное поведение человека существенно отличается от гармонии и нормы, поэтому его можно определить как ненормативное, аномальное, отклоняющееся. На этой теоретической основе определим девиантное поведение подростков как систему поступков, противоречащих принятым в обществе социальным нормам и проявляющихся в виде дезадаптивности, нарушении процесса социализации и самоактуализации, уклонения от нравственного и правового контроля над собственным поведением. Такое поведение разнообразно по своим типам, формам и структуре.

     Девиантное поведение подразделяется исследователями на две категории: во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии, болезненных характерологических проявлений; во-вторых, это поведение, нарушающее социокультурные нормы [32; 74-84]. Соответственно выделим патохарактерологическое,  аддиктивное и делинквентное поведение как разновидности девиантного (отклоняющегося) поведения подростков и сопоставим их по мотивационным основаниям.

     Под патохарактерологическим типом понимается поведение, обусловленное патологическими изменениями характера, сформировавшимися в процессе воспитания, или врожденными расстройствами личности (психопатии). По мнению психологов, наиболее частым мотивом такого поведения оказывается стремление к реализации неадекватно завышенного уровня притязаний, тенденция к доминированию и властвованию, упрямство, обидчивость, нетерпимость к противодействию, склонность к самовзвинчиванию и поискам поводов для разрядки аффективного напряжения. Важнейшим мотивационным механизмом является стремление к манипулированию окружающими и контролю над ними. Окружение рассматривается лишь как орудие, которое должно служить удовлетворению потребностей данного человека (подростка).

     Аддиктивное поведение – это тип девиантного поведения, для которого характерно стремление к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций (Ц. П. Короленко). Основным мотивом подростков, склонных к аддиктивным формам поведения, является активное изменение наличного психического состояния, которое рассматривается чаще всего как «серое», «скучное», «монотонное». Жизнь видится подростку неинтересной в силу ее обыденности и однообразности, поэтому он не приемлет того, что считается в обществе нормальным: необходимость заниматься какой-нибудь деятельностью, соблюдать принятые в семье и обществе традиции и нормы. Для подростков, склонных к аддиктивным формам поведения, характерны сниженная переносимость трудностей повседневной жизни; скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством; стремление говорить неправду; стремление к обвинению других, уходить от ответственности в принятии решений; стереотипность, повторяемость поведения; зависимость; тревожность.

Информация о работе Социальная профилактика правонарушений в подростковой среде