Шпаргалка по "Международным отношениям"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2011 в 16:48, шпаргалка

Описание

Работа соедржит ответы на вопросы по дисциплине "Международные отношения".

Работа состоит из  1 файл

teoriya MO.doc

— 231.50 Кб (Скачать документ)

      Надо  обращать внимание и на деятельность в результате (на итоге), а не только на деятельность самих государств.

      В 50-е в школа политического реализма подвергается критике. Как оценить  силу государства? Где показатели? Критики  говорили об этом.

      Понятие силы было расплывчатым.

      Появился  модернизм. Это проявилось в использовании математических  методов и методов естественных наук. Наряду с этим модернисты внедряли психологические методы (бихевиоризм), то есть изучение  поведения человека. Это свелось к изучению поведения широких масс, отдельных личностей. Господствующие позиции занял системный подход, анализ.

      Каплан  выстраивали целые системы МО.

      Теория  игр тоже стала популярной. Суть – выигрыш одного государства (например, прирост территорий) равен проигрышу  другого.

      Появляется  понятие иерархия МО благодаря модернистскому подходу и понятие полярности, центра силы, баланса сил.

      Оказалось, что модернистские подходы позволяют  выстроить четкие модели, но реальных результатов это не дает, так как  система МО полирациональна, слабоорганизована. Это показала война во Вьетнаме.

      Модернизм не учёл: для США это была ограниченная война, а для Вьетнама – за жизнь.

      С 70-х гг. специалисты пытаются изменить реалистический подход. ----- Развивается  неореализм. (структурный реализм)

      Теоретики: К. Уолс «Теория международной политики»

      Он  полагал, что ошибка Моргентау –  во главе угла – государства. Но на деле действия государства ограничены жесткими рамками. Они действуют  исходя из структуры МО, а не по желанию  самого государства. Действия государства  подчинены структуре МО  -- структурный реализм.  Например: во время Х.В. все остальные государства должны были присоединиться к тому или иному государству. В последующие годы все модели сторятся исходя из этих утверждений. В центре внимания -  состояние самой системы.

      Позиции структурного реализма были подтверждены в 90-е гг. Появились новые большие дебаты. Критики указывали на неудачи в прогнозировании МО отношений со стороны реалистов. Согласно реалистам должна была быть война, а ее не было.  Т.О. возродились идеи политического идеализма. 
       

      Политический  идеализм

    1. предметная область исследования ПИ
    2. современные варианты ПИ
    3. современные дискуссии неореалистов и сторонников неолиберального подхода

      90-е  гг – увеличение популярности  идеалистических подходов. Истоки  идеалистических подходов в философских подходах.

      Э. Кант «трактат о вечном мире»

      ИП  отразился в идее Лиги Най=ций, ограничение  вооружений.

      После 2 МВ эти иллюзии были разрушены, и идеал. Подходы потеряли популярность. Но какие-то  элементы ИП находили свое отражение во внешнеполитической риторике. После 2 МВ в широких кругах общественности находят отклик некоторые черты ИП. Формируется движение за ядерное разоружение. Но на этих людей смотрели как на мечтателей. В 70-е гг. идеалистические мечтания наложились на новое явление международной жизни. Для специалистов становилось очевидно – проблемы охраны окружающей среды, демографические проблемы.

      Т.О. выживание человека зависело от решения  этих глобальных проблем. И решение  заключалось в мирном климате.

      С 70-х гг. формируется подходы в  русле идеалистической парадигмы. Сложились 2 основные школы:

    1. либеральный интернационализм
    2. либеральный институционализм

      Общее между школами:

      Процессы  глобализации --- формируется взаимозависимость  между государствами и обществами. Во главу угла уже нельзя поставить интересы государства. Формируется международное сообщество с общими интересами и проблемами. Главное – необходимость сотрудничества.

      Различие  между школами:

    1. Либеральный интернационализм Внимание на состояние современного мирового сообщества. Проблема взаимозависимости – формирование единого экономического механизма, мировой финансовой системы, развитие коммуникаций, формирование единой деревни.

      Проблема  войны и мира отходят на задний план. Экономика – ведущая сила во взаимоотношениях между государствами. Ведущее место у тех государств, которые лидируют в экономических связях.

      Упор  на деятельность международных организаций. Особенно ВТО, международные финансовые институты (МВФ, ВБ), транспорта, коммуникаций. Отбрасывают постулат об игре с нулевой  суммой. Ставится вопрос о взаимной выгоде (сотрудничество выгоднее, чем соперничество)

    1. Либеральный  институционализм Базируется на нормах Международного Права. Исходят из идей Канта (демократические государства не воюют друг с другом) Т.О. там где господствует демократия, труднее начать войну (ведь надо убедить общественность, такие государства привыкли к переговорам)

      Развитие: демократические принципы снижают  опасность конфликтов. Основная проблема - совершенствование норм международного права, развитие международных организаций, в рамках которых обеспечивалась бы безопасность.

      Государства должны договариваться на основе общепринятых правил. Урегулирование конфликтов возможно при создании международных режимов (система договоренностей, санкции  для тех, кто их не выполняет)

      Например, ВТО, режим нераспространения ядерного оружия.

      Значимо понятия морали МО.

    1. создание справедливого международного порядка

      Коллектив. Безопасность возможна, если имеется  реальный механизм ее осуществления, то есть государства могут предпринимать действия и ради обеспечения общего блага.

      Утверждается  принцип прав человека. Понятие суверенитета имеет не столь важное значение.

      Значительно меняется состав участников МО, усиливается  роль негосударственных акторов  МО. Государства становятся менее важным игрокам. Существует точка зрения, что они вообще отмирают.

      Распад  СССР -  результат широкого международного воздействия. К середине 90-х гг. реалисты воспрянули духом. Период новых больших  дебатов. Но новые государства основываются, появляются на базе национализма. И мы наблюдаем повышение конфликтности в мире, с точки зрения релистов. Управляемость МО снижается, а конфликтность усиливается. Для идеалистов это трудно объяснить.

      Дебаты  нельзя свести к дебатам 20-30 х гг. (или силе, или сотрудничество в МО)

      Правы и те, и другие система МО переживают переходный период. Каждая исключительно  обращает внимание на те или другие процессы. Для реалистов -  это  региональные конфликты.

      Дебаты  носят относительный характер. Они  дополняют друг друга. Для реалистов очевидно – понятие баланса или серьезно изменилась ( это и наличие природных ресурсов, экономическая мощь – мягкая силы.  Раньше  на нее больше внимание обращали идеалисты)

      Реалисты, воспринимают ряд идей относительно МО, норм международного права ( это  включается в понятие баланса сил). Есть оговорка – любой международный режим отражает реальное соотношение сил, и дейтсвует до тех пор, пока государство согласно выполнять их.

      Идеалисты не могут отрицать наличие конфликтов, обострение этнических противостояний.

      Обе школы согласны с тем, что государства  занимают важное место в международных  отношениях. Процессы глобализации тоже важны. Сама глобализация выражает расширение возможностей прежде  всего стран  Запада и США. Эти процессы отражают противоречия и между развитым Севером и слаборазвитым Югом.

      2 подхода,  вбирающие реализм и идеализм

    1. традиц. Школа геополитики

      Идеи  геополитики стали популярными  с 19 века (Гане Гаузгофер)

      Геополитика – это вариант реалистической школы. Для геополитиков это выражалось в географическом положении, наличие природного ресурсов. Сейчас развивается понятие:

    1. геополитики
    2. геостратегии
    3. геокультуры
    1. крнцепция Хантингтона о столкновении цивилизаций. Суть – противоречие капитализма и коммунизма – это противоречие различных культур.

      Столкновение проявляется в противоречиях в регионах.

      Критика:

    1. Полит. Реализм  и Полит. Идеализм отражали опыт западных стран, прежде всего.
    2. против школы ПР в большей  степени

      Глобализация  отражает интересы прежде всего развитых стран. Они ставят в подчиненное  положение развивающиеся страны.

              3. школы – это формальные методы, характеризующие современное состояние МО. Не говорят............................................. 
     

Миросистемные школы в системе  МО

  1. идейные истоки миросистемы
  2. основные положения миросистемной концепции
  3. постпозитивистские подходы в изучении МО

Основоположник  миросистемы- И. Валлерстайн

Литература: Глобализация мировой политики 

И реализм  и идеализм обращают внимание только на госудаства, а миросисмемное развитие общества характеризуется социально-экономическими процессами, классовой борьбой. Внешняя политика должна иметь отражение этого.

Идейные истоки миросистемной школы различны.

I Обращено внимание на теорию империализма, которая связана с именем Ленина.

Каутский, Люксенбург, Гобсон- выдвинули идею о развитии МО.

Вступление  капитализма в стадию имериализма  характеризуется интересами капиталистических  стран, желающих своей гегемонии. Поэтому  в основе МО лежит борьба за гегимонию.

Здесь они видят основное содержание проблем, задач.

Мо определяется противостоянием между развитыми странами и угнетенными слоями населения прежду всего в Африки, Азии.

Но в  рамках Марксизма Мо занимали второстепенное место:

# Это  получило развитие в работах  Антонио Грамши

Суть- попытаться объяснить какие противоречия между пролетариатом и буржуазией не ведут к сильным потрясениям. В рамках отдельных государств и международных систем правящим классам удается навязывать свою идеологию всем слоям населения- это политический гегемонистический блок.

Идеи  правящих классов становятся господствующими идеями=> поддержка империалистической внешней политики.

После второй мировой войны опора в  исторических исследованиях французская  школа аналитиков. Она пыталась выяснить долговременные тенденции для социально-экономических процессов, МО.

Например  Фернан Бродель.

МО характеризуется  господством мировой капиталистической  системы( по Броделю).

В 60-х  годах-«новые левые» (леворадикальное  движение):МО определяется интересами капиталистических классов, идеи распространены в академических кругах. Надежда на социально-освободительное движение.

Информация о работе Шпаргалка по "Международным отношениям"