Зарождение дипломатической службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:46, реферат

Описание

В наши дни внешняя политика постепенно теряет свой прежний статус. Начавшиеся в XIX столетии процессы «парламентаризации» и «политизации» дипломатии, равно как и возрастание роли прессы и общественного мнения в области принятия внешнеполитических решений, демократизация самой дипломатической службы, – все это в значительной мере способствовало изменению традиционного облика дипломатии. Речь идет о вызревании совершенно новой организации дипломатической службы, когда в основе взаимоотношений между правителями различных государств лежит обязательный, взаимный, регулярный и, желательно, равноправный обмен постоянными дипломатическими представителями.
Главный вопрос, который необходимо учитывать при изучении основных этапов становления профессиональной дипломатической службы - что же следует считать историческим рубежом, знаменующим ее появление, каковы закономерности ее развития?

Содержание

Введение………………………………………………………………………...………………..2
1. Зарождение дипломатической службы…………………………………….………………...3
2. Зарождение российской дипломатической службы……………………………………..….4
3. Переход к европейской модели дипломатической службы………………………………...6
4. Дипломатическая служба после Петра 1…………………………………………………….8
5. Внешнеполитический аппарат российской империи конца XIX — начала XXв…..………….11
Заключение………………………………………………………………………………..……15
Список использованной литературы…………………………………………………….…...16

Работа состоит из  1 файл

реферат 1.docx

— 43.38 Кб (Скачать документ)

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...………………..2

1. Зарождение  дипломатической службы…………………………………….………………...3

2. Зарождение  российской дипломатической службы……………………………………..….4

3. Переход  к европейской модели дипломатической  службы………………………………...6

4. Дипломатическая  служба после Петра 1…………………………………………………….8

5. Внешнеполитический  аппарат российской империи конца  XIX — начала XXв…..………………………………………………………………………………………….11

Заключение………………………………………………………………………………..……15

Список  использованной литературы…………………………………………………….…...16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В наши дни внешняя политика постепенно теряет свой прежний статус. Начавшиеся в XIX столетии процессы «парламентаризации»  и «политизации» дипломатии, равно  как и возрастание роли прессы и общественного мнения в области  принятия внешнеполитических решений, демократизация самой дипломатической  службы, – все это в значительной мере способствовало изменению традиционного  облика дипломатии. Речь идет о вызревании совершенно новой организации дипломатической  службы, когда в основе взаимоотношений  между правителями различных  государств лежит обязательный, взаимный, регулярный и, желательно, равноправный обмен постоянными дипломатическими представителями.

Главный вопрос, который необходимо учитывать при изучении основных этапов становления профессиональной дипломатической службы - что же следует считать историческим рубежом, знаменующим ее появление, каковы закономерности ее развития? При этом следует учитывать, что процесс становления профессиональной дипломатической службы необходимо рассматривать в контексте развития мировой дипломатии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Зарождение дипломатической службы.

Дипломатическая служба в системе  государственного управления сформировалась в эпоху Возрождения, в итальянских городах-государствах. Именно здесь появились первые постоянные дипломатические представительства. Милан и Мантуя в 1375 г. обменялись послами-резидентами, чтобы лучше согласовывать свои действия против Вероны. В дальнейшем подобные представительства все чаще осуществляются на взаимной и регулярной основе, сначала между итальянскими государствами, а затем и другими странами.

С течением времени такие организационные  формы восприняли другие страны, каждая из которых внесла в дипломатическую службу свои черты, характеризующие культуру и особенности национальной дипломатии. Но общим для всех внешнеполитических служб было:

  1. наличие государственных внешнеполитических канцелярий;
  2. формирование класса оплачиваемых из государственной казны чиновников, профессионально занимающихся обеспечением внешнеполитической деятельности государства;
  3. распространение системы взаимных постоянных дипломатических представительств;
  4. появление особого типа дипломатической корреспонденции и дипломатических архивов.

Важным моментом в становлении  дипломатической системы стала  так называемая «папская революция» начала XI в., положившая начало четкому разделению светских и церковных функций. Утверждение светского начала в ренессансном миропонимании проложило путь новому порядку властвования, в котором на суверенитет, то есть верховную власть, претендует не только папа римский и император Священной Римской империи, но и множество светских правителей. Таким образом, королевский посол в новой дипломатической системе выступал в роли герольда королевского суверенитета.

Параллельно складывается система  международных отношений, основанная на принципах равновесия. В XVI—XVII вв. поиск равновесия становится основным содержанием внешней политики практически всех ведущих европейских государств. Соблюдение равновесия требовало гибких коалиций и союзов, достоверного знания о намерениях и возможностях правителей и их государств. Осуществление подобной политики могла обеспечить лишь хорошо развитая, профессионально организованная система взаимных и постоянных дипломатических представительств, руководимых из центра соответствующими канцеляриями. Такая система впервые сложилась в Италии.

Политика равновесия таким образом, с одной стороны, стимулировала появление организованной и постоянной дипломатической службы, а с другой стороны, именно эффективная дипломатия сделала возможным осуществление политики равновесия.

2. Зарождение российской дипломатической службы

Становление профессиональной дипломатической  службы в России происходило по мере расширения и укрепления централизованного государства. Исторические рамки этого процесса охватывают XV—XVII вв. и в целом совпадают с общеевропейскими. С возвышением Московского княжества особое место заняла Боярская дума, состоявшая из представителей феодальной знати. С XV в. она превратилась в постоянный совещательный орган. Прием иностранных дипломатов, ведение переговоров, составление документации по посольским делам — все находилось в ведении Боярской думы.

По мере централизации власти Боярская дума стала мешать государю проводить самодержавную внешнюю политику. Поэтому в правление Василия III возник частный совет государя, своего рода кабинет, состоявший из доверенных лиц царя — Ближняя дума. Она готовила решения и выносила их на утверждение Боярской думы. Этот обычай сохранялся и в XVII в.

Кроме Боярской и Ближней думы существовало и другое учреждение — это Казна. В XV — начале XVI в. Казенный двор, располагавшийся на территории Московского Кремля, был одним из первых учреждений по внешним связям и одновременно хранилищем дипломатических документов. Здесь бояре и казначеи принимали послов.

С XV — первой половины XVI в. в дипломатических сношениях России отмечено участие представителей нового сословия — дьяков и их помощников — подьячих. С 80-х годов XV в. документы говорят о выделении категории посольских дьяков. Они присутствовали на приемах, выступали с речами от имени великого князя, записывали ход переговоров. Дьяки принимали грамоты от иностранных послов, были постоянными членами «ответных» комиссий, нередко сами выезжали за границу в составе посольства. При их участии писались наказы, они же ведали дипломатической документацией. Дворцовые дьяки занимались размещением и устройством иностранных дипломатов.

По мере расширения функций центральной  власти появляются новые учреждения — приказы — структуры, аналогичные итальянским «канцеляриям». Возникновение приказа по внешним делам — Посольского приказа, большинство историков относят к периоду правления Ивана IV (1533—1584). Посольский приказ обладал обширными полномочиями, помимо внешних сношений, ведал иностранными купцами, занимался выкупом и обменом пленных, управлял рядом территорий, заведовал почтой, сбором таможенных и других налогов.

Службу в Посольском приказе  несли дьяки и их помощники  — подьячие. Служащие располагались  по карьерной лестнице, ведущей от подьячих («молодых», «средних» и «старых») к дьякам. «Старые» подьячие, как правило, возглавляли появившиеся в приказе территориальные отделы — повытья. Три повытья занимались сношениями со странами Европы, два — с азиатскими государствами. Дьяки принимали привезенные послами грамоты; вели предварительные переговоры; присутствовали на приемах иностранных дипломатов; проверяли проекты ответных грамот; составляли наказы послам и приставам, направляемым для встречи иностранных послов. Они же возглавляли посольства. В XVII в. учреждаются первые постоянные дипломатические представительства России в Швеции (1634) и Речи Посполитой (1673).

Параллельно складывалась и система  ранжирования дипломатов. С XVI в. в документах упоминаются: великие послы — аналог чрезвычайного и полномочного посла; легкие послы — аналог чрезвычайного и полномочного посланника; посланники — аналог полномочного посланника; посланные — посланник с одноразовым поручением; посланцы — скорые курьеры; гонцы — курьеры с чрезвычайным поручением.

С самого начала в Посольском приказе  на высоком уровне находился отдел переводов. Устные переводы осуществляли толмачи, письменные — переводчики. Часто их набирали из иностранцев, находящихся на российской службе, или побывавших в плену русских. В конце XVII в. 15 переводчиков и 50 толмачей осуществляли переводы с латыни, итальянского, польского, волошского, английского, немецкого, шведского, голландского, греческого, татарского, персидского, фарси, арабского, турецкого и грузинского языков.

Нередко для изучения иностранных  языков и приобретения навыков дипломатического этикета выходцев из боярских семей  посылали на выучку за границу. Это  заложило достаточно прочные основы системы подготовки дипломатических кадров. В России появляются все виды дипломатической документации: верющие (верительные) грамоты — документ, удостоверяющий представительный характер дипломата и аккредитующий его в иностранном государстве опасные грамоты, обеспечивающие свободный выезд и въезд посольства; ответные грамоты — документ, вручаемый иностранным послам при их отбытии из страны пребывания; наказы, постатейно разъясняющие статус, цель и задачи посольства, предписывающие сбор необходимой информации, дающие возможные варианты ответов на вопросы и речей; посольские отчеты — статейные списки, в которых всесторонне анализируются и подводятся итоги работы посольства по каждой статье наказа.

Особое место в российской дипломатии принадлежит архивному делу. Регулярная систематизация дипломатических документов проводится с начала XVI в. Наиболее распространенной формой фиксирования дипломатической информации стали столбцы — скрепленные подписью должностного лица, подклеенные одна к другой по вертикали полосы бумаги, и посольские книги — переписанные в специальные тетради близкие по темам посольские документы.

Таким образом, в деле организации  профессиональной дипломатической службы, Россия не только не отставала от Запада, но и по ряду показателей опережала многие западные страны. Тем не менее формирование дипломатической службы произошло лишь во времена правления Петра I.

3. Переход к европейской модели дипломатической службы

Только с приходом к власти Петра  I утверждается понимание дипломатии как системы взаимоотношений между суверенными государствами, основанной на взаимном обмене постоянными дипломатическими представителями, воплощающими суверенитет своего правителя. Петр I радикально реформирует государственную власть и государеву службу, осуществляет секуляризацию государственного устройства, подчиняет церковь государственному Синоду, переходит на принципы господствующей в то время в Европе концепции дипломатической системы. Все это позволило включить страну в европейскую дипломатическую систему, превратить Россию в активный фактор европейского равновесия.

Радикальные реформы Петра I сводились к целому ряду нововведений:

    • громоздкий административно-государственный аппарат был заменен более компактной и эффективной администрацией;
    • Боярскую Думу сменил административный Сенат;
    • был упразднен сословный принцип формирования центральной власти, в большей степени начал действовать принцип профессиональной пригодности. В практику вводится «Табель о рангах»;
    • европеизируется система рангирования дипломатических служащих,   появляются   полномочные   и   чрезвычайные послы, чрезвычайные посланники, министры, резиденты, агенты;
    • обязательно взаимное информирование русских представительств за рубежом о важнейших военных и политических событиях, переговорах, соглашениях.

Проводились и другие преобразования. Вскоре после вступления в Северную войну, например, Посольский приказ Петр I преобразовал в особую дипломатическую канцелярию — Посольскую походную канцелярию. Новшество заключалось в том, что ведение всех внешнеполитических дел царь, находясь в походе, брал на себя.

Окончательное устройство Коллегии иностранных  дел России последовало только в 1720 г. на основе «Определения Коллегии иностранных дел». Этот документ а) регламентировал подбор кадров; б) определял структуру учреждения; в) уточнял функции и компетенции должностных лиц. Руководство ведомством осуществлялось на коллегиальных началах. Первым президентом Коллегии иностранных дел России был назначен Гаврила Иванович Головкин. Члены коллегии назначались Сенатом. В центральном аппарате коллегии помимо обслуживающего персонала, работало 142 человека. За рубежом находилось 78 человек — послы, министры, агенты, консулы, секретари, копиисты, переводчики, ученики, а также священники. Чины служителям Коллегии иностранных дел присваивал Сенат. Все чиновники приносили присягу на верность царю и Отечеству.

Структура коллегии выглядела следующим  образом:

Присутствие — орган, принимавший окончательные решения. Присутствие состояло из восьми членов Коллегии во главе с президентом и его заместителем, собиралось на свои заседания, по крайней мере, четыре раза в неделю;

Канцелярия — исполнительный орган, состоявший из двух отделений: секретного, непосредственно занимавшегося вопросами внешней политики, и административно-финансового.

По мере совершенствования центрального внешнеполитического ведомства учреждаются новые постоянные российские дипломатические и консульские представительства:

Информация о работе Зарождение дипломатической службы