Современные проблемы формирования торгово-экономических отношений РФ с Ираком

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 04:28, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы состоит в исследовании проблем формирования торгово-экономических отношений между РФ и Ираком. Для достижения цели в курсовой работе были проведены следующие задачи:
- раскрыть торгово-экономические отношения между странами
- выделить особенности взаимоотношений стран
- рассмотреть проблемы формирования торгово-экономических отношений стран.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения.

Содержание

Введение
Глава 1. Современные проблемы формирования торгово-экономических отношений РФ с Ираком.
1.1Особенности взаимоотношений России и Ирака. 5
1.2 О Российско-Иракских экономических связях. 10
Глава 2 Оценка перспектив России и Ирака.
2.1 Российско-Иракского сотрудничества в экономической сфере. 18
2.2 Круглый стол «Россия и Ирак» 25
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Приложение 29

Работа состоит из  1 файл

курс.doc

— 152.00 Кб (Скачать документ)


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 «Забайкальский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)

Кафедра «Административного права  и таможенного дела»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

курсовая работа

по дисциплине: Торгово-экономические отношения России в современных условиях

тема:«Современные проблемы формирования торгово-экономических отношений РФ с Ираком»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                        Выполнил: ст. гр. ТМДс-09 

 

                                                                                                  Проверил: 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чита 2012

Содержание 3

Введение 

Глава 1. Современные проблемы формирования торгово-экономических отношений РФ с Ираком.

1.1Особенности взаимоотношений России и Ирака. 5

1.2 О Российско-Иракских экономических связях. 10

Глава 2 Оценка перспектив России и Ирака.

2.1 Российско-Иракского  сотрудничества в экономической сфере. 18

2.2 Круглый  стол «Россия и Ирак» 25

Заключение 26

Список использованной литературы 28

Приложение  29 

Введение 

Торгово-экономические  отношения России с Ираком начали развиваться с 1958 года. За это время  подписан ряд двусторонних документов в данной области, в частности соглашение от 13 июня 1986 года о предоставлении друг другу режима наибольшего благоприятствования в торговле. 

Около 95% объема российских поставок в Ирак приходилось на машины и оборудование, главным образом на условиях коммерческого кредита с рассрочкой платежей . Импорт из Ирака был представлен практически только нефтью, которая поставлялась в основном в счет погашения советских специальных кредитов и реэкспортировалась в третьи страны.

До введения в 1990 году санкций ООН Ирак был крупнейшим торговым партнером СССР на Ближнем Востоке. Товарооборот СССР с Ираком в 1989 году превышал 2 миллиарда долларов . Научно-техническое сотрудничество между двумя странами осуществлялось по 96 объектам, из которых 84 объекта были сданы в эксплуатацию. 27 декабря 1990 года был подписан рабочий протокол, предусматривающий, что советская сторона после нормализации обстановки в Ираке возобновит работы по ранее заключенным контрактам. В августе 1993 года в Багдаде, впервые со времени введения санкций против Ирака, были проведены российско-иракские переговоры по вопросам торгово-экономического сотрудничества, в ходе которых были подписаны соглашения о торговле, экономическом и научно-техническом сотрудничестве. Тогда же было подписано соглашение об учреждении межправительственной российско-иракской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, первое заседание которой состоялось в сентябре 1994 года в Москве, второе - в марте 1997 года в Багдаде. По итогам работы второго заседания было подписано соглашение об экономическом сотрудничестве, которое предусматривает создание иракско-российской компании по разведке нефтяных месторождений, а также сотрудничество в области промышленности, сельского хозяйства и транспорта. 

В рамках комиссии действует  российско-иракская подкомиссия по нефти и газу, на заседании которой  в Москве в апреле 1998 года обсуждался вопрос об участии российских компаний в реализации программы ООН "Нефть  в обмен на продовольствие".

Доля участия российских компаний в осуществлении этой программы составляет около 25% . Стороны обсудили также возможность участия российских компаний в восстановительных работах на иракских нефтепроводах и в нефтедобывающей отрасли.

При этом ряд проектов, рассмотренных на заседаниях межправительственной комиссии, могли быть реализованы только при условии отмены (частичной или полной) санкций ООН против Багдада, введенных в 1990 году в связи с агрессией Ирака против Кувейта.

К важнейшим соглашениям  относился контракт на разработку второй очереди нефтяного месторождения Западная Курна на условиях раздела продукции. В ходе реализации этого контракта, срок действия которого определен в 23 года, общая добыча нефти должна составить около 670 млн тонн . Балансовые запасы месторождения оцениваются в 6 млрд. тонн, а прогнозные суммарные капитальные вложения - примерно в 4 млрд. долларов.

Цель курсовой работы состоит в исследовании проблем  формирования торгово-экономических  отношений между РФ и Ираком.

Для достижения цели в курсовой работе были проведены следующие задачи:

- раскрыть  торгово-экономические отношения  между странами

- выделить  особенности взаимоотношений стран

- рассмотреть  проблемы формирования торгово-экономических  отношений стран.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения.

Глава 1. Современные проблемы формирования торгово-экономических отношений РФ с Ираком.

1.1Особенности взаимоотношений России и Ирака.

По данным на июль 2000 года Ирак выражал недовольство тем, что  работы на нефтяном месторождении Западная Курна-2, право разработки которого иракская сторона передала России, так и не начались . Россия пока не начинает вкладывать средства в освоение этого района, так как перспективы отмены международных санкций неопределенны. Продолжаются переговоры об условиях финансирования и реализации проекта дообустройства нефтяного месторождения Северная Румейла. Российская сторона представила также предложения по дообустройству месторождений Лухейс и Субба.

Было подготовлено соглашение о создании СП для проведения буровых работ в составе "Зарубежнефти", "Роснефти" и "Иракской буровой компании" и пакет предложений по проведению восстановительных и строительно-монтажных работ, а также поставок оборудования для завершения строительства первой очереди трансиракского газопровода.

Другое приоритетное направление сотрудничества с Ираком - электроэнергетика.

Реализуются договоренности о подготовке к возобновлению  строительства ТЭС "Аль-Юсифия" и восстановлению ТЭС "Аль-Насирия" и "Аль-Наджибия". Иракская сторона подтвердила готовность к сотрудничеству в строительстве новых объектов: ТЭС "Салах-Эд-Дин", "Аль-Багдади", "Аль-Адхейм". 

В ходе второго заседания  комиссии были также достигнуты договоренности по подготовке к возобновлению и  установлению сотрудничества в других важных областях экономики Ирака: в химической и нефтехимической отраслях промышленности, в металлургии, сельском хозяйстве, пищевой и фармацевтической промышленности, в области транспорта и связи. Успешно развиваются и закупки иракской нефти российскими компаниями. Торгово-экономические отношения между Россией и Ираком на практике активизировались с 1997 года в связи с участием российских организаций в выполнении соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН. С декабря 1996 года Ираку разрешен экспорт нефти и нефтепродуктов в обмен на продовольствие, медикаменты и другие гуманитарные товары. Ряд российских компаний и организаций сразу подключились к реализации программы "Нефть в обмен на продовольствие" и с самого начала операции приняли в ней активное участие, закупая иракскую нефть и экспортируя в Ирак товары гуманитарного назначения.

В программе участвуют  российские компании "Зарубежнефть" (координатор закупок иракской нефти), "Альфа-Эко", "Зарубежнефтегазстрой", РАО "МЭС", "Машиноимпорт", "ЛУКойл", "ОНАКО", "СИДАНКО", "Татнефть", ТНК, "Нафта-Москва", "Роснефть" и "Сибнефть". Россия активно участвует в программе "Нефть в обмен на продовольствие" и отстаивает позиции Ирака в Совете Безопасности ООН. 

Только в рамках резолюции  СБ ООН N1153 (срок действия 02.06.98-25.11.98) российские компании вывезли из Ирака около 107,7 млн. баррелей нефти, что в стоимостном выражении составляет около 1,025 млн. долларов, или 35-37% общего объема иракского экспорта в рамках этой резолюции. 

Первая фаза операции - сумма контрактов России - 27,1 млн. долларов; вторая фаза операции - 114,7 млн. долларов; третья фаза - 193 млн. долларов.

По данным Секретариата ООН, общая сумма российских контрактов, подписанных и одобренных в ООН  на четвертом этапе гуманитарной операции (второе полугодие 1998 года) составила 241,8 млн. долларов (первое место среди государств-поставщиков).

Для сравнения: если на первой фазе было заключено контрактов, как  уже упоминалось, на поставку гуманитарных товаров на сумму 27 млн. долларов, то на пятой - более чем на 350 млн. долларов. С 26 мая 1999 года осуществляется шестая фаза программы . 

По результатам реализации первых пяти фаз доля российских компаний в закупках иракской нефти составляет 40% . Всего российские организации  заключили контрактов на поставку в Ирак гуманитарных товаров на общую сумму около 1,1 млрд. долларов.

В настоящее время  в закупках иракской нефти и нефтепродуктов участвуют 14 российских компаний, в  поставках продовольственных товаров - более 20 компаний.

По линии здравоохранения на иракском рынке работает около 30 российских компаний . Начиная с третьей фазы программы, номенклатура поставляемых в Ирак товаров значительно расширилась за счет машин, оборудования, транспортных средств, запасных частей и готовых изделий, имеющих прямое отношение к обеспечению жизнедеятельности страны.

С самого начала иракского  кризиса Россия настаивала на необходимости  привлечь международное сообщество к его урегулированию. Имея непосредственное отношение к разработке и принятию важнейших решений Советом Безопасности ООН, подготовке и проведению различных международных форумов, Москва неоднократно предлагала созвать международную конференцию с участием политических и религиозных сил Ирака, а также сопредельных с ним стран и постоянных членов СБ ООН. Такая встреча могла бы способствовать выработке плана конкретных действий по передаче суверенитета представителям иракского народа. Одновременно выдвигалось предложение определить мандат многонациональных сил безопасности в тесной увязке с календарем вывода оккупационных войск из Ирака.

Российская сторона  готова участвовать и в восстановлении Ирака, включая деловое сотрудничество, особенно в тех отраслях экономики, где работали советские, а затем  российские специалисты. В ноябре 2004 года российское руководство пошло на беспрецедентное списание свыше 90 % иракского государственного долга. Некоторые российские компании уже направили туда своих представителей с целью реконструкции и модернизации энергетических объектов. Около 200 специалистов из России восстанавливают электростанции . Однако участники ситуационного анализа сошлись во мнении, что не стоит строить иллюзий относительно быстрого обретения Россией прочных экономических позиций в этой стране, даже в случае стабилизации.

В то же время иракцы рассчитывают на более активное содействие Москвы в урегулировании кризиса – в первую очередь в качестве посредника. Об этом свидетельствует, в частности, факт посещения российской столицы в июле 2003-го Джалалем Талабани, а в декабре того же года делегацией Временного управляющего совета Ирака во главе с Абдель Азизом аль-Хакимом и годом позже главой временного правительства Айядом Аллави.

Экономическое сотрудничество России и Ирака налажено в основном в сфере нефтедобычи. Россия заинтересована в разработке нефтяных месторождений Ирака. Контракты с Ираком заключили российские компании РВО «Зарубежнефть», «ЛУКойл», «Славнефть» и «Татнефть», но большинство соглашений заморожено из-за санкций ООН. Наиболее успешно в Ираке действует «Зарубежнефть». На восстановление нефтяных месторождений российскими компаниями планировалось в течение 23 лет выделить 3,7 млрд. долл. США.

Также сотрудничество планируется  осуществлять в следующих сферах: энергетика, электроэнергетика, восстановление инфраструктуры в стране и сотрудничество в военной сфере вооружений.

Сотрудничество с Россией  может быть обоюдовыгодно. В частности, потому, что значительная часть иракских промышленных объектов, нуждающихся  сегодня в модернизации или восстановлении, была построена при участии еще  советских специалистов. Зибари подчеркнул, что Багдад готов допустить российские компании к восстановлению и реконструкции Ирака.

Что касается Ирака, жизненные  интересы России лежат не в том, чтобы  установить цену за свою поддержку  Америки, и не в том, чтобы сохранить высокую мировую цену на нефть. Они заключаются в том, чтобы гарантировать безопасность российских граждан и стабильность соседних регионов. Наши соседи должны строго придерживаться поддающихся проверке принципов нераспространения, а также полного и необратимого уничтожения биологического и химического оружия. С этой точки зрения необходимость разоружения Ирака является абсолютно бесспорной. Как цель для мирового сообщества это не вызывает никакого сомнения.

Кроме того, если Россия хочет, чтобы ее хотя бы называли демократической страной, она не может проявлять безразличие к существованию багдадского режима с его политически мотивированными преследованиями, массовыми репрессиями, пытками и казнями. Диктаторские режимы должны остаться в прошлом. У России также есть обязанность укреплять международную коалицию против терроризма, поднимать авторитет ООН и эффективность решений Совета Безопасности.

Отношения между Ираком и Советским Союзом, а впоследствии Россией – исторические и многосторонние. И даже политическая нестабильность не смогла их подорвать. Мы видим, что после 2003 года эти отношения не прерывались. Стабильность позиции России органично связана с неизменностью ее отношения к проблеме вывода оккупационных сил из Ирака – не немедленного, неподготовленного, а в зафиксированные сроки. Поверенный в делах Ирака в России Джабер Хасун Али Енуз считает, что «отношения с Россией на отличном уровне».

Информация о работе Современные проблемы формирования торгово-экономических отношений РФ с Ираком