Этика Б. Спинозы: реализм, детерминизм, социальный характер счастья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 23:22, доклад

Описание

Великий голландский философ - материалист Бенедикт Спиноза (Барух де
Эспиноза) родился в 1632г. в еврейской купеческой семье, переселившейся в
Амстердам из Португалии из-за религиозных преследований со стороны
испанской инквизиции.

Содержание

I.
ВВЕДЕНИЕ

3
II.
УЧЕНИЕ Б. СПИНОЗЫ О СУБСТАНЦИИ (ПРИРОДЕ)

4
III.
УЧЕНИЕ Б. СПИНОЗЫ О ДУШЕ

5
IV.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Б. СПИНОЗЫ

9
V.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

10
VI.
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

Этика Спинозы.doc

— 94.00 Кб (Скачать документ)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

по дисциплине: «Этика государственного управления»

на тему: «Этика Б. Спинозы: реализм, детерминизм, социальный характер счастья».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка

1 курса ИЭУ

Группы БГД-1 Гайнетдинова А.М.

Проверила: Лобаткова И.П.

 

 

 

 

 

 

Уфа-2011


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

I.

ВВЕДЕНИЕ

 

3

II.

УЧЕНИЕ Б. СПИНОЗЫ О СУБСТАНЦИИ (ПРИРОДЕ)

 

4

III.

УЧЕНИЕ Б. СПИНОЗЫ О ДУШЕ

 

5

IV.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Б. СПИНОЗЫ

 

9

V.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

10

VI.

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

11


ВВЕДЕНИЕ

 

Великий голландский философ - материалист Бенедикт Спиноза (Барух де

Эспиноза) родился в 1632г. в еврейской купеческой семье, переселившейся в

Амстердам из Португалии из-за религиозных преследований со стороны

испанской инквизиции. В Амстердамской еврейской общине царила атмосфера

фанатической нетерпимости и преследования инакомыслящих евреев. Так, в

1647г. из-за травли покончил жизнь самоубийством еврейский мыслитель -

вольнодумец Уриель Акоста. В этой атмосфере и воспитывался будущий философ.

 

Идейное развитие Спинозы началось и в течение нескольких лет

продолжалось в еврейском религиозном училище, где кроме религиозных текстов

изучались и произведения некоторых еврейских философов-схоластиков. На

будущего философа значительно повлиял своими философскими взглядами

еврейский философ богослов и врач XII века Маймонид. Его взгляды

базировались на пантеизме, т. е. более или менее последовательном

отождествлении бога и природы.

Философское учение Спинозы можно рассматривать как высший этап

превращения пантеизма в материализм. Во многом этому сопутствовало влияние

на Спинозу крупнейших деятелей того времени: Джордано Бруно, Декарта, Т.

Гоббс и Т. Бэкон. Однако, Спиноза пошел дальше их.

Одной из определяющих черт философии Спинозы является принцип

механического детерминизма, который в его учении обуславливает абсолютно

все явления природы, включая человека. То есть, философ считает, что все

должно иметь причинное обьяснение.

Основным способом изложения философских проблем у Спинозы является

геометрический способ, который неотделим от рационализма философа. Он был

уверен, что законы человеческого сознания те же что и законы природы, то есть

был уверен в абсолютной и полной познаваемости мира. Эта уверенность

реализуется у Спинозы в попытке вывести всю систему природы дедуктивно-

рационалистическим путем.

Главное отличие философской системы Спинозы от большинства философских

учений XVII века - это ее этическая направленность. Он считал, что

философия должна увеличивать власть человека над природой. Исследуя вопросы

этики, Спиноза стремился определить место человека, как в природе, так и в

обществе и государстве. Окончательный вид философской системы Б. Спинозы

приняло в главном труде его жизни – «Этике»

8

 



УЧЕНИЕ Б. СПИНОЗЫ О СУБСТАНЦИИ (ПРИРОДЕ)

 

Основу философской системы Спинозы составляет учение о субстанции. Субстанцию Спиноза понимает как единую, вечную и бесконечную природу. Субстанция одна, она есть причина самой себя (causa sui). Эта единая субстанция не нуждается ни в чем другом для того, чтобы существовать. Природа разделяется на природу творящую и природу сотворенную. Природа творящая есть Бог, единая субстанция. Отождествляя природу и Бога, Спиноза отрицает существование какого-либо надприродного или сверхприродного, что называется пантеизмом. Субстанция обладает двумя главными атрибутами: мышлением и протяжением, распространенностью, посредством которых человеческий ум воспринимает субстанцию в ее конкретности, хотя число атрибутов, присущих субстанции, безгранично. Нет никакой причины, которая бы стимулировала субстанцию к действию, кроме ее самой.

 

От субстанции, представляющей собой необусловленное бытие, Спиноза отличает конечные вещи, для которых он использует понятие модуса. Конечные вещи, или модусы, отличаются от субстанции тем, что они зависят от внешней причины. Они характеризуются не только своей конечностью, но и такими качествами, как изменение, движение. Между модусами существуют как внешнее воздействие, так и внешние связи. Единичные, конкретные вещи (модусы) - это природа сотворенная. Модусов существует бесчисленное множество.

 

Концепция субстанции Спинозы определяет и его концепцию детерминизма, которая вытекает из первой. В мире не существует ничего случайного, так как субстанция характеризуется внутренней необходимостью своего существования. Бог для Спинозы выступает "имманентной, а не внешней причиной всех вещей". Каждая вещь имеет причину в чем-то еще. Тем самым в мире господствует жесткий детерминизм, который понимается Спинозой механически. Он отождествлял причинность с необходимостью, а случайность считал только субъективной категорией. Спиноза был сторонником жесткого детерминизма во всех областях человеческой деятельности, даже в области аффектов и поведения на основе этих аффектов. Для Спинозы аффект является следствием воздействия окружающих предметов на нас. В "Этике" Спиноза указывает, что тяга ребенка к молоку причинно обусловлена инстинктом самосохранения. Таким же образом Спиноза объясняет и самоубийство: оно обусловлено возникновением аффектов, изменяющих духовную и телесную природу самоубийцы, т.е. человека тянет к самоубийству так же, как в противоположных случаях он детерминирован инстинктом самосохранения. (Хотя Спиноза не отрицает того факта, что человек при определенных условиях может овладеть аффектами).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 



УЧЕНИЕ Б. СПИНОЗЫ О ДУШЕ

 

Сложность человеческого организма является результатом деятельности

человеческой души, которая, согласно Спинозе не какая-то особая отличная от

тела сущность, а совокупность мыслительных способностей человека.

 

Для Спинозы познание человека состоит из нескольких ступеней. Первая, самая низшая ступень, - это чувственное познание, которое неадекватно отражает предмет и часто ведет к заблуждению, хотя и содержит в себе зерно истины. Вторая ступень познания - это понимание, основывающееся на рассудке и разуме. Эта ступень - единственный источник достоверных истин. Третьей ступенью познания выступает интуиция, являющаяся фундаментом достоверного знания. Истины, получаемые посредством интуиции, наиболее ясны и отчетливы.

 

Спиноза исходит из того, что человек составляет частичку природы, и в его деятельности проявляется второй атрибут субстанции - мышление (первый атрибут выражен в природе, это протяжение). Телесная организация человека полностью объясняется законами механистического детерминизма. Решая проблему соотношения телесного и духовного, Спиноза утверждает параллелизм этих двух субстанций. В "Этике" он пишет: "Ни тело не может определять душу к мышлению, ни душа не может определять тело ни к движению, ни к покою, ни к чему-либо другому". Спиноза подверг критике понятие свободы воли. Согласно Спинозе, свободы воли как таковой нет, так как человек - частичка природы и представляет собой звено мировой детерминации. Субстанция - это единство свободы и необходимости. Свободен только Бог, ибо все его действия продиктованы своей собственной необходимостью. Человек же часть природы, поэтому он включен в необходимость, но он - существо особого рода, так как кроме протяжения обладает атрибутом мышления, разумом. Тем самым свобода воли человека ограничена, она сводится по сути дела к определенной степени разумного поведения. Свобода и необходимость у человека выступают связанными понятиями, обусловливая друг друга. Спиноза ввел даже понятие свободной необходимости. Одним из самых сильных проявлений свободы он считал стремление к самопознанию. Воля - это разум, полагал Спиноза. Поведение человека, согласно Спинозе, направляется тремя основными аффектами: радостью, печалью, вожделением, которые порождают множество производных. Все аффекты основываются на инстинкте самосохранения, поэтому и в целом в своем поведении человек направляется не этическими законами добра и зла, а лишь стремлением к собственной выгоде. Добродетель - это всего лишь стремление человека сохранить свое существование. Спиноза считает, что человек - раб своих страстей, аффектов, поэтому он не свободен, но затем он показывает, что человек в состоянии выйти из этого рабства и стать свободным, если он составит ясную идею о своих страстях, аффектах, т.е. познает это состояние. В зависимости от познания своих аффектов разные люди, согласно Спинозе, находятся на разной степени свободы.

  Свобода, достигаемая деятельностью сознания, противоречива по своей

сути. Первая ступень к свободе, по мнению Спинозы, состоит в том, что

человек приводит свои идеи в соответствие с порядком и связью вещей. Затем,

когда человек добивается совпадения своих идей с порядком всей природы он

получает возможность привести состояние своего тела в соответствие с

порядком своих идей. Так человек достигает господства над своими аффектами,

то есть гармонии. В этом заключается учение Спинозы о свободе.

 

Все страсти, пороки и безумства людей Спиноза анализирует при помощи геометрического метода (т. е. когда из точек, линий и плоскостей образуются объёмные тела, а затем выводятся соответствующие теоремы). По своему образу жизни человек не составляет исключения из общего порядка Природы, а подтверждает его. Человеческие страсти обязаны своим происхождением отнюдь не “слабостям” и “недостаткам” индивида и не “бессилию” и “непостоянству” его души (или мыслей), поэтому их не следует ненавидеть и порицать, но необходимо объяснять и понимать, как любую другую реальность Природы. В самом деле, везде и всюду действия Природы равнозначны, следовательно, и способ её изучения во всех проявлениях должен быть единым.

 

Мыслитель предполагает, что человек движим жизненной силой (impetus), а страсти берут начало из влечения (conatus), устойчиво сохраняющегося в течение неопределённого периода времени; эта склонность сопровождается соответствующей идеей, т. е. в ней участвует сознание. Conatus в умственной сфере называется волей, в телесной – влечением (appetitus). Положительный модус его мы называем удовольствием или радостью (laetitia); противоположное явление мы называем неудовольствием или печалью (tristitia). Из этих двух главных страстей возникают все остальные. В частности, мы называем “любовью” аффект удовольствия а “ненавистью” — аффект неудовольствия, с идеей внешней причины.

 

Философ характеризует “страсть” как “неадекватную и смутную идею”. Пассивность ума вызывается именно неадекватностью идеи. И поскольку для Спинозы разум и тело суть одно и то же в двух различных аспектах, то оба рассмотренных выше определения страсти согласуются друг с другом. На основе этого легко объяснить заключительную дефиницию: “... аффект, называемый страстью души (animi pathema), представляет собой смутную идею о наличии жизненной силы в теле либо в одной из его частей, присутствующей в большей или меньшей степени”.

 

Подобно явлениям природного мира страсти неукротимы: одна порождает другую с неотвратимой силой. “Без сомнения, дела человеческие шли бы намного лучше, если бы человек умел говорить и молчать по необходимости. Однако опыт доказывает, что меньше всего люди способны контролировать свою речь и обуздывать влечения. И если бы из опыта не было известно, что мы совершаем много вещей, в коих позднее раскаиваемся, а часто, когда мы взволнованы или возбуждены противоречивыми страстями, даже зная, каково лучшее решение, выбираем худшее, то ничто не помешало бы думать, что мы поступаем сообразно свободной воле. Так, ребёнок уверен, что он “свободен” требовать молока, разгневанный подросток убежден, что он “свободно” стремится к мщению, а трус — к бегству. Равным образом пьяница убежден, что он разумно и свободно говорит то, о чем бы в трезвом уме промолчал; помешанные, болтуны, дети и многие другие уверены, что говорят сообразно своей свободной воле, в то время как они просто не в состоянии обуздать свою болтливость. Итак, сам опыт не меньше, чем рассудок, доказывает, что люди сознают только собственные желания и поступки, но не ведают об их причинах”.

Информация о работе Этика Б. Спинозы: реализм, детерминизм, социальный характер счастья