ГАТС. Проблемы вступления России в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:16, курсовая работа

Описание

Вступление стран мира во Всемирную торговую организацию (ВТО) и игра по ее правилам - это вызовы XXI века, которые Россия не может не принять, чтобы не потерять потенциально конкурентоспособные отрасли нашей страны и активизировать международное сотрудничество с другими странами.
Присоединение России к ВТО - сложный и длительный переговорный процесс. Его результатом должно стать полноправное участие России в системе мировой торговли, реализация преимуществ международного разделения труда и кооперации, совершенствование экономического сотрудничества России со странами мира.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Структура и принципы ГАТС 5
Понятие и сущность ГАТС 5
Основные положения и структура соглашения 7
Принципы ГАТС 9
Глава 2. Проблемы вступления России в ВТО 13
2.1. Понятие, цели и принципы ВТО 13
2.2. Процесс вступления России в ВТО 18
2.3. Проблемы вступления России в ВТО 23
2.4. Минусы и плюсы вступления в ВТО 32
Заключение 37
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 72.25 Кб (Скачать документ)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

 

Кафедра

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине «Мировой рынок услуг»

 на тему

«ГАТС. Проблемы вступления России в  ВТО»

 

 

 

 

Выполнил

 

Проверил:

 

 

Уфа-2011

Содержание

Введение                                                                                                                3

Глава 1. Структура и принципы ГАТС                                                                 5

    1. Понятие и сущность ГАТС                                                                        5
    2. Основные положения и структура соглашения                                     7
    3. Принципы ГАТС                                                                                     9

Глава 2. Проблемы вступления России в ВТО                                               13

2.1.    Понятие, цели  и принципы ВТО                                                            13

2.2.    Процесс вступления  России в ВТО                                                       18

2.3.    Проблемы вступления  России в ВТО                                                    23

2.4.   Минусы и плюсы  вступления в ВТО                                                    32

Заключение                                                                                                             37

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Вступление стран мира во Всемирную торговую организацию (ВТО) и игра по ее правилам - это вызовы XXI века, которые Россия не может  не принять, чтобы не потерять потенциально конкурентоспособные отрасли нашей  страны и активизировать международное  сотрудничество с другими странами.

Присоединение России к ВТО - сложный и длительный переговорный процесс. Его результатом должно стать полноправное участие России в системе мировой торговли, реализация преимуществ международного разделения труда и кооперации, совершенствование экономического сотрудничества России со странами мира.

Курс на создание открытой экономики, провозглашенный в России с началом перестройки, предусматривал, прежде всего, развитие торгово-экономических  отношений с Западом, откуда предполагалось получить необходимые для модернизации экономики технологию, кредиты, инвестиции в обмен на экспортные товары - не только традиционные топливно-сырьевые ресурсы, но и продукцию перерабатывающей промышленности, в том числе наукоемкую. Эта задача была главной и в  процессе формирования стратегии внешнеэкономической  деятельности России, ее децентрализации  и либерализации, политического  и институционального обеспечения. Между тем процесс формирования новой глобальной структуры мирохозяйственных  отношений, основанной, прежде всего, на существенно обновленной (в результате “уругвайского” раунда Генерального Соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) многосторонней системе международной  торговли, продолжается и ускоряется.

Среди пятидесяти с лишним соглашений, договоренностей, решений, протоколов и деклараций, подписанных в итоге "Уругвайского раунда" многосторонних торговых переговоров, нет документов, регулирующих в целом валютно-кредитное  сотрудничество на мировом рынке. Однако в итоге переговоров была подписана  серия документов, имеющих некоторое  отношение к этим сферам. Такими документами являются, прежде всего, Генеральное соглашение по торговле услугами и ряд документов в области  регулирования и либерализации  торговли финансовыми услугами.

Актуальность исследования. Вступление России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) – один из центральных вопросов экономической политики. Об актуальности исследования ряда проблем, связанных с вступлением России в ВТО говорит то, что обсуждение данного вопроса в прессе, а часто и среди профессионалов, фокусируется на узком круге вопросов, связанных с выбором конкретных условий вступления, а именно определения тарифов и субсидий по отдельным товарам или группам. По мнению отдельных экономистов, вступление в ВТО приведет к гораздо более глубоким изменениям в экономике, чем открытие конкретных рынков, поэтому необходим более широкий взгляд на необходимость и последствия вступления. Именно поэтому проблемам вступления России в ВТО, стоить уделить особое внимание.

Объектом исследования в данной курсовой работе является Всемирная торговая организация, этапы приема России в ВТО, цели и принципы, прогнозирование от вступления в ВТО, структура ГАТС.

Предмет исследования – ГАТС, проблемы вступления России в ВТО.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Структура и принципы ГАТС

    1. Понятие и сущность ГАТС

 

Генеральное соглашение по торговле услугами — первое многостороннее межгосударственное соглашение по торговле услугами — важнейший итог Уругвайского раунда. ГАТС содержит принципы, составляющие основу многосторонней правовой системы, регулирующей торговлю услугами. ГАТС имеет 29 статей, объединенных в шесть разделов: 

- Круг ведения и термины, 

- Общие обязательства  и дисциплина, 

- Специальные обязательства, 

- Прогрессивная либерализация  обмена услугами, 

- Процедурные положения, 

- Заключительные положения. 

Составной частью ГАТС являются приложения, касающиеся отдельных видов  услуг.

ГАТС содержит три блока  прав и обязательств:

  1. собственно ГАТС, в котором сформулированы базисные правовые нормы, относящиеся ко всем видам услуг, а также основные концептуальные определения;
  2. приложения, касающиеся отдельных отраслевых видов услуг, определяющие как конкретные статьи ГАТС должны применяться в отношении этих видов услуг (морской транспорт, телекоммуникации, финансовые услуги, услуги воздушного транспорта и др.), в частности изъятия по статье II ГАТС (изъятия из режима наибольшего благоприятствования);
  3. перечни конкретных обязательств стран-членов ВТО в отношении отдельных видов услуг.

Предметом ГАТС являются меры, оказывающие воздействие на торговлю услугами осуществляемые центральными, региональными и местными органами власти, а также неправительственными учреждениями, через которые осуществляется юрисдикция правительства (статья I ГАТС).

Круг ведения ГАТС включает все виды услуг и любые отраслевые направления торговли услугами, исключая услуги, поставка которых вызвана  выполнением правительством функций  управления. ГАТС регулирует как трансграничную торговлю услугами, так и торговлю ими в пределах национальной территории[1].

ГАТС определяет торговлю услугами как их трансграничный обмен, как их потребление в пределах национальной территории, как их поставки путем так называемого «коммерческого присутствия» на территории других стран. И, наконец, как поставку услуг путем  перемещения физических лиц, производящих и продающих услуги, находясь на территории иностранных государств.

Основные положения ГАТС во многом напоминают ГАТТ, а именно: национальный режим (иностранные поставщики услуг и сами услуги должны пользоваться тем же режимом, что и национальные); режим наибольшего благоприятствования (предполагающий одинаковый режим для  всех и отсутствие каких-либо дискриминаций  между участниками Соглашения; гласность (вся информация, законы, административные распоряжения, касающиеся регулирования  торговли услугами должны публиковаться); постепенная либерализация путем  переговоров в рамках всей торговли услугами.

ГАТС предусматривает  две группы обязательств, которые  берут на себя участники Соглашения: общие (горизонтальные), распространяющиеся на все виды услуг, и конкретные (специфические) в отношении отдельных отраслей, производящих и поставляющих услуги. Обязательства отдельных стран  по доступу на рынки суммируются  в перечнях их обязательств. Эти  перечни являются правовыми обязательствами  каждой страны. Они создают правовое поле в отношении каждого из четырех  видов поставок услуг. Эти перечни  составляют часть Протокола о  присоединении страны к ВТО.

    1. Основные положения и структура Соглашения

 

ГАТС определяет правовые  рамки торговли услугами, в том  числе, в таких сферах как сфера  транспорта, инвестиций, образования, связи, финансовых услуг, энергетики и  услуг водоснабжения и перемещения  физических лиц. Кроме того, Соглашение призывает к проведению дальнейших переговоров с целью постепенной  либерализации правил, препятствующих торговле и инвестициям в сфере услуг. Данные переговоры могут оказать серьезное влияние на человеческое развитие[5].

Включение вопроса о торговле услугами в повестку дня Уругвайского раунда было инициировано, главным  образом, транснациональными финансовыми  и телекоммуникационными корпорациями, которые стремились включить нормы,  регулирующие инвестиционную деятельность в Генеральное соглашение по тарифам  и торговле (ГАТТ). Развивающиеся  страны были против такой инициативы, и в качестве компромисса была разработана система четырех способов поставки услуг. ГАТС регулирует следующие “способы поставки услуг” или категории поставки услуг:

- Трансграничная поставка  (1-ый способ поставки) - услуги, поставляемые  «с территории одного члена  ВТО на территорию любого другого  члена», к которым, например, относятся  деятельность международных почтовых  или телефонных компаний;

- потребление за рубежом  (2-ой способ поставки) - услуги, поставляемые  «на территории одного члена  потребителю услуг любого другого  члена», к которым, например, относятся  услуги, предоставляемые туристам;

- иностранное коммерческое  присутствие (3-ий способ поставки) - услуги, поставляемые «поставщиком  услуг одного члена путем коммерческого  присутствия на территории любого  другого члена», к которым, например, относятся открытие филиалов  иностранных банков в принимающей  стране или поглощение иностранных  компаний;

- присутствие физических  лиц (4-ый способ поставки) - услуги, поставляемые «поставщиком услуг  одного члена путем присутствия  физических лиц члена  на  территории любого другого члена», к таким услугам, например относится,  услуги иностранных технических  специалистов или рабочих, временно  нанятых на территории принимающих  стран. 

ГАТС странам предоставлена  возможность выбора секторов и подсекторов, в отношении которых они гарантирует  доступ на рынок (статья XVI) и национальный режим (статья XVII), а также определить уровень такого доступа на рынок и предоставляемого национального режима.

Структура обязательств ГАТС отличается от структуры обязательств других соглашений ВТО по нескольким признакам. Например, ГАТС предусмотрены  как общие обязательства, которые  применяются ко всем импортируемым  услугам, так и специфические  обязательства, которые фиксируются  в Перечнях стран и применяются  только к таким секторальным мерам, которые правительство согласилось  включить в такой Перечень.  К  общим обязательствам, которые выполняются  всеми членами ВТО, относятся: режим  наибольшего благоприятствования (РНБ), транспарентность, возрастающие участие  развивающихся стран. К специфическим  обязательствам относится доступ на рынок и национальный режим.

Общая сфера действия ГАТС

Применение мер государственного регулирования. В соответствии со статьей I:1 ГАТС применяется к мерам, принятым правительствами членов ВТО на любом уровне и в любой форме, включая законы, постановления, административные распоряжения, а также на не оформленные в письменном виде практические действия, оказывающие воздействие на торговлю услугами. Соглашения также применяется к мерам неправительственных организаций, реализующих полномочия, делегированные им правительством любого уровня.

Способы международной торговли услугами. Четыре способа поставки услуг, предусмотренные ГАТС, охватывают все возможные формы предоставления международных услуг, включая деятельность правительства. За счет этой особенности соглашение распространяется не только на традиционную трансграничную торговлю услугами, но и на все возможные средства и источники предоставления услуг.

Информация о работе ГАТС. Проблемы вступления России в ВТО