Международный рынок услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 03:21, курсовая работа

Описание

Внешнеэкономические связи становятся все более заметной составной частью хозяйственной деятельности российских предприятий и организаций. Возрастает интерес в экономическом, производственном и научно-техническом сотрудничестве с партнерами их зарубежных стран.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и характеристика услуг 5
1.1. Классификация услуг международных экономических организаций 5
1.2. Географическое распределение и развитие торговли услугами 9
1.3. Правовое регулирования на рынке международных услуг 12
Глава 2. Анализ мировых рынков услуг 14
2.1. Международный туризм 14
2.2. Международный рынок транспортных услуг 19
2.3. Международный рынок технологий 27
Глава 3. Россия на международном рынке услуг 34
3.1. РФ на международном рынке услуг 34
3.2. Туризм как приоритетная сфера в РФ 37
Заключение 43
Список используемой литературы 45
Приложение 46

Работа состоит из  1 файл

Курсовая МЭО Международный рынок услуг.docx

— 122.54 Кб (Скачать документ)

На географию морских  перевозок большое влияние оказывают  морские каналы. Международное значение имеют Суэцкий и Панамский  каналы.

Положительными особенностями  речного транспорта являются высокая провозная способность (на глубоководных реках), сравнительно невысокие себестоимость перевозок и затраты на организацию судоходства. Развитие и география речного транспорта во многом определяются природными условиями. В этом отношении большими возможностями для организации речного судоходства располагают многие страны Северной и Латинской Америки, Европы и Азии.

Общая протяженность судоходных рек и каналов мира составляет 550 тыс. км, из которых почти половина приходится на Россию и Китай (более 100 тыс. км в каждой), США (более 40) и  Бразилию (30 тыс. км). По общему грузообороту внутренних водных путей первое место  занимают США, второе — Китай, третье — Россия, далее следуют ФРГ, Канада и Нидерланды.

Воздушный транспорт, скоростной, но дорогостоящий, имеет наибольшее значение в международных пассажирских перевозках для осуществления связей с отдаленными и труднодоступными районами мира. Инфраструктура воздушного транспорта представлена сетью аэропортов международного и местного значения. Аэропорты обеспечивают управление полетами, прием пассажиров, организацию их обслуживания и т. д. В международных воздушных сообщениях участвует свыше 1 тыс. аэропортов. Самые большие аэропорты мира (от 30 до 70 млн пассажиров в год) находятся в США (Чикаго, Атланта, Даллас, Лос-Анджелес), Великобритании (Лондон), Японии (Токио), Франции (Париж), ФРГ (Франкфурт-на-Майне). Эти же страны, вместе с Австралией, Китаем, Россией, Канадой и Нидерландами образуют десятку ведущих воздушных держав (по пассажирообороту) мира.

Воздушный транспорт в  основном осуществляет пассажирские перевозки. Число авиапассажиров достигло 1,3 млрд человек в год. Грузовые авиаперевозки, несмотря на быстрый рост, в общем, объеме грузооборота всех видов транспорта занимают незначительный удельный вес (доли процента).

2.3. Международный рынок технологий

 

Специфической составной  частью международного рынка услуг является международный рынок технологий, отличающийся большим разнообразием и динамизмом развития.

Международная торговля технологиями – это предоставление на коммерческой основе иностранному контрагенту результатов  научно-технической деятельности, имеющих  не только научную, но и прикладную ценность (освоение на их основе производства новых товаров, предоставление новых  видов коммерческих услуг).

Объектами международной  торговли технологиями являются результаты интеллектуальной деятельности в овеществленной и неовеществленной форме, причем четкой границы между этими формами нет.

Неовеществленной формой могут считаться техническая документация, знания, опыт, рецептура, лицензии на использование результатов научно-технических разработок, компьютерных программ.

К овеществленной форме относятся  промышленные образцы, отдельные агрегаты и технологические линии, которые  передаются для дальнейшего производства по той или иной технологии.

К промышленно-интеллектуальной собственности, связанной с торговлей  технологиями, относятся так же товарные знаки, иногда называемые брэндами. Товарный знак на конкурентном рынке свидетельствует  об определенном качестве товара, его  техническом уровне и уровне гарантийного обслуживания. Следовательно, он влияет на предпочтения покупателей и поэтому  представляет собой реальную ценность.

Субъектами международного рынка технологий могут выступать  государства, высшие учебные заведения  и научно-исследовательские организации, различные фирмы и фонды, а  также физические лица – изобретатели и ученые. Другими словами, собственниками созданных технологий и других  результатов научно-технической  деятельности выступают либо их создатели, либо те государственные и негосударственные  организации, которые финансируют  их деятельность.

Хотя и в современную  эпоху возможна деятельность изобретателей-одиночек, однако значительные затраты на научно-исследовательские  и научно-конструкторские работы под силу только крупным фирмам, особенно ТНК. Большие средства расходуются  на внедрение и распространение  новых технологий, создание на их базе новых товаров, пользующихся спросом  и конкурентоспособных на рынке. Значительные средства окупаются не сразу. Отсюда вытекает тенденция к  монополизации технологий на определенный период. Они передаются в первую очередь филиалам или дочерним компаниям  ТНК и, в гораздо меньшей степени, независимым фирмам.

Это не значит, что создание  новых технологий и их распространение  возможно только в размерах ТНК. В  научно-технических  разработках  и производственном освоении их результатов  большая роль отводится мелким и  средним фирмам, которые получили название венчурных, или рисковых.

Технологии являются частью интеллектуальной собственности и, соответственно, охраняются национальным законодательством и международными соглашениями. На практике законодательство по интеллектуальной собственности базируется на принимаемых в отдельных странах соответствующих патентных законах. Однако в международном масштабе пока еще не полностью сформирована система, регламентирующая единообразный порядок приобретения правовой охраны различных объектов интеллектуальной собственности и устанавливающая обязательные критерии патентоспособности технического решения, определяющая сроки действия охранных документов.

К началу XX века единые международно-правовые требования были выработаны лишь в ЕС.

Характерно, что основная часть объектов промышленной собственности  защищается в двух странах – США  и Японии. Но между ними существуют разногласия в данной области  по целому ряду принципиальных вопросов. В частности, Япония, разделяя мнение всех остальных стран мира, исходит  из принципа, что изобретателем является лицо, которое первым подало заявку на патент. В США придерживаются иного принципа: патент может быть выдан не тому лицу, которое первым подало заявку на патент, а тому, кто сможет доказать, что данное изобретение сделано им. Данное расхождение является причиной того, что до настоящего времени не подписан международный договор, дополняющий подписанную еще в 1883 году Парижскую конвенцию об охране промышленной собственности. Главный смысл этой конвенции – создание условий для обеспечения охраны прав, возникающих в одном государстве, на территории других государств, подписавших данную конвенцию, т.е. облегчение патентования изобретений иностранцами. [11]

Значительную роль в данной области призвана сыграть созданная  в 1974 году в рамках ООН Всемирная  организация интеллектуальной собственности (ВОИС), которая опирается на многочисленные конвенции, договора и союзы государств, сложившиеся в данной сфере еще  с конца 80-х годов XIX века. Россия участвует в работе ВОИС.

Международная торговля технологиями входит также в сферу деятельности ВТО, в рамках которой действует  Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность.

Российское законодательство в указанной сфере включает патентный  закон от 23 сентября 1992 г. № 3517-1, Закон РФ «О товарных знаках, знаках соответствия и наименованиях мест происхождения товаров» от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 и ряда других. В целом регулирование технологического обмена и других аспектов интеллектуальной собственности в России находится на начальном этапе, что препятствует  защите российских интересов и привлечению иностранных инвестиций. В то же время Россия является участником Парижской конвенции по охране промышленной собственности и Договора о патентной кооперации, которые регламентируют международное признание национальных патентов.

Основными понятиями в  торговле технологиями, их разработке, распространении и защите являются патент, лицензия и ноу-хау.

Патент (от лат.  рatens – открытый, явный) – это документ, выдаваемый компетентным государственным органом, по которому то или иное техническое решение признается изобретением, полезной моделью, промышленным образцом. Патент закрепляет за лицом (патентовладельцем), которому он выдан, монопольное право на пользование этим изобретением.

Патентной защитой пользуются лишь принципиально новые изобретения, позволяющие достигнуть качественно  новых технических и экономических  результатов.

Патент действует только в стране регистрации. Поэтому широко распространена регистрация патентов в зарубежных странах. В результате патентовладелец имеет преимущество в конкуренции не только на национальном, но и на международном рынках.

 Лицензия (патентная) – разрешение, выдаваемое патентовладельцем другому лицу или фирме на право промышленного или торгового использования содержания патента. Лицензия выдается за определенное вознаграждение, на определенных условиях и на определенный договором срок. При этом право собственности на объект лицензии остается за патентовладельцем.

Если лицензии и патенты  передаются или продаются за границу, это уже считается международной  нетоварной коммерческой сделкой. Предоставление за границу лицензий и товарных знаков называется международным лицензированием, которое является основной формой международного обмена технологиями.

Существуют три основные вида патентных лицензий: простая, исключительная и полная.

 При продаже простой лицензии патентовладелец оставляет за собой право самостоятельно использовать объект лицензии, а так же предоставлять аналогичные лицензии третьим лицам.

При продаже исключительной лицензии лицензиар предоставляет покупателю исключительные права на объект лицензии. Он может сам использовать объект лицензии, но не имеет права предоставлять аналогичные лицензии третьим лицам, поскольку это противоречит заключенному соглашению. Исключительная лицензия наиболее часто используется в международной практике.

При продаже полной лицензии лицензиар не имеет права использовать объект  лицензии на период действия договора. Полные лицензии обычно продаются малыми фирмами.

За использование лицензии покупатель платит продавцу. Эта плата  составляет часть дохода, полученного  в результате использования лицензии. Лицензионные платежи подразделяются на периодические – роялти и единовременные – паушальные. Роялти – это рента  за интеллектуальные ресурсы. Она выплачивается  в виде отчислений от дохода покупателя лицензии в течение срока действия соглашения.

Паушальные платежи –  твердо зафиксированная в лицензионном соглашении сумма, не зависящая от объема производства и сбыта продукции.

 Продажа лицензии может  производиться напрямую между  патентовладельцем и покупателем  лицензии. В этой сфере действует  также большая группа посреднических  фирм, которые получают комиссионные  в обусловленном размере (5-10% стоимости  лицензии).

Термин «ноу-хау», возникший  в США, происходит от англ. know how, т.е. «знать как (делать)». Под этим термином понимаются научно-технические знания и опыт производственного, управленческого, коммерческого, финансового и иного характера, которые представляют коммерческую ценность, применимы в производстве и другой профессиональной деятельности, но не обеспечены патентной защитой и носят конфиденциальный характер.

Ноу-хау предоставляются  либо в форме документации (чертежи, схемы, инструкции, компьютерные программы, рецептуры), либо в форме передачи непосредственного опыта через  командированных специалистов или  обучение стажеров. Передача ноу-хау  имеет форму беспатентной лицензии, которая тоже оплачивается в соответствии с заключенным контрактом.

К международному обмену технологиями относится и международный инжиниринг – предоставление иностранному контрагенту комплекса или отдельных видов инженерно-технических услуг, связанных с проектированием, строительством и вводом объекта в эксплуатацию, разработкой новых технологических процессов на предприятии заказчика, а также управленческих, маркетинговых и подрядных услуг.

Развитие научно-технического прогресса зависит от расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские  работы, подготовки научных и инженерных кадров и политики государства в  инновационной сфере.

В результате господствующее место в международном обмене технологиями занимают развитые страны – США, Западная Европа, Япония, возрастает роль новых индустриальных стран, Китая  и Индии. [11]

В то же время в России имеется потенциал для создания конкурентоспособной экспортной продукции, товаров и услуг в следующих  отраслях: оптоэлектроника, ядерные  технологии, программное обеспечение, телекоммуникационное оборудование, разработка новых материалов.

Итак, можно сказать, что  на протяжении двух последних десятилетий  сфера услуг является одним  из наиболее динамично развивающихся  секторов мировой экономики. Поэтому  эта тема приобретает сегодня  такую актуальность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Россия на международном рынке услуг

3.1. РФ на международном рынке услуг

 

В процессе перехода российской экономики на рыночные основы и ее интеграции в мировое хозяйство  следует учитывать активную роль сферы услуг, а так же все аспекты ее развития за рубежом (технические, структурные, организационные, управленческие, количественные и качественные). Первостепенная наша задача – ускорить развитие сферы услуг.

Информация о работе Международный рынок услуг