Шпаргалка по "Международным отношениям"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2011 в 16:48, шпаргалка

Описание

Работа соедржит ответы на вопросы по дисциплине "Международные отношения".

Работа состоит из  1 файл

teoriya MO.doc

— 231.50 Кб (Скачать документ)

С 70-х  годов эти взгляды стал выражать и И. Валлерстайн. В основе его  трудов лежит понятие мировой  капиталистической системы. Суть МО с 1500-х гг. (когда сформировались мировые капиталистические системы) определяется интересами этой системы. Но капиталистические отношения формируются во взаимодействиии капиталистических государств, которые формируют систему МО.

Содержание  Мо определяется взаимодействием 3-х  групп государств:

  1. Ядро- ведущие капиталистические государства, ведут борьбу между собой и лидеры могут меняться. Ядро стремится расспространить эти отношения на другие государства.
 
  1. полуперефирия- менее развитые страны рбеспечивают рабочую силу.
 
  1. Перефирия- наимение развитые страны. Эксплуатация.
 

    Ядро  навязывает свои представлния, идеологию  другим странам. По отношению к перефирии  идеи навязываются политическими, идеологическими  методами; в случае необходимости  грубыми методами.

    Валлерстайн вводит понятие геоэкономики. (глобализация, формирование мировой экономики, это осуществляется в интересах ядра), геокультура.

    Ядро  навязывает и свои взгляды в области  геокультуры. А как дальше развивается  эта система? Пролетариат интегрирован в эту систему, кто ее изменит?

    На  это способно внесистемное движение(слои и группы в развитых странах, которые не многочисленны в капиталистической системе- это маргинальные слои). Мир ожидают большие потрясения. Критический настрой привлекает внимание прежде всего в академической среде. Центр Ф. Броделля(гл.-Валлер), в Каларадо.

    Миросистемная школа может объяснить долговременные процессы в МО. МШ вряд ли может объяснить  конкретные решения в мировой  политике, связанные с сохранением  мира( например борьба с терроризмом).

    Подходы миросистемной школы нашли отражения  в проблеме Север-Юг. Это ненадуманная проблема( финансовая задолжность развивающихся стран развитым).

    Основные  идеи мш отразились в международной  зависимости( в основном разрабатывалась  в Латинской Америке). Уровень  развития самосознания политических наук высок.

    Школа очень популярна в Латинской  Америке- вклад внес президент Бразилии Кардоза. Страны Латинской Америке  находятся в экономической зависимости  от США( плюс к тому же политическая зависимость).  Неравноправное положение  определяется тем, что США эксплуатирует Латинскую Америку, они создают свои группы, которые выражают интересы США.

    В современных  МО выдвигается проблема развития- необходимость преодолеть разрыв в развитии между развитыми и развивающимися государствами. В последнее время можно было наблюдать существование еще несколько подходов из-за развития научной мысли.

    С XIX в. Научная мысль развивается в русле преобладания позитивистского направления( есть объективный мир, который может быть познан научными методами).

    Во  второй половине 20 столетия этот подход критиковали.

    Например: постмодернизм, экзестенционализм. Объективной  истины нет. Познание мира зависит от того, как мы на него смотрим. Это  феноменология, то есть упор на  субъективные особенности. Это нашло отражение в МО.

    Школы смотрят на мир с точки зрения людей, характеризующих мир. Но могут  быть иные взгляды, подходы, интересы.

    Это отразилось в направлении- постмодернизм.  Сначало он возник в литературе(подход к изучению литературных текстов). Делидарр, Леота.

    Суть- приложение литературоведческих методов к изучению МО. Сколько авторов столько мнений.

    Феминистская  теория МО. Все МО определяются белыми мужчинами, от войн, конфликтов страдают женщины, дети. МО-это угнетение, насилие  над женщинами.

    Историческая  социология- изучение МО не может объяснять влияние МО на отдельных людей, социальные группы. В изучении МО нужно смотреть на то как МО влияет на жизнь отдельного человека. Важно изучать кто и что пишет о МО.

    Ни  одна школа не даст полного представления  о МО, строго понятийного аппарата.

    В теории МО под воздействием феноменологии был поставлен вопрос: так как МО это результат сознательной деятельности, мы имеем международные договоры.

    Кроме знания нужно понимать почему были приняты  такие решения, государство занимало такую позицию во время переговоров.

    Объяснения, прогнозирование событий в Мобез  понимания целей невозможно.

    Социальный  конструктивизм- ученые работающие в  рамках традиционных подходов, используют современные критические подходы  для уменьшения разрыва.

    Национальные школы в ТМО

  1. Англо-американская школа
  2. Изучение ТМО в странах континентальной Европы
  3. Наука о Мо в странах Азии и Африки, Латинской Америке.
  4. 16-17 Века Школы ТМО в США и Англии.

    По  объему исследований американские школы  господствуют( например 90% литературы на английском языке, но не все авторы являются американцами или англичанами).

    Почему?

    А) историческая причина, первые кафедры по МО появляются в Великобритании

    B) развитие науки о МО обусловлено:

    # общий  уровень развития общественных  наук, когда существует высокий уровень, тогда возникают серьезные исследования. В США и Великобритании политическая наука получила наиболее широкое развитие.

    # потребность  в исследовании, когда есть потребность  в  теоретическом обосновании  политики государства, выделяются  деньги для создания научных центров от государства.

    # потребность  в критической массе. Ученые  должны общаться, в дискуссиях  происходит формирование научных  подходов. Образовательные и научные  центры, создание профессиональных  сообществ, объединения ученых,- издательская база( специальные журналы)- это все основа критической массы.

    Отличие между США и Великобританией  существуют.

    Изучение  МО в США

  1. характеризуется наличием большого количества образованных центров. В большинстве университетов изучение МО идет на отдельных факультетах.

Такая подготовка ведется в Гарварде, Колумбийском университете, Принстоне, Йельском университете,Калифорнистском  университете, Беркли, Стэнфордском университете, в Монтерее(Тихоокеанское побережье)+Вашингтонский  университет там же.

Мичиганский университет и университет штата- между ними острая конкуренция, на среднем  западе: штат Джоджия. На юге страны в Луизиане, Атланте, штате Техас(Остин, Хьюстон).

  1. специализированные научные центры(при университетах и в самих университетах). Это как правило небольшие организации.

Прикладными исследованиями занимаются в интересах  государства, политических партий, бизнеса. Пример: Рэн corporation, Гуверовский институт войны, революции и мира.(на территории стенфордского университета); Брукленский институт(мозговой центр демократической партии); Центр исследованийй международных и стратегических проблем( в Джорджтаунском университете, близки к республиканской партии).

Foreign Affairs

International security      все это издательства, журналы

Diplomatic history

Нью-йорский  совет по МО(создан в 1922 году)- ведущая  рекомендация в подготовке практических рекомендаций, разработке исследований.

Существуют  два центра, ориентированные на подготовку дипломатов:

# школа  дипломатов

# институт  зарубежной службы (переподготовка дипломатов), все это при Джорждтаунском университете.

Политический  реализм был господствующим подходом. Центры в основном исповедуют этот подход. Реализм и структурный  реализм характерен для центров, обслуживает вооруженные силы.

С 70-х  годов реалистические подходы теряют свои позиции в ведущих исследовательских центрах.

Коэйн и Най- основоположники изучения в/з, создание системы регулирования  МО.  

Миросистемные школы в Великобритании

Наиболее  крупные центры в университетах: Оксфорд, Кэмбридж, Лонд-Унес,Лестер, Манчестер, Лидс, Абердин, Глазгон, Шефилд(или что то вроде этого точно не ясно).

Королевский институт МО, Лондонские школы экономики  и политических наук, Центр изучения международных конфликтов, Университет  в Кэнтербере.

Господствовала реалистичная школа, даже школа циничного реализма.

В последнее 10-тие заметно снизилась роль Великобритании в МО. Это уже страна второго ранга. Но увеличился уровень  задач в регулировании отношений  с бывшими колониями, нахождения своего места в ЕС.

Все ведущие центры характеризуются преобладанием ученых либеральных взглядов. Понятие мировое сообщество связывают с работами Хэдли Булла, например «анархическое общество».

Лондонские  школы экономики и политических наук:

Изучаемые проблемы Север –Юг

                                        Урегулирование конфликтов

                                         Природные ресурсы

World today, Millennium, Евроазиатские исследования- основыне журналы.

Наличие в британских университетах ученых с миросистемными взглядами( например  Чейз Дан, Йохан Галдман).

Важное  место занимает изучение проблем  ЕС( например, супруги Уоллес). 

Изучение  МО в странах Западной Европы

Для большинства  Европейских стран характерно то, что они еще не доросли до критической  массы. По этой причине крупных, оригинальных школ здесь нет.

Например: Франция не имеет своей самостоятельной  школы, хотя они формируются. Преподавание Мо ведется в университетах. Для  французов характерен низкий уровень  междисциплинарных отношений.

МО изучаются  в рамках международного права. Лишь в последние годы это меняется. Французы преуспели в социологии( Раймон, Арон). Социология МО- Мёрл, Смец, Бади.

Особенность французской школы: школа ориенталистов(знание стран Азии и Африки)- разрабатывается проблематика зависимости стран третьего мира. Нет серьезных работ по интеграции.

Германия 

Фашистское  правление дискредитировало серьезные  подходы в изучении МО.С 60-70-х годов  разрабатывается проблематика МО. В  Германии университетских специалистов меньше чем во Франции. Институты  в Кёльне, Г(Т)юбинский университет. Немцы проскочили период господства реализма. Изучаются проблемы Север-Юг, Восток-Запад, проблемы разоружения, разрабатывается интеграционная проблематика.

Бельгия, Нидерланды(Амстердам, Утрих, Брюссель: Ориентация на практическую подготовку работы в МО, изучение МО, международно-правовых проблем), Скандинавия(SIPRI, Норв,Дания, университеты МО). 

Испания,

В последние  годы интерес к частным проблемам (МО в регионах), интерес к странам Латинской Америки.

  Италия.

Пареть, Моско- социология, по истории МО- Ди Нольфо.

Для Италии, Испании+ Греции- это начальный этап подготовки специалистов. 

Исследования  МО в странах Азии, Африки и Латинской  Америке.

Но нигде  еще не сложилась критическая  масса, и характерно наличие нескольких крупных центров.

С другой стороны, в старанах Латинской Америки  уровень преподавания и научно-исследовательской  работы высок.

Для странах  Латинской Америки характерно:

Информация о работе Шпаргалка по "Международным отношениям"