Проблемы вступления России в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 21:36, курсовая работа

Описание

Целью исследования является анализ развития российской экономики при вступлении России в ВТО.
Для достижения поставленной цели потребуется решить следующие задачи:
- определить структуру, функции и цели Всемирной торговой организации;
- исследовать порядок вступления во Всемирную торговую организацию;
- оценить Роль ВТО в современной мировой экономике;
- изучить Современный этап переговорного процесса России и ВТО и защиту национальных интересов России в переговорном процессе;
- провести анализ последствий присоединения России к ВТО;
- оценить последствия вступления России в ВТО для отдельных секторов и отраслей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. ВТО в международном экономическом пространстве..........................5
ВТО: структура функции и цели………………………………...5
Процедура присоединения к ВТО……………………………..11
Роль ВТО в современной мировой экономике………………..15
Глава 2. Основные направления взаимодействия ВТО и РФ…………………18
2.1. Современный этап переговорного процесса России и ВТО и защита национальных интересов России в переговорном процессе.18
2.2. Потенциальные последствия присоединения России к ВТО..24
2.3. Последствия вступления России в ВТО для отдельных секторов и отраслей…………………………….………………...……30
Заключение……………………………………………………………………….35
Список используемой литературы……………………………………………..37
Приложения……………………………………………………………………...39

Работа состоит из  1 файл

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - копия.docx

— 87.94 Кб (Скачать документ)

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВТО И РФ.

 

2.1. СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП ПЕРЕГОВОРНОГО  ПРОЦЕССА РОССИИ И ВТО И  ЗАЩИТА ИНТЕРЕСОВ РОССИИ В  ПЕРЕГОВОРНОМ ПРОЦЕССЕ.

Присоединение России к ВТО  – процесс, продолжающийся уже 15 лет1 (с 1995 г.). При этом нашей стране пришлось провести переговоры с 60 странами2. Сейчас переговорный процесс находится на завершающей стадии.

В рамках процесса присоединения  российская делегация проводит переговоры по следующим направлениям.

Переговоры по тарифным вопросам. 

Их цель – определение  максимального уровня («связывания») ставок ввозных таможенных пошлин по всей Товарной номенклатуре внешнеэкономической  деятельности, право на применение которых Россия получит после  присоединения к ВТО.

Переговоры по сельскохозяйственной проблематике.

Помимо тарифного аспекта, данные переговоры включают также обсуждение допустимых объемов внутренней государственной поддержки аграрного сектора и размеров экспортных субсидий на сельскохозяйственные товары и продовольствие.

Переговоры по доступу на рынок услуг.

Эти переговоры имеют своей  целью согласование условий доступа 

 


1Халевинская Е.Д., Вавилова Е.В. ВТО и российские интересы. – М.: Магистр, 2009. – С.232.

2 Халевинская Е.Д., Вавилова Е.В. ВТО и российские интересы. – М.: Магистр, 2009. – С.233

иностранных услуг и поставщиков  на российский рынок.

Переговоры по системным вопросам..

Основой для переговоров  здесь является проект Доклада Рабочей  группы – ключевой документ, где  будут изложены права и обязанности  в области законодательства и  его правоприменения, которые Россия примет на себя по итогам всех переговоров.

К настоящему времени Россия завершила двусторонние переговоры практически со всеми членами  Рабочей группы по присоединению  России к ВТО: ЕС, США, Канада, Китай, Бразилия, Япония, Индия и др. Из них  с 10 членами ВТО имеется понимание, что они поддержат вступление России в ВТО без проведения двусторонних переговоров (Армения, Гонконг, Кувейт, Марокко, ЮАР и др.). Грузия в результате обострения двусторонних отношений  в 2006 г. отозвала свою подпись под  уже согласованным протоколом по ВТО.

16 мая 2008 г. членом ВТО  стала Украина, которая вела  переговоры о вступлении в  течение 15 лет. Вступление Украины  в ВТО дает возможность этой  стране присоединиться к работе  Рабочей группы по вступлению  России в ВТО, что вызывает  опасения появления новых требований. Официально украинское правительство  заявляет об отсутствии требований  к России. «Вступление Украины  в ВТО не направлено против  третьих стран, в том числе  России»,- заявил заместитель лидера БЮТ (блок Юлии Тимошенко) по международным вопросам Г. Немыря1. Однако глава комитета Верховной рады по вопросам налоговой и таможенной политики Сергей Терехин заявил, что Украина «безусловно, присоединится к работе группы по вступлению России в ВТО»2. При этом он ожидает, что России будет высказано три

 


1 http://www.kommersant.ru/doc/84967

2 Там же.

группы требований. «Во-первых, нас интересует отмена квот на наш  экспорт – сахар, спирт, трубы  большого диаметра. Отмена квот запланирована  на 2011г., но нас это не устраивает. Во-вторых, мы будем настаивать на отмене пошлин с экспорта российской нефти, так как видим в этом механизм субсидирования внутрироссийских потребителей. И, кроме того, России необходимо привести свое антимонопольное законодательство в соответствие с нормами ГАТТ/ВТО»1,- отмечает парламентарий. Украина может также потребовать от России отмены или снижения  пошлины на экспорт нефти.

Таким образом, объявление Украиной двусторонних переговоров с Россией  по ВТО может затянуть процесс  присоединения Российской Федерации  к этой организации ещё на многие месяцы

  Ведется совместная  с Секретариатом ВТО работа  по консолидации итогов двусторонних  переговоров по товарам и услугам  в единые Перечни (приложения  к Протоколу о присоединении  России к ВТО).

 На многосторонних  переговорах по системным вопросам технического регулирования или санитарных и фитосанитарных мер остался небольшой перечень проблем. Некоторые из них носят грубо технический характер и требуют дополнительного обсуждения на экспертном уровне. Работа по этим вопроса, включая диалог с ключевыми партнерами по переговорам, проводится фактически в непрерывном режиме. Многосторонние встречи в Женеве проходят примерно раз в два месяца.

Среди других спорных вопросов на многосторонних переговорах защита интеллектуальной собственности, особое положение в экономике крупнейших государственных компаний, таких  как «Газпром» или «Роснефть». Два документа, предварительно согласованные  с ЕС и США 

 


1 http://www.kommersant.ru/doc/84967

 («Торговля услугами» и «Интеллектуальная собственность»), были предложены членами Рабочей группы в конце ноября 2007 г. 31 января 2008г. в ВТО был направлен раздел «Санитарные и фитосанитарные меры».

Не полностью урегулирован вопрос об экспортных пошлинах. Страны ЕС хотят конкретизировать компромиссную  формулировку, которая была согласована  при подписании двустороннего протокола  в 2004 г., существенно ограничив право  России вводить новые и повышать действующие экспортные пошлины. Пересмотр  протокола связан с принятием  Россией решения о повышении  экспортных пошлин на лес (по протоколу 2004 г. они должны быть снижены до нуля). В течение января 2008 г. состоялся  обмен предложения по трем элементам  договоренности: уровням пошлин на различные виды леса; срокам повышения  пошлин на лес по сравнению с существующим уровнем (планируемое повышение  существенно сузит для европейских  компаний возможность экспорта леса из России). Необходимо также согласовывать  с ЕС последний элемент договоренности по тарифам на железнодорожные перевозки (включенные в российское обязательство  по гармонизации тарифов не только экспортно-импортных, но и транзитных тарифов, которые в настоящее  время регулируются).

Последним этапом на пути присоединения  страны к ВТО является ратификация  всего пакета договоренностей в  Государственной Думе РФ. Только после  того, как уведомление о ратификации  будет направлено в ВТО, Россия станет полноправным членом этой организации.

Для соблюдения всех этих норм и правил в рамках переговорного  процесса в составе Рабочей группы все вопросы присоединения России к ВТО постоянно находятся  под контролем федеральных органов  исполнительной власти Российской Федерации.

Контроль за соблюдением  интересов России в переговорном процессе обеспечивается четырьмя  основными способами:

  1. Контроль со стороны Правительства.

Процесс присоединения России к ВТО идет на основе директив, утверждаемых Правительством РФ. Эти директивы  разрабатываются на основе предложений  всех министерств и ведомств, участвующих  в регулировании всех секторов экономики, а также бизнес - сообщества.

Ход переговоров регулярно  рассматривается Правительством РФ и находится под постоянным контролем  Правительственной комиссии по вопросам Всемирной торговой организации и взаимодействию с Организацией экономического сотрудничества и развития. Основная функция Комиссии -  координация процесса присоединения и выработка переговорной позиции российской стороны, разрешение ключевых спорных моментов.

  1. Контроль со стороны законодателей.

При Комитете по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы работает Экспертный совет по регулированию ВЭД (внешнеэкономической деятельности). Одним из основных направлений его деятельности является выявление мнений государственных органов, общественных организаций, научных и деловых кругов по вопросам, связанным с присоединением России к ВТО, а также координация законотворческой деятельности в этой сфере. Распоряжением Правительства РФ от 8 августа 2001 г. № 1054-р (в редакции распоряжения Правительства РФ от 21 июня 2002 г. № 832) был утвержден План мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами ВТО, предусматривающий разработку ряда законопроектов, принятие которых позволит в целом решить проблему адаптации нормативной базы России к требованиям ВТО.

К настоящему моменту указанный  план мероприятий был в целом  выполнен. Принята и вступили в  силу: новая редакция Таможенного кодекса РФ (то 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ); законы РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ), «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» ( от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ), «О валютном регулировании и валютном контроле» (от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ), «О техническом регулировании» (от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ), «О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации» в части таможенных сборов (от 11 ноября 2004 г. № 139-ФЗ), «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» в части таможенной оценки товаров (от 8 ноября 2005 г. № 144-ФЗ); пакет законов по интеллектуальной собственности. С 1 января 2008 г. В силу вступила новая редакция Гражданского кодекса с изменениями, в частности, в главе 4.

Вопросы присоединения России к ВТО постоянно рассматриваются  на заседаниях комитетов Государственной  Думы и Федерального Собрания, регулярно  проводятся парламентские слушания по этим вопросам.

  1. Консультация с регионами.

Взаимодействие с регионами находится в центре внимания российской делегации.

В течение 2002-2007 гг. во всех федеральных  округах и свыше 54 субъектах Федерации  проведено более 180 мероприятий (круглых  столов, конференций, семинаров) по проблематике ВТО.

На сегодняшний день 32 субъекта Федерации разработали  план мероприятий и программу  адаптации экономики региона  к условиям членства России в ВТО. Создаются и функционируют Рабочие группы и межведомственные комиссии для подготовки регионов к условиям членства в ВТО. К настоящему времени в рамках проекта технического содействия состоялась серия обучающих семинаров для государственных служащих в субъектах Российской Федерации. Активная работа по гармонизации регионального законодательства ведется в 18 субъектах Федерации.

В этих регионах принят и  действует ряд законов, подготовлено свыше 10 коллективных работ по анализу социально-экономических последствий присоединения России к ВТО.

  1. Консультации с бизнесом.

Присоединение к ВТО затронет также и интересы бизнеса. Представители  Минэкономразвития России проводят коллегии и консультационные встречи  по этой тематике с союзами экспортеров, импортеров и объединениями товаропроизводителей и других заинтересованных организаций.

Таким образом, переговоры России с членами Рабочей группы по присоединению  России к ВТО носят не только экономический, но и даже политический контекст. Поэтому  очень важным является вопрос о защите интересов России в переговорном процессе. Защита обеспечивается контролем  со стороны правительства, законодателей, а также путем проведения консультаций с регионами и бизнесом.

На сегодня переговорный процесс близится к своему логическому завершению.

 

2.2. ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ  ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОСИИ К ВТО.

 

Стратегический плюс для  России – это возможность участия в процессе разработки правил и норм международной торговли. Сейчас РФ лишена такой возможности, и если в рамках ВТО будут обсуждаться какие-либо важные для настоящего и будущего российской экономики вопросы, то, не являясь членом организации, Россия никак не сможет повлиять на принятие нужного решения. Одним из таких стратегических вопросов может быть Энергетическая хартия.

Еще одно важное потенциальное  преимущество от присоединения к  ВТО – более легкий доступ российских производителей на зарубежные рынки за счет получения РНБ (режима наибольшего благоприятствования) и национального режима, а также снижения угрозы дискриминационных санкций. Последнее обстоятельство наиболее важно прежде всего для таких отраслей российской экономики, как металлургия или химическая промышленность. Действительно, многочисленные ограничения в виде квот или промышленных ввозных пошлин в отношении импорта металлопродукции из России на рынках ЕС, Западного полушария, ряда других стран. Активно используются и антидемпинговые процедуры. Аналогичным образом ограничивается экспорт российских калийных удобрений, аммиака и карбамидно-аммиачной смеси. По данным председателя комитета Госдумы РФ по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартина Шаккума, в благоприятном случае России удастся прекратить около 35-40% антидемпинговых процедур, ежегодный ущерб от которых для российских металлургических компаний составляет около $2,3 млрд1. Если же учесть все имеющиеся недозагруженные мощности в производстве минеральных удобрений и предположить, что вся продукция будет продаваться без каких-либо ограничений, то можно оценить максимальный эффект в этой подотрасли от присоединения России к ВТО в $1 млрд2.

Отдельно следует обратить внимание на то, что одним из последствий  вступления в организацию в среднесрочной  перспективе должно стать снижение цен на товары и услуги на российском рынке, расширение их номенклатуры, повышение качества. Речь в данном случае идет не только о продукции потребительского назначения, хотя ее удешевление, безусловно, важно, поскольку напрямую влияет на уровень жизни населения. Однако важно учесть и то обстоятельство, что в структуре международной

торговли значительную долю занимают полуфабрикаты, комплектующие  изделия, машины и оборудование. Так, например, в общем объеме российского  товарного импорта на долю машин, оборудования и транспортных средств  приходилось в 2005 г. 44%3. В эту величину, правда,

 


 

1 Кошкаров А., Рубченко М. Задержись на пороге// «Эксперт».- 2009.-№41.-С.28.

2Там же.

3ВТО: механизм взаимодействия национальных экономик. Угрозы и возможности выхода на международный рынок / под ред. С.Ф. Сутырина. М.: «Эксмо» 2008.-С.370

 

включаются и легковые автомобили, но и за их вычетом остается чуть меньше трети – достаточно значимая совокупность изделий. Приобретая их по более низким ценам, российские промышленные предприятия получают возможность повысить конкурентоспособность своей продукции как внутри страны, так и за ее пределами. Именно в этом контексте следует оценивать предстоящее после присоединения к  России к ВТО снижение ставок импортных пошлин на технологическое, строительное, научное и измерительное оборудование.

Информация о работе Проблемы вступления России в ВТО