Социальная ответственность и этика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 20:43, реферат

Описание

Тема данной курсовой работы сформулирована, исходя из реальной практической потребности, и выполнена в условиях реально работающей организации. Изучение данного вопроса играет большую роль в жизни общества в целом, так как соблюдение этических и социальных норм ведет к улучшению и развитию торговых отношений.

Содержание

Введение

1. Управление этикой и социальной ответственностью компании

1.1 Назначение деловой этики и ее структура

1.2 Этика и управленческие решения

2. Социальная ответственность в системе менеджмента

2.1Определение и сущность социальной ответственности

2.2 Социальная ответственность менеджеров
2.3 Аргументы в пользу социальной ответственности
2.4 Аргументы против социальной ответственности
3.Социальная ответственность и этика в менеджменте на примере ОАО «Зауральский Торговый Дом»
3.1 Общая характеристика ОАО «Зауральский Торговый Дом»
3.2 Социальная ответственность и этика в ОАО «Зауральский Торговый Дом»
3.3 Повышение показателей этичности поведения и социальной ответственности, на примере ОАО «Зауральский Торговый Дом»
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Этика и социальная ответственность в менеджменте.doc

— 178.00 Кб (Скачать документ)

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА И  УПРАВЛЕНИЯ

САРАТОВСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Основы  менеджмента»

 

На тему: « Социальная ответственность и этика»

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 3 курса

 

Заочной формы обучения

 

Бурмистров А. С.

 

Проверил: к. э. н., доцент

 

Алтухов П. Л.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов 2012

 

Содержание

 

Введение 

1. Управление этикой  и социальной ответственностью  компании

1.1 Назначение деловой  этики и ее структура

1.2 Этика и управленческие решения

2. Социальная ответственность в системе менеджмента

2.1Определение и сущность социальной ответственности

2.2 Социальная ответственность менеджеров

2.3 Аргументы в пользу социальной ответственности

2.4 Аргументы против социальной  ответственности

3.Социальная ответственность и этика в менеджменте на примере ОАО «Зауральский Торговый Дом»

3.1 Общая характеристика ОАО «Зауральский Торговый Дом»

3.2 Социальная ответственность и этика в ОАО «Зауральский Торговый Дом»

3.3 Повышение показателей этичности поведения и социальной ответственности, на примере ОАО «Зауральский Торговый Дом»

Заключение

Список использованных источников

Приложение

 

 

Введение

 

Тема данной курсовой работы сформулирована, исходя из реальной практической потребности, и выполнена  в условиях реально работающей организации. Изучение данного вопроса играет большую роль в жизни общества в целом, так как соблюдение этических и социальных норм ведет к улучшению и развитию торговых отношений.

 Сегодня руководитель  не в состоянии единолично  решать все возникающие управленческий  проблемы, даже непосредственно входящие в круг его служебных обязанностей, поскольку их слишком много, они разнообразны и специфичны, а его знания, опыт и имеющийся запас времени ограничены. В настоящее время существует много торговых организаций, уровень обслуживания в которых оставляет желать лучшего, но наряду с ними есть и такие, где отношение к потенциальному покупателю достаточно доброжелательное и соблюдаются этические нормы поведения, то есть – «покупатель всегда прав!». Но помимо этого положительного момента остается еще много отрицательного – все негативное надо менять. Торговля является одной из областей общения людей, а значит, с повышением нравственности в обществе улучшится и этическая сторона жизни.

Цель работы: изучить социальную ответственность и этику в менеджменте на примере конкретного предприятия – ОАО «Зауральский торговый дом».

Задачи работы:

  1. Изучить теоретические основы по данной теме;
  2. Проанализировать отечественную и зарубежную литературу, а также интернет-ресурсы по проблеме повышения качества социальной ответственности и этики в управлении;
  3. Изучить социальную ответственность и этику в ОАО «Зауральский торговый дом»;
  4. Предложить варианты совершенствования социальной ответственности и этики,на примере ОАО «Зауральский Торговый Дом» для современных организации.

Объектом исследования курсовой работы является ОАО «Зауральский торговый дом».

Предмет исследования: социальная ответственность и этика в менеджменте.

В курсовой работе использованы следующие методы исследования: наблюдение, анализ статей из СМИ.

 

1. Управление этикой в компании

 

1.1 Назначение  деловой этики и ее структура

 

Этика — это принципы, определяющие правильное поведение  и его отличие от неправильного. Этика основана на этических нормах, т. е. системе общих ценностей  и правил, соблюдение которых организация требует от своих сотрудников. Эти ценности являются частью ценностей, существующих в культуре данного общества. Это как бы внутренний кодекс законов, который определяет, как можно себя вести, а как нельзя, какие решения можно принимать, а какие нет, где проходит граница между добром и злом. Этика менеджмента связана с внутренними ценностями, а они в свою очередь являются частью корпоративной культуры и воздействуют на принимаемые решения, определяют их социальную допустимость в рамках внешней среды.

В бизнесе этика затрагивает  вопросы социально ответственного поведения организации и множество  вариантов поведения управляющих  и управляемых. Между первыми  и вторыми складываются определенные этические отношения. Речь идет о  корпоративной этике, которая предусматривает неукоснительное соблюдение законов и норм отношений организации с государством и средой, в которой она функционирует, т. е. приемлемое и неприемлемое поведение руководства. Обеспечивая интересы организации, руководители не должны преступать того, что при рассмотрении со стороны воспринимается как недопустимое.

Этика в бизнесе соизмеряется, с одной стороны, такими экономическими показателями организации, как доходы, издержки производства и реализации, прибыль, а с другой - социальной ответственностью, т. е. обязательствами к другим людям, как во внутренней среде организации, так и в обществе в целом.

Опыт показывает, что  по нарушению корпоративной этики  на первом месте находятся руководители высшего звена управления, но эти нарушения могут быть допущены также менеджером любого уровня.

Чаще всего — это  использование служебного положения (взятки, использование средств организации  в личных целях, ведение личных телефонных разговоров со служебного телефона и  д.р.). В большинстве случаев здесь закон не нарушается. Среди нарушений этических норм связанных с игнорированием законов, являются фальсификация документов, присвоение средств, загрязнение окружающей среды, несоблюдение норм безопасности продукции и безопасности труда.

Каждая организация в целом заинтересована в том, чтобы нормы корпоративной этики не нарушались. Работа по соблюдению корпоративной этики ведется в нескольких направлениях. В первую очередь, каждая организация разрабатывает систему общих ценностей правил этики, которых должны придерживаться ее работники, т. е. этические нормативы. Они предполагают достижение целей организации в рамках определенных этических правил ведения бизнеса. Запрещается взяточничество, вымогательство, подарки, конфликты интересов фирмы, нарушение законов, мошенничество, раскрытие секретов фирмы, незаконные выплаты. Этические нормативы доводятся до работников при поступлении на работу. Они должны соответствовать ценностям, принятым в обществе.

Некоторые зарубежные организации  создают постоянные комитеты по этике из членов высшего звена управления или содержат должностное лицо, ведающее этикой бизнеса (менеджер по этике).

Соблюдению этических  норм в бизнесе способствуют отчеты о социальном влиянии организации  на внутреннюю и внешнюю среду. Озабоченность этикой бизнеса вынуждает организации проводить обучение своих работников этическому поведению. В университетах и колледжах стран Запада читаются специальные курсы по этике бизнеса.

Соблюдению норм этики  в бизнесе способствует освещение  их рушений в периодической печати и по телевидению.

В то же время деловая  этика базируется на уважении интересов  не только своей фирмы, но и партнеров, клиентов и общества в целом. Данное правило распространяется также  на конкурентов – запрещается  наносить им ущерб приемами, выходящими за рамки конкурентной борьбы. Этика выступает за получение благ максимальным числом участников рынка и равные возможности доступа к ним.

Нарушение прав собственности, присвоение закрытой информации, недостоверная  реклама, ущемление свободы потребительского выбора, коммерческий шпионаж вызывают деформацию рыночных отношений, повышают риски и издержки. Нечестная информация отталкивает покупателей, дискриминация по непрофессиональным признакам и “переманивание мозгов” искажают отношения на рынке труда. Получение выгодных заказов не на конкурсной основе, а по блату, за взятку или посредством шантажа и угроз также разрушает рынок.

Основа современной  деловой этики – социальный контракт (неформальное соглашение компании и  ее внешнего окружения о единых нормах поведения) и социальная ответственность фирмы (максимальное использование ее преимуществ и сведение к минимуму недостатков, которые затрагивают как участников бизнеса, так и общество в целом).

Этика бизнеса действует  на трех соподчиненных иерархических уровнях.

1. Мировой уровень  (гипернормы). Эти нормы основаны  на общечеловеческих ценностях  и зафиксированы в “Принципах  международного бизнеса” – всемирном  этическом кодексе, принятом в  1994 г. в Швейцарии представителями  ведущих компаний и консультантами бизнеса из США, Западной Европы и Японии. В сжатом виде они сводятся к социальной ответственности бизнеса (создание общественных благ, рабочих мест, повышение уровня жизни клиентов, служащих и акционеров, а также населения в целом); модернизации технологий, методов производства, маркетинга и коммуникаций; повышению доверия к бизнесу; уважению правовых норм и обеспечению равных возможностей в конкуренции; признанию верховенства этических норм (некоторые сделки, разрешенные законом, могут быть неприемлемы с точки зрения морали); содействию свободе многосторонней торговли; уважительному отношению к окружающей среде; отказу от противозаконных действий (взяточничества, отмывания денег, продажи оружия террористам, наркоторговли).

Особо выделяются моральные обязательства компаний и предпринимателей по отношению к следующим категориям лиц:

  • покупателям (высокое качество товаров и услуг, честность в рекламе, уважение человеческого достоинства);
  • работникам (достойная оплата и условия труда, охрана здоровья и трудоспособности, равные права и возможности трудоустройства);
  • владельцам и инвесторам (гарантирование справедливой прибыли на вложенный капитал, свободный доступ к информации, ограниченный лишь рамками закона и условиями конкуренции);
  • поставщикам (справедливые и честные отношения с ними, включая ценообразование, лицензирование, отсутствие принуждения и излишних судебных разбирательств, обмен информацией и привлечение к участию в процессе планирования, своевременная оплата поставок и др.);
  • конкурентам (взаимное уважение, развитие открытых рынков товаров и капиталов, отказ от использования сомнительных средств достижения конкурентных преимуществ, уважение прав собственности);
  • местному населению (соблюдение прав человека, уважение культурной целостности, спонсорские акции, участие компаний в гражданской жизни).

Гипернормы являются главенствующими по отношению к  национальным и корпоративным этическим  кодексам и правилам.

2. Макроуровень (в масштабе  отрасли или национальной экономики). Это гипернормы и близкие к ним этические постулаты, реализуемые в отраслевых или национальных кодексах этики бизнеса (например, “Двенадцать принципов ведения дел в России”). Речь идет об уважении частной собственности и рыночной конкуренции, достоверности информации, отсутствии несправедливой дискриминации на рынке труда. Социальные контракты заключаются на макро - и микроуровнях.

3. Микроуровень (в масштабе  отдельной фирмы и ее клиентов). Это принципы доверия и отсутствия  дискриминации в отношениях между  поставщиками и покупателями, персоналом и администрацией, менеджерами и акционерами и т.д. Их нарушение влечет различные потери (рост накладных расходов, конфликтные ситуации и др.). На данном уровне решаются и постоянно возникающие (особенно в сфере управления людьми) частные этические проблемы.

Менеджеры, привыкшие  к количественным критериям эффективности  и испытывающие нехватку времени, нередко  стремятся пренебречь этическими решениями, представляющими для них известные  трудности. Очень непросто также  оперировать разными уровнями этических норм. Гипернормы могут противоречить микроуровневым нормам и другим конкретным задачам бизнеса. Помочь здесь (хотя и в ограниченной степени) могут стандартные приемы и некоторые новые рекомендации специалистов по введению этических решений в практику управления.

 

1.2 Этика и управленческие решения

 

Сегодня руководитель не в состоянии единолично решать все  возникающие управленческий проблемы, даже непосредственно входящие в  круг его служебных обязанностей, поскольку их слишком много, они  разнообразны к специфичны, а его знания, опыт и имеющийся запас времени ограничены.

Идеальных управленческих решений, абсолютно приемлемых для  всех заинтересованных сторон, практически  не существует. Овладение же стандартными приемами позволяет менеджеру объяснить свое решение заинтересованным сторонам, а последним – оценить качество моральных аргументов.

Большинство этических  дилемм представляет собой конфликт между целым и его частью.

Сталкиваясь с проблемой  этического выбора, менеджеры, как правило, основываются на нормативной точке зрения, т. е. определенных нормах и ценностях, в соответствии с которыми и принимаются решения. В нормативной этике выделяют несколько подходов к описанию систем ценностей и соответственно принятию этически сложных решений, которые могут быть применены в практике менеджмента: утилитарный подход, индивидуалистический подход, морально-правовой подход, концепция справедливости.

Информация о работе Социальная ответственность и этика