Мировой рынок услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:12, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – проанализировать динамику международного рынка услуг и выявить современные тенденции развития.

Содержание

ведение ..................................................................................................................3
Глава 1. Понятие и характеристика услуг
1.1 Понятие и характеристика услуг ..........................................................5
1.2 Географическое распределение и развитие торговли услугами .........8
Глава 2. Анализ мировых рынков услуг
2.1 Международный туризм ......................................................................12
2.2 Международный рынок транспортных услуг ....................................17
2.3 Международный рынок технологий ...................................................26
Глава 3. Россия на мировом рынке туристических услуг
3.1 Современное состояние рынка туристических услуг в РФ ..............33
3.2 Цель и задачи развития сферы туризма в РФ ....................................38
Заключение ............................................................................................................42
Список используемой литературы ......................................................................44
Приложение 1 ........................................................................................................45
Приложение 2 ........................................................................................................46

Работа состоит из  1 файл

193695_94365_kursovaya_rabota_mirovoy_rynok_uslug.doc

— 311.50 Кб (Скачать документ)


Содержание

 

Введение ..................................................................................................................3

Глава 1. Понятие и характеристика услуг

 

    1. Понятие и характеристика услуг ..........................................................5
    2. Географическое распределение и развитие торговли услугами  .........8

Глава 2. Анализ мировых рынков услуг

 

2.1 Международный туризм ......................................................................12

2.2 Международный рынок транспортных услуг ....................................17

2.3 Международный рынок технологий ...................................................26

Глава 3. Россия на мировом рынке туристических услуг

 

3.1 Современное состояние рынка туристических услуг в РФ ..............33

3.2 Цель и задачи развития сферы туризма в РФ ....................................38

Заключение ............................................................................................................42

Список используемой литературы ......................................................................44

Приложение 1 ........................................................................................................45

Приложение 2 ........................................................................................................46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 Внешнеэкономические  связи  становятся  все  более  заметной  составной частью хозяйственной  деятельности  российских  предприятий  и  организаций. Возрастает интерес в экономическом,  производственном  и научно-техническом сотрудничестве с партнерами их зарубежных стран.

     Наряду с мировыми рынками товаров, капиталов, рабочей силы существует и взаимодействует  с  ними  мировой  рынок  услуг.  Специфическая  особенность услуги как товара состоит в том, что она  не  имеет  вещественной  формы,  а выступает как результат определенной  деятельности.  Производство  и  купля-продажа услуг подчинены действию закона стоимости, и их обмен  на  товары  в материально-вещественной   форме   или   другие   услуги   производится    в соответствии с количеством затраченного на их производство труда. Услуги  на мировом  рынке  –  это   поступающие   на   внешний   рынок   услуги,   т.е. потребительские стоимости.

     Мировой рынок услуг разбивается на более узкие рынки,  так  как  услуги разнообразны  и  разнородны.  В  основе  этого  рынка   лежит   огромная   и быстрорастущая часть мирового хозяйства – сфера услуг.

Данная тема является весьма актуальной в настоящее время, так как предоставление  услуг– самая динамичная статья мировой торговли.

 В данной работе  рассмотрены основные черты, характеристика и структура международного рынка услуг, более подробно рассмотрены услуги, сопровождающие внешнеэкономические мероприятия, освещены вопросы развития рынка услуг в России. Следует сказать, что вследствие важности этого вопроса, он является часто обсуждаемым на страницах научных изданий и периодической печати.

 Цель данной работы  – проанализировать динамику международного рынка услуг и выявить современные тенденции развития.

Задачи данной работы:

1. Охарактеризовать услуги в целом и рассмотреть географическое распределение международного рынка услуг;

2. Проанализировать отдельные отрасли мирового рынка услуг

3. Выявить роль услуг в мировой  экономике;

4. Изучить деятельность России на мировом рынке туристических услуг.

Объектом данной работы являются современные тенденции развития международного рынка услуг.

Предмет исследования - наиболее динамично развивающиеся и наиболее значимые отдельные отрасли сферы услуг, такие как, деловые услуги, туристические, транспортные.

Информационной базой  работы послужили публикации российских и зарубежных авторов в научных журналах, сборниках международных организаций, учебных пособиях, а также статьи на официальных сайтах. При написании курсовой работы использовалась учебная и периодическая литература отечественных авторов.

Данная работа состоит  из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие и характеристика услуг.

    1. Понятие и характеристика услуг

Услуги – это комплекс разнообразных видов деятельности, в том числе и предпринимательской, связанных с удовлетворением  совокупности потребностей людей. Поскольку  это очень общее определение, различают понятие «услуги» в широком и узком смысле. В широком смысле услуги – комплекс многообразных видов деятельности и разнообразных коммерческих занятий человека, посредством которых он общается с другими людьми. В узком смысле под услугами понимаются конкретные акции, мероприятия, которые одна сторона (партнер) может предложить другой стороне.

Услуги составляют так  называемый третичный сектор экономики, на который приходится 2/3 мирового ВВП. Их преобладание в экономике США  и других промышленно развитых стран, а также в большинстве развивающихся стран и стран с переходной экономикой – абсолютно. В 2000 году удельный вес услуг в Российской Федерации составлял 47,2 %. [1, 13]

Большинство услуг продается  и покупается, следовательно, услуга – это товар. В то же время услуги имеют ряд существенных отличий от товара в его вещественном виде:

    • они, как правило, неосязаемы. Эта осязаемость и «невидимость» большинства услуг является нередко основанием для того, чтобы называть внешнюю торговлю услугами «невидимым» экспортом и импортом;
    • услуги неотделимы от своего источника;
    • их производство и потребление происходит, как правило, одновременно;
    • для них характерно непостоянство качества, изменчивость, невозможность хранения.

Роль услуг в мировой  и национальной экономиках и торговле быстро растет.

Это объясняется следующими причинами:

  • научно-технический прогресс, включающий развитие технологий в целом и, в частности, бурный рост информационных технологий, что значительно расширяет предложение различного вида услуг;
  • развитие международных экономических связей в процессе транснационализации и глобализации мировой экономики, расширяющее международный обмен услугами;
  • повышение доходов и платежеспособности населения во многих странах мира. Это относится не только к индустриально развитым странам, но и многим развивающимся государствам.

Услуги можно классифицировать не только по отраслям, но и по способу  их предоставления, связи с движением  факторов производства и другим критериям.

Часть услуг производится и потребляется внутри той или  иной страны. Это относится, в частности, к правительственным и обязательным социальным услугам, которые финансируются из национальных бюджетов.

Большинство видов услуг  может быть объектами международной  торговли. Торговля услугами – нетоварные коммерческие сделки. Если сделка заключена между фирмами или физическими лицами разных стран, она считается международной. В отличие от торговли товарами, экспорт и импорт услуг не обязательно означает перемещение через таможенную границу.

Преобладает трансграничная торговля услугами, когда производитель и потребитель услугами разделены территориально. В то же время широко распространено присутствие иностранных фирм – поставщиков услуг в стране, где эти услуги предоставляются. Для этого организуются филиалы банков и страховых компаний, представительства торговых, строительных, консультационных фирм.

Возможны варианты, когда  потребитель услуги отправляется в  страну ее производства (туризм, лечение) или, наоборот, лицо, которое оказывает  услугу, приезжает в страну ее потребителя.

Почти все виды услуг можно разделить на две большие категории:

    1. персональные услуги, удовлетворяющие потребности физических лиц;
    2. деловые услуги для обслуживания юридических лиц.

Международная финансовая статистика, публикуемая МВФ, группирует услуги по трем разделам:

  1. транспортные услуги;
  2. туризм;
  3. другие частные услуги.

Объем международного экспорта услуг растет быстрее международной  торговли в целом. Экспорт услуг  составлял в 1980 г. 402 млрд долл., в 2003 г. уже превышал 1,5 трлн долл., т.е. вырос  более чем в 3,7 раза. Доля экспорта услуг в совокупной международной торговле товарами и услугами составляет около 20%. Однако этот показатель растет и к 2015 году, по оценкам, может составить 25-30%. [3, 47]

Все новые виды услуг  включаются в международную торговлю. В ней увеличивается роль услуг, которые прежде ограничивались национальными рамками (образование, здравоохранение). Однако очень часто трудно разграничить экспорт товаров и экспорт сопутствующих услуг в крупных и долгосрочных сделках.

Международный обмен  услугами осуществляется прежде всего внутри группы развитых стран. Их удельный вес в международном экспорте услуг достигает 70%. Хотя он имеет тенденцию к сокращению, поскольку новые индустриальные страны и другие развивающиеся государства проявляют большую активность в этом секторе мировой экономики.

По объемам торговли услугами со значительным отрывом от других государств лидируют США (около 19% мирового экспорта и около 14% мирового импорта услуг), на которые приходится максимальный объем торговли услугами по каналам ТНК. В десятку ведущих экспортеров услуг в начале 2000-х годов вошли Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония, Испания, Нидерланды, Бельгия, Люксембург и Гонконг, а в десятку импортеров – США, Германия, Япония, Великобритания, Италия, Франция, Нидерланды, Канада, Бельгия, Люксембург.

Можно говорить о специализации  национальных экономик на экспорте услуг  в системе международного разделения труда. В развитых странах такая  специализация представлена прежде всего деловыми услугами (финансовыми, телекоммуникационными, информационными) и экспортом передовых технологий, а также услугами по образованию, здравоохранению и туризму. Некоторые развивающиеся страны также специализируются на производстве услуг. Так, Турция, Египет, Таиланд, Кипр специализируются на туристических услугах; Панама, Либерия, Сингапур, Гонконг – на услугах морского транспорта. [10]

Возрастает роль в  международной торговле услугами новых  индустриальных государств. Россия является нетто-экспортером  транспортных услуг  и имеет здесь преимущества в использовании своего евразийского положения для организации международного транзита. Перспективно для России также развитие услуг в области высоких технологий и международного туризма. В структуре экспорта российских услуг 33% приходится на транспорт, 42% - на туризм и 25% на другие частные услуги. [9]

 

    1. Географическое распределение и развитие торговли услугами

Будучи крайне разнообразными как по форме, так и по содержанию, услуги, естественно, не образуют единого рынка, характеризуемого наличием общих черт. Тем не менее можно говорить о важнейших тенденциях, внесших качественно новые моменты в развитие этого рынка.

Вплоть до самого последнего времени рынок услуг (за исключением  финансов) представлял собой поле деятельности мелких и средних фирм. Ситуация кардинально изменилась в связи с появлением, а точнее массированным выходом на этот рынок транснациональных корпораций, которые смогли поставить себе на службу современные средства телекоммуникаций, создав глобальную систему передачи информации.

Как показывают данные Международного валютного фонда, общий объем  услуг составляет около 25% общей  величины мирового экспорта. Услуги растут более высокими темпами по сравнению  с внешней торговлей; для двукратного  роста потребовалось всего лишь семь-восемь лет по сравнению с 15 годами, которые были необходимы для  аналогичного увеличения объема экспорта товаров.

Особенно быстро растет доля услуг, предоставляемых частными фирмами; за этот период она выросла в два с половиной раза.

Причины такого роста весьма разнообразны. Резкое снижение транспортных издержек увеличило степень мобильности производителей и потребителей услуг; новые формы и средства спутниковой связи и видеотехники в ряде случаев позволяют вообще отказаться от личного контакта продавца и покупателя.

Технологический прогресс позволил увеличить спрос на те услуги, которые раньше имели товарную форму. Это относится к финансовым услугам, услугам банков, страховых фирм.

Географическое распределение  торговли услугами, предоставляемыми отдельными странами, отличается крайней неравномерностью в пользу развитых государств.

На мировом рынке  услуг доминируют восемь ведущих  стран, на которые приходится 2/3 мирового экспорта услуг и более 80% импорта. Доля  первой пятерки составляет более 75% экспорта. При этом на четыре страны: США, Великобританию, ФРГ, Францию приходится 44% всего мирового экспорта услуг. [3, 135]

Информация о работе Мировой рынок услуг