Дизайн-проект интерьера игровой комнаты в детском саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:47, дипломная работа

Описание

Детский сад — это второй после семьи социальный институт в жизни ребенка. Воспитание в детском саду направлено, прежде всего, на то, чтобы научить детей жить в социуме, сформировать необходимые навыки общения и взаимодействия с окружающими людьми. Для дошколят общение со сверстниками — необходимая составляющая гармоничного развития, ведь благодаря развитому эффекту подражания обучение в коллективе позволяет гораздо быстрее осваивать новые знания и умения

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Проблема формирования развивающей предметно-пространственной среды для детей
1.1 Сущностно- содержательная характеристика развивающей предметно-пространственной среды………………………………………………………………………………6
1.2 Анализ предметно-пространственной среды игровой комнаты детского сада………………………………………………………………………………..15
Выводы по I главе………………………………………………………………23

Глава II. Основы гармоничного развития детей в условиях предметно-пространственной среды
2.1 Возрастные психолого-физиологические особенности детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..24
2.2 Педагогические возможности развивающей предметно-пространственной среды в формировании творческой активности у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..41
2.3 Организация и этапы работы над дизайн-проектом общей комнаты группы детского сада, направленного на гармоничное развитие детей дошкольного возраста…………………………………………………………..48
Выводы по II главе………………………………………………………………55

Заключение……………………………………………………………………57
Литература..……………………………………………………………………61
Приложения……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

diplom_gotovyy.doc

— 407.50 Кб (Скачать документ)

Использовать в групповых  комнатах росписи, мозаику и другие монументальные настенные композиции нецелесообразно, лучше иметь качественный сменяемый материал, оригинально  оформленные работы детей и взрослых. Содержательность игровой деятельности детей во многом зависит от подбора игрушек, их качества и размещения. Подчас во всех группах бытует одна и та же организация игровых уголков с одним и тем же составом игрушек и их расстановкой, а это неправильно. Ведь в младших группах используются в основном игрушки из мягких, безопасных, легких материалов (пластик, ткань, дерево, картон), простых форм и расцветок.  
В старших появляются игрушки более сложных форм и конструкций из металла (транспортные, заводные, электрифицированные). В детских садах всегда уместна крупная, так называемая «интерьерная», игрушка (набивная, надувная и т. п.). Игровая зона для малышей устраивается в хорошо освещенных, теплых участках комнаты; она может быть приподнята на подиуме. В игровых уголках на уровне стоящего ребенка стены можно оклеить цветным линкрустом, пластиковой пленкой или влагостойкими обоями с нарядным рисунком. Для игр хорошо использовать невысокие, легкие, но устойчивые ширмы-экраны. Они могут быть плотными и полупрозрачными, с прорезями («окна», «двери») и другими элементами. Вообще оформление игрового уголка допускает большое разнообразие, но оно должно способствовать бережному отношению детей к игрушкам, побуждать их после завершения игры убирать все на место. 
Организация любого занятия предполагает удобное место для его проведения, современное комплексное материальное оснащение, красивое оформление. Для малышей и детей средней группы столы можно ставить лентой, кругом, полукругом, а для старших дошкольников необходимо выделить учебную зону с левосторонним освещением. При оборудовании зоны занятий в старших группах детского сада используются настольные и настенные доски для начальной школы (их всегда можно приспособить к условиям детского сада).

Типовой стол для воспитателя  экранирован, имеет откидную полку для образцов, выдвижной блок с аппаратурой и аудиовизуальными пособиями. Учебную зону можно выделить цветом, но так, чтобы не было большого контраста между цветом доски и цветом стены, на которой она размещена (цвет стены всегда подчинен цвету доски, сливаться по тону они не должны — что-то всегда должно быть насыщеннее).

Успешность художественной деятельности детей зависит не только от получаемых детьми знаний, впечатлений, от умений взрослого организовать занятия  по интересам, но и от оборудования и привлекательности оформления зон для таких занятий: они должны быть самыми нарядными, самыми занятными. Их зонирование предполагает хорошее материальное оснащение, естественное освещение, при необходимости — подсветку. Каждая зона имеет как бы два уровня оформления — вертикальный (окраска простенка, занавеси, шкаф-полка, доска для рисунков) и горизонтальный (рабочая мебель, инструменты, материалы, книги)»[4].

 

Выводы по главе

Исходя из вышесказанного, можно сделать выводы, что разработка дизайн-проекта общей комнаты  группы детского сада требует соблюдения многих условий. Это касается и санитарно-эпидемиологических норм, и физиологических особенностей дошкольников. Следует учитывать особенности детского цветовидения и цветовосприятия, их влияние на психоэмоциональное состояние воспитанников.

Окружающая предметно-пространственная среда оказывает формирующее  воздействие на все стороны воспитания: умственное, физическое, духовное; потому важно, чтобы в общей комнате был функционально обустроены учебная зона, игровые пространства, площади для творчества. Безусловно, они должны быть и эстетически привлекательными, что будет служить дополнительным стимулом ребенку к усвоению знаний и развитию талантов.

Оборудование детского сада позволяет реализовать концепцию  гармоничного воспитания по следующим принципам:ринцип обеспечения здорового образа жизни и физического развития, принцип обеспечения воспитания и развития ребенка в условиях детского сообщества, принцип обеспечения педагогического процесса в условиях общественного воспитания, принцип надежности и безопасности, принцип возрастного соответствия, принцип гигиенического соответствия, принцип эргонометрического соответствия, принцип вариативности, принцип комплектования, принцип рациональности, принцип складирования, принцип общего и единичного в подборе и использовании предметов интерьера.

Интерьер должен вызывать у ребенка чувство комфорта, уюта, защищенности с одной стороны, и  с другой – вызывать стремление к творчеству, познанию, исследованиям. Мебель и предметы интерьера предпочтительны лаконичные, с закругленными формами, что в первую очередь отвечает требованиям безопасности. Но не стоит излишне упрощать предметно-пространственную среду это отрицательно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка, ограничивает его воображение.

Цвет занимает одну из ключевых позиций в дизайне интерьера. Он способен преобразить как само помещение, так и настроение людей, находящихся в нем. Предметная среда  для детских помещений оформляется  в спокойной, теплой гамме предпочтительно  натуральных, природных оттенков. Светло-зеленый, песочный, теплые древесные оттенки, желтый, горчичный, белый, бежевый – вот наиболее подходящая палитра, которая создает ощущение домашнего уюта, комфорта, спокойствия и удовлетворенности. Чтобы интерьер не выглядел тусклым, при его оформлении используют контрастные по цвету общей гамме предметы: яркие цветочные горшки, красочные принты и предметы мебели. Предметно-пространственная среда должна быть разнообразной не только в плане цвета и форм, также успешно используются материалы различных фактур: декоративная штукатурка, деревянный ламинат, текстильные жалюзи, керамический декор.

Глава II. Основы гармоничного развития детей в условиях предметно-пространственной среды

2.1 Возрастные  психолого-физиологические особенности  детей дошкольного возраста

«Социальная ситуация развития дошкольника. Потребность в общении со взрослыми и сверстниками определяет становление личности ребенка. Общение со взрослыми развертывается на основе увеличивающейся самостоятельности дошкольника, расширения его знакомства с окружающей действительностью. В этом возрасте ведущим средством общения становится речь. Младшие дошкольники задают тысячи вопросов. Они хотят выяснить, куда уходит ночь, из чего сделаны звезды, почему корова мычит, а собака лает. Выслушивая ответы, ребенок требует, чтобы взрослый всерьез относился к нему как к товарищу, партнеру. Такое сотрудничество получило название познавательного общения. Если ребенок не встречает такого отношения, у него возникают негативизм и упрямство. В дошкольном возрасте возникает и другая форма общения — личностная, характеризующаяся тем, что ребенок активно стремится к обсуждению со взрослым поведения и поступков других людей и своих собственных с точки зрения нравственных норм. Но для бесед на эти темы требуется более высокий уровень развития интеллекта. Ради этой формы общения он отказывается от партнерства и становится в позицию ученика, а взрослому отводит роль учителя. Личностное общение наиболее эффективно подготавливает ребенка к обучению в школе, где ему придется слушать взрослого, чутко впитывая все то, что будет говорить учитель. Существенную роль в формировании личности ребенка играет потребность в общении со сверстниками, в кругу которых он находится с первых лет жизни. Между детьми могут возникать самые разные формы взаимоотношений. Поэтому очень важно, чтобы малыш с самого начала пребывания в дошкольном учреждении приобретал положительный опыт сотрудничества, взаимопонимания. На третьем году жизни взаимоотношения между детьми возникают в основном на основе их действий с предметами, игрушками. Эти действия приобретают совместный, взаимозависимый характер. К старшему дошкольному возрасту в совместной деятельности дети уже осваивают следующие формы сотрудничества: чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогают партнеру, выполняют часть его работы; принимают замечания партнера, исправляют свои ошибки. В процессе совместной деятельности ребята приобретают опыт руководства другими детьми, опыт подчинения. Стремление к руководству у дошкольника определяется эмоциональным отношением к самой деятельности, а не к позиции руководителя. У дошкольников нет еще осознанной борьбы за руководство. В дошкольном возрасте продолжают развиваться способы общения. Генетически наиболее ранней формой общения является подражание. А.В. Запорожец отмечает, что произвольное подражание малыша — один из путей овладения общественным опытом.

На протяжении дошкольного  возраста у ребенка меняется характер подражания. Если в младшем дошкольном возрасте он подражает отдельным формам поведения взрослых и сверстников, то в среднем дошкольном возрасте ребенок уже не слепо подражает, а сознательно усваивает образцы норм поведения. Деятельность дошкольника разнообразна: игра, рисование, конструирование, элементы труда и учения, в чем и проявляется активность ребенка»[7].

«Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра. Сущность игры как ведущей деятельности состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны жизни, особенности деятельности и взаимоотношений взрослых, приобретают и уточняют свои знания об окружающей действительности, осваивают позицию субъекта деятельности, от которого она зависит. В игровом коллективе у них появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения, проявляются нравственные чувства. В игре дети активны, творчески преобразуют то, что ими было воспринято ранее, свободнее и лучше управляют своим поведением. У них формируется поведение, опосредованное образом другого человека. В результате постоянного сравнения своего поведения с поведением другого человека у ребенка появляется возможность лучшего осознания самого себя, своего Я. Таким образом, ролевая игра оказывает большое влияние на формирование его личности. Сознание Я, Я сам, появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития и свидетельствуют о начале переходного периода, именуемого кризисом трех лет. Это один из наиболее трудных моментов в его жизни: разрушается прежняя система отношений, складывается новая система социальных отношений, с учетом отделения ребенка от взрослых. Изменение позиции ребенка, возросшая самостоятельность и активность требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, то возникают собственно кризисные явления в системе ребенок—взрослый (со сверстниками этого не происходит). Наиболее типичными характеристиками кризиса трех лет являются следующие: негативизм, упрямство, строптивость, протест-бунт, своеволие, ревность (в случаях, когда в семье несколько детей). Интересной характеристикой кризиса трех лет является обесценивание (эта особенность присуща всем последующим переходным периодам). Что же обесценивается у трехлетнего малыша? То, что было привычно, интересно, дорого прежде. Ребенок может даже ругаться (обесценивание правил поведения), отшвырнуть или сломать любимую ранее игрушку, если она предложена не вовремя (обесценивание старых привязанностей к вещам) и т.п. Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе, происходящее отделение от близких взрослых (Я сам!) свидетельствует о своего рода эмансипации малыша.

В дошкольном возрасте в  деятельности ребенка появляются элементы труда. В труде формируются его  нравственные качества, чувство коллективизма, уважения к людям. При этом очень  важно, чтобы он испытывал положительные  чувства, которые стимулируют развитие интереса к труду. Через непосредственное участие в нем и в процессе наблюдения за трудом взрослых дошкольник знакомится с операциями, орудиями, видами труда, приобретает умения и навыки. Вместе с тем у него развиваются произвольность и целенаправленность действий, растут волевые усилия, формируются любознательность, наблюдательность. Вовлечение дошкольника в трудовую деятельность, постоянное руководство им со стороны взрослого — непременное условие всестороннего развития психики ребенка. Большое влияние на умственное развитие оказывает обучение. К началу дошкольного возраста психическое развитие ребенка достигает такого уровня, при котором можно формировать двигательные, речевые, сенсорные и ряд интеллектуальных навыков, появляется возможность вводить элементы учебной деятельности. Важным моментом, определяющим характер учения дошкольника, является его отношение к требованиям взрослого. На протяжении дошкольного возраста ребенок учится усваивать эти требования и превращать их в свои цели и задачи. Успех учения дошкольника в значительной мере зависит от распределения функций между участниками этого процесса и наличия конкретных условий. Специальные исследования дали возможность определить эти функции. Функция взрослого заключается в том, что он ставит перед ребенком познавательные задачи и предлагает для их решения определенные средства и способы. Функция ребенка состоит в принятии этих задач, средств, способов и активном их использовании в своей деятельности. При этом, как правило, к концу дошкольного возраста ребенок осознает учебную задачу, овладевает некоторыми средствами и способами выполнения деятельности и может осуществлять самоконтроль.

В исследовании Е.Е. Кравцовой  показано, что новообразованием дошкольного  периода развития является воображение. Автор считает, что в дошкольном возрасте можно выделить три стадии и одновременно три основных компонента этой функции: опора на наглядность, использование прошлого опыта и особая внутренняя позиция. Основное свойство воображения — способность видеть целое раньше частей — обеспечивается целостным контекстом или смысловым полем предмета или явления. Оказалось, что применяемая на практике система ознакомления детей с различными эталонами, происходящая на ранних возрастных этапах и предшествующая развитию воображения, противоречит логике развития центрального новообразования дошкольного возраста. Она построена в расчете на усвоение ребенком системы значений, в то время как актуальным на этом возрастном этапе является смыслообразование, которое обеспечивается развитием воображения.

Информация о работе Дизайн-проект интерьера игровой комнаты в детском саду