ГАТС. Проблемы вступления России в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:16, курсовая работа

Описание

Вступление стран мира во Всемирную торговую организацию (ВТО) и игра по ее правилам - это вызовы XXI века, которые Россия не может не принять, чтобы не потерять потенциально конкурентоспособные отрасли нашей страны и активизировать международное сотрудничество с другими странами.
Присоединение России к ВТО - сложный и длительный переговорный процесс. Его результатом должно стать полноправное участие России в системе мировой торговли, реализация преимуществ международного разделения труда и кооперации, совершенствование экономического сотрудничества России со странами мира.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Структура и принципы ГАТС 5
Понятие и сущность ГАТС 5
Основные положения и структура соглашения 7
Принципы ГАТС 9
Глава 2. Проблемы вступления России в ВТО 13
2.1. Понятие, цели и принципы ВТО 13
2.2. Процесс вступления России в ВТО 18
2.3. Проблемы вступления России в ВТО 23
2.4. Минусы и плюсы вступления в ВТО 32
Заключение 37
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 72.25 Кб (Скачать документ)

Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением  соглашения ГАТС. В его составе  находятся Комитет по торговле финансовыми  услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.  
Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.

Многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО  и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура  присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения[8].

Секретариат ВТО, который  базируется в Женеве, имеет около 600 штатных сотрудников; его возглавляет  генеральный директор. Секретариат  ВТО, в отличие от подобных органов  других международных организаций, не принимает решений, так как  эта функция возлагается на сами страны-члены.

Основные обязанности  Секретариата – обеспечивать техническую  поддержку различным советам  и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое  содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует  правительства стран, желающих стать  членами ВТО.

Рабочие языки ВТО - английский, французский и испанский. Бюджет организации на 2011 г. составляет 189 млн. швейц. франков.

Таким образом, подытоживая общую характеристику ВТО как важнейшей экономико-политической организации мирового сообщества, можно сделать вывод, что ВТО является международной организацией, основной целью которой является создание на основе единых правовых норм торговой системы, при которой предприятия стран-членов ВТО могут торговать друг с другом на основе справедливой и свободной конкуренции. Каждая страна стремится вступить в ВТО для получения определенных экономических выгод и повышения конкурентоспособности свои товаров.

 

2.2. Процесс вступления России в ВТО

 

В феврале 1994 года Правительство России передало странам-участницам ГАТТ Меморандум о внешнеторговом режиме России. Этот шаг Правительства России открыл активную фазу переговоров об условиях присоединения России к ВТО.

В августе 1997 г. была образована Комиссия Правительства Российской Федерации  по вопросам ВТО, которая в июле 2004 года была преобразована в Правительственную  комиссию по вопросам Всемирной торговой организации и взаимодействию с  Организацией экономического сотрудничества и развития, которую возглавил  Председатель Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадков. В состав этого органа входят представители  ключевых министерств и ведомств. Основная функция Комиссии - координация  процесса присоединения и выработка  переговорной позиции российской стороны.

Основным элементом работы на внутреннем уровне в контексте присоединения  России к ВТО является приведение российского законодательства и  правоприменительной практики в  соответствие с нормами и правилами  ВТО[8].

С 2000 года при Комитете по экономической  политике и предпринимательству  Государственной Думы работает Экспертный совет по законодательству во внешней  торговле и иностранным инвестициям (с 2004 г. - Экспертный совет по регулированию  ВЭД). Одним из основных направлений  его деятельности является выявление  мнений государственных органов, общественных организаций, научных и деловых  кругов по вопросам, связанным с  присоединением России к ВТО, а также  координация законотворческой деятельности в этой сфере.

Российская делегация на регулярной основе проводит консультации по проблематике ВТО с представителями стран  СНГ. На заседаниях ЕврАзЭС на уровне глав государств в 2002-2005 годах приняты  решения о направлениях совершенствования  взаимодействия стран-членов сообщества на переговорах по присоединению  к ВТО. Данные вопросы регулярно  обсуждаются на сессиях Межгосударственного Совета на уровне глав Правительств стран - членов ЕврАзЭС.

В рамках работы Группы экспертов  высокого уровня по формированию Единого  экономического пространства (ЕЭП) России, Белоруссии, Казахстана и Украины  регулярно проводится сравнительный  анализ позиций стран «четверки» на переговорах по присоединению  к ВТО. Результаты этого анализа  используются как при реализации Концепции формирования ЕЭП, так  и при координации процесса присоединения  к ВТО заинтересованными сторонами  «четверки».

Большая информационная работа по обсуждению российской позиции на переговорах  по присоединению ВТО проводится с представителями российских деловых  кругов. Начиная с 2000 года, представители  Минэкономразвития России провели  около 600 встреч по этой тематике с различными союзами экспортеров, импортеров и  объединениями товаропроизводителей. Регулярно проводятся также консультативные  встречи с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленной палатой Российской Федерации (ТПП), представителями научных и общественных организаций[7].

С 2002 года проведено свыше 170 мероприятий (круглых столов, конференций, семинаров) по проблематике ВТО, поддержке экспорта, доступу российских товаров на зарубежные рынки во всех федеральных округах  и в 50 субъектах Федерации. Мероприятия  были организованы Минэкономразвития  России при участии комитетов  Государственной думы, РСПП, ТПП, региональных администраций и деловых кругов. В течение 2004 -2005 года Министерство провело обучение госслужащих в 24 регионах по практическим аспектам предстоящего участия в ВТО. По данным независимых  опросов общественного мнения, к  середине 2005 года более половины россиян  высказывались за присоединение  России к ВТО (в 2001 году - менее 20 процентов).

В результате интенсификации переговорного  процесса в 2003-2005 годах российская делегация  вышла на завершающую стадию присоединения, в ходе которой предстоит решить наиболее сложные и проблемные вопросы. Обсуждение условий присоединения  с основными торговыми партнерами проходит практически в непрерывном  режиме. Следует подчеркнуть, что  Россия не может присоединиться к  ВТО на любых условиях. Потенциальные  обязательства по всем параметрам (тарифы, обязательства в области сельского  хозяйства, доступ на рынок услуг, системные  вопросы) будут приниматься на основе реального состояния российской экономики и перспектив ее развития с тем, чтобы обеспечить необходимую  защиту национальных производителей при  сохранении адекватной конкурентной среды[3].

Завершение двусторонних переговоров  с США с учетом влияния этой страны в ВТО и ее значения как  торгового партнера для России имело  первостепенное значение для скорейшего окончания переговорного процесса по присоединению России к ВТО.

В июле 2006 г. стороны вплотную приблизились к завершению двусторонних переговоров  по доступу на российские рынки товаров  и услуг, однако финальных договоренностей  достичь не удалось. Спустя четыре месяца благодаря сближению позиций  по вопросу доступа на рынок финансовых услуг, согласованию совместных шагов  для достижения договоренностей  по ветеринарным мерам и режиму импорта  мясной продукции, а также принимаемым  в РФ мерам по защите прав владельцев интеллектуальной собственности 19 ноября 2006 г. был подписан Протокол о завершении двусторонних переговоров с США  о присоединении России к ВТО.

В июне 2009 года на заседании межгосударственного  совета ЕврАзЭС в Москве премьер-министр России Путин В. В. сделал официальное заявление о прекращении индивидуальных переговоров по присоединению России к ВТО. Одновременно он объявил, что в переговорах по вступлению в ВТО с января 2010 года Россия будет участвовать в рамках (от лица) единого Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. В ВТО, согласно Договору о создании ВТО (WTO Agreement) могут вступать как страны, так и отдельные таможенные территории (так, ЕС является членом ВТО, как и все страны по отдельности, входящие в его состав). 21 октября 2009 года первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявил, что Россия, Белоруссия и Казахстан будут вступать в ВТО одновременно и на согласованных условиях. Это позволит и вступить в ВТО, и сохранить Таможенный союз[6].

5 октября 2010 года пресс-спикер президента Грузии заявила, что позиция Грузии по вопросу вступления России во Всемирную торговую организацию остается «неизменной» и она не сможет поддержать это решение «до тех пор, пока не будут выполнены те условия, которые выдвигают власти Грузии, в том числе, это касается темы таможенно-пропускных пунктов и целого спектра тех вопросов и проблем, которые существуют между Грузией и Россией». Основным требованием Грузии в связи с принятием России в ВТО было то, чтобы были легализованы два нелегальных по мнению Грузии пограничных КПП в конфликтных зонах Грузии — «Псоу» (Абхазия) и Роки-Нижний Заромаг (Цхинвальский регион). 7 декабря 2010 года в Брюсселе прошел саммит Россия—ЕС. Накануне саммита глава Министерства экономического развития РФ Эльвира Набиуллина и комиссар ЕС по торговле Карел де Гюхт подписали меморандум о завершении переговоров по вступлению России в ВТО. В документе отмечается, что стороны сняли все проблемные вопросы. В том числе по урегулированию российских экспортных пошлин на лес. Россия отказалась от планов их повышения со следующего года, а после вступления в ВТО пообещала и вовсе снизить.

К концу октября 2011 года при посредничестве Швейцарии текст договора между  Россией и Грузией был согласован, и 31 октября 2011 года помощник президента России Аркадий Дворкович выразил уверенность, что Россия присоединится к ВТО 15 декабря 2011 года. 4 ноября появились сведения о том, что Украина может отозвать свое согласие на вступление России в ВТО. 9 ноября Грузия и Россия при посредничестве Швейцарии подписали соглашение о вступлении России в ВТО. Со слов российской стороны в соответствии с этим соглашением аудит данных о торговле на границе Абхазии и Южной Осетии будет осуществлять независимая компания, которая также будет оказывать содействие российским и грузинским таможенным службам. 10 ноября было заседание рабочей группы в ходе работы которой был подготовлен окончательный доклад о принятии России в ВТО. Подготовив всю документарную часть, комиссия объявила об окончании своей работы и о самороспуске[7].

Формальный процесс вступления России в ВТО завершается 16 декабря. Об этом заявил директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков.  

"Российский вопрос должен  быть рассмотрен 16 декабря (на  министерской конференции ВТО  в Женеве) и Россия станет членом  ВТО не позднее, чем 220 дней  после этого срока. За этот  период должна пройти ратификация  и процесс одобрения правительством  РФ основных соглашений с ВТО", - цитирует его ИТАР-ТАСС

Соглашение об учреждении ВТО предусматривает  создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.

 

2.3. Проблемы вступления России в ВТО

 

Современное мировое общественное развитие характеризуется усилением  связей и взаимодействия между странами. Основу укрепления целостности мира составляет нарастающая взаимозависимость  государств в экономической сфере.

Интернационализация воспроизводственных  процессов привела к тому, что  мировая экономика вступила в  эпоху глобализации. Глобализация объективный  процесс. Однако проблема заключается  в том, что у участников процесса глобализации изначально разные стартовые  условия. И стихийные процессы приводят к тому, что интеграция идет на разных ярусах. В результате сохраняется  ядро развитых, богатых стран и  «периферия» мирового хозяйства. К  таким условиям, от которых зависит  степень и характер включения  той или иной страны в мирохозяйственные  отношения, прежде всего в международную  торговлю, относятся следующие наиболее значимые экономические факторы: величина экономического потенциала, стадия технико-экономического развития и обеспеченность природными ресурсами. Принято считать, что  чем беднее природными ресурсами  страна, чем меньше ее экономический  потенциал и чем выше уровень  технико-экономического развития, тем  больше, при прочих равных условиях, своей продукции она направляет в каналы международного обмена. Названные  факторы не в последнюю очередь  определяют масштабы и характер присутствия России на мировых рынках[6].

Участие страны в международной  торговле услугами, как и ее присутствие  на мировом рынке инвестиций, следует  признать чисто символическим. Ее вес  как экспортера услуг составляет 0,7%, как импортера – около 0,9%. Доля России в мировых накопленных прямых зарубежных инвестициях не превышает 2%.

Россия интегрируется  в мировую экономику, опираясь на деформированную структуру материального  производства с гипертрофированно развитой тяжелой индустрией, при этом сельское хозяйство, легкая, пищевая и машиностроительная промышленность имеют невысокий уровень технико-экономического развития и конкурентоспособности на внешних рынках. Это главные причины того, что страна участвует в международном разделении труда в незавидном качестве поставщика сырья и потребителя готовой продукции. Структура отечественной внешней торговли соответствует нынешнему состоянию производственного потенциала страны.

Эффективно развиваться  современная российская экономика  сможет лишь при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и  услуг. Единые правила функционирования на мировом рынке в условиях глобализации определяются странами коллективно  при решающей роли в этом ВТО, объединяющей около 150 государств и покрывающей  свыше 95% оборота мировой торговли.

Активная подготовка России к вступлению в ВТО ведется  с конца 2001 года, ведущая роль в  этом принадлежит Министерству экономического развития и торговли РФ. Уже через неделю планируется подписать соглашение с ВТО. В связи с этим необходимо реально оценить возможности страны, так как вступление в эту организацию приведет к гораздо более глубоким изменениям в экономике, чем открытие конкретных рынков; необходимо оценить последствия этого шага и не рассматривать его как исключительно политический вопрос, пренебрегая национальными интересами.

Чтобы стать участником ВТО, нужно принять ее принципы и взять  на себя обязательства, вытекающие из правовых документов ВТО, число которых  превысило 60. При этом трудно найти  отрасль или участок экономики, которых бы правовые условия ВТО  не касались прямо или косвенно. Главное условие, открывающее дорогу в ВТО, – соответствие национального  законодательства, административных правил и практики регулирования внешней  торговли товарами и услугами принципам  и правовым нормам, заложенным в систему ВТО. Таким путем страны, учредившие ВТО, создали общее правовое пространство – правовую основу международной торговой системы. Вновь присоединяющееся государство становится частью этой системы при условии перевода национального законодательства на правовые нормы ВТО. В этом плане первое и может наиболее существенное последствие присоединения России к ВТО – довольно радикальная модернизация законодательства в сфере торговли товарами и услугами[12].

Информация о работе ГАТС. Проблемы вступления России в ВТО