Развитие торгово-экономических отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:21, реферат

Описание

Участие страны в международной торговле означает не просто ее вовлечение в товарообменные операции, оно может иметь целью изменить место страны на мировых рынках, место отраслей национальной экономики в международном разделении труда. Сочетание сравнительных и конкурентных преимуществ позволит странам-членам интеграционного объединения получить высокий международный рейтинг конкурентоспособности.

Работа состоит из  1 файл

Разитие торгово-экономических отношений Кыргызской Республики на современном этапе.doc

— 53.50 Кб (Скачать документ)


Т.Г. Носачева

преподаватель КГЮА                                                                                                                                                                                                                                                                        кафедры  «Управления и  таможенного дела»

факультета «Управления права»      

Аспирант Национальной академии наук

Института экономики

В конце ХХ в. в постсоветских республиках начался переход к рыночным отношениям, произошел коренной поворот внешнеэкономической политики от относительной замкнутости к открытой экономике и интеграции в систему мирохозяйственных связей, к либерализации всех форм внешнеэкономических отношений. 

Участие страны в международной торговле означает не просто ее вовлечение в товарообменные операции, оно может иметь целью изменить место страны на мировых рынках, место отраслей национальной экономики в международном разделении труда. Сочетание сравнительных и конкурентных преимуществ позволит странам-членам интеграционного объединения получить высокий международный рейтинг конкурентоспособности.

              Развитие интеграционных процессов выступает закономерным результатом международного разделения труда и расширения ареалов международной торговли.

              В настоящее время, на наш взгляд, экономическая интеграция обусловлена наличием объективных и субъективных причин. Объективными причинами экономической интеграции выступают развитие международного разделение труда, производительных сил вследствие научно-технического прогресса, вызывающие глубокие сдвиги в структуре общественного производства и международном разделении труда, растущая степень открытости национальных хозяйств и стремление защитить национальные интересы.

Активную роль в развитии интеграционных процессов играют политические и институциональные причины: одинаковая направленность векторов внутренних и внешнеполитических курсов объединяющихся стран; сходство политических целей, связываемых с деятельностью объединения; осознание необходимости перехода от взаимной конкуренции к объединению усилий для противодействия глобальной конкуренции; своевременная передача части национальных полномочий на наднациональный уровень и формировании наднациональных институтов; поддержка всеми слоями населения и др.[1]

Распад мощного производственного комплекса СССР и формирование новых экономических связей СНГ свидетельствует о повторяющихся экономических явлениях в форме экономической интеграции и дезинтеграции.

              Дезинтеграционные процессы, происходящие после распада бывшего СССР, привели к ослаблению торгово-экономического сотрудничества стран Центральной Азии, переориентации ряда поставок в страны за пределами бывшего СССР. Эти процессы были усилены введением национальных валют. Возникли таможенные и административные барьеры на пути движения товаров и капиталов, разрушилось единое денежное пространство.[2]

Можно по-разному оценивать причины неудач ранних интеграционных попыток, как на постсоветском пространстве, так и в Центральной Азии, однако основная причина заключается в том, что структуры экономик стран региона носят не взаимодополняющий, а сходный, преимущественно сырьевой характер и ориентированы на рынки промышленно развитых стран. К этому следует добавить дополнительные сложности в виде политической нестабильности в ряде стран. Поэтому на наш взгляд, прежние попытки региональной интеграции не следует переоценивать – в большинстве случаев речь шла больше о политических амбициях, нежели о стремлении создать почву для развития регионального сотрудничества.

              Вместе с тем существуют серьезные причины для того, чтобы продолжать эти усилия – высокий модернизационный потенциал экономического сотрудничества может создать условия для общего прорыва, выхода на более высокий уровень экономического развития.

              Важным шагом в этом направлении стало создание в 2000г. ЕврАзЭС. Кыргызстан, будучи членом СНГ и ЕврАзЭС, всегда стремился к более тесной интеграции со странами, входящими в эти организации. Готовность вступить в новы Таможенный союз выразило и новое правительство страны.[3] 

Следует отметить, что в структуре экономики Кыргызстана, по данным Национального статистического комитета за 2010г., на сельское хозяйство приходится 18,5% ВВП, на промышленность – 19,4%, строительство – 5,7%, сферу услуг – 45,9%. Важнейшим фактором, обусловившим динамичное развитие сферы услуг, является рост частного потребления. Так, конечное потребление в среднем за 2008-2010 гг. составило 10.3% от ВВП, при этом потребление домашних хозяйств в среднем достигало 84,9% от ВВП. Это свидетельствует о росте доходов населения, обусловленном в основном увеличением расходов государства на социальные  нужды, переводами и большим сектором теневого бизнеса.

В структуре экспорта наибольший удельный вес занимают следующие группы товаров:

- аффинированное золото;

- печатная продукция (газеты, книги);

- топливно-минеральное сырье (реэкспорт в Узбекистан и Афганистан).

В структуре импорта наибольший удельный вес занимают:

- топливно-минеральное сырье;

- машинотехническое оборудование;

- энергетическое оборудование;

- наземный транспорт.

По данным многочисленных исследований, Кыргызстан имеет наиболее либеральную политику на основании преференциальных торговых соглашений с другими странами СНГ, не взимает таможенные пошлины, не налагает количественных ограничений на импорт из этих стран, составляющий более половины от общего объема импорта республики. Установленные в республике недискриминационные тарифные ставки относительно невелики по сравнению с тарифными ставками, установленными с другими странами региона. Более того, доля специальных тарифов, за которыми, как правило, кроется высокая степень протекционизма, сравнительно невелика, причем все тарифы являются обязательными, т.е. привязанными к нормам ВТО.

На этом фоне в последние годы отмечается устойчивый рост отрицательного сальдо торгового баланса республики. это обусловлено, прежде всего, возрастающими потребностями в импорте инвестиционных товаров, сырья и материалов, удельный вес которых в совокупности превышает 70%. В то же время экспортный потенциал страны продолжает оставаться невысоким. Структура экспорта не диверсифицирована и представлена 7-9 базовыми позициями, причем 40% объема экспорта приходится на золото.[4]

Основные торговые партнеры и география внешней торговли за последние годы практически не изменились. По официальным данным, во внешней торговле доля HA составляет 32%, Китая – 14%, Казахстана – 10%, Швейцарии – 8%, Узбекистана – 7%, Германии – 6%, США – 2,2%, Турции – 2,4%, Украины – 1,8%, Корее – 1,1%.

Из всех основных торговых партнеров Кыргызстана, только с четырьмя странами положительный торговый баланс: Швейцария (экспорт золота), Узбекистаном и Афганистаном (реэкспорт российских нефтепродуктов), а также с ОАЭ (экспорт золота).

Что касается торговли со странами Таможенного союза, то в Россию в основном экспортируются швейные (98% от общего объема экспорта швейных изделий), овощи и фрукты (28%), хлопок-волокно (72%), электрические машины, аппараты и приборы (25%), лампы накаливания (23,1%). В Казахстан поставляется электроэнергия (100% от общего объема его экспорта), молокопродукты (98%), мясопродукты (89%), живые животные (93%). В Беларусь поставляются радиаторы (46% от общего объема экспорта радиаторов), хлопок – волокно (3,3%) и др.

Из России импортируются нефтепродукты (76% от общего объема импорта нефтепродуктов в республику), черные металлы и изделия из них (42%), древесина (70%), электрические машины, оборудование для промышленности (более 20%), резина и изделия из нее (26%)_, неорганические и органические химические вещества (34%) и др.

Из Казахстана ввозится пшеница (98% общего объема импорта пшеницы), мука пшеничная (75%), масло растительное (25%), неорганические химические вещества (56%), уголь (100%), минеральное сырье (песок, кремнистый асбест, гипс – 73%) и др. Из Беларуси импортируется сахар (65% от общего объема импорта), изделия из резины (5%), машины и оборудование (2%).[5]  

Из структуры товарообмена Кыргызстана со странами Таможенного союза видно, что изменение условий торговли может оказать существенное влияние практически на все сектора экономики страны и, соответственно, на бюджет, а также на занятость и доходы населения.

Значительная часть внешней торговли Кыргызстана приходится на реэкспорт. Этому способствовали как объективные факторы в виде открытых границ с Казахстаном, Узбекистаном и Таджикистаном, так и субъективные, обусловленные введением упрощенного порядка таможенного оформления импортных товаров народного потребления, более либеральным, по сравнению с соседними странами фискальным регулированием торговли. По данным Всемирного банка, более 80% импорта в дальнейшем экспортируется в другие страны, в том числе в РФ. По этим же оценкам деятельность по реэкспорту обеспечивает стране около 70 тыс. рабочих мест, около 350 тыс. человек косвенно связаны с этой деятельностью.[6]

Однако в последние годы становится очевидной тенденция к заметному сокращению деятельности по реэкспорту. Основной причиной является экономический спад в основных странах – партнерах России и Казахстане, обусловленный влиянием глобального финансового кризиса, а также закрытие границ, для прохождения товаров, Казахстаном и Узбекистаном после событий апреля, июня 2010 года.

              В отличие от других стран СНГ, имеющих значительные энергетические и другие природные ресурсы, более емкие внутренние рынки, близость к транспортным артериям, в Кыргызской Республике нет соответствующих условий и ресурсов. Поэтому развитие кыргызской экономки невозможно без ее последовательной интеграции в систему международных экономических отношений. Решение этой задачи во много зависит от успешного реформирования внешней сферы, повышения экспортного потенциала страны и от того, насколько способна национальная промышленность и отдельные предприятия улучшить конкурентные позиции на мировом рынке и завоевать новые рыночные сегменты за рубежом.

              Внешнеэкономическая и внешнеторговая деятельность Кыргызстана должна быть направлена на активизацию взаимоотношений со стратегическими партнерами, предусматривающую оптимизацию и упрощение торговых процедур, заключение двусторонних и многосторонних соглашений по вопросам торгово-экономического сотрудничества, расширение внешнеэкономического  сотрудничества в рамках региональных экономических союзов, продвижение отечественных товаров и услуг на внешние рынки, повышение эффективности уровня защиты внутреннего рынка.

              Экономическая ситуация в республике отличается низким уровнем участия на мировых рынках, недостаточной активностью отечественных товаров и иностранных инвесторов. В условиях рыночной экономики Кыргызская Республика сталкивается с новыми проблемами – ослаблением роли государства, ростом внешнего долга, недостатками в законодательной базе, стандартами, противоречащими международным нормам.  

              Стабильное функционирование экономки Кыргызской Республики зависит от решения ряда теоретических и практических задач экономической политики государства, разработки собственной модели экономического развития в условиях глобализации мирового финансового кризиса. Расширение рынков сбыта и выход на международный рынок с экспортоориентированным производством являются весьма актуальными задачами, с решением которых связаны такие аспекты социально-экономического развития, как повышение жизненного уровня населения, достижение экономического роста и другие.

              На сегодняшний день самой успешной «статьей экспорта» в Кыргызстане является экспорт трудовых ресурсов, он стал самой прибыльной отраслью экономики. Ежегодно поступления от трудовых мигрантов по различным оценкам достигают до 1,5 млрд. долларов США. 

              Для успешного реформирования экономики автор предлагает в первую очередь перейти Кыргызстану к селективному неопротекционизму, широко используемому многими слаборазвитыми странами, отличительной чертой которого является использование преимущественно нетарифных методов регулирования..

              В связи с вышеизложенным, общий вывод автора состоит в том, что Кыргызстану необходимо увеличивать значение роли государства в воздействии на экономические процессы, происходящие в стране, с учетом сложившихся обстоятельств: трансформационный период, недостаточно продуманные условия вступления в ВТО, предпочтение либеральному курсу внешнеэкономических реформ, акцентирующему изменение отношений собственности и проблем финансовой стабилизации, когда полагалось, что рынок автоматически все расставит по своим местам. В таких условиях кыргызское государство практически самоустранилось от решения проблем структурно-технологических преобразований экономических комплексов в целях формирования производств современных технологических укладов, позволяющих создать конкурентоспособную экономику и обеспечит устойчивый экономический рост страны.[7]

 

Библиография:

1. Бровко Н. А. Развитие экономических интеграционных процессов на современном этапе. Б.:2011

2. Гериберт Дитер. Региональная интеграция в Центральной Азии г. Берлин, июнь 1995г.

Информация о работе Развитие торгово-экономических отношений