Современные проблемы формирования торгово-экономических отношений РФ с Ираком

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 04:28, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы состоит в исследовании проблем формирования торгово-экономических отношений между РФ и Ираком. Для достижения цели в курсовой работе были проведены следующие задачи:
- раскрыть торгово-экономические отношения между странами
- выделить особенности взаимоотношений стран
- рассмотреть проблемы формирования торгово-экономических отношений стран.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения.

Содержание

Введение
Глава 1. Современные проблемы формирования торгово-экономических отношений РФ с Ираком.
1.1Особенности взаимоотношений России и Ирака. 5
1.2 О Российско-Иракских экономических связях. 10
Глава 2 Оценка перспектив России и Ирака.
2.1 Российско-Иракского сотрудничества в экономической сфере. 18
2.2 Круглый стол «Россия и Ирак» 25
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Приложение 29

Работа состоит из  1 файл

курс.doc

— 152.00 Кб (Скачать документ)

Таким образом, проанализировав двусторонние торговые связи России с Ираком, можно прийти к выводу, что в последнее время  их динамика постепенно увеличивается  и, по всей видимости, этот процесс будет продолжаться и в будущем. Российские компании все-таки начнут полноценно вести свою деятельность на иракском рынке, однако им следует быть крайне внимательными и осторожными в неустанном поиске «места под солнцем», так как в стране все еще сильны экономические и политические риски для потенциальных иностранных инвесторов, что проявляется, прежде всего, в сложности и отсутствии стабильности обстановки в государстве. Это в очередной раз показали и результаты мартовских выборов депутатов нижней палаты иракского парламента.

 

Глава 2 Оценка перспектив России и Ирака.

2.1 Российско-Иракского  сотрудничества в экономической  сфере.

России принадлежит  исключительное место на мировых  энергетических рынках. Государство  является одним из мировых лидеров в добыче нефти. В 2007 г. добыча нефти в России составила 490,83 млн. т, а по итогам 2008 г. специалисты прогнозируют цифру в 500 млн. т. Перспективы развития нефтяной отрасли России связаны с разработкой новых месторождений за рубежом. Прежде всего, это месторождения государств Ближнего и Среднего Востока (в частности, Ирака).

Сегодня в Ираке добывается, по разным оценкам, от 2 до 2,5 млн. баррелей в сутки. Можно прогнозировать, что  при некотором улучшении ситуации в стране этот показатель реально  может возрасти до 3 млн. баррелей.

В среднесрочной перспективе  имеющиеся запасы нефти позволят, по прогнозам Министерства нефти  Ирака, добывать в Ираке 4 млн. баррелей нефти в сутки к 2010 г. и 6 млн. баррелей – к 2012 г.6. Кроме того, Ирак имеет  большое количество перспективных месторождений с внушительными залежами углеводородного сырья1.

Конечно, указанного уровня добычи, сопоставимого с возможностями  мировых лидеров (Саудовской Аравии и не входящей в ОПЕК России), можно  достичь лишь при условии, если в  развитие нефтяной промышленности Ирака будут вложены крупные денежные средства иностранных инвесторов. Однако сейчас иностранные компании практически потеряли доступ к иракской нефти. Правом на добычу обладают в основном государственные компании North Oil Company и South Oil Company.

До того как в Ираке  был свергнут режим Саддама Хусейна, более 40% внешнеторгового оборота  Ирака приходилось на партнеров  из России, которые всегда активно  работали на иракской территории. Так, 21 марта 1997 г. между Министерством нефти Республики Ирак, компанией ОАО Лукойл, объединениями ОАО Зарубежнефть и ОАО Ма-шиноимпорт был подписан контракт на разработку и добычу второй очереди иракского нефтяного месторождения Западная Курна («Западная Курна-2»).

Срок действия контракта  на условиях соглашения о разделе продукции составляет 23 года и может быть продлен еще на 5 лет. Доля Лукойла в проекте достигает 68,5%, Зарубежнефти и Машиноимпорта – по 3,25% соответственно. С иракской стороны в проекте участвует Государственная нефтяная маркетинговая организация (SOMO), которой принадлежит 25% в проекте. По данным компании Лукойл Оверсиз Холдинг Лтд., доказанные запасы нефти на Западной Курне составляют 6 млрд баррелей2.

После этого российские компании при дипломатической поддержке  государства неоднократно пытались договориться с представителями новой власти в Ираке. Поначалу иракское руководство заявляло, что намерено рекомендовать правительственным структурам и парламенту изучить возможность возобновления контракта на разработку месторождения «Западная Курна-2» с Лукойлом, обладающим высокой технической квалификацией, большими финансовыми возможностями и уникальными данными геологоразведки. Однако потом Министерство нефти Ирака заявило, что российские компании могут принять участие в тендерах по разработке нефтяных и газовых месторождений Ирака только на общих основаниях3.

Динамика российского  экспорта в Ирак определяется главным  образом объемом поставок комплектного оборудования и запасных частей для  объектов, на которых занято ограниченное число организаций из России. Российские компании, имеющие действующие контракты в Ираке, представлены преимущественно в энергетической сфере. Из их числа – ОАО Силовые машины, ОАО Технопромэкспорт, компания Интерэнерго-сервис и ООО Энергоинжиниринг. Однако потенциальные интересы крупного российского бизнеса связаны с разработкой нефтяных месторождений Ирака.

Главная проблема иракского  правительства заключается в  том, что оно не контролирует ситуацию на местах. В политическом и хозяйственном  отношении страна расколота на несколько частей. Север Ирака, населенный преимущественно курдами, живет независимо от остальной части страны, пользуется практически всеми атрибутами независимого полугосударственного образования (со своими органами власти, силами правопорядка, экономической системой и т.п.). Южная часть Ирака, населенная шиитами, контролируется ориентированными на Иран местными силами. В центральных районах ситуацию определяют суннитские группировки.

Ситуация в области  безопасности в середине 2008 г., как  и прежде, не отличается стабильностью. Вместе с тем, успехи, достигнутые в деле обеспечения безопасности, очень неустойчивы и отнюдь не приняли необратимый характер. Это подтверждается и тем, что американская администрация и военное командование не торопятся с сокращением численности войск Соединенных Штатов в Ираке. Более того, в начале 2008 г. боевики значительно усилили свою активность: в стране возросло число терактов, в том числе крупных, вооруженных нападений, обстрелов, похищений людей4.

Пока трудно судить, насколько длительным окажется новый период повышенной террористической и боевой активности противников США и нынешнего иракского режима. Так, командование американских войск утверждает, что речь не идет об устойчивой тенденции, а нынешняя повышенная интенсивность действий боевиков носит кратковременный характер. Сложная ситуация в вопросах безопасности сохраняется в Багдаде и прилегающих к столице районах. Однако наиболее масштабно, отмечает российский востоковед В.П. Юрченко, террористы и боевики продолжают действовать на севере Ирака. Что касается иракской армии и полиции, то, несмотря на имеющиеся позитивные сдвиги, они «все еще не готовы самостоятельно защищать Ирак или поддерживать безопасность в стране»22.

Основные усилия нынешнего  руководства Ирака в обозримой перспективе будут направлены на прекращение межконфессиональных (сунниты против шиитов) и межэтнических (арабы против курдов) столкновений и разборок, в которые вовлечены различные вооруженные формирования. Претензии каждой из общин на получение контроля над нефтяным сектором существенно затрудняют достижение национального компромисса, способного положить конец междоусобице. Несмотря на то, что в иракском парламенте имеется общее понимание в отношении параметров приемлемых договоренностей на этот счет между представителями различных сил, межконфессиональные противоречия на местах и устоявшаяся практика сведения счетов между военными баронами в отдельных частях страны наверняка торпедируют какое-либо политическое соглашение, которое зафиксировало бы справедливую расстановку сил на внутриполитической арене с точки зрения доступа к нефтяному сектору5.

Экономические факторы

Макроэкономическая ситуация в Ираке, как может показаться, уже относительно длительное время в целом сохраняется стабильной, несмотря на очевидные проблемы в военно-политической области. Так, правительству Ирака удается удерживать в обозначенных рамках бюджетные расходы, курс национальной валюты, что, даже по оценкам международных организаций, обеспечивает серьезный экономический рост. Золотовалютные резервы Ирака также увеличиваются (более 25 млрд долл. по итогам 2007 г.). Однако эта стабильность не должна вводить в заблуждение. Фискальный профицит обеспечивается за счет того, что правительство не решается запускать масштабные инвестиционные проекты с государственным участием, заложенные в бюджете.

Локомотивом всей иракской экономики могла бы стать нефтяная отрасль, однако проекты в нефтяной сфере также серьезно пробуксовывают в связи с экспортными ограничениями технического характера (низкая пропускная способность существующих трубопроводов через Турцию и нефтеналивных терминалов в провинции Басра), вызванными низким уровнем капиталовложений в обновление необходимой инфраструктуры6.

Дальнейшие перспективы  развития нефтяной отрасли, на которую сейчас приходится более 90% производимого в Ираке ВВП и более 95% экспорта, связаны исключительно со способностями правительства не только аккумулировать поступающие нефтедоллары, но и обеспечить нормальные условия для освоения этих средств внутри страны.

Однако стоит отметить, что улучшение положения дел  в вопросах обеспечения безопасности в конце 2007 г. позитивно отразилось и на состоянии экономики Ирака. В частности, по итогам 2007 г. отмечено снижение уровня инфляции (с 69,6% в конце 2006 г. до 32% к началу 2007 г. и до 11% к началу 2008 г.). Причем наибольшие успехи достигнуты в головной отрасли национальной экономики – нефтяной. В декабре 2007 г., по подсчетам специалистов, объем добычи нефти в стране впервые превысил довоенный уровень. Сейчас в Ираке ежесуточно добывается 2,3 млн баррелей нефти7.

Центральная проблема иракской экономики, как отмечают специалисты, заключается в ее структурном  несоответствии реальным потребностям как современного национального  хозяйства, в котором ведущая  роль принадлежит капиталоемким, технологическим, инфраструктурным и информационным отраслям, так и мировой экономики, с которой Ирак связывают только его нефтяные ресурсы. Отдельно стоит вопрос реформирования социальной сферы. Вопросы возникают в отношении условий функционирования кредитно-банковских учреждений. В стране основательно подорвана система транспортных коммуникаций и средств связи. Правительство Ирака, хотя и имеет доступ к значительным ресурсам капитала, не может реально приступить к выправлению структурных перекосов в национальном хозяйстве в силу ограниченной дееспособности в вопросах, связанных с реализацией своих решений на местах.

Одним из системных вопросов развития иракской экономики и восстановления к ней доверия со стороны иностранных  инвесторов является урегулирование внешней задолженности этой страны, которая по состоянию на август 2008 г. составляла от 50 до 80 млрд. долл. Этот вопрос постепенно решается как при участии государств-кредиторов из числа членов Парижского клуба, так и на уровне частных инвесторов. Ожидается, что по итогам переговоров с основными кредиторами консолидированный объем внешнего долга сократится до 33 млрд. долл. к 2010 г., а его прогнозируемое отношение к ВВП сократится до 33%8.

Возможность выплаты  Ираком оставшейся части долга зависит от мировой цены на нефть. При этом иракское правительство исходит из того, что выплаты по нему будут производиться за счет внутренних ресурсов. С учетом того, что прогнозируемая цена на нефть к 2010 г. будет значительно превышать 100 долл. за баррель, то риск невыплаты Ираком реструктуризированной части долга вообще сводится к нулю.

Необходимо особо отметить, что ведущие международные агентства (к примеру, Standard & Poors) воздерживаются от присвоения Ираку сверенного кредитного рейтинга. Данный факт говорит не столько о том, что аналитики опасаются оценивать риски невыплаты иракского долга, сколько об отсутствии надежных и независимых показателей для проведения какой-либо объективной оценки состояния дел в иракской экономике9.

Серьезно подрывает доверие к экономике Ирака на макро- и микроуровнях коррупция, автоматически унаследованная нынешним правительством от прежнего режима. Несмотря на ряд громких дел (например, дело Чаляби), уровень раскрываемости коррупционных дел остается на очень низком уровне. По имеющимся данным, наиболее коррупционным ведомством Ирака является Министерство нефти10.

Помимо этого, потенциальные  российские инвесторы в Ираке  должны знать, что им придется столкнуться  со значительными трудностями на этапе создания и запуска своих проектов, поскольку правовая система очень запутанна и зачастую не кодифицирована. В стране не сформировано единое правовое пространство. Вызывает опасение еще и тот факт, что на сегодняшний день Россию и Ирак не связывают какие-либо действующие юридические договоренности по защите капиталовложений.

 

2.2 Круглый стол «Россия и Ирак»

9 октября 2012 года в  Москве, под патронажем МИД РФ  и при участии Делового совета  по сотрудничеству с Ираком, начнет  работу очередная сессия российско-иракского Круглого стола «Россия и Ирак: стратегическое сотрудничество в XXI веке, новый вектор». 

В связи с изменением военно-политической обстановки внутри Ирака и тенденцией ее стабилизации стал отчетливо намечаться потенциал  развития российско-иракских отношений. Это должно способствовать, в том числе, возобновлению участия российских компаний в реализации масштабных проектов во всех сферах национальной экономики Ирака.

Созданный по инициативе представителей российской бизнес-элиты  в 2004 г. Деловой совет по сотрудничеству с Ираком, возглавляемый председателем Совета Союза нефтегазопромышленников России Юрием Шафраником, активизирует усилия по консолидации отечественных деловых кругов и возвращению российских компаний на иракский рынок с целью возобновления и развития торгово-экономического сотрудничества между нашими странами.

В этом контексте планируется  официальный визит в Москву Премьер-министра Ирака Нури Аль-Малики, который подтвердил свое участие в заседании Круглого стола и готовность выступить по наиболее актуальным проблемам российско-иракского экономического сотрудничества. С иракской стороны также планируется участие ряда ключевых министров - членов делегации.

Информация о работе Современные проблемы формирования торгово-экономических отношений РФ с Ираком