Мировой рынок лицензий и ноу-хау

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2011 в 05:36, курсовая работа

Описание

Цель работы анализ эффективности функционирования мирового рынка лицензий и ноу-хау.

Для достижения заданной цели в ходе работы были поставлены следующие задачи:

определить предмет лицензионной торговли;
привести классификацию объектов интеллектуальной собственности;
изучить специфику рынка лицензий и ноу-хау;
изучить исторический аспект данного вопроса;
проанализировать динамику международной лицензионной торговли;
выяснить, какое место на рынке занимает Российская Федерация;
изучить мировой опыт решения проблем лицензионной торговли;

дать рекомендации по улучшению положения дел на мировом рынке лицензий и ноу-хау на примере России;
сделать выводы по проведенной работе.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения рынка лицензий и ноу-хау 5
1.1. Предмет международной торговли лицензиями и ноу-хау 5
1.2.Виды объектов интеллектуальной собственности 10
1.3. Специфика рынка лицензий и ноу-хау 13
Глава 2. Анализ мирового рынка лицензий и ноу-хау 19
2.1. История формирования рынка и тенденции его развития 19
2.2 Динамика мирового рынка лицензий и ноу-хау 22
2.3 Место России на мировом рынке лицензий 33
Глава 3. Рекомендации по улучшению положения мировой лицензионной торговли 38
3.1 Мировой опыт регулирования лицензионной торговли 38
3.2 Совершенствования мирового рынка лицензий 41
Заключение 46
Список литературы 47
Приложение 48

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа МЭО.doc

— 493.50 Кб (Скачать документ)

      Итак, Россия намерена интенсивно работать на мировом рынке лицензий. Опираясь на опыт высокоразвитых стран, добившихся успехов в реализации нововведений, выпуске и экспорте наукоемкой продукции и занимающих лидирующие позиции на мировом рынке технологий, Россия должна выбрать свою стратегию развития, основанную на имеющемся интеллектуальном потенциале и научно-технических ресурсах. Принято выделять три типа стратегий:

  • стратегия переноса. Заключается в использовании зарубежного научно-технического потенциала и переносе нововведений в собственную экономику;
  • стратегия заимствования. На базе дешевой рабочей силы и части из утрачиваемого собственного научно-технического потенциала осваивается производство продукции, производившейся ранее в развитых странах, с последующим наращиванием своего инженерно-технического сопровождения производства;
  • стратегия наращивания. Используется собственный научно-технический персонал, привлекаются зарубежные ученые и конструкторы, интегрируется фундаментальная и прикладная наука.

      Для России стратегия переноса в общем  недоступна, т.к. она требует значительных финансовых затрат. К тому же стране с весомым научно-техническим и производственным потенциалом не пропадут лицензии на высокоэффективные передовые технологии и продукты. Могут быть приемлемы элементы заимствования: не стоит отказываться от зарубежных разработок в тех областях, где нет собственных возможностей. Можно также организовывать совместные предприятия для производства и сбыта конкурентоспособной продукции на внутреннем и внешнем рынках с использованием экономических ниш, где уже реализует подобные изделия зарубежный партнер. Стратегию наращивания можно осуществлять по прорывным направлениям (космос, авиация, атомная энергетика), где можно опираться на высокоэффективные инновационные проекты.8

      На  рынке технологий Россия не играет значительной роли. Ее участие на нем сводится к импорту порой не самых эффективных технологий в силу неумения правильно оценить их прибыльность и перспективность. Богатые природные ресурсы, невероятно емкий внутренний рынок, уникальный научно-технический потенциал и огромное трудоспособное население – все это способствует освоению передовых технологий. Однако России необходима профессиональная оценка и того, чем она располагает, и того, что ей предлагают. Экономическая составляющая вопросов интеллектуальной собственности требует всестороннего изучения мирового опыта и адаптации к особенностям российской системы.

 

Глава 3. Рекомендации по улучшению положения  мировой лицензионной торговли

3.1 Мировой опыт регулирования лицензионной торговли

      Динамизм  лицензионной торговли объясняется следующим:

  • приобретение лицензий и сопутствующих инжиниринговых услуг ускоряет технический прогресс предприятий на 7—8 лет;
  • покупка лицензии позволяет снизить затраты на собственные НИОКР;
  • каждый доллар, затраченный на приобретение лицензии, дает экономический эффект в 3—6 долларов (в зависимости от страны и без учета фактора времени), а в Японии — 16 долларов;
  • экономический эффект от использования лицензий в течение срока действия лицензионных соглашений в 10 раз превышает расходы на их приобретение.

      Сегодня ни одна страна мира не может обеспечить себе передовые позиции во всех или  во многих отраслях науки и техники. Развитие международного научно-технического и производственного сотрудничества в этих условиях — единственный и разумный выход.

      Регулирование услуг мирового рынка лицензий дополняется регулированием внутри страны. Это касается любого рынка услуг. Однако при технологическом обмене это тенденции больше выражена. Рынки технологий характеризовались очень высокой степенью государственного вмешательства вплоть до 70х годов. Косвенные меры регулирования способствовали тому, чтобы государство поощряло как распространение, так и использование новых технологий. Особенно наглядно это проявилось в США, где проводилось льготное налогообложение инновационных фирм, было отменено двойное налогообложение передачи технологий, предоставлялись льготные кредиты.

      В 80 годах государственное воздействие было ограничено (прежде всего это коснулось налоговых льгот), но оно все же нарушало соотношение спроса и предложения. Снижение налогового бремени продолжилось, но это подразумевало снижение ставок, а не предоставление льгот.

      Поддержка государства стала больше концентрироваться на предконкурсной стадии при проектировании технологии, после создания которой компании разрабатывают свои фирменные модификации. Такая модель государственной поддержки, при которой финансирование из бюджета распространяется на все этапы инновационного цикла, отошла в прошлое. В настоящее время поощряется лишь увеличение расходов на НИОКР.

      Государственная инновационная политика 80—90-х годов включала специальные программы распространения технологии. В третьем тысячелетии государство вновь начало поощрять рынок рискового капитала, упрощать административные требования к созданию наукоемких компаний.

      Также еще один важный рычаг государственного воздействия на рынки технологий - изменение в системах интеллектуальной собственности:

  • расширение правовой защиты;
  • принятие законов об увеличении срока патентов;
  • удешевление патентов;
  • государственные субсидии экспорта.

      Ярким примером эффективного усовершенствования лицензионной торговли послужит Япония, закупавшая в США, Англии, Франции  лицензии на высокоэффективные технологии для производства продукции, имеющий спрос за рубежом, с последующим созданием собственного потенциала; в результате экспорт ее технологий по ряду направлений превысил импорт.

      Другие 2 успешные страны в области рынка  лицензий – Китай и Южная Корея, имеющие собственную рабочую силу и научный потенциал, при этом использующие опят более развитых стран.

      Тенденция накопления научно-технического потенциала наблюдается в США, Англии, Франции  и Германии, которые приглашают зарубежных специалистов.

 

3.2 Совершенствования мирового рынка лицензий

      Развитие  и совершенствование мирового рынка  лицензий тормозит ряд проблем, некоторые  из которых:

  • промышленный шпионаж — вид недобросовестной конкуренции; деятельность по незаконному добыванию сведений, представляющих коммерческую ценность;
  • техническое пиратство — массовый выпуск и продажа товаров-имитаций теневыми структурами.

      Существуют  также проблемы, что выдаются патенты  на одни и те же изобретения. Да и  процедура получения патента  сложна, занимает много времени и денежных затрат.

      На  примере России можно рассмотреть  некоторые решения сложившихся  проблем.

      Во-первых, те меры, которые принимает государство  крайне неэффективны. Необходимо обеспечить достойную охрану интеллектуальной собственности в стране и за рубежом. В этой сфере большей зависимости подвержены авторские права. В развитых странах артисты, писатели и т.п. зарабатывают состояние на продаже своих пластинок, книг, видео. В России пиратство особо распространено, что постоянно тормозит культурное развитие страны и окончательно убивает престиж государства.

      Во-вторых, необходимо пресекать недобросовестную конкуренцию и укреплять антимонопольное  законодательство.

      В-третьих, России не удается предотвращать бесконтрольный экспорт наукоемкой продукции в другие страны.

      И, наконец, очень важно следить  за актуальностью, экономичностью и  техническим уровнем закупаемой технологии.

      Несоответствие  этих требований ведет не просто к  отставанию, но и препятствует соблюдению международных соглашений, а также приводит к недополучению платежей по продаже лицензий.

      С другой стороны, можно бесконечно обсуждать  недостатки России, не обращая внимания на главное, а именно то, что многие американские изобретения были разработаны российскими учеными. Такое положение дел свидетельствует о том, что продажа технологий на начальном этапе кому-то выгодна. Если страна будет сама использовать свои разработки, то сократится импорт лицензий и наукоемкой продукции, что чаще всего продается с наибольшей добавленной стоимостью. Следовательно, Россия будет больше вовлечена в международную торговлю, установиться положительное сальдо, у страны появится лишние деньги для инвестирования новых проектов. Возможно, даже пропадет необходимость активно продавать на мировом рынке сырье, которое чаще является не возобновляемым ресурсом. Вывод состоит в том, что у компаний, реализующих сырье, есть некоторая выгода. Ведь еще теория международной торговли Майкла Портера гласит, что в мировой экономике конкурируют не страны, а отдельные компании.

      Технологии  продаются на исключительных правах еще и потому, как нет средств на доработку и реализацию научных исследований.

      Продажа технологии на ранней стадии должна стать  случайностью, чтобы на стадии совершенствования  товара вызвать спрос на зарубежных рынках. Например, Китай, как лидирующее государство во многих отраслях промышленности, проигрывает на рынке лицензий, т.к. сама страна больше покупает. Обладая дешевой рабочей силой, огромными территориями и т.п., Китай получает франшизы на производства различных товаров у развитых стран. Однако те самые страны (США, Западная Европа) не продают исключительные лицензии, а лишь право на изготовление, пользование, реализацию товара, при этом сами им пользуются.

      Возвращаясь к вопросу России, немаловажно также налаживание взаимодействия с эмигрировавшими за рубеж учеными и специалистами. Здесь имеет место быть влияние исторического аспекта, т.е. сперва революция 1917 г., затем годы перестройки.

      Косвенно  влияет на научно-технический потенциал  и демографический кризис в стране.

      Шаг, необходимый для достижения целей  эффективного взаимодействия России с  зарубежными партнерами в рамках мирового рынка лицензий и ноу-хау,  - формирование технологической специализации России в системе международного разделения труда.

      Для России формирование технологической  специализации безусловно необходимо для создания имиджа страны, вовлечения государства в международные отношения, накопления средств для модернизации производств и т.д.  Однако, что касается укрепления позиций на мировом рынке лицензий и ноу-хау, встает вопрос, стоит ли стремиться к увеличению объема экспорта. Безусловно, необходимы меры обговоренные ранее в данном разделе такие, как:

  • укрепление патентного законодательства;
  • антимонопольная политика;
  • контроль над экспортом;
  • проверка актуальности закупаемых технологий.

      Особо важно продавать простые, а не исключительные лицензии. однако это  общие рекомендации по повышению  эффективности лицензионной торговли, подходящие для любого государства. Что касается конкретно Российской Федерации, неизвестно, необходимо ли для благополучия страны увеличивать экспорт. В России можно осуществлять стратегию наращивания, использую свой научно-технический потенциал, привлекая иностранных ученых и конструкторов, интегрируя фундаментальную и прикладную науку. Это возможно по прорывным направлениям, таким, как авиация, космос и атомная энергетика.

      Все-таки среди ученых по всему миру встречается  огромное количество русских фамилий. С таким потенциалом не выгодно  продавать свои технологии за исключением тех случаев, когда товар достиг периода спада. Используя свои собственные исследования, разрабатывая их до завершенной технологии, превращая ее в конечный товар и продавая его на внешнем рынке, Россия станет «желанным» торговым партнером для многих держав мира.

Информация о работе Мировой рынок лицензий и ноу-хау