Внешняя политика Великобритании в годы премьерства Маргарет Тэтчер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 18:24, курсовая работа

Описание

Цель данной работы осветить деятельность и влияние Тэтчер на
международной арене, показать изменения в мире в отношении Британии.

В связи с такой популярностью М. Тэтчер, огромным влиянием, которое она оказала на возрождение Великобритании и на мировые политические процессы, представляется актуальность изучения этой темы.
Задачами данной работы являются:
Охарактеризовать М. Тэтчер в политике Великобритании.
Охарактеризовать основные направления внешней политики Великобритании в период премьерства М. Тэтчер.

Содержание

Глава 1. М. Тэтчер в политике Великобритании 6
1.1. М. Тэтчер в политике Великобритании 6
1.2 Ольстерский кризис 12 октября 1984 года в курортном городке Брайтон должна была открыться конференция Консервативной партии. Накануне вечером состоялся большой прием в «Гранд-отеле», лучшем в городе. В ночь перед конференцией Тэтчер работала в своих апартаментах в «Гранд-отеле» над докладом, с которым собиралась выступать на конференции. В этот момент раздался оглушительный взрыв. Тэтчер спас случай. Если бы помощник не зашел к ней накануне, она была бы уже в ванной, где в результате взрыва обрушился потолок. Всего погибло пять человек, один смертельно ранен. Ранения различной степени тяжести получили 30 человек. Несколько часов спустя на дублинской радиостанции раздался звонок, и ответственность за взрыв взяла на себя Ирландская республиканская армия (ИРА), добивавшаяся освобождения Северной Ирландии от британского господства. Взрыв в Брайтоне способствовал усилению решимости Маргарет в борьбе с терроризмом. Этот террористический акт был самой дерзкой акцией ИРА с тех пор, как она возобновила борьбу за изгнание Британии из шести графств Северной Ирландии. За двенадцать лет до взрыва в Брайтоне в результате террористических актов ИРА было убито более 80 и ранено 1300 человек. В 1973 году во время двух взрывов, в том числе на Трафальгарской площади, было ранено 243 человека. В марте 1979 года во время взрыва автомобиля погиб Айри Нив, теневой министр по делам Северной Ирландии и один из ближайших соратников Тэтчер. В августе того же года погиб на своей яхте в результате взрыва бомбы лорд Маунтбеттен, фельдмаршал, один из героев второй мировой войны, член королевской семьи. Вместе с ним погибли еще трое, и столько же было ранено. В начале 80-х годов террористические акции ИРА участились: в феврале 1980 года был убит британский полковник, который служил в ФРГ; в ноябре 1981 года ИРА расправилась с депутатом британского парламента от Белфаста преподобным Робертом Брэдфордом; в июле 1982 года были взорваны две бомбы в центре Лондона, убиты 4 солдата и 7 музыкантов; в декабре 1983 года бомба взорвалась перед одним из лондонских универмагов: убиты 5 человек ранены 80. Однако до этого времени премьер-министр никогда не был целью ИРА. Исключением было лишь, планировавшееся в 1974 году покушение на Эдварда Хита, которого он избежал. Северная Ирландия, а точнее, Ольстер провинция на севере острова Ирландия, в раннее средневековье была самостоятельным королевством. В конце XII века Ольстер был официально подчинен английской короне. С XVI века он становится одной из провинций Ирландии, однако впоследствии вся Ирландия была колонизирована Великобританией. По англо-ирландскому договору 1921 года Ирландия получила статус свободного государства, но большая часть провинции Ольстер осталась под властью Великобритании. 11
Как пишут британские источники, население Северной Ирландии составляет около 6% от общего числа населения Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Большинство жителей Северной Ирландии – 1 млн. из 1,6 млн. – составляют протестанты, которые согласны с тем, что Северная Ирландия является частью Соединенного Королевства и хотят остаться в его составе. Активисты католики выступают против этого. В основу их борьбы положен тезис об освобождении Северной Ирландии от британского присутствия и объединении с остальной частью острова Ирландия. 12
Ирландские боевики рассчитывают, что смогут при помощи террора заставить британское правительство отказаться от участия в делах Северной Ирландии, дать возможность католикам и протестантам дать самим договориться и в перспективе добиться объединения Ирландии. Лидеры ИРА уверены, что затраты на содержании армии в Северной Ирландии, международное давление на Лондон, страх англичан перед террором заставит наконец британское правительство вывести армию из Ольстера. 13
ИРА всегда была самым большим врагом британского правительства. И Лондон вел свою борьбу против террористов также исключительно жестоко. В Белфасте, где насилие обрело наибольший размах и в Лондондерри по улицам курсировали бронетранспортеры с войсками, а пешие патрули совершали обходы кварталов. В Белфасте в интересах безопасности были перепланированы целые районы. Новые жилые массивы планировались без небольших переулков и потайных проходов, каких было много в старых кварталах. 13
Тэтчер была твердо убеждена, что терроризм не может быть оправдан ни в каких интересах и борьба с ним должна вестись повсеместно. 13
В мае 1984 года группа политиков-националистов предложила комплекс рекомендаций по воссоединению Ирландии и предотвращению «насилия, анархии и хаоса». Документ, получивший название «Доклад Нового ирландского форума», предполагал создание единого государства со столицей в Дублине, с новой конституцией. В докладе предлагалось два других возможных решения – федеративное устройство государства с правительствами в обеих столицах (Лондоне и Дублине) и единым президентом или установление совместного управления Северной Ирландией. Но ни один из вариантов не устраивает британского премьер-министра. 14
ИРА снова начала набирать силу – ее политическое крыло сумело провести в парламент своего лидера. Это говорило о необходимости срочно возобновить переговоры с Лондоном. Коллеги Тэтчер уговорили ее пойти на это. Стороны пришли к соглашению спустя год после возобнов

Работа состоит из  1 файл

внешняя политика Великобритании Тэтчер (1).doc

— 251.50 Кб (Скачать документ)

     У  Тэтчер были основания  подозревать,  что  Советский  Союз  не  хочет строгого контроля за разоружением. Ответ Тэтчер на послание по существу  был негативным, он исходил из того, что, пока СССР занимает такую  отрицательную позицию  в  отношении  контроля,  сокращения  вооружений  быть  не  может  и виновата в этом советская сторона.

    Тэтчер  добавила также, что Британия  выступает за  такое  соглашение,  в результате которого можно было бы полностью  доверять  другой  стороне.  Она признала, что СССР не может быть заинтересован  в  продолжении  долгосрочной программы развития вооружений, которая истощает жизненные ресурсы страны,  и что Англия разделяет политику разрядки и  хочет  ее  продолжения,  но  этому мешает,  по  ее  мнению,  "наращивание  вооружений  Советским   Союзом".

    В  то время на  советско-американских  переговорах советская  делегация выступала за полное освобождение Европы от ядерного  оружия.  Но  оказалось, что США и другие страны НАТО, прежде всего Англия, были не готовы  к  такому повороту событий. Тогда СССР предложил договориться о сокращении  в  течение пяти лет  средств  средней  дальности.  Предложение,  сделанное  Генеральным секретарем ЦК КПСС  Ю.  В.  Андроповым,  предусматривало,  что  СССР  и  США сократят в Европе  все  ракеты  средней  дальности  на  2\3,  и тогда СССР сохранит в Европе ровно столько  ракет,  сколько  имеют  Англия  и  Франция, вместе взятые, либо страны НАТО и ОВД полностью сократят свои ракеты,  а  по стратегическим вооружениям — прекратят их дальнейшее  наращивание,  то  есть заморозят на тогдашнем уровне, а затем сократят имеющиеся арсеналы  примерно на 25%.

 

    Тэтчер  негативно прореагировала на  советское  обращение.  Она  заявила, что новое предложение "оставит Россию в Европе со многими  ракетами  средней дальности, в то время как  Соединенные  Штаты  не  будут  иметь  ни  одной".

Премьер-министр  заявила, что английские ядерные силы  являются  независимыми силами ядерного сдерживания и не находятся под  американским  командованием.

Она утверждала, что советское предложение  не  "является  балансом,  который необходим для английской безопасности". Английское  правительство  исключало возможность  участия   Британии   в   процессе   сокращения   стратегических вооружений  в  обозримом  будущем  под  предлогом,  что  британские  ядерные средства "являются абсолютным минимумом". 

   Характеристика  отношения Тэтчер к социализму и СССР была  бы  неполной, если не рассказать о Международном демократическом союзе  и  роли  Тэтчер  в его организации. Еще в 1978 году при  активном  участии  Тэтчер  был  создан Европейский демократический  союз.  Он  был  задуман  как  объединение  всех консервативных,   правых   партий   Западной    Европы,    как    противовес Социалистическому     интернационалу,     в     интересах   противостояния социалистическим государствам и политическим оппонентам в своих  собственных странах.

    В  июне 1983 года в Лондоне по инициативе  Тэтчер  был созван  конгресс образованной на базе Европейского демократического союза новой  организации, названной  Международным  демократическим союзом  (МДС).   Тэтчер   открыла заседание новой организации речью, в которой содержались призывы к  единению антикоммунистических сил против СССР. Эта задача  полностью  ассоциировалась с  призывом  Белого  дома  "отбросить  назад  границы  коммунизма".   Тэтчер подчеркивала, что впервые в истории все консервативные силы  объединились  в борьбе за свои идеалы против "слепого антисоциализма".

    Можно  было бы  сделать  вывод,  что  при  первом  правительстве Тэтчер советско-английские отношения были отброшены назад и находились в  состоянии упадка. Казалось, не было никаких  реальных  перспектив  для  их  улучшения. Однако такой вывод неправилен.

    Решающие шаги в улучшении отношений между двумя странами были сделаны Тэтчер  уже  после победы на очередных парламентских выборах, когда она образовала свое  второе правительство.

    В  1983 году впервые в верхнем эшелоне  Англии стала одновременно  с  США обсуждаться возможность  некоторых  изменений  в  отношениях  этих  стран  с Советским Союзом.

   Планы  НАТО  и  Англии  в  области дальнейшего перевооружения требовали  огромных  затрат,  фолклендская  война обошлась дорого,  а  продолжение  оккупации  островов  и  превращение  их  в "крепость",  что было  политикой правительства,  требовали  дополнительных ассигнований.

    Видя, что правительство Тэтчер начинает  активизировать  свои  связи с СССР, оппозиционные партии также усилили контакты с советским  руководством.19 В феврале 1984 года скончался Ю.В. Андропов. Посольству стало известно, что Тэтчер  приняла  решение  вылететь  в  Москву  для  участия  в  траурной церемонии и встречи с новым советским лидером.

    Тетчер смягчила свои позиции по отношению к Советскому Союзу, осознав, что какова бы ни была разница между принятыми в Англии и СССР образом жизни, «мы должны жить вместе, либо мы вместе умрем». На практике проявленная Тэтчер гибкость во внешней политике и, в частности, в перемене ее отношения к СССР выразились в тесных контактах с новым советским лидером Михаилом Горбачевым.

Первая встреча  Маргарет Тэтчер и Михаила Горбачева  состоялась в декабре 1984 года.20 Тэтчер решила провести встречу с одним из потенциальных советских лидеров. И выбор пал на Михаила Горбачева. Местом переговоров была избрана загородная резиденция в Чекерсе, что подчеркивало особое расположение премьер-министра к будущему гостю.

Между ним и  Маргарет Тэтчер сразу же установились доверительные отношения. Во время  беседы Горбачев действовал совершенно независимо, не обращался ни к одному из своих помощников. Его манера, так сильно отличавшаяся от поведения прежних советских руководителей, вызвала расположение британского премьер-министра. Однако их встреча не была безоблачной. Она обнаружила ряд существенных расхождений во взглядах, которые и впоследствии оставались между ними. Вместе с тем, они согласились, что нет смысла побуждать друг друга к пересмотру политических систем двух стран.

Горбачева беспокоила СОИ (американская стратегическая оборонная  инициатива). Тэтчер волновал вопрос контроля над вооружениями. Их взгляды расходились в вопросах обороны и прав человека. Эти расхождения приводили к вспышкам дискуссий. Жаркие дебаты, даже с повышением голоса, станут нормальной практикой в общении двух лидеров.

В ходе встречи  с Горбачевым в 1984 году Тэтчер поняла, что он представляет собой одного из самых перспективных советских политиков. Она сказала, что «с ним можно иметь дело» и в дальнейшем в советском руководстве отдавала ему полный приоритет.

К тому времени, когда спустя три месяца умер Черненко, в политическом багаже Маргарет Тэтчер уже имелось личное знакомство с новым советским лидером – Михаилом Горбачевым. Она сразу же отправилась в Москву на похороны и  вместе с руководителями других стран стояла на морозе перед Мавзолеем Ленина.

На март 1987 года, за два месяца до выборов в Великобритании, был запланирован официальный визит Маргарет Тэтчер в Москву. Политические наблюдатели считают, что этот визит она с блеском использовала для своей избирательной компании 1987 года. Она очень тщательно готовилась к встрече с Горбачевым, понимая, что их предыдущие встречи, не носившие характера официальных, были лишь репетицией перед настоящим диалогом.

Маргарет Тэтчер прибыла в Москву в конце марта 1987 года. На их встрече присутствовали только по одному стенографисту и переводчику с каждой стороны. Тэтчер и  Горбачев практически полностью расходились во взглядах по существу обсуждаемого вопроса. Тэтчер твердо убеждена в том, что Европа обязана миром с 1945 года ядерному оружию, считала это оружие лучшей гарантией безопасности Запада. Горбачев же подробно изложил советскую программу системы всеобщей безопасности, центральным моментом которой было сокращение, а затем и полное уничтожение ядерного оружия.

Тэтчер настаивала на том, что английские ядерные силы независимы и не могут учитываться в советско-американских переговорах. Кроме того, они весьма не значительны по сравнению с советскими, говорила Тэтчер.

Считается, что  в отношении ядерного оружия Тэтчер занимала самую жесткую позицию  среди лидеров Западной Европы. Кроме прочего, это объяснялось также несогласием ослабить ту сторону внешней политики, которая принесла ей прочную поддержку избирателей, не согласных с лейбористской программой одностороннего разоружения. Тэтчер поддерживала идею многостороннего разоружения, но не любой ценой. Но в целом «перспектива неядерной Европы, не говоря уже о безъядерном мире, наполняла ее ужасом», - пишет британский политолог М. Холмс.

После этого  визита принесшего ей большую поддержку  соотечественников, Тэтчер еще не раз  встречалась с Михаилом Горбачевым. Они так и не находили взаимопонимания в вопросах о ядерном оружии, но Тэтчер активно поддерживала все начинания СССР в вопросах перестройки.

Между двумя  лидерами, имя каждого  из которых  вошло отдельной строкой в  мировую историю, самым очевидным сходством было то, что за границей их ценили выше, чем дома.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Во внешней  политике  М.  Тэтчер  предусматривала  возрождение  статуса Великобритании как  великой  державы.  Успехи  Тэтчер  во  внешней  политике значительно укрепили ее авторитет внутри страны.

    Победа  в войне настолько связывалась  с Тэтчер, как, пожалуй, никогда до этого не связывалась победа полководцев в тех  или  других  сражениях  с  их именами. Тори представляли дело так, что  без  Тэтчер  страна  не  могла  бы одержать победу. Овладение Мальвинами изображалось  как  величайшая  военная победа, которая ознаменовала собой  возрождение  величия  и  мощи  Британии, достигнутая благодаря блестящему руководству Тэтчер. Сама  она  поддерживала эти настроения. Много  значила  для  победы  и  поддержка,   которую   Англии   оказали Соединенные Штаты, прежде всего, разрешив ей использовать свою военную  базу на острове Вознесения, заправку там английского флота горючим и  предоставив необходимые  разведывательные  сведения.  Уайтлоу  говорил  даже,  что   без использования американской базы на острове Вознесения Британия не смогла  бы послать свою военную армаду на Фолклендские острова.

    Содействие  США  способствовало  значительному  укреплению   американо- британских отношений и делало Тэтчер "должником" Америки.

Сближение Великобритании и США во время премьерства  М. Тэтчер было во многом обусловлено  и личными взаимоотношениями  Тэтчер с президентом Р. Рейганом. Оба лидера разделяли схожие политические идеалы и осуществляли радикальные внутренние преобразования. Оба сталкивались с двойственными социально-психологическими последствиями «неоконсервативной революции» и остро нуждались в ярких дипломатических победах.

Визит Тэтчер в  Вашингтон в сентябре 1983 г. продемонстрировал, что «особые отношения» Великобритании и США переживают наибольший расцвет. Ситуация не изменилась даже после явно некорректной по отношению к Великобритании акции Вашингтона в октябре 1983 г., когда американцы предприняли показательную «полицейскую» акцию на острове Гренада, входящем в Содружество. Во второй половине 80-х гг. Великобритания неизменно солидаризировалась со своим стратегическим союзником по вопросам региональных конфликтов. Понимание в Лондоне находил враждебный курс США в отношении Ирана, поддержка движения моджахедов в Афганистане и покровительствующего им пакистанского режима, борьба против национально-освободительного движения в Никарагуа.

Лондон поддержал  военную акцию США против Ливии  в 1986 г., когда для налетов на Триполи американские ВВС использовали британские аэродромы. Вслед за США и наряду с Францией и Италией Великобритания направила миротворческий контингент в Ливан. В развитие кэмп-дэвидской стратегии Вашингтона британская дипломатия участвовала в налаживании арабо-израильского переговорного процесса.

Значительно укрепились союзнические отношения Великобритании с США и в глобальных вопросах. Приход Тэтчер к власти совпал с  новым витком международной конфронтации, спровоцированным размещением обоими блоками новых видов ядерного оружия в Европе, советским вторжением в Афганистан, вводом военного положения в Польше. Свой вклад в шумную антисоветскую пропагандистскую войну внесла и Великобритания, поддержав бойкот олимпиады в Москве и существенно сократив экономическое и культурное сотрудничество с СССР. Тэтчер всемерно поддержала планы наращивания вооружений НАТО, дав согласие на размещение 160 ракет средней дальности на территории Великобритании и на осуществление программы модернизации ядерных подводных лодок с помощью американских ракет «Трайдент». Одобрительно она отнеслась и к американскому проекту СОИ.

 

Список  литературы и источников

 

Источники

  1. «Anglo-Irish Treaty, 6 December 1921» // Режим доступа:  http://www.nationalarchives.ie
  2. Anglo-Irish Agreement 1985 between the government of Ireland  and  the government of the United Kingdom  // Режим доступа:  http://cain.ulst.ac.uk
  3. Речь Рейгана 16-го февраля 1985г. ("Доктрина Рейгана") // Режим доступа: http://www.coldwar.ru/raegan/doctrine.php

 

Литература

1. Капитонова Н.К. Маргарет Тэтчер: человек и политик  // Новая и новейшая история.2007.№2 // Режим доступа: http://vivovoco.ibmh.msk.su

2.Бердычевский Р.А. Маргарет Тэтчер . М.: Политиздат, 2009.

3. Огден, Крис. Маргарет Тэтчер. Женщина у власти Портрет человека и политика: [Пер. с англ.]. — М.: Новости, 1992.

Информация о работе Внешняя политика Великобритании в годы премьерства Маргарет Тэтчер