Функции и механизмы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2011 в 19:54, контрольная работа

Описание

Государство, возникнув на определенной ступени зрелости человеческого общества вследствие экономических, социальных, нравственных, психологических и других закономерностей, становится его основной управляющей системой. Для выполнения своих функций оно создает систему государственных органов (механизм государства), посредством которой осуществляется управление обществом и защита его основных интересов.

Содержание

Введение ---------------------------------------------------------------------- 3


Глава 1.

1. Понятие механизма ---------------------------------------------- 4


2. Общая характеристика государственных органов ----- 8


Глава 2. Принципы организации и деятельности

государственного аппарата ------------------------------------- 13


Глава 3. Понятие и классификация функций

государства -------------------------------------------------------------- 15


Глава 4. Формы и методы осуществления функций

государства ------------------------------------------------------- 16


Глава 5. Основные внутренние и внешние функции

государства ------------------------------------------------------- 17


Заключение ------------------------------------------------------------------ 20


Список литературы ------------------------------------------------ 21

Работа состоит из  1 файл

ТГП.doc

— 148.00 Кб (Скачать документ)
 

Министерство  образования и науки РФ

ГОУ ВПО  «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра налогообложения, предпринимательства  и права 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по  дисциплине «Теория  государства и  права» 

Тема: «Функции и механизмы  государства» 
 
 
 
 
 
 
 

Научный руководитель: Сычева – Передеро О. В. 
 

Контрольную работу выполнила студентка 1курса, НиН-11 

Сметанникова  Елена Николаевна 

ОЗО, специальность - «Налоги и налогообложение» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Кемерово

2010 (2011)

 

Содержание 

Введение ---------------------------------------------------------------------- 3 

Глава 1.

  1. 1. Понятие механизма ---------------------------------------------- 4
 
  1. 2. Общая характеристика  государственных  органов ----- 8
 

Глава 2. Принципы организации и деятельности

     государственного аппарата ------------------------------------- 13 

Глава 3. Понятие и классификация функций

      государства -------------------------------------------------------------- 15 

Глава 4. Формы и методы осуществления функций

      государства ------------------------------------------------------- 16 

Глава 5. Основные внутренние и внешние функции

      государства ------------------------------------------------------- 17 

Заключение ------------------------------------------------------------------ 20 

Список  литературы  ------------------------------------------------ 21 
Введение
 

    Государство, возникнув на определенной ступени  зрелости человеческого общества вследствие экономических, социальных, нравственных, психологических и других закономерностей, становится его основной управляющей системой. Для выполнения своих функций оно создает систему государственных органов (механизм государства), посредством которой осуществляется управление обществом и защита его основных интересов.

      В различные эпохи развития цивилизованного общества механизм государства имел неодинаковую структуру и функции. Вследствие изменений, происходящих в общественной жизни, изменялось государство, его цели, задачи и функции, возникали новые и отмирали устаревшие структуры государственного аппарата. Однако во все исторические эпохи государственный аппарат выступает основным организующим началом политической системы общества.

      Эта тема не теряет своей  актуальности и сегодня, т.  к. система государственных органов,  также как и их внутренняя структура, не является застывшей. С изменением функций государства изменяется и система его органов, а с изменением задач, возложенных на тот или иной орган, может подвергнуться изменениям и структура органа.

      Например, до недавнего времени  основными принципами организации и деятельности государственного аппарата наша юридическая наука считала принцип широкого участия масс в управлении государством; демократический централизм; пролетарский интернационализм; социалистическую законность; социалистическую плановость; учет и контроль; партийное руководство деятельностью всех звеньев государственного аппарата.

      Кардинальные изменения, происходящие  во внутренней и внешней сферах  общественной жизни нашей страны  внесли существенные изменения  не только в процесс функционирования государства, но и в структуру, содержание и характер деятельности всех государственных органов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Понятия механизма (аппарата) государства. Государственные органы. 

  1. 1. Понятие механизма.
 

    Государство реально действует, проявляет себя только как система, как упорядоченная совокупность специальных органов, коллективов людей, осуществляющих управление делами общества от его имени и в пределах предоставленных полномочий. Такие коллективы действуют постоянно и, как правило, на профессиональной основе, что выделяет их из общества и ставит над обществом. Граждане могут принимать то или иное участие в делах государства, но в конечном итоге государственные органы, должностные лица несут персональную ответственность за эффективность своей работы (В.М. Сырых). 

    Подобная  система государственных органов, профессиональных коллективов и  называется механизмом государства. Следовательно, механизм государства - это система  государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства. Это четко слаженный сложный политический механизм, который включает в свой состав многочисленные и разнообразные органы.

      Механизм государства есть та  реальная организационная и материальная  сила, располагая которой государство проводит ту или иную политику. Механизм государства действует в следующих основных направлениях: 

    - нормотворческая деятельность;  

    - исполнительная деятельность; 

    - правоохранительная деятельность. 

    Нормотворческая деятельность - это деятельность по разработке, изданию, изменению и дополнению нормативных актов (законов, указов, постановлений, инструкций и т. д.), регулирующих жизнедеятельность общества во всех областях.  

    Исполнительная  деятельность - это деятельность по непосредственной реализации нормативных актов. Такая деятельность чрезвычайно многообразна, включает в себя множество конкретных решений во всех сферах жизни: выплата пенсий, прием на службу и увольнение, открытие и закрытие государственных образовательных учреждений, издание актов амнистии, открытие нового троллейбусного маршрута и т.д. 

    Правоохранительная деятельность - это деятельность по обеспечению определенного в обществе правопорядка, включающая в себя контроль за выполнением нормативных актов, реализацию гарантий прав и свобод человека и гражданина, предупреждение и пресечение преступлений и других правонарушений, привлечение виновных к юридической ответственности. Данное направление некоторыми авторами включается как составная часть в исполнительную деятельность. В целом деятельность государственного механизма осуществляется, прежде всего, в форме управленческой, организационной деятельности. 

    В юридической науке понятие "механизм государства" и "государственный  аппарат" обычно употребляются как  синонимы, хотя существует точка зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие "механизм государства" включаются наряду с государственным аппаратом еще и государственные учреждения и организации, а также "материальные придатки" государственного аппарата (вооруженные силы, милиция, уголовно-исполнительные учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат действует. 

    Изучая  аппарат государства, говорят прежде всего о назначении, порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства - непосредственно о деятельности государственных органов, об их взаимосвязи  между собой в процессе осуществления тех или иных функций государства. 

    Характерные черты механизма государства: 

    а) он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокупность государственных  органов, взаимосвязанных между  собой. В механизм государства входят законодательные органы (парламент), президент со своей администрацией, исполнительные органы (правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы и т.п.), судебные органы (конституционные, верховные, арбитражные и иные суды), прокурорские и иные надзорные органы, милиция, налоговая полиция, вооруженные силы и т.д. Все вместе они составляют единую систему властвования; 

    б) его целостность обеспечивается едиными целями и задачами. Именно цели и задачи объединяют столь разные государственные подразделения в единый организм, ориентируют их на решение общих проблем, направляют их энергию в определенное позитивное русло; 

    в) его основным элементом выступают  государственные органы, обладающие властными полномочиями; 

    г) он является той организационной и материальной силой (рычагом), с помощью которой государство осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов. 

    Механизм  современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием  составляющих его частей, блоков, подсистем. Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев, элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь. 
 

    СТРУКТУРА МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА 

Государственные органы   Администрация государственных предприятий,

учреждений  и организаций

  Государственные служащие (чиновники)   Организационные, финансовые и иные средства
 
 
    
  1. государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности  при осуществлении своих непосредственных властных функций. Особенностью этих органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.);
 
    
  1. государственные организации - это такие подразделения  механизма государства (его "материальные придатки"), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.);
 
    
  1. государственные учреждения - это такие подразделения  механизма государства, которые  властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотеки, поликлиники, больницы, почта, телеграф, научно-исследовательские институты, вузы, школы, театры и т.д.);
 
    
  1. государственные предприятия - это такие подразделения  механизма государства, которые  также не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли;
 
    
  1. государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением. Государственные служащие различаются по своему правовому положению в механизме государства. В зависимости от полномочий они могут подразделяться на следующие виды:
 
    
    • лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (президент, глава правительства, депутаты, министры и др.);
    • лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.);
    • лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.);
    • лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюджета);
 
    
  1. организационные и финансовые средства, а также  принудительную силу, необходимые для  обеспечения деятельности государственного аппарата.

Информация о работе Функции и механизмы государства