Имидж, его функции и механизм формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 14:00, реферат

Описание

Целью данной работы является изучение имиджа: его составных частей и механизма формирования, факторов, влияющих на формирование имиджа руководителя.
Задачи работы:
изучить теоретические аспекты имиджа: функции и факторы, которые влияют на его формирование
изучить этапы и предпочтения в формировании имиджа

Содержание

Введение 3
1. Имидж, его функции и механизм формирования 4
2. Этапы формирования имиджа руководителя 8
3. Внешний облик как визитная карточка руководителя 13
Заключение 15
Список использованной литературы. 16

Работа состоит из  1 файл

имидж руководителя.docx

— 42.39 Кб (Скачать документ)

 
Содержание

Введение 3

1.  Имидж, его функции и механизм формирования 4

2. Этапы формирования имиджа руководителя 8

3. Внешний облик как визитная карточка руководителя 13

Заключение 15

Список использованной литературы. 16 

 

Введение

    В последние годы значение имиджа для  развития мира в целом все более  возрастает. Развитие науки об имидже началось с возникновением так называемого  маркетингового мышления.

    В мире бизнеса получило широкое распространение  понятие имиджа. Имидж – это представление других о личности и деятельности какого-либо человека. Как правило, понятие «имидж» чаще всего применяют к личности.

    Имиджу  уделяется внимание во многих сферах деятельности человека. Наибольшее значение имеет имидж для политиков  и руководителей. В последнее время возросло значение имиджа в бизнесе. Конкуренция способствует усилению этого процесса. Получила широкое распространение имиджевая реклама, т.е. реклама, не содержащая названия конкретного товара, а направленная на поддержание престижа фирмы.

    Личность  руководителя играет в бизнесе очень  важную роль. Часто именно по личности судят о компании в целом. Поэтому  проблема формирования имиджа становится для руководителей все более  актуальной.

    В данной работе раскрыто понятие, приведены  основные составляющие имиджа, его  функции, а также этапы формирования имиджа руководителя.

    Целью данной работы является изучение имиджа: его составных частей и механизма  формирования, факторов, влияющих на формирование имиджа руководителя.

    Задачи  работы:

  • изучить теоретические аспекты имиджа: функции и факторы, которые влияют на его формирование
  • изучить этапы и предпочтения в формировании имиджа

 

1.  Имидж, его функции  и механизм формирования

    Слово «имидж» происходит от английского  понятия «представление», «образ». Под имиджем в общепринятом смысле понимается впечатление, производимое конкретным человеком либо компанией, организацией, на окружающих. Обычно слово  «имидж» применяют именно к людям.1

    С понятием «имидж» большинство из нас встречались не раз. Чаще всего  под ним подразумевается внешний  вид, облик. Этот термин может распространяться на большое количество объектов и  явлений, которые так или иначе  воспринимаются людьми и оставляют  свой след в их сознании. Это могут  быть отдельные личности, некоторые  социальные группы, организации, товары широкого потребления, торговые марки  и пр. Применительно к личности руководителя компании это понятие  можно определить следующим образом: имидж — это целостный непротиворечивый образ руководителя в сознании окружающих, соответствующий целям, нормам, ценностям, принятым в целевой группе, и ожиданиям, предъявляемым членами группы к  руководителю.

    В этом определении есть несколько  ключевых слов, которые позволяют  отделить это понятие от того, что  обычно понимается под имиджем в  обыденном сознании, в котором  часто синонимом имиджа является понятие стиля. Первое из этих слов — «целостный». Оно означает, что  в структуру имиджа руководителя входит не только его внешний вид (прическа, одежда, аксессуары и т.п.), но также все, на основе чего окружающие составляют свое мнение о человеке. Сюда могут быть включены стиль руководства, общая направленность личности руководителя, его коммуникативные и интерактивные  навыки, манера речи и т.д.

    Второе  ключевое слово — «непротиворечивый». Под ним следует понимать то, что  видимость, или внешнее проявление имиджа, должна соответствовать внутреннему  состоянию человека. Больше всего  для описания этой стороны имиджа подходит понятие конгруэнтности, то есть соответствия одних элементов  имиджа другим.

    Следующие ключевые слова можно объединить в общий блок, который характеризует  корпоративную культуру организации. Это термины «цели», «нормы», «ценности» и «ожидания» целевой группы, которой  в данном случае является коллектив  подчиненных. Эти термины выводят  понятие имиджа за рамки личности руководителя и заставляют взглянуть  на проблему с точки зрения организации  в целом. В самом упрощенном виде это означает, что имидж руководителя, как целостный и непротиворечивый образ, должен соответствовать определенным характеристикам организационной  культуры. Существуют достаточно жесткие  представления о том, какой руководитель должен быть в организации с тем или иным типом корпоративной культуры. В культуре предпринимательского типа оптимальным для руководителя является имидж преуспевающего бизнесмена с наибольшим количеством внешних признаков успеха, как-то: дорогие вещи (автомобиль, часы, и т.п.), большое количество текущих дел, встреч, совещаний, переговоров и т.д. Аналогичное соответствие существует и для других типов управленческих команд.

    Проблема  соответствия имиджа руководителя особенностям корпоративной культуры чаще всего  возникает в ситуации организационных  изменений, сопряженных со сменой руководящего состава. Однако бывают ситуации, когда  некоторые личные мотивы руководителя заставляют его поднять проблему внутреннего имиджа. Так, в одном  случае руководитель крупного предприятия  обратился с заказом на формирование внутреннего имиджа в ходе подготовки к предвыборной кампании в областную  Думу. В данном случае целью формирования имиджа является повышение рейтинга руководителя за счет привлечения голосов  из числа сотрудников предприятия. В другом заказе необходимо было создать  имидж руководителя как образец  для подражания среди подчиненных. То есть в этом случае имидж руководителя выступает как мотивирующий фактор для подчиненных.

    Таким образом, основной целью формирования имиджа является моделирование способа  восприятия руководителя подчиненными, при котором он органично вписывается  в систему ожиданий подчиненных, соответствующую сложившемуся типу корпоративной культуры.2

    Главная функция имиджа — приведение действий руководителя в соответствие с  ожиданиями подчиненных. Эта функция следует  из простейшего требования объяснимости действий человека для окружающих. То есть, чем однозначнее интерпретируются действия человека, чем легче их объяснить, тем больше степень понимания  и, следовательно, положительной оценки этих действий.

    Имидж в большинстве случаев обладает также мотивирующей функцией. Чаще всего эта функция реализуется  в предпринимательском и партиципативном  типах корпоративной культуры, где  стремление быть похожим на лидера может стать хорошим стимулом для развития подчиненных.

    Нормативная функция следует из двух предыдущих, и заключается она в том, что  руководитель задает нормы взаимодействия в группе (организации). Если нормы  приняты большинством членов организации, то это становится предпосылкой для  сплочения коллектива, снижения количества конфликтных ситуаций и, как следствие, формирования благоприятного организационного климата.

    У имиджа существуют также внешние  по отношению к организации функции, такие как функции представительства  и позиционирования организации  во внешней среде.3

    Перейдем  теперь к механизму формирования имиджа. Формирование имиджа руководителя может идти двумя путями: стихийно (спонтанно) или целенаправленно. В  первом случае это естественный процесс, проходящий без внешнего давления, одним из результатов которого является становление человека как индивидуальности. Руководитель выступает той личностью, которой он является на самом деле (или тем, кем ему легче всего  быть). Имидж такого рода не требует  изменений в том случае, если он гармонично сочетается с особенностями  организационной культуры и занимаемой должности. Обычно эта ситуация имеет  место тогда, когда человек занимает пост руководителя в результате продолжительной  вертикальной и горизонтальной карьеры  в одной организации (такая практика широко распространена в Японии, однако руководящие посты японцы занимают не раньше шестидесяти лет).

    Второй  путь предполагает активное формирование, которое необходимо, если:

  • руководитель является «чужим» по отношению к организации (в случае антикризисного управления);
  • руководитель не имеет большого опыта управления;
  • в системе управления персоналом есть конфликтные точки;
  • размер организации столь велик, что сотрудники не могут составить адекватное представление о деятельности руководителя и его личности (и это приводит к снижению трудовой мотивации);
  • существуют внешние причины для создания имиджа руководителя как некоего аналога «торговой марки» предприятия.

    Здесь создание имиджа связано с надеванием некоторой маски, и успех в  этом случае обусловлен двумя основными  факторами: насколько правильно  выбрана маска, и насколько она  близка личности самого руководителя. От правильности выбора маски зависит, насколько имидж будет соответствовать  типу корпоративной культуры и, следовательно, насколько он окажется эффективным. Второй фактор влияет на скорость и  легкость процесса формирования имиджа, а также является предпосылкой гармоничного встраивания маски в структуру  личности руководителя.

    Процесс искусственного формирования имиджа связан чаще всего с проведением специальных  мероприятий и процедур индивидуальной и организационной работы и требует  тщательного анализа внутренних условий жизнедеятельности организации.4

    Одежда  и прическа играют весьма существенную роль в создании имиджа. Известно, что  внешнему виду сознательно уделяется  больше внимания, чем другим компонентам  имиджа. Мода, индустрия косметики  и здоровья дают большое количество информации и предлагают колоссальное количество разнообразных товаров  и услуг, которые помогают улучшить внешний вид. Журналы и газеты полны советами, посвященными одежде и прическе, косметики и т.п.

    Наблюдательный  человек может по одежде и прическе сделать вывод о внутреннем имидже, о личностных ценностях и даже о подсознательных решениях.

    В наши дни большинство людей понимает, насколько важен внешний вид. В противоположность существовавшему  раньше мнению, ум, способности и  хороший внешний вид совместимы друг с другом. Многие люди настолько  заняты своей семьей и работой, что  у них не остается времени, чтобы  заняться своим внешним видом. Им рекомендуется использовать утилитарный  подход, который заключается в  том, чтобы оценивать значение внешнего вида с точки зрения важности в  конкретной ситуации. Сформулировав  основные принципы и выработав определенные привычки, для этих людей станет возможно уделять внимание и другим вещам. Следует рассматривать внешний  вид как необходимый механизм достижения своих целей.

    Необходимо  появляться на работе каждый день хорошо одетым и причесанным и соблюдать  в этом последовательность. Вот что  пишет по этому поводу Филиппа  Дэвис в книге «Создай себе имидж»: «Например, вы хорошо выглядите  три или четыре дня подряд, а  потом приходите на работу в неопрятном виде. Коллеги будут вправе сделать  вывод, что вы можете так поступить  и в других отношениях; возможно, они сочтут вас ненадежным человеком. Часто случается, что именно в  тот день, когда вы не почистили  ботинки или накануне отложили визит  к парикмахеру, начальник вызовет  вас к себе «для беседы» или  придется обедать вместе с важным клиентом. Помните, что наши привычки по уходу за собой все время  на виду. Мы часто уделяем много  времени покупке наряда, который  будем надевать раз в неделю, и  забываем о том, что нужно ежедневно  причесываться».5

 

2. Этапы формирования имиджа руководителя

 

    Образ, представляемый человеком окружающему  миру, нередко воспринимается другими  людьми как отражение уровня его  самооценки. Проявление интереса к  самосовершенствованию, выражающееся в желании получить ясное представление  о собственной психологии или  стремлении подкорректировать свою самопрезентацию показывает, что  человек достиг определенного уровня самоуважения, состоялся как личность и имеет потенциал для роста  и совершенствования.

    Умение  подать себя включает в себя умение по достоинству оценивать свои положительные  стороны и понимать, в чем заключаются  слабые места. То, что конкретный человек  может ощущать как недостаток, вовсе не обязательно является таковым  для окружающих. Например, если встречаются  два застенчивых человека, их робость  помогает им проникнуться симпатией  друг к другу. Человек может иметь  лишний вес и стесняться своих  размеров. Но полный человек, принимающий  свои комплексы как должное, здоровый и бодрый, одевающийся со вкусом и осознающий, что любит общаться, может иметь вполне привлекательный  имидж.

    Самоимидж подвержен всевозможным видам влияния, и наиболее сильное влияние на него оказывают родители и воспитание.

    Другим  фактором, влияющим на формирование представления  человека о самом себе, является жизненный опыт. Многие люди, всего  лишь однажды испытав неприятное переживание при выступлении  перед аудиторией, считают себя совершенно непригодными для публичных выступлений. Противовесом этому может быть только достаточный запас самоуважения и осознания своих достижений.

Информация о работе Имидж, его функции и механизм формирования