Проблемы вступления России в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 21:36, курсовая работа

Описание

Целью исследования является анализ развития российской экономики при вступлении России в ВТО.
Для достижения поставленной цели потребуется решить следующие задачи:
- определить структуру, функции и цели Всемирной торговой организации;
- исследовать порядок вступления во Всемирную торговую организацию;
- оценить Роль ВТО в современной мировой экономике;
- изучить Современный этап переговорного процесса России и ВТО и защиту национальных интересов России в переговорном процессе;
- провести анализ последствий присоединения России к ВТО;
- оценить последствия вступления России в ВТО для отдельных секторов и отраслей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. ВТО в международном экономическом пространстве..........................5
ВТО: структура функции и цели………………………………...5
Процедура присоединения к ВТО……………………………..11
Роль ВТО в современной мировой экономике………………..15
Глава 2. Основные направления взаимодействия ВТО и РФ…………………18
2.1. Современный этап переговорного процесса России и ВТО и защита национальных интересов России в переговорном процессе.18
2.2. Потенциальные последствия присоединения России к ВТО..24
2.3. Последствия вступления России в ВТО для отдельных секторов и отраслей…………………………….………………...……30
Заключение……………………………………………………………………….35
Список используемой литературы……………………………………………..37
Приложения……………………………………………………………………...39

Работа состоит из  1 файл

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - копия.docx

— 87.94 Кб (Скачать документ)

К числу других ожидаемых  положительных последствий можно  отнести:

  • Возможность использования международного механизма решения споров, считающегося большинством экспертов самым эффективным и значимым  механизмом в рамках ВТО;
  • Увеличение притока в страну иностранных инвестиций как за счет общего улучшения инвестиционного климата, так и в связи с либерализацией рынка услуг в части коммерческого присутствия зарубежных поставщиков;
  • Появление у отечественных хозяйствующих субъектов дополнительных стимулов повышения своей конкурентоспособности в результате, с одной стороны, роста конкурентного давления зарубежных компаний, с другой – понижения сравнительной эффективности лоббирования принятия протекционистских мер1.;
  • Снижение коррупции, вытекающая из повышения уровня прозрачности и предсказуемости хозяйственной среды, и ряд других.

Однако, вступив на путь глобализации экономики в рамках

 


1Схематически на уровне условного примера это выглядит следующим образом. До того момента, как страна принимает на себя налагаемые членством в ВТО обязательства, некая совокупность компаний, действующих в отрасли, уязвимой в отношении экспансии зарубежных конкурентов, для защиты своих интересов может использовать две альтернативные стратегии. В рамках первой из них лоббируется активное применение протекционистской политики, включая повышение уровня ввозных пошлин. В рамках второй осуществляется модернизация производства. Оба варианта предполагают вложение определенных финансовых ресурсов, способных принести желаемый результат. После присоединения стратегический выбор, как таковой сохраняется. Однако в связи с либерализацией торговой политики лоббирование становится менее привлекательным – граница повышения импортной пошлины жестко задается уровнем связывания.

присоединения страны к ВТО, необходимо четко понимать, что на Россию накладывается ряд ограничений. Так, мы не сможем:

  • Автономно повышать импортные таможенные тарифы выше уровня,

согласованного с членами  ВТО. Повышение возможно только после 

консультаций, или в случае дефицита платежного баланса, или в  случае применения антидемпинговых  или компенсационных мер;

  • Дискриминировать импортные товары на всех стадиях транспортировки

и  продажи, включая дискриминационное  налогообложение, предложение к  продаже (реклама, применение технических  барьеров, стандартов и проч.);

  • Применять количественные ограничения, за исключением случаев применения специальных защитных мер;
  • Применять максимальные или минимальные обязательные цены (энергетические товары);
  • Ограничить транзит и доступ к транзитным сетям;
  • Увязывать импорт (товаров, капиталов, услуг) с обязательством экспорта (энергетический сектор);
  • Включать в инвестиционные и иные соглашения обязательства инвестора приобретать товары на внутреннем рынке (энергетический сектор);
  • Применять экспортные субсидии в любых формах;
  • Применять меры, ограничивающие торговлю, без их заблаговременного опубликования;
  • Предоставлять привилегии государственным предприятиям или монополиям, вовлеченным в торговлю (энергетические товары);
  • Ограничивать текущие платежи по  внешнеторговым сделкам;
  • Ограничивать платежи по капитальным операциям, если такое ограничение ведет к ограничению торговли товарами и услугами;
  • Дискриминировать товары и услуги и их поставщиков из одних стран по сравнению с товарами и услугами и их поставщиками из других стран по любым признакам (за исключением товаров, поставляемых в рамках соглашений о свободной торговле и Таможенном союзе);
  • Ухудшать условия доступа на рынок и деятельности на рынке услуг по сравнению с параметрами, установленными Соглашением;
  • Лицензировать или иным образом ограничивать деятельность поставщика услуг, исключая обеспечение компетентности поставщика и качество самой услуги;
  • Дискриминировать иностранного поставщика услуги или услугу по сравнению с отечественным поставщиком или услугой, если возможность такой дискриминации не предусмотрена соглашением.

Это значит, что для отечественной  экономики может возникнуть угроза усиления конкурентных позиций зарубежных производителей за счет увеличения присутствия  зарубежных товаров на российском рынке. Вызовом экономике России скорее всего станут изменения порядка  ценообразования, сокращение возможностей государственной поддержки отечественных  производителей и, как 

результат, банкротства предприятий, сокращение занятости в ряде отраслей и регионов.

Конечно, не все сектора  российской экономики характеризуются  равной степенью уязвимости в отношении  давления со стороны зарубежных  конкурентов. При прочих равных условиях те отрасли, которые отличаются более  высокими показателями соотношения  собственной и импортной продукции  не внутреннем рынке, доли экспорта в  общем объеме производства, доли крупных  и крупнейших компаний, способных  конкурировать на внешних рынках, скорее всего в наименьшей степени  ощутят на себе негативные последствия  присоединения к ВТО. С этой точки  зрения, по оценки М. Шаккума, наиболее уязвимыми представляются станкостроение, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, химико-фармацевтическая, микробиологическая и биотехнологическая промышленность, производство медицинской техники, пищевая промышленность и сельское хозяйство, а также авто- и авиастроение1.

Аналогичным образом на региональном уровне в худшем положении 

окажутся те субъекты РФ, для которых характерны узкая  специализация в направлении  относительно низко конкурентоспособных  отраслей (автомобилестроение, авиационная  промышленность, легкая и пищевая  промышленность, животноводство), либо большое количество так называемых монофункциональных городов2, особенно если в качестве своего ядра последние имеют относительно неконкурентоспособные промышленные предприятия. В плане занятости наиболее уязвимыми представляются те регионы, где одновременно имеют место высокая доля работающих в относительно неконкурентоспособных отраслях промышленности и сельском хозяйстве и не развит малый бизнес. По мнению экспертов, речь может идти об Ивановской, Нижегородской, Псковской, Самарской областях, Мордовии и ряде других регионов3.

Определенные финансовые минусы ожидают и потребителей. После присоединения РФ будет обязана выполнять соглашение ТРИПС, в том числе и в части правоприменительной практики. Это значит, еще более активно должна будет вестись борьба с контрафактной («пиратской») продукцией. России придется прилагать очень серьезные усилия для защиты прав чужой (американской и европейской) интеллектуальной собственности, а потребители будут отдавать большие деньги за уже ставшие привычно дешевыми DVD, прочие компакт-диски, программное обеспечение и т.д. Следует ожидать повышения цен на ряд товаров и услуг, предлагаемых ведущими зарубежными производителями и держателями права интеллектуальной собственности.

 


1Кошкаров А., Рубченко М. Задержись на пороге// «Эксперт».- 2009.-№41.-С.30.

2Население таких городов, как правило, составляет до 50 тыс. чел., в них не развит рынок жилья, отсутствуют близко расположенные альтернативные источники занятости для маятниковой миграции.

3Торговая политика и значение вступления в ВТО для развития России и стран СНГ: Руководство/ Под ред. Девида Г. Тарра. М.: Весь мир, 2006. С. 559-567. 

 

Следует подчеркнуть, что  итоговый баланс плюсов и минусов  не является

жестко предопределенным. С одной стороны, существует целый  набор средств, с помощью которых  можно если не полностью нейтрализовать возникающие угрозы, то по крайней  мере их ощутимо снизить. С другой стороны, и потенциальные преимущества не реализуются автоматически.

В целом ВТО ни при каких  обстоятельствах не является для  российской экономики ни панацеей то всех бед, ни главным и единственным источником всех неприятностей.

Таким образом, присоединение России к ВТО скажется на деятельности государственного управления, в той или иной степени затронет большинство российских хозяйствующих субъектов, предоставляя им новые возможности и в то же время создавая дополнительные угрозы. Современная международная торговая система предоставляет в распоряжение своих участников инструментарий, которым следует научиться пользоваться.

 

2.3. ПОСЛЕДСТВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ  РОССИИ В ВТО ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ  СЕКТОРОВ И ОТРАСЛЕЙ.

 

По оценкам Российской Академии наук, Минэкономразвития, Минпромнауки России, отдельных экспертов, присоединение  к ВТО в целом не приведет к  сколь-нибудь масштабным изменениям в  большинстве секторов российской экономики. Тем не менее, можно выделить группу отраслей, «чувствительно» реагирующих  на изменение тарифного режима.

Рассмотрим некоторые  из них.

Машиностроение

Вступление в ВТО может  подорвать позиции российского  машиностроения, нуждающегося в дорогостоящей  и долговременной модернизации производства (износ основных фондов по отрасли превышает 80%1). Рост цен на энергоносители и металл уже сейчас приводит к существенному снижению рентабельности и конкурентоспособности продукции машиностроения. Вступление в ВТО лишь усилит данную тенденцию. Можно прогнозировать и среднесрочной перспективе прекращение национального производства в ряде подотраслей.

Машиностроители рассчитывают на сохранение высоких импортных  пошлин (10-15% для нефтегазового оборудования. 20% для авиалайнеров, 25% для легковых автомобилей, что составляет исключение из унифицированной системы импортных  тарифов)2 на переходный период, который должен составлять не меньше семи лет (примерный срок окупаемости инвестиций). Представляется, что переходный период не принесет необходимого ускорения автомобильной промышленности, предприятия которой смогут рассчитывать лишь на продажу производственных мощностей иностранным компаниям или организацию на их основе сборки сверхдешевых моделей. Сохранение заградительных пошлин на западную авиатехнику неизбежно подорвет рынок российских авиаперевозчиков.

Выходом для автомобилестроителей, по мнению специалистов, могло бы стать  укрупнение предприятий, концентрация на «мозаичном» производстве ограниченного  числа конкурентоспособных комплектующих (в первую очередь литья) для иностранных  инвесторов. Авиастроение не устоит без  государственной поддержки одного-двух вертикально-интегрированных холдингов, разрабатывающих один тип самолета, удовлетворяющего реальные нужды авиаперевозчиков. Альтернативой может быть производство комплектующих для зарубежных авиационных концернов.

 


1 http://www.finam.ru/analysis/forecasts0065B/default.asp

2Там же.

Химическая промышленность

Предприятия химической отрасли  страдают от износа основных фондов (по разным оценкам, от 60 до 80%1) и отсутствия средств на технологическое перевооружение. Качество многих видов продукции российских производителей ниже, чем у конкурентов. Конкурентоспособность отрасли до последнего времени обеспечивалась дешевизной сырья и его близостью к перерабатывающим мощностям.

Снижение импортных тарифов  при вступлении в ВТО в сочетании  с дефицитом средств приведет к ужесточению конкуренции на внутреннем рынке и сокращению объемов  национального производства. Отметим, что обсуждаемый на переговорах  начальный уровень связывания импортных  тарифов в среднем по химической промышленности значительно превышает  ныне действующие тарифы (10,22 и 8,48 соответственно). В то же время, преимущества, предоставляемые  российским производителям тарифной защитой  на переходный период, могут быть быстро исчерпаны из-за удорожания товаров  и услуг естественных монополий.

Если деградация производственных мощностей будет преодолена, российские предприятия смогут упрочить свои позиции  на жестко защищенном международном  рынке минеральных удобрений, включая  аммиачную селитру и хлористый  калий.

Лесопромышленный  комплекс

Россия традиционно выступает  экспортером продукции с низкой степенью переработки, конкурентоспособной  в странах Северной Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. При вступлении в ВТО экспортные позиции крупных предприятий лесопромышленного комплекса сохранятся. В то же время можно ожидать роста импорта продукции глубокой переработки


 

1 http://www.finam.ru/analysis/forecasts0065B/default.asp

- картона, технической  бумаги, фанеры. Высокая капиталоемкость  не позволяет в настоящее время развиваться компаниям полного цикла, большая часть лесозаготовительных и перерабатывающих предприятий нерентабельна. Ситуацию может изменить приток зарубежного капитала в лесопереработку.

Информация о работе Проблемы вступления России в ВТО