Проблемы вступления России в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 21:36, курсовая работа

Описание

Целью исследования является анализ развития российской экономики при вступлении России в ВТО.
Для достижения поставленной цели потребуется решить следующие задачи:
- определить структуру, функции и цели Всемирной торговой организации;
- исследовать порядок вступления во Всемирную торговую организацию;
- оценить Роль ВТО в современной мировой экономике;
- изучить Современный этап переговорного процесса России и ВТО и защиту национальных интересов России в переговорном процессе;
- провести анализ последствий присоединения России к ВТО;
- оценить последствия вступления России в ВТО для отдельных секторов и отраслей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. ВТО в международном экономическом пространстве..........................5
ВТО: структура функции и цели………………………………...5
Процедура присоединения к ВТО……………………………..11
Роль ВТО в современной мировой экономике………………..15
Глава 2. Основные направления взаимодействия ВТО и РФ…………………18
2.1. Современный этап переговорного процесса России и ВТО и защита национальных интересов России в переговорном процессе.18
2.2. Потенциальные последствия присоединения России к ВТО..24
2.3. Последствия вступления России в ВТО для отдельных секторов и отраслей…………………………….………………...……30
Заключение……………………………………………………………………….35
Список используемой литературы……………………………………………..37
Приложения……………………………………………………………………...39

Работа состоит из  1 файл

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - копия.docx

— 87.94 Кб (Скачать документ)


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………...…3

Глава 1. ВТО в международном  экономическом пространстве..........................5

    1. ВТО: структура функции и цели………………………………...5
    2. Процедура присоединения к ВТО……………………………..11
    3. Роль ВТО в современной мировой экономике………………..15

Глава 2. Основные направления  взаимодействия ВТО и РФ…………………18

2.1.   Современный этап  переговорного процесса России  и ВТО и защита национальных интересов России в переговорном процессе.18

2.2.     Потенциальные  последствия присоединения России к ВТО..24

2.3.     Последствия  вступления России в ВТО для отдельных секторов и отраслей…………………………….………………...……30

Заключение……………………………………………………………………….35

Список используемой литературы……………………………………………..37

Приложения……………………………………………………………………...39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы объясняется тем, что ВТО регулирует торговые взаимоотношения между всеми участниками мирового хозяйства, пытаясь сбалансировать их разнообразные интересы. Страна, которая считает себя развитой и цивилизованной, или является членом ВТО, или стремится им стать, т.к. ВТО оказывает значительное влияние на мировую экономику. На сегодня все крупнейшие страны мира являются членами ВТО. Помимо чисто экономических выгод, которые достигаются путем снижения барьеров для свободного товарообмена, эта система положительно влияет на политическую и социальную ситуацию в странах-членах, а также на индивидуальное благосостояние граждан. Преимущества торговой системы ВТО проявляются на всех уровнях – отдельного гражданина, страны и мирового сообщества в целом.

Переговорный процесс  о присоединении России к ВТО  постепенно завершается. Активизация данного процесса в конце XX в. стала одним из событий, ознаменовавших начало нового периода в развитии России и явилась причиной развернутых баталий. О необходимости скорейшего вступления России в ВТО неоднократно заявляли представители власти, включая Президента Российской Федерации; о негативных последствиях этого шага много и активно говорили представители бизнес-сообществ.

На сегодняшний день Россия готовится стать полноправным участником ВТО. 

Вступление в ВТО приведет к гораздо более глубоким изменениям в экономике, чем открытие конкретных рынков, поэтому необходим более широкий взгляд на необходимость и последствия вступления. Именно поэтому проблемам, возникающим как до вступления России в ВТО, так и проблемам, которые могут возникнуть после вступления в ВТО, стоить уделить особое внимание в рамках данного исследования.

Целью исследования является анализ развития российской экономики при вступлении России в ВТО.

Для достижения поставленной цели потребуется решить следующие  задачи:

- определить структуру, функции и цели Всемирной торговой организации;

- исследовать порядок вступления во Всемирную торговую организацию;

- оценить Роль ВТО в современной мировой экономике;

- изучить Современный этап переговорного процесса России и ВТО и защиту национальных интересов России в переговорном процессе;

- провести анализ последствий присоединения России к ВТО;

- оценить последствия вступления России в ВТО для отдельных секторов и отраслей.

Цели и задачи работы определили ее структуру. Работа состоит введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ВТО В МЕЖДУНАРОДНОМ  ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ.

 

1.1. ВТО: СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ,  ЦЕЛИ И ПРОЦЕДУРА ПРИСОЕДИНЕНИЯ  К ВТО.

 

Всемирная торговая организация (ВТО) – это и организация, и  одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности  правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. ВТО, несомненно, является краеугольным камнем современной международной торговой системы. Это связано как с широким кругом вопросов, входящих в сферу ее деятельности, так и с растущим влиянием в мире. Штаб-квартира ВТО располагается в Женеве (Швейцария). Образованная 1 января 1995 г., по состоянию на октябрь 2008 г.  организация насчитывает 153 страны-участницы1. Центральный аппарат ВТО относительно невелик. Секретариат организации насчитывает 635 человек (по данным за 2007 г.)2. Должность генерального директора в настоящее время занимает Паскаль Лами.

 ВТО имеет следующую структуру: конференция министров – высший орган принятия решений в организации – должна собираться не реже, чем один раз в два года. В период между конференциями действует Генеральный совет, в состав которого входят органы по урегулированию споров и обзору торговой политики и три совета: по торговле, по торговле услугами и по защите прав интеллектуальной собственности. Каждому, в свою очередь, подчинен ряд комитетов.

Не задаваясь целью  дать подробную характеристику всем

 


1 Оболенский В. Переговоры о присоединении России к ВТО: новый формат, новые проблемы// МЭ и МО.- 2010.- №6.- С. 46

2ВТО: угрозы и возможности выхода на международный рынок. Механизм взаимодействия национальных экономик. Под общей редакцией С.Ф. Сутырина. М.: «Эксмо» 2008.-С. 28

 

соглашениям ВТО, остановимся на некоторых из них, формулирующих общие правила международной торговли. Соглашения ВТО (1994) состоит из следующих документов:

I. Международные соглашения по торговле тарифами:

1. Генеральное соглашение  по тарифам и торговле 1994 (ГАТТ1994) определяет основы режима торговли товарами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере и включает в себя:

1) ГАТТ 1947 (изначальное соглашение  ГАТТ с поправками).          2) договоренности, принятые в рамках ГАТТ 1947 его участниками;

          3) перечни уступок и графики  их внедрения.

      2. Договоренности  Уругвайского раунда в шести сферах ГАТТ:

  • о толковании ст. II. 1(b) ГАТТ 1994 (другие пошлины и сборы).
  • о толковании ст. XVII ГАТТ 1994 (государственные торговые предприятия).
  • в отношении положений о платежном балансе;
  • о толковании ст. XXIV ГАТТ 1994 (таможенные союзы и зоны свободной торговли);
  • о толковании ст. XXVIII ГАТТ 1994 (в отношении освобождения от обязательств по ГАТТ 1994);
  • о толковании ст. XXVIII ГАТТ 1994 (изменение тарифа).

        3. Соглашение по сельскому хозяйству, определяющее особенности регулирования торговли сельскохозяйственными товарами и механизмы применения мер государственной поддержки производства и торговли в этом секторе.

        4. Соглашение по применению  санитарных и фитосанитарных  мер, определяющее условия применения мер санитарного и фитосанитарного контроля.

        5. Соглашение по текстилю и одежде, определяющее особенности регулирования торговли текстилем и одеждой.

        6. Соглашение по техническим барьерам в торговле, определяющее условия применения стандартов, технических регламентов, процедур сертификации.

        7. Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам,       ТРИМС, которое запрещает использовать ограниченный круг мер торговой политики, которые могут влиять на иностранные инвестиции и быть  квалифицированы как противоречащие Ст. III ГАТТ (Национальный режим) и Ст. XI (Запрет количественных ограничений).

       8. Соглашение  по применению ст. VI ГАТТ 1994, определяющее условия и процедуры применения мер для противодействия демпингу.

       9. Соглашение  по применению ст. VII ГАТТ 1994 (о таможенной оценке), определяющее правила оценки таможенной стоимости товаров.

       10. Соглашение по правилам происхождения, которое определяет, что под правилами происхождения понимается совокупность законов, нормативных актов и правил для определения страны происхождения товаров.

       11. Соглашение по предотгрузочной инспекции, которое определяет условия проведения предотгрузочных инспекций.

       12. Соглашение  по процедурам импортного лицензирования, устанавливающее процедуры и формы лицензирования импорта.

       13. Соглашение  по субсидиям и компенсационным  мерам, которое определяет условия и процедуры применения субсидий и мер, направленных на борьбу с субсидированием.

II. Соглашение по торговле услугами (ГАТС) определяет основы режима торговли услугами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере.

III. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) определяет права и обязательства членов ВТО в области защиты интеллектуальной собственности.

IV. Механизм обзора торговой политики определяет условия и общие параметры обзоров торговой политики членов ВТО.

V. Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих решение споров устанавливает условия и процедуры разрешения споров между членами ВТО в связи с выполнением ими обязательство по всем соглашениям ВТО.

Соглашения I – V являются многосторонними. Следует подчеркнуть, что система ВТО функционирует по принципу «все или ничего». Это означает, что страна, присоединившаяся или присоединяющаяся к этой организации, должна взять на себя обязательства по всем вышеуказанным соглашениям и договоренностям (кроме соглашений с ограниченным числом участников). К последним относятся:

       1) Соглашение  по торговле гражданской авиатехникой, которое определяет обязательства сторон по либерализации торговли в этом секторе ;

       2) Соглашение  по правительственным закупкам, которое устанавливает процедуры допуска иностранных компаний к национальным системам закупок для государственных нужд ;

       3) Соглашение  по информационным технологиям1.

Наличие данных соглашений не обязывает страны – члены ВТО  выполнять их положения. Аналогичным  образом и вновь присоединяющиеся страны имеют право не брать на себя обязательства в данных сферах. Однако так как условия присоединения  к организации не являются жестко детерминированными, а вырабатываются в ходе переговоров, то на страны –  кандидаты может оказываться  давление с целью вынудить их взять  на себя дополнительную нагрузку. С  этим, например, столкнулась Российская Федерация в процессе ведения  соответствующих переговоров.

В процессе своей деятельности Всемирная торговая организация  выполняет целый ряд важнейший функций. Среди них, как правило, выделяют следующие:

Внедрение и администрирование  подписанных соглашений. Последние

 


1Данное соглашение, заключенное в 1996 г., относится к постуругвайским. Его подписали Австралия, Норвегия, Канада, Тайвань, ЕС, Гонконг, Сингапур, Исландия, Швейцария(от своего имени и Лихтенштейна), Индонезия, Турция, Япония, США, Республика Корея.

 

были выработаны путем  переговоров и подписаны странами – членами. По сути, они представляют собой контракты, обязывающие проводить  свою торговую политику в определенных рамках, т.е. способствовать свободе  торговли, не забывая при этом о  социальных приоритетах и вопросах защиты окружающей среды. Свобода торговли должна достигаться путем снижения

барьеров и обеспечения  прозрачности. Такая система будет  способствовать созданию предсказуемых  условий для ведения бизнеса, так как не допускает резких изменений  торговой политики. 

 Обеспечение  форума для ведения переговоров. ВТО позволяет правительствам решать наболевшие вопросы мирным путем их обсуждения. Сама система появилась именно благодаря переговорному процессу в рамках Уругвайского раунда и предыдущих раундов ГАТТ.

 Разрешение  споров. Система урегулирования споров ВТО действует таким образом, что торговые конфликты решаются на основе экономического потенциала или политического влияния вовлеченных в них стран, а исходя из норм и правил организации.

 Проведение  обзоров торговой политики различных  стран. Каждое государство, входящее в состав ВТО, с определенной периодичностью отчитываются перед другими о соответствующих изменениях в своем законодательстве. Основной задачей при этом является доказательство   того, что за отчетный период в стране не ухудшились условия доступа на ее рынок для зарубежных товаров и услуг. 

 Обеспечение  согласованности в формировании  глобальной экономической политики. В первую очередь это проявляется в тесном сотрудничестве ВТО с другими международными организациями (специализированными учреждениями ООН, Международным валютным фондом, Всемирным банком и проч.).

Предоставление  технической поддержки  развивающимся  странам. ВТО исходит из того, что во многих из них накоплено пока недостаточно ресурсов и опыта для полноценного участия в международной торговой систем. Деятельность специального подразделения организации – Института по технической поддержке – сосредоточена на обучении и повышении квалификации представителей данной группы государств, вовлеченных в формирование и реализацию торговой политики.

Информация о работе Проблемы вступления России в ВТО