Мировой рынок услуг и его особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 19:34, контрольная работа

Описание

По приблизительным оценкам, в 80-е годы услуги составляли примерно 64% мирового ВНП. Тем не менее, на протяжении многих лет услуги практически не изучались теорией мировой экономики. Отчасти это было связано со сложностью определения самого понятия услуг, которых существует великое множество.
Услуги – это изменение в положении институциональной единицы, которое произошло в результате действий и на основе взаимного соглашения с другой институциональной единицей.

Содержание

Содержание
Стр.
1. Мировой рынок услуг и его особенности
3
1.1 Международные сделки в сфере услуг
3
1.2 Услуги международного транспорта
6
1.3 Международные поездки
8
1.4 Государственное регулирование торговли услугами
9
2. Мировой валютный рынок
11
2.1 Структура мирового финансового рынка
11
2.2 Мировой рынок валют (денежный рынок)
15
2.3 Конверсионные операции на мировом валютном рынке
17
2.3.1 Сущность валютных операций спот
18
2.3.2 Сущность форвардных операций
19
2.3.3 Фьючерсные контракты и валютные опционы
21
Список литературы
2

Работа состоит из  1 файл

Мировая экономика полностью контрольная.doc

— 230.50 Кб (Скачать документ)


3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Стр.

1. Мировой рынок услуг и его особенности

3

1.1 Международные сделки в сфере услуг

3

1.2 Услуги международного транспорта

6

1.3 Международные поездки

8

1.4 Государственное регулирование торговли услугами

9

2. Мировой валютный рынок

11

2.1 Структура мирового финансового рынка

11

2.2 Мировой рынок валют (денежный рынок)

15

2.3 Конверсионные операции на мировом валютном рынке

17

2.3.1 Сущность валютных операций спот

18

2.3.2 Сущность форвардных операций

19

2.3.3 Фьючерсные контракты и валютные опционы

21

Список литературы

25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Мировой рынок услуг и его особенности (вопрос № 34)

 

1.1   Международные сделки в сфере услуг

 

   По приблизительным оценкам, в 80-е годы услуги составляли примерно 64% мирового ВНП. Тем не менее, на протяжении многих лет услуги практически не изучались теорией мировой экономики. Отчасти это было связано со сложностью определения самого понятия услуг, которых существует великое множество.

   Услуги – это изменение в положении институциональной единицы, которое произошло в результате действий и на основе взаимного соглашения с другой институциональной единицей.

   Во время международных переговоров о либерализации торговли используется классификация ГАТТ/ВТО, включающая более 600 разновидностей услуг. Классификация услуг основана на Международной стандартизированной промышленной классификации, принятой Организацией Объединенных Наций и признаваемой в большинстве стран мира.

   И торговля товарами, и торговля услугами наряду с некоторыми другими статьями входят в счет текущих операций платежного баланса любой страны. Переговоры о либерализации торговли услугами ведутся параллельно с переговорами о либерализации торговли товарами. Однако существуют и серьезные качественные отличия между товарами и услугами и торговлей ими, данные различия представлены в схеме 1.1.

 

Товары

Услуги

Осязаемы

Неосязаемы

Видимы

Невидимы

Поддаются хранению

Не поддаются хранению

Торговля товаром не связана с производством

Торговля услугами связана с их производством

Экспорт товара означает вывоз товара с таможенной территории за границу без обязательства об обратном ввозе

Экспорт услуги означает оказание услуги иностранцу, то есть нерезиденту, даже если он находится на таможенной территории страны

 

Схема 1.1 – Различия товаров и услуг

 

    Именно в силу неосязаемости и невидимости большинства услуг торговлю ими иногда называют невидимым экспортом и импортом.

   Более того, в отличие от товаров, производство услуг зачастую объединено с их экспортом в рамках одного контракта и требует непосредственной встречи их продавца и покупателя. Однако и в данном случае существуют многочисленные исключения. Например, некоторые услуги вполне осязаемые (распечатанный доклад или компьютерная программа на дискете), вполне видимы (модельная стрижка или театральное представление), поддаются хранению (услуги телефонного автоответчика) и далеко не всегда требуют прямого взаимодействия покупателя и продавца (автоматическая выдача денег в банке по дебиторской карточке) [4].

   Несмотря на всю условность определения понятия и классификации услуг, многие из них, особенно в последние десятилетия, являются предметом мировой торговли, находят свое отражение на счете текущих операций платежного баланса и поэтому являются предметом рассмотрения наукой о мировой экономике.

   В аналитических целях огромное разнообразие торгуемых услуг обычно группируют по различным признакам. Услуги делятся на:

- факторные услуги – платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства, прежде всего капитала и рабочей силы (доходы на инвестиции, роялти и лицензионные платежи, зарплата, выплаченная нерезидентам);

- нефакторные услуги – остальные виды услуг (транспорт, путешествия и прочие нефинансовые услуги).

   Это деление особенно важно для обсуждения проблем регулирования мировой торговли услугами в рамках ГАТТ/ВТО, которые концентрируются преимущественно на нефакторных услугах. Очевидно также, что предоставление услуг в большинстве случае происходит одновременно с продажей товара или осуществлением инвестиций в ту или иную страну. Поэтому в соответствии со способами доставки услуг потребителю услуги делятся на:

- услуги, связанные с инвестициями – банковские, гостиничные и профессиональные услуги;

- услуги, связанные с торговлей – транспорт, страхование;

- услуги, связанные одновременно с инвестициями и торговлей – связь, строительство, компьютерные и информационные услуги, личные, культурные и рекреационные услуги.

   Услуги, если ими торгуют на мировом рынке, по своей экономической природе ничем не отличаются от обычного торгуемого товара. Поэтому все теории спроса и предложения в мировой торговле полностью применимы и к торговле нефакторными услугами. Ключевым в торговле услугами является то, что в большинстве случаев в какой-то момент должно произойти физическое соприкосновение покупателя и продавца услуги. Только в этом случае сделка международной купли-продажи состоится.  

В соответствии с руководством по составлению платежного баланса МВФ, которым пользуются практически все страны мира, в состав торгуемых услуг входят следующие их виды (схема 1.2):

 

 

 

Вид

Подвид

Означают платежи между резидентами и нерезидентами за;

1. Транспорт

Пассажирский

Международную перевозку пассажиров всеми видами транспорта и оказание сопутствующих услуг

Грузовой

Международную перевозку грузов всеми видами транспорта и оказание сопутствующих услуг

2. Поездки

Деловые

Товары и услуги, приобретенные нерезидентами, путешествующими по делу (командировки)

Личные

Товары и услуги, приобретенные нерезидентами, путешествующими по личным вопросам (туризм)

3. Связь

 

Услуги почтовой, курьерской, телефонной и иной связи между резидентами и нерезидентами

4. Строительство

 

Строительство объектов за рубежом, осуществляемое на временной основе резидентами

5. Страхование

 

Страхование нерезидентов страховыми компаниями-резидентами

6. Финансовые услуги

 

Финансовое посредничество между резидентами и нерезидентами (комиссия за открытие аккредитивов, за обмен валюты, брокерские услуги)

7. Компьютерные и информационные услуги

 

Консультации в области компьютерных программ, информационные услуги (обработка данных, пользование базами данных), обслуживание компьютеров

8. Роялти и лицензионные платежи

 

Пользование правами собственности (торговая марка, патент, копирайт) и использование оригиналов (фильмов, рукописей) на основе лицензии

9. Другие

бизнес-услуги

Посреднические услуги

Комиссию за посредничество

Лизинг

Лизинг и фрахт судов, самолетов без экипажей и другого транспортного оборудования

Прочие деловые, профессиональные и технические услуги

Правовые, бухгалтерские, рекламные услуги, а также услуги по проектированию, картографии, надзору за строительством, защите урожая, разведыванию полезных ископаемых

10. Личные, культурные и рекреационные услуги

Аудиовизуальные услуги

Производство фильмов, радио- и телевизионных программ, компакт-дисков, гонорары артистов

Прочие

Показ выставок, проведение спортивных и иных мероприятий

11. Правительственные услуги

 

Поставку товаров в посольства, консульства, представительства международных организаций, операции ООН по поддержанию мира

 

Схема 1.2 – Классификация торгуемых услуг

   Существует несколько механизмов совершения сделок по мировой торговле услугами, что является особенностью данного вида торговли:

- Мобильность покупателя. Покупатели услуг, являющиеся резидентами одной страны, приезжают к продавцу услуг, являющемуся резидентом другой страны. Мобильность покупателя обычно основана на том, что за рубежом он сможет получить услугу, которая либо отсутствует в его стране (туризм), либо качество которой выше (образование, медицинская помощь), либо стоимость ее ниже (складирование товаров, ремонт судов).

- Мобильность продавца. Продавец услуг, являющийся резидентом одной страны, приезжает к покупателю услуг, являющемуся резидентом другой страны. Мобильность продавца обычно основана либо на том, что его покупатель находится за рубежом и не может переместиться к продавцу (аудиторские и бухгалтерские услуги для предприятий), либо на специфическом характере самой услуги (строительство).

- Одновременная мобильность продавца и покупателя или мобильный характер самой услуги. И продавец, и покупатель либо одновременно совместно используют услугу (международный телефонный разговор), либо собираются в третьей стране (международная конференция), либо продавец оказывает покупателю услугу через представительство в третьей стране (командирование иностранных специалистов из московского представительства Мирового банка в страны СНГ для оказания технической помощи).

 

1.2   Услуги международного транспорта

 

   Наиболее значимой с точки зрения мировой экономики разновидностью нефакторных транспортных услуг являются услуги по международной перевозке товаров и пассажиров.

   Международный транспорт – это услуги всех видов транспорта (морского, трубопроводного, воздушного, наземного, речного и космического), оказываемые резидентами одной страны резидентам другой страны.

   В аналитических целях выделяют морской транспорт, который играет основную роль в перевозке внешнеторговых грузов, воздушный транспорт, играющий главную роль в межстрановом движении людей, и остальные виды транспорта. Статистика платежного баланса учитывает международный транспорт по следующим основным категориям, представленным на схеме 1.3.

   Однако все модели мировой торговли, рассмотренные на схеме 1.3, исходили из того, что транспортных издержек не существует и товары перемещаются из страны в страну бесплатно. В реальном мире транспортные издержки существуют, и по многим товарам они настолько велики, что делают неэффективным их экспорт или импорт, то есть превращают их в неторгуемые [4].

Информация о работе Мировой рынок услуг и его особенности