Внешняя политика Великобритании в годы премьерства Маргарет Тэтчер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 18:24, курсовая работа

Описание

Цель данной работы осветить деятельность и влияние Тэтчер на
международной арене, показать изменения в мире в отношении Британии.

В связи с такой популярностью М. Тэтчер, огромным влиянием, которое она оказала на возрождение Великобритании и на мировые политические процессы, представляется актуальность изучения этой темы.
Задачами данной работы являются:
Охарактеризовать М. Тэтчер в политике Великобритании.
Охарактеризовать основные направления внешней политики Великобритании в период премьерства М. Тэтчер.

Содержание

Глава 1. М. Тэтчер в политике Великобритании 6
1.1. М. Тэтчер в политике Великобритании 6
1.2 Ольстерский кризис 12 октября 1984 года в курортном городке Брайтон должна была открыться конференция Консервативной партии. Накануне вечером состоялся большой прием в «Гранд-отеле», лучшем в городе. В ночь перед конференцией Тэтчер работала в своих апартаментах в «Гранд-отеле» над докладом, с которым собиралась выступать на конференции. В этот момент раздался оглушительный взрыв. Тэтчер спас случай. Если бы помощник не зашел к ней накануне, она была бы уже в ванной, где в результате взрыва обрушился потолок. Всего погибло пять человек, один смертельно ранен. Ранения различной степени тяжести получили 30 человек. Несколько часов спустя на дублинской радиостанции раздался звонок, и ответственность за взрыв взяла на себя Ирландская республиканская армия (ИРА), добивавшаяся освобождения Северной Ирландии от британского господства. Взрыв в Брайтоне способствовал усилению решимости Маргарет в борьбе с терроризмом. Этот террористический акт был самой дерзкой акцией ИРА с тех пор, как она возобновила борьбу за изгнание Британии из шести графств Северной Ирландии. За двенадцать лет до взрыва в Брайтоне в результате террористических актов ИРА было убито более 80 и ранено 1300 человек. В 1973 году во время двух взрывов, в том числе на Трафальгарской площади, было ранено 243 человека. В марте 1979 года во время взрыва автомобиля погиб Айри Нив, теневой министр по делам Северной Ирландии и один из ближайших соратников Тэтчер. В августе того же года погиб на своей яхте в результате взрыва бомбы лорд Маунтбеттен, фельдмаршал, один из героев второй мировой войны, член королевской семьи. Вместе с ним погибли еще трое, и столько же было ранено. В начале 80-х годов террористические акции ИРА участились: в феврале 1980 года был убит британский полковник, который служил в ФРГ; в ноябре 1981 года ИРА расправилась с депутатом британского парламента от Белфаста преподобным Робертом Брэдфордом; в июле 1982 года были взорваны две бомбы в центре Лондона, убиты 4 солдата и 7 музыкантов; в декабре 1983 года бомба взорвалась перед одним из лондонских универмагов: убиты 5 человек ранены 80. Однако до этого времени премьер-министр никогда не был целью ИРА. Исключением было лишь, планировавшееся в 1974 году покушение на Эдварда Хита, которого он избежал. Северная Ирландия, а точнее, Ольстер провинция на севере острова Ирландия, в раннее средневековье была самостоятельным королевством. В конце XII века Ольстер был официально подчинен английской короне. С XVI века он становится одной из провинций Ирландии, однако впоследствии вся Ирландия была колонизирована Великобританией. По англо-ирландскому договору 1921 года Ирландия получила статус свободного государства, но большая часть провинции Ольстер осталась под властью Великобритании. 11
Как пишут британские источники, население Северной Ирландии составляет около 6% от общего числа населения Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Большинство жителей Северной Ирландии – 1 млн. из 1,6 млн. – составляют протестанты, которые согласны с тем, что Северная Ирландия является частью Соединенного Королевства и хотят остаться в его составе. Активисты католики выступают против этого. В основу их борьбы положен тезис об освобождении Северной Ирландии от британского присутствия и объединении с остальной частью острова Ирландия. 12
Ирландские боевики рассчитывают, что смогут при помощи террора заставить британское правительство отказаться от участия в делах Северной Ирландии, дать возможность католикам и протестантам дать самим договориться и в перспективе добиться объединения Ирландии. Лидеры ИРА уверены, что затраты на содержании армии в Северной Ирландии, международное давление на Лондон, страх англичан перед террором заставит наконец британское правительство вывести армию из Ольстера. 13
ИРА всегда была самым большим врагом британского правительства. И Лондон вел свою борьбу против террористов также исключительно жестоко. В Белфасте, где насилие обрело наибольший размах и в Лондондерри по улицам курсировали бронетранспортеры с войсками, а пешие патрули совершали обходы кварталов. В Белфасте в интересах безопасности были перепланированы целые районы. Новые жилые массивы планировались без небольших переулков и потайных проходов, каких было много в старых кварталах. 13
Тэтчер была твердо убеждена, что терроризм не может быть оправдан ни в каких интересах и борьба с ним должна вестись повсеместно. 13
В мае 1984 года группа политиков-националистов предложила комплекс рекомендаций по воссоединению Ирландии и предотвращению «насилия, анархии и хаоса». Документ, получивший название «Доклад Нового ирландского форума», предполагал создание единого государства со столицей в Дублине, с новой конституцией. В докладе предлагалось два других возможных решения – федеративное устройство государства с правительствами в обеих столицах (Лондоне и Дублине) и единым президентом или установление совместного управления Северной Ирландией. Но ни один из вариантов не устраивает британского премьер-министра. 14
ИРА снова начала набирать силу – ее политическое крыло сумело провести в парламент своего лидера. Это говорило о необходимости срочно возобновить переговоры с Лондоном. Коллеги Тэтчер уговорили ее пойти на это. Стороны пришли к соглашению спустя год после возобнов

Работа состоит из  1 файл

внешняя политика Великобритании Тэтчер (1).doc

— 251.50 Кб (Скачать документ)

Упомянутые  факторы,  особенно  последний,  и  определили  линию   поведения Лондона в дальнейшем. Но идея была, несомненно, не  только  американской,  а совместной, хотя некоторые английские официальные деятели явно  скромничали, заявляя, будто у Англии  нет  более  особых  интересов  в  Южной  Атлантике.

Разумеется, все это  преподносилось  в  плане  необходимости борьбы  против тогдашней "советской угрозы". Так или иначе,  суть  рассуждений  ясна:  даже если бы не было повода для прямого военного вмешательства,  его стоило  бы создать ради того, чтобы увеличить военное присутствие  в  Южной  Атлантике.

Впрочем, у Лондона были собственные причины для  того,  чтобы  не  допускать попыток оспорить его суверенитет над  островами:  на  берегах  Темзы хотели продемонстрировать всему миру, и, прежде всего  третьему  миру,  что  Англию рано  списывать  со  счетов.  Англия  прямо   не   отвергала   и   инициатив латиноамериканских стран, направленных на мирное  урегулирование  конфликта.

Несмотря на помощь США, легкой военной "прогулки" не получилось.  Аргентинцы потопили   крупные   английские   военные   корабли-ракетоносцы "Шеффилд", "Ковентри", "Дридент", "Антилопа", вспомогательные суда ВМС "Сэр Галлахад", "Сэр Тристрам", огромный контейнеровоз "Атлантик  конвейер".  Были  серьезно повреждены  ракетный  эсминец  "Глазго"  и  фрегат  "Аргонавт",  ракетоносцы "Плимут" и "Глэморган". Общие потери  английской  стороны превысили тысячу человек. В прессе в тот  момент  высказывались  утверждения,  что  некоторые затонувшие корабли имели на борту ядерные глубинные противолодочные  заряды.

Говорили и  о  том,  что  англичане  готовы  были  нанести  ядерный  удар  по внутренним районам Аргентины ракетами "Поларис" с подводной лодки.  14  июня 1982  г.  Аргентина признала  право Англии   на   владение   Фолклендскими островами, потеряв в ходе войны  большую  часть  своих  самолетов  и  другой техники.  Дальнейшее  продолжение  боевых  действий  Аргентинскими  военными потеряло смысл перед фактом подавляющего преимущества со стороны  британских вооруженных  сил.  Вскоре  после  возвращения  Фолклендских   островов   под британскую корону прекратил  существование  военный  режим  в  Аргентине,  в стране  был  восстановлен  парламентский  строй.  Президентом  республики  в октябре 1983 года был избран  Рауль  Альфонсин,  лидер  партии  "Гражданский радикальный  союз".  Годы,  последовавшие  за   событиями,   показали,   что принципиальных  изменений  в  курсе  Лондона  не  произошло.  Правда,  между представителями двух стран начались в конце 1983  года  переговоры  с  целью нормализации отношений.  Переговоры  первоначально  протекали  в  обстановке секретности,  причем  велись  через  посредников:  интересы   Великобритании представляло  швейцарское  посольство  в  Буэнос-Айресе,   а   Аргентины - посольство Бразилии в  Лондоне.  Однако  Англия  категорически  отказывалась обсуждать вопрос о суверенитете островов,  в  то  время  как  Аргентина,  не настаивая  на  фактической  передаче   архипелага   под   свое   управление, предлагала, по крайней мере, обсудить эту проблему. Лондон отверг  и  другое аргентинское предложение, а именно: чтобы обеспечение безопасности  островов было поручено ООН. Позиция Англии понятна: на  Фолклендах  в  то  время  уже велось строительство  аэродрома  для  стратегических  целей.  Лондон,  кроме того, упорно не желал снять 200-мильную "зону войны"  вокруг  архипелага.  В январе 1983 года Тэтчер нанесла демонстративный визит  на  острова.  Кабинет тори словно хотел показать,  что  правительство  Альфонсина,  выступавшее  с позитивными внешнеполитическими инициативами (особенно  по  обузданию  гонки ядерных вооружений), начавшее играть активную роль на международной арене  и в движении неприсоединения, - это правительство имеет еще меньше  шансов, чем  прежний  режим,  рассчитывать  на  конструктивную  позицию  Лондона   в территориальном споре. Премьер-министр заявила,  что  какие-либо  переговоры могут  начаться  только  тогда,  когда  Буэнос-Айрес   откажется   от   всех притязаний  на  суверенитет. Анализ Фолклендской операции и особенно "постфолклендской" политики Англии важен для понимания того, как британские правящие круги представляют себе внешнеполитические задачи  страны.  События показали,  что  перенос  приоритетного  внимания  на  Европу  вовсе  не  был необратимым  в  смысле  автоматического  отказа  от  заморских  владений   и обеспечения в некоторых из них военного присутствия - правда, теперь уже  не только в собственных интересах, но  от  имени  международного  империализма.

Иначе говоря, Англия при  консервативном  правительстве  все  еще  старается действовать по разным направлениям во внешнеполитической  сфере,  напоминая, что она  не  перестала  быть  великой  державой  с  глобальными  интересами.

Военная операция не принесла долгосрочного решения  фолклендского  конфликта.

В ходе развития военного конфликта позиция США оказалась твердой на  стороне Англии, что, несомненно, оказало решающее  значение  для  скорой  английской победы в Фолклендской войне. Итоги боевых действий, продолжавшихся с  апреля по июнь 1982г. - Англия  отстояла  территорию  Фолклендов,  потеряв  в  ходе боевых действий свыше тысячи человек убитыми и  ранеными.  Потери  Аргентины составили около 400 человек.

Глава 3. Отношения  Великобритании с США и СССР

3.1 Англо-американские отношения во внешней политике в период премьерства М. Тэтчер

 

Консервативная  партия Англии утверждала, что тори лучше других партий выражают интересы страны, называя себя даже национальной партией страны. Несмотря на это, Тэтчер не стеснялась называть консерваторов в то же время проамериканской партией, публично подчеркивая тем самым особые отношения между двумя странами. Фолклендский кризис существенно укрепил англо-американские союзнические отношения.

Сближение Великобритании и США в этот период было во многом обусловлено и личными взаимоотношениями  Тэтчер с президентом Р.Рейганом. С первых дней своего премьерства Тэтчер пыталась установить особые личные отношения и с американским президентом. Однако с Картером отношения не наладились. Другое дело Рейган, вступивший на свой пост в январе 1981 года. С ним с самого начала у Тэтчер установились тесные отношения, которые стали как бы «персональным союзом». Запад в 80-е годы не знал другого примера таких тесных контактов двух государственных лидеров, как английского премьера с американским президентом. Оба руководителя рассматривали внешнюю политику с идеологических позиций, считая главным врагом своих стран социализм вообще и Советский Союз в частности.

Сближало Тэтчер и Рейгана и их отношение к  ядерному оружию и сотрудничеству двух стран в этой области. Тэтчер была всегда сторонницей сохранения ядерного оружия, рассматривая его как гарантию мира, безопасности Англии и как орудие восстановления внешнеполитических позиций Британии. Она понимала, что ядерное оружие Англии в значительной степени зависело от США, а средства его доставки были целиком американскими. Не последнюю роль в ее отношениях с американской администрацией играло и стремление Тэтчер с помощью последней укрепить позиции Англии в Европе. Она хотела, чтобы Англия была связующим звеном между США и Западной Европой.

Наконец, экономические  теории развития двух стран - тэтчеризм  и рейганизм - имели много общего. Рейган в условиях ослабления мировых позиций США нуждался в поддержке западноевропейских союзников и с помощью Англии хотел укрепить позиции Америки в Европе.

В своей внешнеполитической деятельности Тэтчер всегда отдавала приоритет отношениям с США. Но она хорошо видела, что ее линия на развитие отношений с Соединенными Штатами проходила в обстановке роста антиамериканских настроений в стране. В конце первого срока ее правления в Британии развернулось широкое движение за ядерное разоружение и ликвидацию американских ядерных баз, расположенных на английской территории.

Для Тэтчер в  вопросе об употреблении ядерного оружия не было факторов морального сдерживания. Еще во время войны из-за Мальвин  правительство, согласно сообщениям прессы, составило план ракетно-ядерного удара по аргентинскому городу Кордове. В те же годы правительство Тэтчер приняло программу совершенствования ядерных сил на предстоящее десятилетие. Тогда же Тэтчер сделала еще один шаг в направлении подготовки к ядерному столкновению. Она энергично поддержала размещение 572 американских ракет в Западной Европе.

Более того, Англия начала размещение на своей территории американских крылатых ракет «Томагавк». Британия была первой западноевропейской страной, принявшей американские крылатые ракеты. Это имело большое военное и политическое значение и помогало США склонить и другие европейские страны к тому же. Подобные действия, полностью находившиеся в рамках особых отношений, способствовали милитаризации Англии и увеличению ее зависимости от США.

Британия больше, чем любая другая держава Запада, выступала против полной ликвидации ядерного оружия. Предложение СССР о его ликвидации до конца нашего столетия, сделанное в январе 1986 года, было холодно встречено правительством Тэтчер.

На самом  деле Тэтчер едва ли так думала, а  выступала за двойной ноль ради того, чтобы не портить отношений с  США и не заявлять себя сторонницей  ядерного конфликта.

Тэтчер посетила Вашингтон. И здесь произошло то, что не многие могли предвидеть. Считалось, что премьер целиком следует политике США, что она, как и ее партия, полностью проамериканских настроена. В особенности активно разрабатывали эту тему лейбористы, презрительно называя Тэтчер «пуделем Рейгана».  Однако в Вашингтоне произошло резкое столкновение Тэтчер с президентом. Она энергично отстаивала сохранение ядерного оружия, стремясь затормозить возможный процесс ядерного разоружения, опасаясь, что после шагов СССР и США в этом направлении мир потребует того же и от Британии. Тэтчер настаивала, чтобы Рейган недвусмысленно высказался за сохранение программы вооружения английских подводных лодок американскими «трайдентами», и президент подтвердил, что ничто не помешает изготовлению и поставке в Англию американских ракет. В совместном заявлении было сказано, что в натовской стратегии устрашения ничего не изменилось.

Она смогла убедить  Рейгана, что ее взгляды разделяют  и западноевропейские партнеры Британии. Но, пожалуй, наиболее трудным для Тэтчер в ее отношениях с президентом был вопрос о СОИ. Стратегическая оборонная инициатива, объявленная президентом США Рональдом Рейганом 23 марта 1983 года. Это была долгосрочная программа научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Основной целью СОИ являлось создание научно-технического задела для разработки широкомасштабной системы противоракетной обороны (ПРО) с элементами космического базирования, исключающей или ограничивающей возможное поражение наземных и морских целей из космоса. Сомнения, которые высказывала Тэтчер относительно СОИ, сводились к следующему.

  1. Если принять американскую точку зрения, что СОИ является оборонительным средством и гарантирует США от ядерного оружия, то это означает, что английские силы ядерного сдерживания полностью обесцениваются. Тэтчер не раз говорила, что если какое-то оружие будет изобретено одной стороной, то, в конечном счете, и другая сторона изобретет его, как это было с атомной и водородной бомбами. Если будет найдена надежная защита против ядерного оружия, то само оно потеряет свой смысл и английское ядерное оружие станет излишним.
  2. Тэтчер понимала, что СОИ - очень дорогостоящее удовольствие. Если это будет по силам Соединенным Штатам, то для Европы и Англии создание такой системы мало реально. Зато сама идея создания противоядерной обороны США ослабит их интерес к защите Европы.
  3. Тэтчер была озабочена большими затратами Британии на вооружение. Все разговоры премьера и ее министров о необходимости достижения соглашения о сокращении вооружений базировались на необходимости экономии средств. Тэтчер опасалась, что СОИ приведет к усилению гонки вооружений. Ее не вдохновляли милитаризация космоса и перенос военной гонки в космос. Британия не смогла бы ее выдержать. Позицию премьера поддерживали практически и кабинет.
  4. У Тэтчер, наконец, существовали большие сомнения вообще в реальности программы СОИ, в возможности ее технического осуществления. Полагая, что программа может не дать результатов, она вместе с тем опасалась, что ее осуществление приведет к росту военного соперничества между Востоком и Западом, росту нестабильности, что отрицательно отразится и на англо-советских отношениях. Характерно поэтому, что в течение более полутора лет после провозглашения проекта СОИ правительство Тэтчер официально не высказывало своей позиции в отношении программы «звездных войн».

В Вашингтоне она  пыталась склонить Рейгана к отказу от дорогостоящей и, возможно, бесплодной космической инициативы, приводя  множество аргументов в подтверждение  своей позиции. В какой-то момент Тэтчер прибегла к последнему доводу - своему превосходству над Рейганом в чисто научной сфере. «Я - химик, - сказала она президенту, - и знаю, что эта программа не будет действовать». Но все это не произвело на Рейгана должного впечатления, и ей пришлось смириться. Дело закончилось компромиссом, хотя Тэтчер по-своему характер была так не склонна к этому. Британия уже вела переговоры с США о своем участии в программе «звездных войн» и в октябре 1985 года подписала соответствующее соглашение.

Англия была первой страной, официально присоединившейся к СОИ. Принимая это решение, Тэтчер надеялась, что оно еще более укрепит особые отношения с США и что Англия получит значительную долю американских заказов, связанных с СОИ.

Но и это  было не самым главным. Тэтчер и английские промышленники, заключая соглашение о поддержке СОИ, надеялись на получение доступа к американской технологии, что позволило бы модернизировать ряд отраслей английской промышленности. На практике американские компании, опираясь на заключенное соглашение, постарались использовать ту часть английской технологии, которая представляла для них большую научную ценность, но не раскрывали англичанам своих секретов. Так, в который раз, поддерживая США, Тэтчер оказалась в проигрыше. Все оппозиционные партии и часть консерваторов, в том числе некоторые видные политики, осуждали позицию Тэтчер в отношении СОИ. На этом, однако, уступки Тэтчер Рейгану не закончились.

Тэтчер пришлось в 1983-1987 годах не раз испытать разочарование  в близких отношениях с США, так  с событиями в Гренаде, на маленьком острове в Карибском бассейне. В Гренаде много лет существовало правительство, называвшее себя коммунистическим. США рассматривали его как прямую угрозу. Воспользовавшись убийством лидера страны Мориса Бишопа его же единомышленниками, правительство США решило активно действовать. Ссылаясь на угрозу жизни американским гражданам на Гренаде, США высадили свои войска на остров. Гренада была тесно связана с Британией: раньше она была ее колонией, а в 1974 году получила из рук Британии независимость и стала страной Содружества наций. Главой Гренады была английская королева. Ее представлял в стране назначенный ею генерал-губернатор15.

С точки зрения международного права высадка войск  на Гренаду не могла быть предпринята  без согласия королевы и генерал-губернатора. Однако ни у генерал-губернатора, ни у королевы Елизаветы II, ни у премьера Британии никто не спросил такого согласия. Больше того, они даже не были предупреждены о высадке. Премьер узнала о решении Рейгана от своего посла, а не от самого президента США, и то за несколько минут до вторжения. Она немедленно  связалась с Рейганом. Просьбы Тэтчер тщательно взвесить все соображения, прежде чем принимать непоправимое решение, учтены президентом не были. Американское руководство сознательно скрывало от английского правительства свои планы вторжения.

Оккупация Гренады  была нарушением прав Британии, оскорблением королевы, вызовом английскому премьер-министру, к которому было проявлено элементарное неуважение. Все это вызвало взрыв антиамериканизма в Англии.

Информация о работе Внешняя политика Великобритании в годы премьерства Маргарет Тэтчер