Дизайн-проект интерьера игровой комнаты в детском саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:47, дипломная работа

Описание

Детский сад — это второй после семьи социальный институт в жизни ребенка. Воспитание в детском саду направлено, прежде всего, на то, чтобы научить детей жить в социуме, сформировать необходимые навыки общения и взаимодействия с окружающими людьми. Для дошколят общение со сверстниками — необходимая составляющая гармоничного развития, ведь благодаря развитому эффекту подражания обучение в коллективе позволяет гораздо быстрее осваивать новые знания и умения

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Проблема формирования развивающей предметно-пространственной среды для детей
1.1 Сущностно- содержательная характеристика развивающей предметно-пространственной среды………………………………………………………………………………6
1.2 Анализ предметно-пространственной среды игровой комнаты детского сада………………………………………………………………………………..15
Выводы по I главе………………………………………………………………23

Глава II. Основы гармоничного развития детей в условиях предметно-пространственной среды
2.1 Возрастные психолого-физиологические особенности детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..24
2.2 Педагогические возможности развивающей предметно-пространственной среды в формировании творческой активности у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..41
2.3 Организация и этапы работы над дизайн-проектом общей комнаты группы детского сада, направленного на гармоничное развитие детей дошкольного возраста…………………………………………………………..48
Выводы по II главе………………………………………………………………55

Заключение……………………………………………………………………57
Литература..……………………………………………………………………61
Приложения……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

diplom_gotovyy.doc

— 407.50 Кб (Скачать документ)

Также следует обратить внимание на познавательное развитие детей, оно относится ко всем аспектам их психической жизни. Именно окружающая среда влияет на формирование познавательной и исследовательской активности ребенка.

Познавая мир по-своему, на эмоциональной, чувственной основе, ребенок познает лишь то, что лежит  на поверхности, то, что доступно его  видению и пониманию. Именно поэтому  воспитателю необходимо рассматривать  первые знания детей как стержневые, базовые в познании окружающего мира, они сохраняют значимость и в дальнейшем освоении действительности.

Предметно-пространственную среду, окружающую ребенка не стоит  слишком упрощать, а познавательное развитие ребенка – примитизировать. В дошкольный период жизни дети не только накапливают впечатления и расширяют чувственный опыт, они учатся ориентироваться в окружающем мире, у них начинает формироваться система знаний. Насколько упорядоченным будет этот процесс, зависит от педагога, ведь именно он руководит отбором материалов и информации для занятий.

Сказанное выше объясняет, почему интерьер, окружающий ребенка, играет особую роль в развитии маленького ребенка и должен быть организован  согласно задачам воспитания.

«Оборудование детских помещений позволяет реализовать эту сторону педагогической работы на научной основе по следующим принципам:

1. Принцип обеспечения  здорового образа жизни и физического  развития

Оборудование группы мебелью и пособиями должно отвечать задачам развития всех систем организма, повышению двигательной активности, своевременному овладению ведущими навыками, способствовать охране нервной системы ребенка.

2. Принцип обеспечения  воспитания и развития ребенка  в условиях детского сообщества

Интерьер группы должен быть рассчитан на одновременное присутствие 10 (15) детей дошкольного возраста. При этом должны быть учтены нормальные условия жизни как для одного отдельного ребенка, так и для группы детей в целом.

3. Принцип обеспечения  педагогического процесса в условиях общественного воспитания

Оборудование группы должно способствовать соблюдению условий  жизни малышей, входящих в одну группу, но живущих по разным режимам соответственно их возрасту и состоянию здоровья. Способствовать методам последовательности и индивидуальной постепенности в обслуживании детей, возможности индивидуального общения с одним ребенком в системе работы с группой детей в целом.

4. Принцип надежности  и безопасности

Интерьер группы должен включать предметы мебели и оборудования, конструкции которых обеспечивают надежность и безопасность их использования для маленького ребенка: исключены случаи падения с высоты, выпадения с боковых поверхностей изделий, удары и ушибы в результате неустойчивости последних, травмирование об острые углы и т. п.

5. Принцип возрастного  соответствия

Интерьер группы должен быть составлен соответственно возрастному  составу детей. Если в группе присутствуют дети, которые по возрасту или состоянию  здоровья относятся к разным микропериодам  развития, то оборудование группы должно быть рассчитано на детей каждой возрастной подгруппы.

6. Принцип гигиенического  соответствия

Предметы мебели и  оборудование должны быть выполнены  из экологически чистых материалов, иметь  водоотталкивающее покрытие, при  гигиенической обработке не терять структуры материалов, из которых они изготовлены, и не деформироваться.

7. Принцип эргонометрического  соответствия

Предметы мебели и  оборудование должны быть выполнены  на основе размеров, утвержденных Министерством  здравоохранения России для детей первых лет жизни. Современные, новые конструкции изделий, а также образцы зарубежного производства должны соответствовать эргонометрическим возрастным показателям, утвержденным в качестве государственного стандарта.

8. Принцип вариативности  (удобства и комфортности в использовании)

Предметы мебели и  оборудование должны быть удобны для  ребенка, создавать ощущение комфорта. В их конструкции должен быть заложен  принцип вариативности, позволяющий  в случае необходимости изменять пространственные характеристики изделий в секциях (например, подъем полочек или их перемещение; перемещение частей из горизонтальной в вертикальную плоскость, например откидывание барьерчика или его выпрямление, использование выдвижных поверхностей и пр.). Принцип вариативности позволяет менять размеры частей изделий по мере роста и взросления малышей.

9. Принцип гарнитуры  (комплектования)

Необходимо комплектование всех изделий, входящих в один гарнитур, по стилю, цветовому решению, обеспечение  сочетаемости предметов мебели, их секционного перестроения соответственно техническим характеристикам. Важна и сочетаемость предметов мебели с общим убранством группового помещения (предметами обихода, украшения комнаты: панно, картинами, эстампами, икебаной, предметами прикладного искусства, игрушками, комнатными растениями и т. п.).

10. Принцип  рациональности

Оборудование и мебель должны быть выполнены по принципу рационального использования, облегчающего труд персонала, обслуживающего одновременно 15-20 детей дошкольного возраста. Любое изделие, входящее в комплект оборудования, должно быть рационально расположено для работающего взрослого (имеется в виду местоположение, исключающее частые наклоны, неудобные позы, выполнения действий на весу, т. е. всего того, что может физически излишне утомить).

11. Принцип складирования

Оборудование должно быть легким в использовании, с одной  стороны - обладать устойчивостью, с  другой - мобильностью: в случае перемещения  должно иметь держатели (с тыльной  стороны) или какие-либо устройства, которые позволяли бы стационарно фиксировать предмет к стене, к какой-либо поверхности и в случае необходимости легко открепляться и перемещаться.

Все части гарнитурного комплекта должны хорошо складироваться в случае переезда или перемещения  из группы в группу.

12. Принцип  «общего» и «единичного» в подборе и использовании

 Допустимы творческие  разработки практического характера,  различные усовершенствования изделий,  поиск их оригинального использования,  т. е. то, что делает неповторимым  интерьер отдельной группы или  детского учреждения в целом»[14].

Все разработки в использовании  предметов мебели и оборудования в группах детского сада должны подчиняться  главному принципу – быть безопасными  и надежными. Размеры рабочих поверхностей и их частей должны соответствовать государственным стандартам, разработанным для детей дошкольного возраста, и быть гигиенически, экологически выдержанными.

При разработке проекта  интерьера группы детского сада в  соответствии с вышеизложенными  принципами обеспечивается грамотная  предметно-пространственная среда для дошкольников. Одновременно в общей комнате присутствует несколько детей, и каждому необходимо чувствовать себя комфортно, уютно и защищено. Также создается эффективная рабочая зона для педагога, который должен уделить время каждому ребенку, позаниматься с ним индивидуально ведь именно так происходит правильное формирование гармоничной личности.

Предметная деятельность - ведущая в ранний период детства, поэтому создание условий для  дидактических и сюжетно-отобразительных  игр малышей является одной из главных задач педагогического коллектива.

Интерьер должен включать рассредоточенные локальные игровые  пространства, уголки уединения, места  отдыха, которые позволяют не только объединить воспитанников, но и дать каждому возможность побыть одному. Детям необходимо чувствовать себя комфортно в коллективе, поэтому создание развивающей предметно-пространственной среды требует учета возрастных особенностей каждой группы, количественного отношения мальчиков и девочек, их индивидуальные способности: темперамент, интересы, таланты, подвижность, особенности воспитания в семье. В этом случае среда будет именно развивающей, т.е. создающей условия для гармоничного умственного, физического, духовного роста. Данный интерьер будет способствовать появлению самостоятельности и инициативности у детей.

Вышесказанное объясняет, почему профессионально и грамотно должен решаться вопрос оформления общей  комнаты. Согласимся с мнением педагогов, что в основе его решения –  художественная интерпретация, т.е. особая идея и концепция интерьера, которой придерживается коллектив сотрудников.

Игровое оборудование предметно-пространственной среды позволит ребенку овладеть практическими социальными действиями, отражающими быт человека, что  поможет ему правильно воспринимать окружающую действительность. В игре проходит социализация детей. Ассортимент игровой мебели должен быть выполнен гарнитурно, т.е в едином стиле и цветовом решении. Закругленные формы предметов мебели соответствуют требованиям безопасности, снимают риск травмирования об острые углы. Также такие силуэты приятны для глаз, демонстрируют плавность и мягкость линий, действуют успокаивающе.

Последнее, согласно исследованиям психологов, определенным образом влияет на настроение, зрительную сенсорную систему организма ребенка. Резкие линии вызывают у маленьких детей реакцию отстранения и способствуют возникновению чувства тревоги и опасности. Это положение действенно и для окружающей среды в целом: она не должна быть визуально агрессивной.

Секция «Природный уголок»  монтируется в разных конструктивных вариантах с помощью съемных полочек, создавая впечатление ажурности, легкости.

«Интерьер каждого группового помещения должен быть разработан с точки зрения всех составляющих, а именно, архитектурного состояния группы, ее габаритов и полезной площади, освещенности и пр., должен включать сомасштабные, сочетающиеся друг с другом предметы, не только эстетически выдержанные и подобранные в определенной цветовой гамме, но и выполняющие свою функциональную принадлежность в какой-либо деятельности человека, т. е. отвечающие своему функциональному назначению»[30].

«Ошибки в оформлении интерьеров групп:

– Постоянная, «застывшая»  структура предметной среды.

– Оборудование группы составлено без ориентации на возрастной контингент детей, без учета их психологического возраста, уровня развития и состояния  здоровья.

– Цветовое оформление групповых помещений выполнено хаотично, т. е. без учета эстетических и психологических требований.

– Загроможденность группового пространства предметами мебели и игрушками, которые не используются в повседневной жизни или не соответствуют раннему  возрасту.

– Разностилевое оформление интерьера одного помещения (например, несочетаемость гарнитура мягкой мебели с гарнитуром в народном стиле, с его росписью и резьбой по дереву и пр.).

– Кукольный уголок оформлен не подходящей по габаритам и цвету  игровой мебелью разного стиля. Несочетаемость решения утомляет глаз.

– На шкафах, где располагаются  игрушки и пособия для детей, расставлены комнатные растения в качестве украшения группы, что  категорически запрещено в целях  исключения детского травматизма.

– Вся мебель в интерьере группы раннего возраста состоит из высоких шкафов, которые в нижней части наглухо закрываются створками. Такая мебель не рассчитана на самостоятельное пользование детьми. Ее громоздкость и конструкция не соответствует возрасту и не только затрудняет ее функциональное использование, но и подавляет ребенка.

– Окна заставлены большим  количеством растений. Наличие растений в жестяных банках, кастрюлях и  т. п. Растения должны быть в цветочных  горшках, которые можно помещать в кашпо. На одном окне допускается 1-2 растения, незатеняющих свет.

– Ковер (палас) расположен в той части комнаты, где дети не играют. Вещь служит украшением, не выполняя своего функционального назначения.

– В группе стационарно  находятся игрушки развлекательного назначения, крупногабаритные, занимающие много места. В результате значительно сокращается двигательное пространство комнаты.

– Указанные виды игрового оборудования: качели, железная дорога, ширма кукольного театра и пр. используют избирательно, т. е. вносятся на время.

– Уголок природы не отвечает своему педагогическому назначению.

Уголок природы необходимо оборудовать с учетом возраста малышей. В нем должны постоянно отражаться сезонные изменения в природе, картины, соответствующие текущему времени года.

– Локальные игровые  пространства (игровые «зоны») созданы без учета совместимости разных видов детской деятельности, например музыкальные игрушки располагаются рядом с книжным уголком.

Игровые «зоны» условны, поэтому переходят одна в другую, органично дополняя виды деятельностей. Так, например, уголок с книгами полезно совместить с уголком природы.

– Постоянная застывшая  система пользования игрушками  и пособиями, т. е. в одном определенном месте. Ребенок может взять любую  игрушку и играть, где ему хочется. Но убрать игрушку он должен на ее место. Следовательно, стационарно распределены лишь места, на которых хранятся игрушки. Это приучает детей к порядку. В условиях детского коллектива необходимо, так как облегчает и обеспечивает определенный ритм жизни малышей в условиях детского сообщества.

– Детские столы стационарно  расположены в части комнаты, служащей столовой. Они не перемещаются, занимают 2/3 всего игрового пространства.

Информация о работе Дизайн-проект интерьера игровой комнаты в детском саду