Деловые совещания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 08:27, реферат

Описание

Преимущества совещания как инструмента управления заключается в том, что оно обеспечивает:

•диалог сотрудников и возможность увеличения вариантов решения поставленной задачи;
•оперативность принятия решений;
•возможность быстро получить обратную связь «снизу», узнать о настроении сотрудников, их потребностях, уровне понимания проблем.
Поскольку деловое совещание - это деятельность, связанная с принятием решений группой лиц, на характер выступлений его участников и на его результаты серьезное влияние оказывают такие особенности группового поведения, как распределение ролей в группе, отношения между членами группы, групповое давление.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. СЛУЖЕБНОЕ СОВЕЩАНИЕ 4
1.1 Понятие и классификация служебного совещания 4
1.2 Виды служебных совещаний и их классификации 5


ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНОГО
9
СОВЕЩАНИЯ
2.1 Подготовка к проведению служебного совещания 9
2.2 Ведение служебного совещания 11
2.3 Этапы принятия решений 16
2.4 Завершение служебного совещания и составление его

19
протокола

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Деловые совещ.doc

— 142.50 Кб (Скачать документ)

     Неуспех многих совещаний часто объясняется тем, что реально имеется слишком много вариантов и возможностей. В такой ситуации менеджер и его группа оказываются дезориентированными, и совещание ни к чему не приводит. Чтобы этого не происходило, следует принимать решение по пяти этапам.

     Первый  этап - это УСТАНОВЛЕНИЕ КОНТАКТОВ. Когда вы начинаете совещание, то ваша первая задача — создать психологический комфорт для всей группы. Используя активное внимание, в частности, визуальный контакт, сообщите каждому о том, что вы заметили его присутствие. Внимание — это основа благоприятного психологического климата.

     Часто совещания начинаются с немедленного переключения на проблему, которую  надо решить. Вы же найдите время  для неформального вступления, обеспечьте удобное место для встречи. Комфортное окружение и внимание к людям дают более результативные совещания, и вы встретите меньшее сопротивление новым идеям.

     Начав совещание, изложите повестку дня и  цель встречи. Здесь должны проявиться ваши навыки лидерства, умение изложить свою точку зрения. Вы увидите, что четко заявленный порядок проведения совещания — одно из важных условий успеха.

     Имеет смысл рассказать участникам, что  вначале вы определите проблему, затем  цели компании на будущее, а потом  будут разработаны альтернативы решений. В конце вы можете сказать, что к исполнению будет принята одна-две альтернативы из предложенных. Но вы не подсказываете участникам, как себя вести и как решать проблему. Вы просто предлагаете некую открытую структуру группового принятия решений.

     Второй  этап - это ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ. Вы как лидер группы можете проявить свою готовность обсуждать проблему, задав открытый вопрос типа: «Каково мнение всех присутствующих об этой проблеме? Какие первоочередные задачи необходимо решить?» После того как участники совещания дадут свое определение проблемы, вы можете дальше вести дискуссию по интересным идеям и предложениям с помощью поощрения. Просто отмечайте интересные идеи и повторяйте их с вопросительной интонацией, что должно показать вашу поддержку.

     Точно так же вы можете использовать пересказ, чтобы прояснить слишком сложные  или запутанные предложения. Особенно это важно, если среди участников назревает конфликт. Четкий пересказ того, что сказал сотрудник, может  помочь преодолеть саботаж или враждебность при реализации идеи.

     Если  вы обращаете внимание на невербальное поведение, то можете заметить тех участников, которые «отключились» от обсуждения. В этот момент можно пересказать  то, что происходит на совещании, и  спросить несогласных об их мнении.

     По мере обсуждения проблемы сложности неизбежно нарастают. Тогда наступает время для обобщения, промежуточного подведения итогов. Периодически останавливайте обсуждение и подводите итог услышанному, используйте запись. Обобщение не означает одобрения или принятия идеи, это просто некая метка, указывающая, на каком этапе находится обсуждение, и говорящая, что можно переходить к следующему пункту.

     В конце совещания полезно подвести общий итог того, как сформулирована проблема. В этом обобщении должны содержаться ключевые моменты определения проблемы, и сотрудники при необходимости по ходу могут вносить добавления и коррективы.

     Следующий, третий по счету этап проведения делового совещания — это ОПРЕДЕЛЕНИЕ его ЦЕЛЕЙ. К этому этапу можно перейти сразу после формулирования проблемы. Это чаще всего делается в форме следующего вопроса к присутствующим: «Мы определили проблему, а в чем состоит наша основная цель при ее решении? Чего мы хотим добиться?»

     Иногда  при бурно протекающем процессе обсуждения некоторые участники чувствуют, что их мнения не слышат. Они сидят сзади, не принимая участия в обсуждении, хотя, может быть, именно у них в голове лучшее решение. Здесь полезно проверить, действительно ли каждый участник вовлечен в обсуждение.

     Используя обобщение, вы придадите мыслям и фактам более организованную форму. Полезно отметить индивидуальные или групповые чувства по отношению к фактам, особенно если обсуждение было жарким и противоречивым. Подводя итоги, поддерживайте визуальный контакт с каждым членом группы. Спрашивайте об их реакции на определение проблемы и ваше резюме, предлагайте дополнить или поправить. Лучше побольше потратить времени на то, чтобы участники пришли к согласию в определении проблемы и целей. Имея четкое определение проблемы и целей, можно переходить к следующему (четвертому) этапу - ВЫРАБОТКЕ АЛЬТЕРНАТИВ.

     Большинство деловых совещаний начинается прямо  с этого этапа. Руководитель быстро дает свое определение проблемы и  намечает цели. И после этого можно  переходить к выработке решения.

     Затратив  достаточно времени на предыдущих этапах, вы увидите что участники совещания более охотно делятся своими идеями и активно вовлечены в обсуждение.

     Вы  вновь можете использовать резюме и  приемы выслушивания для перехода к  четвертому этапу. Например: «Мы определили проблему как... и мы хотели бы видеть в качестве идеального решения проблемы... Какие мы имеем возможности, чтобы максимально приблизиться к оптимальному решению проблемы?» Таким образом, вы переходите к выработке альтернатив. Задавая открытый вопрос, вы предлагаете участникам продолжить обсуждение. Вновь можно применить приемы поощрения, пересказа, признания чувств, чтобы выявить взгляды каждого.

     На  всех этапах вы структурируете совещание  с помощью приемов выслушивания. Хотя вы явно выполняете роль лидера, свое мнение по решению проблемы вы пока держите при себе.

     На  каждом этапе вы можете высказать  свои соображения. Но внимательно следите  за коллегами. Вы заметите, что каждый раз, когда вы выдаете свои идеи, их участие сужается. Значит, эффективный  лидер старается свести свое участие к минимуму. Именно на четвертом этапе имеет смысл изложить свои мысли. Но пусть сначала участники изложат свои идеи.

     Пятым этапом принятия решения следует считать выработку у участников ГОТОВНОСТИ К ДЕЙСТВИЮ. Вести совещание не означает говорить каждому, что он должен делать. Если альтернативы возможных действий всем ясны, то следует фокусирующий вопрос: «Какую из альтернатив мы выбираем для реализации?» Такой вопрос приведет группу к совместному решению.

     Когда решение принято, то для выполнения конкретных задач надо найти добровольцев либо самому раздать поручения. Если во время совещания в полной мере были выявлены все возможности участников, раздавать поручения необязательно — в ходе обсуждения проблема уже была поделена на задачи членами рабочей группы.

     В заключение можно порекомендовать  наиболее общие рекомендации по выработке  решений деловых совещаний.

     1. На правах ведущего выработайте  рациональную структуру обсуждения. Уделяйте внимание каждому с  помощью визуального контакта или других приемов внимательного выслушивания мнений.

     2. Выявите проблему и четко сформулируйте  ее сущность. Дайте возможность  всем присутствующим высказаться.  Отметьте чувства, возникшие вокруг ключевых идей. Сделайте резюме, касающееся проблемы и способов ее решения, привлекая при этом мнение присутствующих.

     3. Определите цели. Для этого обсудите  возможность идеального решения  проблемы, даже если это кажется  недостижимым. Предпримите усилия, чтобы вовлечь каждого из присутствующих  в процесс определения проблемы и постановки целей.

     4. Ищите возможность выработки  альтернатив. Оказывайте поддержку  авторам новых идей. Постарайтесь  поощрить каждого из них. Рассмотрите  хотя бы три альтернативы (нет  настоящего выбора, если не имеется,  по крайней мере, трех вариантов).

     5. Готовьтесь к действию. Постарайтесь, чтобы у каждого была четкая  инструкция относительно его  личных действий. Убедитесь, что  все последующие шаги четко  поняты и каждый будет продвигаться  к взаимосогласованной цели. В  конце совещания подведите его итоги.

2.4 Завершение служебного  совещания и составление  его протокола

 

     Совещание можно закончить подведением  итогов. Обычно это итоговое заключение стараются опустить — все устали и торопятся. Но, потратив на него немного  времени, вы сильно продвинетесь в исполнении задуманного. Именно на конечном этапе часто теряются хорошие идеи. Эффективно проведенное совещание должно иметь конкретные последствия.

     Ведущему  совещание при подведении итогов обсуждения того или иного вопроса, обобщая важнейшие положения, целесообразно выяснить у присутствующих, все ли его правильно поняли. Даже если вы не требуете формального согласия, в конце собрания следует обратиться к присутствующим с такой фразой: «Мы сейчас договорились... Все ли согласны с этим?» После этого нужно убедиться в правильности реакции собрания.

     Завершайте  совещание в точно назначенное  время. Таким образом вы обеспечите себе репутацию умелого организатора. При проведении последующих заседаний  участники будут уже сами себя дисциплинировать и стремиться к своевременному выполнению повестки дня; никто не будет затягивать свое выступление и занимать время следующего участника.

     Хотя  для любого руководителя главное  в деловом совещании — его  итог, качественность, эффективность  принятого решения, тем не менее очень важны и чисто психологические последствия подобного мероприятия. Люди должны уйти с совещания, не испытывая раздражения, не ощущая антипатии к кому-то из коллег, чье мнение получило признание большинства, и не испытывая чувства дискомфорта, если, скажем, какая-то их идея таким признанием не пользуется.

     На  заключительном этапе совещания  важно не забыть зафиксировать, кто  и что будет выполнять. И, кроме  того, следует проследить, чтобы  все присутствующие получили протокол результатов совещания. На основании этого официального документа руководство вправе требовать от сотрудников выполнения принятых решений.

     Протокол  отражает фактическое состояние рассматриваемого вопроса на предприятии на день и час совещания.

     В формуляр протокола входят: наименование ведомства, учреждения или предприятия, название вида документа (протокол), дата заседания, индекс (номер), место заседания, гриф утверждения (если протокол подлежит утверждению), заголовок, куда входит наименование коллегиального органа или конкретного совещания, указание фамилий председателя и секретаря, состав присутствующих, повестка дня, текст по форме «слушали — решили» (постановили), подписи председателя и секретаря. В зависимости от полноты фиксации хода совещания выделяют краткий и полный протоколы. В кратком не приводятся целиком тексты выступлений, а указываются только повестка дня, фамилии выступавших, тема выступлений и принятые решения. Полные протоколы дают возможность судить не только о характере совещания, но и о деятельности предприятия, учреждения, фирмы в целом. Полный протокол обычно ведут с помощью стенографической или магнитофонной записи.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Подводя итог всему вышесказанному, отметим, что служебное совещание –  это форма делового общения коллектива (группы) с целью обмена информацией и принятия коллективного решения по актуальным для данного коллектива (группы) проблемам.

     Совещания - это средство управления, и оно  должно быть использовано для правильных целей и надлежащим образом, чтобы  достичь желаемого результата.

     Кроме того, хотелось бы еще раз обратить внимание на актуальность распределения рабочего времени каждого руководителя организации, на его умение четко, ясно, быстро доводить информацию до своих подчиненных, получать все необходимые сведения от них, принимать своевременно правильное решение. Основной же ошибкой руководителей становится забывание правила понимания информации, сформулированного специалистом в области управления П.Мицич: «если принять задуманное за 100%, то высказанное составит 70 от задуманного, услышанное - 80 от высказанного, понятое - 70 от услышанного, а запомнится лишь 60% от понятого».

     Как видим, служебное совещание - процесс  сложный и при его проведении необходимо учитывать огромное количество психологических закономерностей  и правил. Объективная же реальность в настоящее время заставляет всех руководителей организаций поворачиваться лицом к проблеме повышения эффективности своей работы, продуктивного использования каждой минуты рабочего времени.

Информация о работе Деловые совещания