Этика делового общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 14:24, курсовая работа

Описание

Деловое общение – необходимая часть человеческой жизни, важнейший вид отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. И общаясь в деловом сотрудничестве со своим подчиненными, начальником или коллегами, каждый так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в общении, он может как облегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3
1 Деловое общение, его функции, уровни и виды
1.1 Понятие делового общения...…………………………………………..….…4
1.2 Виды делового общения………...………………………………………...….5
1.3 Структура и функции общения…...…………………………………….…....7
1.4 Коммуникативная функция общения……...…………………………….......8
1.5 Интерактивная и перцептивная функции общения………...………...…....10
1.6 Уровни общения………………...………………………………………..….11
2 Этические и культурные требования к выступлению в аудитории…...….12
2.1 Этапы подготовки и проведения публичного выступления……...………12
2.2 Способы выступление с речью……………………………...……………...15
2.3 Установление контакта с аудиторией…………………………………...…26
2.4 Поза, жесты, мимика оратора………………………………………..……..28
Заключение………………………………………………………………………20
Список использованных источников ……………………..……………...……21

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 123.00 Кб (Скачать документ)
 

Министерство  образования и науки РФ 

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Тульский государственный университет»

Кафедра «Туризм и индустрия гостеприимства»

Курсовая работа

по дисциплине

  «Профессиональная этика и этикет»

на тему: «Этика делового общения» 

 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

Ст.гр.930381                                                                                    Некрасова Я.Е. 

Проверила:

к.т.н.,зав.каф.                                                                               Пономарёва И.Ю. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Тула, 2010

  Содержание 

Введение………………………………………………………………………..….3

1  Деловое  общение, его функции, уровни  и виды

1.1 Понятие делового общения...…………………………………………..….…4

1.2 Виды делового общения………...………………………………………...….5

1.3 Структура и функции общения…...…………………………………….…....7

1.4 Коммуникативная функция общения……...…………………………….......8

1.5 Интерактивная и перцептивная функции общения………...………...…....10

1.6 Уровни общения………………...………………………………………..….11

2 Этические и культурные требования к  выступлению в аудитории…...….12

2.1 Этапы подготовки и проведения публичного выступления……...………12

2.2 Способы выступление с речью……………………………...……………...15

2.3 Установление контакта с аудиторией…………………………………...…26

2.4 Поза, жесты, мимика оратора………………………………………..……..28

Заключение………………………………………………………………………20

Список  использованных источников ……………………..……………...……21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

  Деловое общение – необходимая часть человеческой жизни, важнейший вид отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. И общаясь в деловом сотрудничестве со своим подчиненными, начальником или коллегами, каждый так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в общении, он может как облегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным.

     Этика (от греч. ethos – обычай, нрав) – учение о морали, нравственности. Термин «этика» впервые употребил Аристотель для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки.

     Мораль (от лат. moralis – нравственный) – это система этических ценностей, которые признаются человеком. Мораль – важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни – семье, быту, политике, науке, труде и т. д.

     Важнейшими  категориями этики являются: «добро», «зло», «справедливость», «благо», «ответственность», «долг», «совесть» и т.д. 
 
 

1  Деловое общение,  его функции, уровни  и виды

1.1 Понятие делового общения 

     Деловое общение – это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.

     Известны  «писаные» и «неписаные» нормы поведения в той или иной ситуации официального контакта. Принятый порядок и форма обхождения на службе называется деловым этикетом. Его основная функция – формирование правил, способствующих взаимопониманию людей. Второй по значению является функция удобства, т. е. целесообразность и практичность. Современный отечественный служебный этикет имеет интернациональные признаки, потому что его основы фактически были заложены в 1720 году «Генеральным регламентом» Петра I, в котором были заимствованы зарубежные идеи.

     Деловой этикет включает в себя две группы правил:

  • нормы, действующие в сфере общения между равными по статусу, членами одного коллектива (горизонтальные);
  • наставления, определяющие характер контакта руководителя и подчиненного (вертикальные).

     Общим требованием считается приветливое  и предупредительное отношение  ко всем коллегам по работе, партнерам, независимо от личных симпатий и антипатий.

     Регламентированность  делового взаимодействия выражается также  во внимании к речи. Обязательно соблюдение речевого этикета – разработанных обществом норм языкового поведения, типовых готовых «формул», позволяющих организовать этикетные ситуации приветствия, просьбы, благодарности и т. д. (например, «здравствуйте», «будьте добры», «разрешите принести извинения», «счастлив познакомиться с Вами»). Эти устойчивые конструкции выбираются с учетом социальных, возрастных, психологических характеристик.

     Общение как взаимодействие предполагает, что  люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить  совместную деятельность, сотрудничество.

     Чтобы общение как взаимодействие происходило  беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:

  • Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку;
  • Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы;
  • Обсуждение интересующей проблемы;
  • Решение проблемы
  • Завершение контакта (выход из него).

     Служебные контакты должны строиться на партнерских  началах, исходить из взаимных запросов и потребностей, из интересов дела. Бесспорно, такое сотрудничество повышает трудовую и творческую активность, является важным фактором технологического процесса производства, бизнеса.[1.,c245-258] 

1.2  Виды делового  общения

     По способу обмена информацией различают устное и  письменное деловое общение.

     Устные  виды делового общения, в свою очередь, разделяются на монологические и диалогические.

     К монологическим видам относятся:

  • Приветственная речь;
  • Торговая речь (реклама);
  • Информационная речь;
  • Доклад (на заседании, собрании).

     Диалогические виды:

  • Деловой разговор – кратковременный контакт, преимущественно на одну тему.
  • Деловая беседа – продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений.
  • Переговоры – обсуждение с целью заключения соглашения по какому - либо вопросу.
  • Интервью – разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения.
  • Дискуссия;
  • Совещание (собрание);
  • Пресс-конференция.
  • Контактный деловой разговор – непосредственный, «живой» диалог.
  • Телефонный разговор (дистантный), исключающий невербальную коммуникацию.

     В прямом контакте и непосредственной беседе наибольшее значение имеют устная и невербальная коммуникации.

     Беседа  или передача сообщений по телефону являются самыми распространенными  формами коммуникаций, их отличает непосредственный контакт и большое  разнообразие способов общения, что  позволяет без труда сочетать деловую (формальную) и личную (неформальную) части всякого сообщения.

     Письменные виды делового общения – это многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и др.

     По  содержанию общение может быть разделено  на:

  • Материальное – обмен предметами и продуктами деятельности;
  •      Когнитивное – обмен знаниями;
  • Мотивационное – обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями;
  • Деятельностное  – обмен действиями, операциями, умениями, навыками.

     По  средствам общения возможно деление  на такие четыре вида:

  • Непосредственное – осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.;
  • Опосредованное – связанное с использованием специальных средств и орудий;
  • Прямое – предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения;
  • Косвенное – осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.
 

1.3  Структура и функции общения

     К структуре общения можно подойти  по-разному, в данном случае будет  охарактеризована структура путем  выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

     Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит  в обмене информацией между общающимися  индивидами.

     Интерактивная сторона заключается в организации  взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).

     Перцептивная  сторона общения означает процесс  восприятия и познания друг друга  партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Информация о работе Этика делового общения