Дизайн-проект интерьера игровой комнаты в детском саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:47, дипломная работа

Описание

Детский сад — это второй после семьи социальный институт в жизни ребенка. Воспитание в детском саду направлено, прежде всего, на то, чтобы научить детей жить в социуме, сформировать необходимые навыки общения и взаимодействия с окружающими людьми. Для дошколят общение со сверстниками — необходимая составляющая гармоничного развития, ведь благодаря развитому эффекту подражания обучение в коллективе позволяет гораздо быстрее осваивать новые знания и умения

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Проблема формирования развивающей предметно-пространственной среды для детей
1.1 Сущностно- содержательная характеристика развивающей предметно-пространственной среды………………………………………………………………………………6
1.2 Анализ предметно-пространственной среды игровой комнаты детского сада………………………………………………………………………………..15
Выводы по I главе………………………………………………………………23

Глава II. Основы гармоничного развития детей в условиях предметно-пространственной среды
2.1 Возрастные психолого-физиологические особенности детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..24
2.2 Педагогические возможности развивающей предметно-пространственной среды в формировании творческой активности у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..41
2.3 Организация и этапы работы над дизайн-проектом общей комнаты группы детского сада, направленного на гармоничное развитие детей дошкольного возраста…………………………………………………………..48
Выводы по II главе………………………………………………………………55

Заключение……………………………………………………………………57
Литература..……………………………………………………………………61
Приложения……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

diplom_gotovyy.doc

— 407.50 Кб (Скачать документ)

3. Соблюдение условий  психологических, суть которых  в том, что малыш или дошкольник  творит в состоянии раскованности  и свободы благодаря поддержке  взрослыми его творческих начинаний.

Обеспечив эти основные условия, взрослый должен принимать  активное участие в развитии творческих способностей ребенка.

Психолог Дж. Гауен  дает немало полезных рекомендаций о  правильном развитии способностей у  детей, с тем, чтобы не помешать свободному самовыражению и способствовать максимально сильному стремлению творить. Итак,

1. По возможности, поддерживайте  у ребенка стремление к творчеству  и всячески сочувствуйте неудачам  в реализации творческих идей. Не выражайте неодобрения, не  акцентируйте внимание на неудачах, подчеркивайте то, что получилось хорошо, и обязательно хвалите его за это.

2. Относитесь с терпением  к необычным идеям детей, уважайте  их любознательность, поощряйте  задавать вопросы. Старайтесь  отвечать на все вопросы, даже если они кажутся вам нелепыми. Честно признавайтесь, что на некоторые вопросы нельзя дать однозначный ответ, давайте как можно больше пищи для размышления. Ребенку полезно научиться жить в постоянном интеллектуальном напряжении.

3. Предоставляйте ребенку  возможность побыть одному, позволяйте ему одному заниматься своими делами. Излишняя опека может быть тормозом для творческого развития ребенка.  Помните, что нежелательная родительская помощь может иногда восприниматься негативно, как вмешательство во внутренний мир.

4. Ребенок должен учиться  выстраивать свою систему ценностей,  помогайте ему в этом. Очень  важно, чтобы он мог с уважением  относиться как к своим идеям,  так и к идеям других людей.

5. Постарайтесь обеспечить  детям удовлетворение основных  социальных потребностей: ощущения безопасности, любви, уважения к себе, ведь скованный человек меньше склонен к самовыражению и творческим проявлениям.

6. Непременно поддерживайте  все новые идеи ребенка, ни  в коем случае не критикуйте  даже самые неудачные творения малыша. Находите в них то, что получилось хорошо, в крайнем случае, мягко обращайте внимание на недостатки и подсказывайте пути их исправления. Ваше одобрение очень важно для вашего ребенка, ведь он творит еще и для того, чтобы вы могли им гордиться.

7. Помните, чем больше вы даете возможностей ребенку для созидательного творчества, тем сильнее вы уменьшаете вероятность его нежелательного поведения. Дети, лишенные возможности творческого выражения, могут устремить свою энергию в совсем нежелательном направлении.

Творческие способности  человека достигают максимума в  возрасте от трех-четырех и до пятого года жизни. Затем они возрастают в течение первых лет обучения в школе, затем снижаются на несколько  лет, и снова возрастают в период полового созревания.

Творческие способности не зависят от образованности. Многие дети утрачивают свою спонтанную смелость творить, приобретая определенный багаж знаний»[34].

«Значение искусства  в формировании творческих способностей.

Проанализировав большое  количество педагогической литературы, психологических исследований по проблеме формирования творческих способностей я пришла к таким выводам:

  • в настоящее время наблюдается повышенный интерес к вопросам творческого развития детей. Это объясняется “назревшей социальной необходимостью” в творческих кадрах, главным образом в творческих исполнителях;
  • необходимость развития творческих способностей связывают также с престижем страны, зависящим от количества и качества творческой продукции, а также с личной удовлетворенностью трудом.

Проблема творчества и развития творческих способностей детей является сложной для исследования, но рассмотрение всех возможных подходов к ней чрезвычайно актуально  в настоящее время. Сложность  этой проблемы обусловлена наличием большого числа разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявление творческих способностей. В основном эти факторы можно объединить в три наиболее общие группы.

Первая группа включает природные задатки и индивидуальные особенности, определяющие формирование творческой личности. Во вторую группу входят все формы влияния социальной среды на развитие и проявление творческих способностей. Наконец, третья группа это — зависимость развития креативности (творческих проявлений) от характера и структуры деятельности.

Огромную роль в формировании творческих способностей ребенка играет искусство: литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись, так как именно искусство пробуждает у детей дошкольного возраста творческое начало, формирует и развивает человека разносторонне, влияет на его духовный мир.

Исходя из этого, я  в своей работе по формированию творческих способностей детей на занятиях ставлю интеграцию разных видов искусств.

Интеграция основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой художественной деятельности (эстетического восприятия, образных представлений, образного мышления, воображения, эмоционально-положительного отношения к деятельности, а также памяти, внимания).

Механизмом интеграции является образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый детьми в разных видах их художественной деятельности:

  • в литературе средство выразительности - слово (образные определения, эпитеты, сравнения, ритм, метафоры);
  • в театрализованной деятельности выразительные средства драматизации - движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы;
  • в изобразительной деятельности - рисунок (форма, объем, пропорции, поза, соотношение предметов в общей композиции по величине), аппликация (форма, цвет, композиция) и др.;
  • в музыке - мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др.

Интеграция разных видов  искусства и художественной деятельности в эстетическом воспитании детей  основывается на познании ребенком выразительных  средств каждого вида искусства  и постепенном понимании того, что образ одного и того же объекта, явления в разных видах искусства создается специфическими для того или иного вида искусства средствами.

Знакомство детей с  картинами Айвозовского, музыкой  Римского-Корсакого из оперы "Сказка о царе Салтане" позволяет им воспринимать образ моря в живописи и музыке, созданный художниками и композиторами средствами изобразительного искусства, музыки и музыкальной выразительности.

Интеграция разных видов  искусства обеспечивает их разностороннее воздействие на ребенка, способствует познанию предметов и явлений с разных сторон на основе восприятия действительности различными органами чувств.

На комплексном занятии  дети поочередно занимаются пением, рисованием, чтением стихов, танцами. При этом выполнение декоративных работ или сюжетных композиций под звуки мажорной лиричной музыки создает эмоциональное настроение, и дети успешнее выполняют задание.

На комплексном занятии  дети ведут себя непринужденно, раскованно. Например, выполняя коллективный рисунок, они советуются, кто и как будет рисовать. Если они хотят инсценировать песню, то предварительно сами договариваются о своих действиях, сами распределяют роли. Во время декоративно-прикладной деятельности (плетение ковриков, роспись глиняной посуды и т. д.) можно использовать в грамзаписи русские народные мелодии, что создает у детей хорошее настроение, вызывает желание напевать знакомые мелодии.

Классификация комплексных занятий.

1). По содержанию комплексные  занятия могут быть достаточно  разнообразными и осуществляться в разных вариантах:

  • отдельные блоки занятий по введению детей в мир искусства (музыкального и изобразительного);
  • блоки занятий, объединенных по наиболее интересным для детей темам: "Зоопарк", "Любимые сказки" (см. приложение 6);
  • блоки занятий по знакомству детей с творчеством писателей (см. приложение 3), музыкантов, художников и их произведениями (см. приложение 4);
  • блоки занятий на основе работы по ознакомлению детей с окружающим миром, с природой (см. приложение 2);
  • блок занятий по ознакомлению с народным искусством;
  • блок занятий по нравственному и эмоциональному воспитанию.

2). Структура комплексных  занятий зависит от возраста  ребенка, от накопления чувственного  опыта: от живого наблюдения  к рассматриванию картин, к восприятию  образа в стихах, музыке.

3-4 года - живое наблюдение предмета или явления плюс яркая иллюстрация его.

4-5 дет - яркая иллюстрация  или картина, небольшое литературное  произведение.

5-6 лет - литературное  произведение плюс несколько  репродукций, позволяющих выделить  выразительные средства; музыкальное произведение или песня (как фон или как самостоятельная часть занятия).

6-7 лет - художественное  произведение плюс 2-3 репродукции  (изображающие либо сходный пейзаж  либо различный) либо описание  предмета или явления в 2-3 стихотворениях (сравнение, сопоставление); музыкальное произведение (в сравнении - какое подходит к репродукции или стихотворению).

3). Комплексные занятия делятся на два типа по значению видов искусства:

  • доминантный тип, когда один вид искусства доминирует, а остальные как бы проходят фоном (например, стихотворение о природе и музыка помогают понять картину, ее настроение);
  • равнозначный тип, когда каждая часть занятия дополняет друг друга.

4). Комплексные занятия  могут варьироваться по сочетанию  музыкальных, изобразительных и  художественных произведений»[35].

«Развивающий интерьер соответствует индивидуальности ребенка 

Все мы, и взрослые, и  дети – очень разные: и по темпераменту, и по тому как воспринимаем окружающий нас мир.

Развивающий интерьер должен быть безопасным  

Здесь, как говорится, комментарии излишни. Это должно быть учтено в первую очередь. Безопасность заключается и в использовании экологически чистых материалов, и в покупке эргономичной мебели, которая не наносит вреда здоровью, и в правильном освещении, которое сохраняет детям зрение, и в применении безопасных аксессуаров, которые не разобьются и не сломаются.

Избегайте, по возможности, большого количества искусственных  материалов (пвх, например), а также  вещей, происхождение которых вызывает у вас хотя бы малейшее сомнение.

В то же время, если ребенок  склонен к аллергии – не следует  использовать шерстяные изделия. Следите, чтобы на мебели ничего не отслаивалось, не откалывалось, чтобы ребенок не мог посадить себе занозу, облизать ручку, с которой сходит краска, удариться об острый угол, прищимить палец тяжелым ящиком, или не дай бог что-то на себя уронить. 

Конечно же, выбирайте  качественную мебель, аксессуары, светильники. 

Интерьеру детских помещений  следует уделять большее внимание, чем оформлению взрослой среды. В первую очередь это касается выбора экологически чистых материалов. Сейчас огромный выбор виниловых обоев, причем импортные обои чаще всего имеют очень интересный дизайн. И если отказываться от них не хочется, наш совет – не обклеивайте ими всю комнату. Пусть это будет какой-то элемент, например красивый бордюр, который обозначит тему в детской, или небольшое панно, фотообои. И все же лучше воспользоваться краской на водной основе или бумажными обоями. А чтобы было интересно нанесите с помощью трафарета рисунок или приклейте декоративные наклейки, которые предназначены для декора стен (легко наклеиваются и легко снимаются.

Развивающий интерьер грамотно спланирован 

Детский интерьер должен быть не только красивым, он обязательно  должен быть грамотно спланирован. В комнате должна ясно читаться структура, т.е должно быть понятно, где чем детям заниматься. Конечно, в условиях маленького помещения это сделать сложнее, посколько все превращается фактически в одну зону, а внося какие-то разделители, можно сделать комнату еще меньше. Но в просторных комнатах, конечно, есть смысл разделить на зоны.

Например, помимо основных зон: спальной зоны, зоны хранения, игровой  зоны желательно предусмотреть место  и для занятий физкультурой, и  для занятий творчеством, и место  для чтения. 

Игровая зона – понятие  весьма растяжимое, особенно это касается малышей, которые все помещение превращают в игровую зону. Обычно у всех детей есть и настольные игры, и конструкторы, и различные предметы для ролевых игр (магазин, гараж, кукольный дом).

В целях безопасности не ставьте открытые полки или  какие-то другие предметы мебели, по которым  ребенок может забраться на окно. Устройство у окна мест для чтения очень хорошо в западных интерьерах, но там другая система открывания окон, поэтому у них это безопасно. 

 Развивающий интерьер воспитывает эстетический вкус у детей

Наличие хаоса и безвкусицы воспитывают в детях неаккуратность, плохой вкус. Поэтому к эстетитке  комнаты нужно подойти со всей тщательностью.

Цвет в интерьере  детской играет одну из решающих ролей. Он оказывает сильное влияние на эмоциональное состояние. Сочетания цветов и оттенков должны быть гармоничными, с детства воспитывать у ребенка вкус и цветовое восприятие. 

Выбирая цвета отделочных материалов, следует ориентироваться  на пастельную гамму: светло-зеленые, нежно-розовые, бледно-голубые, приглушенно-желтые оттенки. Чем меньше ребенок, тем быстрее он устает от ярких красок. Разумеется, допустимы яркие цветовые пятна (это могут быть и элементы мебели, и аксессуары), но только не в зоне сна. Также следует учесть, что большое количество темных поверхностей действует на ребенка угнетающе. Если в декоре комнаты использовать цвета, традиционно являющиеся хорошими компаньонами (розовый с зеленым, синий-желтый-красный, желтый-сиреневый, синий-оранжевый, песочный-цвет морской волны и т.д) , у ребенка с детства будет развиваться чувство цвета.

Информация о работе Дизайн-проект интерьера игровой комнаты в детском саду