Шпаргалка по "Международным отношениям"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2011 в 16:48, шпаргалка

Описание

Работа соедржит ответы на вопросы по дисциплине "Международные отношения".

Работа состоит из  1 файл

teoriya MO.doc

— 231.50 Кб (Скачать документ)

Во ВП огромное значение имеет поддержание статуса.

Содержание ВП:

  1. ставится внешнеполитическая цель
  2. мобилизация ресурсов (военная сила, эк. мощь, культура, искусство и др. дипломатия)
  3. конкретные ВП акции (подписание международных соглашений и т. д.) все это направлено на обеспечение силы и влияния в МО;
  4. оценка результатов (обратная связь);

    №24 Средства и методы в/п деятельности

  1. инструменты:
    • дипломатия (поддержание постоянных отношений с

    другими странами, подписание соглашений);

  • использование силы (военные действия, угроза применения силы, а именно, должно быть реальное наличие вооруженной силы);
  • пропаганда
  • разведывательная и подрывная деятельность для: а) получения информации (в международной обстановке); в) попытки повлиять на другие изменения (обстановка других государств);
  • научно-техническая политика, политика знаний;
  • культурные и религиозные связи;
  • проблемы экологии, защиты окружающей среды; (это уже самостоятельное направление ВП)
  • правовая политика ( проблема прав человека, гуманитарное право);
  • экономические
 

    методы

    -наказание

    -угроза 

    -убеждение

    -награда

    Формирование  ВП

    внутренние  и внешние факторы формирования ВП?

    школа принятия решений в ТМО?

    типы в/п  решений, процесс приятия решений? 

    №25 Формирование ВП: роль внутренних факторов

    Процесс осуществления ВП – это всегда конкретные решения и действия.

    Есть  одна сфера общественной жизни где  существует место альтернативе. Как  оценивают эти варианты? Существует две точки зрения:

    1. реактивная ВП – реакция а внешние воздействия. Обращают внимание на состояние системы МО, на действие других акторов МО, этот подход характерен для реалистической школы, данный подход верен для небольших государств; (для многих специалистов такой подход не приемлем)
    2. внимание на внутриполитическую обстановку, объективные факторы – само положение государства, его территория, ресурсы, соседи.  Внимание и на состояние политической системы государства, а именно, согласование интересов различных групп – партийно-политическая система;
      • политическая культура общества;
      • элита общества;
      • состояние общественного мнения;
      • идеология;

Необходимо  эти факторы объединить в систему. Зачастую решения элиты прямо  или косвенно ложатся в основу ВП. Точка зрения Тимошенко –  наиболее близка к реалистичной действительности, схема крупного специалиста международника – Роджера Хилемена работает в Гарварде.

Его концепция  «концентричных кругов»: 

                                   глава государства

                                     ближайшие советники 

                                     министерств 
 
 
 

                                финансы, торговля (влияют на политику министерств) 

              СМИ, профсоюзы, политические партии и т. д. (могут косвенно или напрямую влиять на ВП)

Для Хилемана, в основном, существенны два  круга: + процесс формирования политики и + процесс  принятия в/политических решений.

Влияние общественных организаций на ВП велико. Для США – это этнический лоббизм (американцы еврейского происхождения, польского и т. д.) В/п лоббизм направлен на решение отдельных конкретных вопросов. Это сказывается на позиции политических партий. Поэтому влияние общественных организаций сказывается на формирование в/п установок и приоритетов. СМИ формируют представление о мире. Подходы сказываются и на государственное руководство. Но это спорный вопрос. Люди формируют и свои собственные представления, поэтому СМИ отражают уже существующие, в основном, господствующие взгляды, т.к. информация – это товар, и для его продажи нужно отражать главное, а то не купят, следовательно, роль политических партий.

Все партии:

  • выражают взгляды своих избирателей, что отражено в программе;
  • формируют общественное мнение, т.к. располагают инструментами мобилизации избирателей;

Законодательные органы власти, не столько определяют какой должна быть ВП, а какой  она не должна быть, влияя ч/з: +финансы, +утверждение кандидатов на различные  должности, +контроль системы полит. институтов.

№26 Механизм формирования и разработки ВП

Механизм формирования ВП состоит в процессе принятия внешнеполитических решений. В разработке ВП задействованы:

      • дипломатическое ведомство,
      • военное ведомство,
      • внешняя разведка (сбор и анализ информации о деятельности других стран + подрывные действия для изменения обстановки в других странах);

Роль  главы правительства играет свое значение, т.к. ВП – это то что  подписано главой государства, т.е. роль  главы государства –  выбор окончательного решения, но нужно  чтобы оно еще и выполнялось, на это есть аппарат.

1960 г.  – в США появился первый  план ведения ядерной войны.

Для обслуживания есть аппарат Совета Нац.  Безопасности и помощник президента по  Н.Б. Цель аппарата – выработка единого  подхода по ВП. Задача – собрать всю информацию и выработать единый подход. Это необходимо т.к. у каждого ведомства свои взгляды, поэтому нужно единое решение. На ведомственном уровне в противоречие вступают бюрократические интересы. Сложно заставить министерства работать на общие интересы (министерство  обороны склонно преувеличивать опасность для получения большего количества денег). Увеличение количества ведомств. Борьба с терроризмом как следствие должность советника президента по борьбе с терроризмом. Сейчас создано суперведомство – министерство внутренней безопасности. Достаточно отработанный механизм существует в Великобритании, но узнать о его деятельности трудно. Руководство ВП в руках более узкого круга лиц. Здесь работает система комитетов и комиссий. Деятельность учреждений замкнута на аппарат ___ Таких комиссий примерно 70, но их названия трудно сказать. Привлекаются специалисты из различных ведомств и они подчиняются непосредственно ___ В Германии примерно тоже самое. Во Франции были попытки создать единый механизм. Страны ЦВА копируют Америку. Во времена СССР существовал такой механизм. Деятельность отделов в основном была связана с отделом кадров и сбором/обработкой информации. Каждое ведомство тянуло в свою сторону. Ситуация начала меняться в начале 60х гг. Появился другой механизм «большая 5»(МИД, мин.обороны, военно-промышленные комиссии, КГБ) и «малая 5». Эти люди садились вместе для урегулирования вопросов. Решения конкретны вопросов передавалось на рассмотрение « малой 5», как правило, это заместители. Это был специфичный механизм, в основном решались военно-политические вопросы. Сегодня не существует механизма для координации мнений ведомств. Но попытки были: - указы о координирующей роли МИД; - создали СБ (по американскому образцу), но допустили ошибку в самом составе СБ (возложили задачи обеспечения и внутренних и внешних задач); - создание управления, но внешняя политика в администрации президента, но у него были технические функции. В итоге наша ВП не скоординирована.

№27 Основные направления  в изучении процесса принятия в/п решений

Каково содержание принимаемых решений? Ведь они принимаются ограниченным кругом людей и на основе чего? Все решения состоят из нескольких вариантов где выбирается один. Решения могут приниматься на основе научных исследований. Почему во время Карибского кризиса президенты подвили мир к черте ядерной войны.

В ТМО существует целый ряд школ занимающихся этим вопросом:

  1. теория рационального выбора. Существует научное исследование и на его основе вырабатывается ВП. Задача политологов, дипломатов – правильно оценить научные исследования и выбрать верное решение. Но дет абстрагирование от направлений самой проблематики внутриполитической борьбы. Да, есть умные люди знающие ВП, отдайте им возможность вырабатывать ВП. С точки зрения перспективы, это может быть и верный подход, но процесс ВП состоит из более мелкие решений принимаемых каждый день (одни говорят что главное – азиатское направление, другие - европейское).
  2. школа бюрократического компромисса. Ее формирование связано с крупным международником Громом Алисоном, анализировавший Карибский кризис. Изучая течение данного кризиса он понял что решения бывают не всегда рациональными. Приказы президента не всегда исполнялись генералами. В процессе осуществления ВП часто руководили ВП ведомства и бюрократия, руководствуясь своими собственными интересами. Например, материальные интересы (для военных – это увеличение числа войск, следовательно они не заинтересованы в скором разрешении конфликта, поэтому езе больше нагнетают обстановку, передергивая факты. У Госдепартамента успех определяется насколько он смог предотвратить кризис.
  3. школа групповых решений (когнитивная). Школа исходит из того что решения принимаются узким кругом лиц, исход зависит от складывающихся отношений м/у членами группы. Специалисты опираются на методы социальной психологии. В малой группе люди не склонны конфликтовать друг с другом, те кто захватывает инициативу в состоянии убедить других.
  4. школа субъективных решений. Внимание на индивидуальные решения руководителей государства, он может потребовать сменить людей. Индивидуальные качества лидера имеет значение при окончательном выборе решения. Высшие руководители государства склонны демонстрировать свой активизм, влияние, силу – поднимающие престиж, т.к. никакой руководитель не может быть специалистом в каждой области, то многие решения принимаются интуитивно на основе аналогий, опыта.

Все подходы  дополняют друг друга.

№28 Внешнеполитическое планирование

r.t

№31 Принятие решений  на наднациональном  уровне

Существует  неформальный механизм:

      • неформальные встречи представителей различных организаций
      • международные группы давления

На уровне ООН, ЕС вряд ли можно говорить о  разветвленной системе таки групп.

В процессе принятия в/п решений возникает  проблема мирового правительства.

Существует  интересный подход: середина 19 века уже  наличие мирового  правительства, теория договора, все события мира результат целенаправленной деятельности узкого круга людей.

Основные  международно-политические процессы

- Международные  конфликты

- Сотрудничество  в МО

- Безопасность  в МО

- Современная  система МО

№32 М/н кризисы и  конфликты как  факторы изменения  в системе МО

Существует  2 формы   взаимодействия

                       

                     конфликты            сотрудничество

Конфликты воспринимаются отрицательно, но в последнее время  специалисты понимают что любое  изменение соотношения сил порождает конфликты и меняет систему МО, т.е. конфликты и кризисы – основные факторы изменения в МО.

Наличие неурегулированных противоречий порождает  кризис. Кризис может быть затяжным, охватывать значительное количество участников. Период обострения кризиса – конфликт.

№37 Причины конфликтов, виды и типы м/н  конфликтов

Причины различны (столкновение интересов).

/Смотреть Лебедеву  или лекции Дериглазовой/

№38 Развитие   конфликтов, этапы, фазы

Особенности военных  конфликтов:

  • противоборство м/у группировками в государстве, осуществляющиеся с вмешательством внешних сил;
  • меняется отношение к некоторым нормам МП: гуманитарная интервенция присваивает право вмешиваться во внутренние дела государства;
  • революция в военном деле (трансформации вооруженных сил), ее проявление: отдельные государства приобретают значительные преимущества, дающие им возможность быстро без особых потерь добиваться своей победы;

Информация о работе Шпаргалка по "Международным отношениям"