Этика Б. Спинозы: реализм, детерминизм, социальный характер счастья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 23:22, доклад

Описание

Великий голландский философ - материалист Бенедикт Спиноза (Барух де
Эспиноза) родился в 1632г. в еврейской купеческой семье, переселившейся в
Амстердам из Португалии из-за религиозных преследований со стороны
испанской инквизиции.

Содержание

I.
ВВЕДЕНИЕ

3
II.
УЧЕНИЕ Б. СПИНОЗЫ О СУБСТАНЦИИ (ПРИРОДЕ)

4
III.
УЧЕНИЕ Б. СПИНОЗЫ О ДУШЕ

5
IV.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Б. СПИНОЗЫ

9
V.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

10
VI.
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

Этика Спинозы.doc

— 94.00 Кб (Скачать документ)

 

Из этого анализа Спиноза выводит этически позитивное заключение. Если мы предполагаем, что поступки людей, которые мы считаем вредными, вызваны их свободной волей, мы начинаем их ненавидеть; однако если нам известно, что они не вольны в своих действиях, мы не станем их ненавидеть или, во всяком случае, будем ненавидеть намного меньше (поскольку рассматриваем и судим поступки с помощью тех же критериев, с какими подходим к любому неизбежному естественному явлению, например, падающему камню).

 

Спиноза доходит до того, что просто говорит: “ненависть растёт, когда она взаимна”, но может “растаять от любви”. Ненависть порождает ненависть, а любовь способна её погасить; но если неизбежна взаимосвязь причин, о которой говорит философ, то, как может человек отвечать любовью на ненависть? Для этого, считает Спиноза, необходим хотя бы один компонент свободы.

 

Важный момент. В Природе, по мнению Спинозы, нет “совершенства” и “несовершенства”, “добра” и “зла”, так же как не существует целей, поскольку все происходит под знаком самой строгой необходимости. “Совершенное” и “несовершенное” — конечные модусы человеческого мышления, рождающиеся из сопоставления человеком произведенных им предметов с присущей Природе реальностью. В результате получается, что “совершенство” и “реальность” — одно и то же. А значит, ни о какой природной реальности нельзя сказать, что она “несовершенна”. Из всего сущего нет ничего неполноценного, ущербного: все именно таково, каким и должно быть.

 

“Добру” и “злу” также не соответствует ничего онтологически сущего в вещах самих по себе: они тоже являются “модусами мышления”, сформировавшимися у человека, когда он сравнивал вещи друг с другом и соотносил это с собой.

 

В итоге любые соображения аксиологического изгоняются из онтологии, а Спиноза оставляет за собой право добиться поставленной цели даже ценой полного их исключения.

 

При укоренившемся представлении о человеке как субъекте, заботящемся, главным образом, о сохранении и продлении собственного существования, Спинозе не остается ничего другого, как заключить, что те вещи, которые называют “добром”, на самом деле просто полезны, а “зло” представляет собой противоположность:

 

“Я понимаю под хорошим то, что нам достоверно известно как полезное. Под плохим, наоборот, – то, что, как нам достоверно известно, препятствует обладанию добром”.- пишет Спиноза.

 

Таким образом, “добродетель” становится не чем иным, как достижением пользы, а “порок” — наоборот. Спиноза утверждает: “Чем больше человек старается и чем более он способен добиться собственной пользы, т. е. сохранения собственного существования, тем большей добродетелью он одарен, и наоборот, лишь никчемный человек пренебрегает собственной пользой, т. е. не заботится о самосохранении”. “Для нас действовать по добродетели означает не что иное, как жить, заботясь о самосохранении, руководствуясь разумом и собственной пользой”. Человек, руководствующийся в своем поведении Рассудком, наиболее полезен другим людям. Спиноза прямо заявляет, что человек, руководствующийся рассудком близок к Богу.

 

Знаменитый древнегреческий философ Сократ говорил, что основной порок это невежество, а добродетель — знание, и этот тезис в самых разнообразных формах повторялся в ходе развития философии. Вот один из красноречивых примеров этого тезиса в “Этике”, с отголосками суждений Сократа  “Усилия, направленные на самосохранение, фундаментальны. Однако сущность человека — его Разум, поскольку он познает ясно и отчетливо. Значит, всякое разумное усилие не что иное, как познание. Ни об одной вещи мы не знаем достоверно, хороша она или плоха, но ведет ли она действительно к познанию или препятствует ему — разуму открыто”.

 

Но воспроизведённые классические античные тезисы у Спинозы приобретают новый смысл. “Как только мы сформируем ясную и отчётливую идею”, страсть перестает быть страстью. “Поясни свои мысли — и ты перестанешь быть рабом страстей”.

 

Серьёзнейшая сила, освобождающая и возвышающая человека, — ум и познание: “...сила души определяется только знанием, и наоборот, её бессилие (или страсть) оценивается как утрата знания; из этого следует, что в высшей степени пассивна душа, большей частью состоящая из неадекватных идей (аффекты могут заполнить все сознание человека и полностью его поработить). Наоборот, душа, состоящая по большей части из адекватных идей, в высшей степени активна; неадекватные идеи указывают на бессилие человека. Необходимо отметить, что огорчения, тревоги и несчастья чаще всего берут начало в чрезмерной любви к какой-либо вещи, подверженной многим изменениям и которой, к тому же, мы никогда не сможем полностью обладать. Действительно, никто не станет заботиться либо безудержно желать того, к чему не испытывает любви; в то же время обиды, подозрения, неприязнь и тому подобное рождаются только от любви к тому, чем никогда и никто не может по-настоящему и полностью владеть. Власть над аффектами дает ясное и отчетливое знание и особенно знание третьего рода. Если это познание и не устраняет аффекты абсолютно, избавляя сознание от рабства, оно, тем не менее, способствует тому, чтобы аффекты занимали в душе минимальное место, а любовь к вечному и неизменному — максимальное. Такую Любовь не может осквернить ни один из пороков, присущих обычной земной любви, напротив, такая Любовь будет постоянно расти, нанимая все большую часть души”.

 

В процитированном выше отрывке Спинозой упоминается третий род познания, а именно: на основе интеллектуальной интуиции, воспринимающей все как исходящее от Бога (т. е. в качестве модусов Его атрибутов). В такой форме дознания все несет радость, максимально возвеличивая человека. А кроме того, она дарует познавательную, интеллектуальную Любовь к Богу, так как в качестве причины ей сопутствует идея Бога. (Напомним приведенное ранее определение: любовь — это чувство удовольствия, сопровождаемое идеей внешней причины.) Вот знаменитое суждение Спинозы, в котором он определяет “amor Dei intellectualis”: “Интеллектуальная Любовь души к Богу является частью бесконечной любви Бога к себе Самому”. Другими словами, для Спинозы добродетель несёт награду в себе самой, и Рай наступает уже здесь, на земле.

 

8

 



СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Б. СПИНОЗЫ

 

В своем учении об обществе Спиноза руководствовался методологией

механико-математических наук. Общество рассматривается им как механизм,

который целиком может найти свое объяснение в категориях физической

природы.

Спиноза отождествляет общество и государство. По его мнению,

государство возникает не в результате определенных социально-экономических

процессов, а на основе общественного договора, в силу необходимости власти

и законов как норм ". . . умеряющих и сдерживающих страсти и необузданные

порывы людей. . . ". С этой точки зрения, назначение государства состоит в

том, чтобы облегчить каждому человеку возможность руководствоваться разумом

и, тем самым, обретать свою свободу.

    Спиноза выступал за сильную государственную власть. Однако он считал,

что верховная власть не может вмешиваться во внутреннюю жизнь людей и

диктовать им законы совести. Спиноза так же выступал за свободу мысли и

слова, свободу совести. Согласно взглядам Спинозы, свобода лучше всего

может быть обеспечена при демократической форме правления.

    Учение о государстве Спинозы неразрывно связанно с его этическими

взглядами. Моральные и этические критерии человеческого общества не раз

менялись со временем, но этические воззрения Спинозы актуальны и сейчас,

так как они охватывают вечные человечества категории.

Спиноза видел главную задачу своей философии в обосновании этических

вопросов, в выработке теории индивидуального поведения. Этическая

направленность философских интересов Спинозы подчеркнута им самим, главный

труд философа называется "Этика".

    В своем исследовании этических проблем, Спиноза обосновывает понятие

добродетели. Это совершенствование своего познания или разума, так как ". .

. в одном этом состоит высшее счастье или блаженство человека. . . ".

Вершина добродетели - это ". . . человек, руководствующийся разумом. . . ".

Философ считал, что желания, которые определяются разумом, всегда хороши.

    В учении Спинозы обоснованны критерии индивидуального поведения

человека, которые должны привести его к вершине добродетели. Спиноза

убедительно доказывает, что жить в обществе лучше, чем одному: ". . . из их

сообщества гораздо больше удобств чем вреда. . . ", поэтому ". . . людям

всего полезнее делать то, что способствует укреплению дружбы. . . ". А для

этого надо помнить, что ". . . души побеждаются не оружием, а любовью и

великодушием. . . ". Кроме этого, Спиноза обосновывает брак и другие союзы,

считая их основой любого общества. Согласно Спинозе самовосхваление и

самоунижение одинаково дурны. Не надо делать то, после чего мы будем

испытывать стыд и угрызения совести, потому что эти чувства так же дурны.

Он так же считал, что щедрость хороша, но сострадание дурно, так как оно

унижает. Забота о бедных должна лежать на всем обществе. Многие из этих

постулатов актуальны и сегодня.

    В своем учении об этике философ указал путь, который ведет к познанию

самого себя, к уменьшению власти страстей, к истинной свободе. Однако сам

Спиноза указывал, что этот путь труден и найти его нелегко, но высшая цель

человека идти по этому пути.

 

Моральный идеал Спинозы – общество, в котором люди искали бы «собственной пользы» только «по руководству разума» и в силу этого были бы «справедливы, верны и честны».

8

 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Философское учение Бенедикта Спинозы имело большое значение в развитии

философии. Оно оказало большое влияние на философов XVIII-XIX веков, в том

числе на Дидро, Гегеля, Шелленга, Фейербаха и многих других. Философия

Спинозы нанесла мощный удар по религиозному консерватизму. Спиноза назван

одним из отцов свободомыслия. Практически все последующие революционные

прогрессивные мыслители были его сторонниками и последователями.

     Спиноза первый в философии нового времени создал глубоко обоснованное

учение о несотворимости и вечности природы, о ее бесконечности и

господствующей в ней всеобщей закономерности. Одно из особенностей

материализма Спинозы является то, что он непосредственно приводит к

атеизму. Спиноза предвосхитил целый ряд диалектических положений, развитых

в дальнейшей системе Гегеля, в основном материалистическом учении. К любой

исследуемой области действительности Спиноза стремился подходить с научных

позиций.

Учение Спинозы - один из важнейших этапов развития материалистической

философии, развитие человеческой мысли вообще.

 

8

 



ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Некоторые определения, аксиомы, теоремы и доказательства к ним из «Этики» (для ознакомления аудитории с работой философа)

 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1. Под добром я понимаю то, что, как мы, наверное, знаем, для нас полезно.

2. Под злом же - то, что, как мы, наверное, знаем, препятствует нам обладать каким-либо добром. (Смотри об этом конец предисловия.)

….

АКСИОМА

В природе вещей нет ни одной отдельной вещи, могущественнее и сильнее которой не было бы никакой другой. Но для всякой данной вещи существует другая, более могущественная, которой первая может быть разрушена.

Теорема 8

Познание добра и зла есть не что иное, как аффект удовольствия или неудовольствия, поскольку мы сознаем его.

Доказательство. Мы называем добром или злом то, что способствует сохранению нашего существования или препятствует ему (по опр. 1 и 2), т. е. (по т. 7, ч. III) то, что увеличивает нашу способность к действию или уменьшает ее, способствует ей или ее ограничивает. Таким образом, мы называем какую-либо вещь хорошей или дурной, смотря по тому, доставляет ли она нам удовольствие или неудовольствие (по опр. удовольствия и неудовольствия в сх. т. 11,ч. Ill), и следовательно, познание добра и зла есть не что иное, как идея удовольствия или неудовольствия, необходимо вытекающая (по т. 22, ч. II) из самого аффекта удовольствия или неудовольствия. Но эта идея соединена с аффектом точно таким же образом, как душа соединена с телом (по т. 21, ч. II), т. е. (как показано в схолии той же теоремы) эта идея отличается в действительности от самого аффекта, иными словами (по общему определению аффектов), от идеи состояния тела, только в представлении. Следовательно, это познание добра и зла есть не что иное, как самый аффект, поскольку мы сознаем его; что и требовалось доказать.

Теорема 19

Всякий по законам своей природы необходимо чувствует влечение к тому, что считает добром, или отвращается от того, что считает злом.

Доказательство. Познание добра и зла есть (по т. 8) самый аффект удовольствия или неудовольствия, поскольку мы сознаем его; поэтому (по т. 28, ч. III) каждый необходимо чувствует влечение к тому, что считает добром, и наоборот, отвращается от того, что считает злом. Но это влечение есть не что иное, как самая сущность или природа человека (по опр. влечения в сх. т. 9, ч. III и 1 опр. аффектов). Следовательно, всякий по законам своей природы необходимо чувствует влечение к тому или отвращается от того и т. д.; что и требовалось доказать.

Информация о работе Этика Б. Спинозы: реализм, детерминизм, социальный характер счастья