Международный рынок услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 03:21, курсовая работа

Описание

Внешнеэкономические связи становятся все более заметной составной частью хозяйственной деятельности российских предприятий и организаций. Возрастает интерес в экономическом, производственном и научно-техническом сотрудничестве с партнерами их зарубежных стран.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и характеристика услуг 5
1.1. Классификация услуг международных экономических организаций 5
1.2. Географическое распределение и развитие торговли услугами 9
1.3. Правовое регулирования на рынке международных услуг 12
Глава 2. Анализ мировых рынков услуг 14
2.1. Международный туризм 14
2.2. Международный рынок транспортных услуг 19
2.3. Международный рынок технологий 27
Глава 3. Россия на международном рынке услуг 34
3.1. РФ на международном рынке услуг 34
3.2. Туризм как приоритетная сфера в РФ 37
Заключение 43
Список используемой литературы 45
Приложение 46

Работа состоит из  1 файл

Курсовая МЭО Международный рынок услуг.docx

— 122.54 Кб (Скачать документ)

В большинстве своем туристские предпочтения зарубежных туристов связаны  с высоким уровнем сервиса  и разумным соотношением цены и качества. Эти условия в настоящее время  и в ближайшем будущем будут  являться предпочтительными при  выборе туристских поездок.   

Таким образом, общей  тенденцией является поляризация туристских предпочтений, с одной стороны, характеризующаяся  укреплением позиций массового  туризма в развитых туристских странах, а с другой, увеличением спроса на индивидуальный или специализированный туристский продукт. Это требует  постоянных активных действий со стороны  стран, развивающих туризм, направленных на выделение приоритетных видов  туристского продукта и создание условий для достижения приемлемого  соотношения их цены и качества.

В 2010 г. число международных туристских прибытий превысило 1,0 млрд.чел., а к 2020г. – составит 1,56 млрд.чел., из которых 1,18 млрд.чел. будут путешествовать в пределах своих регионов  (имеются в виду Европа, Америка, Африка и др.), и только 377 млн.чел. будут совершать дальние путешествия в другие регионы мира. Однако в целом в течение рассматриваемого периода дальние поездки в другие регионы мира будут расти быстрее, чем путешествия внутри своих регионов. При этом ожидается следующее распределение туристов по регионам: лидирующее место будет оставаться за Европой – 717 млн.туристов, второе место займет Восточная Азия/Тихоокеанский регион – 397 млн. туристов, третье  займет Америка – 282 млн.туристов, за ней последуют (в порядке убывания) Африка, Ближний Восток и Южная Азия. В данном прогнозе предполагается, что к 2020 году Россия займет девятое место в мире по количеству туристских посещений. [6]

Только грамотно построенная  государственная стратегия, сосредоточенная  на ключевых направляющих рынках и  носящая постоянный характер, позволяет  сделать въездной и внутренний туризм доходной составляющей экономики.

2.2. Международный рынок транспортных услуг

 

В процессе осуществления  международных экономических связей транспорт обеспечивает перемещение  грузов, пассажиров и багажа, которое  и составляет предмет международной  транспортной операции. Процесс доставки товара внутри страны в международной  торговле включает: а) перевозку товара внутри страны-экспортера до пограничного пункта или порта данной страны; б) перевозку товара от пограничного пункта (порта) страны-импортера до пункта его потребления внутри страны; в) транзитную (через третьи страны) или морскую перевозку, если страна-экспортер  и страна-импортер товара не имеют  общей границы. Транспортные операции считаются международными, если они  связаны с транзитом или перевозками  по морским путям.

Международные транспортные услуги продаются и покупаются на международных транспортных рынках, которые различаются в зависимости  от видов транспорта, перевозимых  грузов, а также региональных особенностей. Международные сообщения могут  быть прямые (бесперегрузочные), смешанные (с использованием двух или более видов транспорта), прямые смешанные (с использованием разных видов транспорта, но по единым транспортным документам).

Международные транспортные услуги включают не только непосредственно  перевозочную деятельность, но и целый  ряд сопутствующих операций (доставка груза до ближайшего грузового терминала  – порта, железного узла; погрузка, перегрузка, выгрузка перевозимых товаров  или багажа; временное хранение в  промежуточных пунктах, переоформление документов, а иногда и страхование).

В международном транспортном процессе принимают участие фирма-грузовладелец  и фирмы-перевозчики, которые заключают  между собой договор перевозки.

Кроме грузовладельцев в  транспортных операциях участвуют  фирмы-стивидоры (операторы грузовых терминалов), с которыми заключается  договор обслуживания, и фирмы-экспедиторы (в некоторых странах экспедиторы  называются фрахтовыми агентами, комиссионерами, брокерами).

По договору экспедиции грузовладелец  поручает порседнику-экспедитору выполнение точно оговоренных операций – погрузку и выгрузку его грузов, их хранение, оформление грузовых и таможенных документов, расчеты с перевозчиками и стивидорами, защиту своих коммерческих  интересов в судах и арбитражах. При этом грузовладелец может заключать договоры непосредственно с экспедиторскими фирмами или договор с генеральным экспедитором, которому поручается организация перевозки в целом.

Современная транспортная сеть и структура транспортных перевозок  сложились в процессе мирового экономического развития и международного разделения труда, они, в свою очередь, очень  сильно влияют на указанные процессы. Общая тенденция состоит в  том, что международные перевозки  грузов растут медленнее, чем международная  торговля, поскольку объемы перевозимого сырья, особенно нефти, растут незначительно либо не растут вовсе, а материалоемкое производство перемещается к источникам сырья.

Транспортная сеть расширяется, но неравномерно по различным видам  транспорта. Доля транспорта в общемировом  ВВП и особенно в ВВП развитых станах сокращается, то же самое относится и к величине транспортной составляющей в цене товара.

Международная транспортная инфраструктура, включая транспортные терминалы, чаще всего создается  за счет государства и им контролируется. Наличие частных железных и автомобильных  дорог не противоречит общему правилу.

Однако транспортные средства, как правило, находятся в частной  собственности, а на рынке транспортных услуг оперируют почти исключительно  частные компании. К этому следует  добавить, что международные перевозки  и международные транспортные пути не отделены от внутренних и одни и те же транспортные фирмы могут заниматься и внутренними и международными перевозками.

Международные перевозки  регулируются многосторонними соглашениями на региональном и общемировом уровнях. В этой сфере действуют многочисленные межгосударственные организации, в  том числе специализированные органы ООН: Международная морская организация  и Международная организация  по гражданской авиации с участием России.

Как уже было отмечено, мировая  транспортная сеть растет постоянно, но неравномерно по видам транспорта. Эта неравномерность отражает научно-технический  прогресс на транспорте и изменения  в структуре грузоперевозок. Так, по данным ООН, за вторую половину XX века сеть железных дорог выросла почти в 2 раза, а воздушных путей – в 3 раза. В то же время протяженность нефтепродуктоводов увеличилась в 4,2 раза, а магистральных газопроводов – в 6,5 раз.

Структура грузооборота мирового  транспорта меняется в том же направлении, что и длина транспортной сети: удельный вес железнодорожного транспорта снижается, удельный вес морского транспорта почти 30 лет держится на уровне 61-62%, доля остальных видов транспорта возрастает. Обращает на себя внимание растущая конкуренция железнодорожного и автомобильного транспорта, в которой побеждает автомобиль.

Транспортные услуги различаются  в зависимости от вида транспорта, предмета транспортной операции (груз, пассажир, багаж), транспортной характеристики товара, периодичности перевозки. Перевозимые товары делятся на сухие, или навалочные (уголь, руда), насыпные (зерно, цемент, удобрения), наливные (нефть, нефтепродукты) и генеральные (готовая продукция).

Главное направление в  развитии мировой транспортной системы  – синхронизация работы разных видов  транспорта, их современное функционирование в смешанных перевозках. Особенно интенсивно растут перевозки товаров  в контейнерах и генеральных  грузов в целом. Комплексное обеспечение  таких перевозок в международном  масштабе практикуется при создании транспортных коридоров, в том числе  и на территории России.

Сухопутный транспорт. Важнейшими видами сухопутного транспорта являются железнодорожный, автомобильный и трубопроводный.

Железнодорожный транспорт  занимает второе место по грузообороту (после морского) и по пассажирообороту (после автомобильного). Главная функция железнодорожного транспорта — перевозка массовых промышленных и сельскохозяйственных грузов (уголь, сталь, зерно и пр.) на большие расстояния. Отличительная особенность — регулярность движения независимо от погоды и времени года.

Велики различия в уровне развития железнодорожного транспорта (протяженность, густота сети, степень  электрификации железных дорог и  др.) по регионам и странам мира. В  целом в мире идет сокращение протяженности  сети железных дорог, особенно в развитых странах. Новое их сооружение ведется лишь в отдельных, большей частью развивающихся, странах (Россия, КНР и др.). По протяженности сети железных дорог ведущие позиции в мире занимают крупнейшие (по размерам территории) страны: США (176 тыс. км), Россия (87,5), Канада (85), Индия, КНР, ФРГ, Австралия, Аргентина, Франция, Бразилия. На долю этих стран приходится более половины общей длины железных дорог мира. Страны Северной Америки и Западной Европы перенасыщены железными дорогами, а некоторые страны Африки и Азии их вообще не имеют. По густоте железных дорог лидируют европейские страны. По уровню электрификации железных дорог также опережают всех европейские страны (в Швейцарии электрифицировано около 100% железных дорог, в Швеции -65%, в Италии, Австрии и Испании — более 50%, в России - 43%). [2, 278]

По грузообороту лидирующие позиции в мире занимают США, КНР  и Россия, по пассажирообороту - Япония, КНР, Индия, Россия. [7]

В ряде развитых стран (США, Япония, ФРГ, Франция и др.) созданы  сверхскоростные (скоростью более  200 км/ч) железные дороги. Железные дороги стран СНГ, зарубежной Европы, Северной Америки в рамках своих регионов соединены в единую транспортную систему, т. е. образуют общерегиональные системы железных дорог.

Автомобильный транспорт  играет ведущую роль в перевозках пассажиров (обеспечивает 80% мирового пассажирооборота), а также грузов на короткие и средние расстояния. Среди других видов транспорта он лидирует и по протяженности сети дорог (24 млн км, или 70% мировой транспортной сети).

Большая часть автомобильного парка и сети, шоссейных дорог  сосредоточена в развитых странах. При общем количестве автомобилей  в мире, превышающем 650 млн., около 80% их сконцентрировано в странах Северной Америки (примерно 250 млн машин, из которых 200 млн в США), Западной Европы (более 200 млн машин) и Японии (свыше 50 млн).

Наиболее развитую сеть автодорог  имеют США (1/4 всей протяженности), Китай, Япония, Индия, Россия, европейские  страны. Последние по плотности автодорог  превосходят страны всех регионов мира. По грузообороту автомобильного транспорта первое место занимают США.

В отдельных странах и  регионах мира (СНГ, зарубежная Европа, Северная Америка) автомагистрали образуют единые транспортные системы (государственные, межгосударственные). [7]

Трубопроводный  транспорт, сравнительно молодой, но быстро развивающийся, служит для транспортировки жидких, газообразных и твердых видов продукции. В наибольших объемах по трубопроводам перемещаются природный газ, нефть и нефтепродукты. Газо- и нефтепроводы наибольшее распространение получили в нефте- и газодобывающих странах Северной Америки (США, Канада), СНГ (Россия), Ближнего и Среднего Востока, а также в странах Западной и Восточной Европы, бедных ресурсами нефти и газа, но потребляющих в большом количестве эти виды топлива. По объему работы трубопроводного транспорта превосходит всех Россия (более половины мирового грузооборота этого вида транспорта).

Водный и воздушный  транспорт. Морской транспорт имеет первостепенное значение для осуществления внешнеэкономических (межгосударственных, межконтинентальных) связей. Он обеспечивает более 3/4 всех международных перевозок. В их составе особенно велика доля массовых грузов (нефть, нефтепродукты, руды, уголь, зерно и др.).

Наряду с межконтинентальными, межгосударственными перевозками, морской транспорт осуществляет в больших размерах перевозки  грузов большим и малым каботажем  в пределах своей страны. Большой каботаж — это плавание судов между портами разных морских бассейнов (например, Владивосток — Новороссийск, Новороссийск — Архангельск); малый каботаж — перевозки между портами одного моря (Новороссийск — Туапсе).

По грузообороту и производительности труда морской транспорт существенно превосходит другие виды транспорта. Себестоимость перевозок грузов морским путем самая низкая на транспорте1. Наиболее эффективно использование морского транспорта при транспортировке грузов на большие расстояния. Морские перевозки во внутренних сообщениях (малый каботаж) менее эффективны.

Для осуществления перевозок  морской транспорт имеет сложное  многоотраслевое хозяйство; флот, морские  порты, судоремонтные заводы и др.

Самые большие флоты имеют Панама, Либерия, Греция, Кипр, Багамские острова (государство в Вест-Индии) и Япония, КНР, Россия, Норвегия, США. Однако мировое лидерство Панамы, Либерии, Кипра и Багамских островов весьма условно, так как значительная доля их флотов является собственностью США и западноевропейских стран (в том числе Франции, Великобритании, ФРГ), использующих политику «удобного» флага для уклонения от высоких налогов. [7]

Примерно 40% всего флота  мира — танкеры, осуществляющие международные  перевозки нефти и нефтепродуктов. Главные направления морских  перевозок нефти — из района Карибского моря в США и Западную Европу, из стран Ближнего Востока в Западную Европу, США и Японию.

Среди океанических бассейнов  первое место по объему морских грузоперевозок занимает Атлантический океан, по побережью  которого расположены крупнейшие морские  порты мира: Роттердам (Нидерланды), Антверпен (Бельгия), Гамбург (ФРГ), Лондон (Великобритания), Марсель (Франция), Генуя (Италия), Новый Орлеан, Нью-Йорк, Филадельфия (все США). Много крупных портов и на берегах Тихого (Кобе, Тиба, Иокогама, Нагоя - Япония, Шанхай - КНР, Пусан - Республика Корея, Сидней - Австралия, Ванкувер — Канада и др.) и Индийского (Карачи — Пакистан, Бомбей и Калькутта — Индия, Коломбо — Шри-Ланка и др.) океанов. Наряду с универсальными есть порты, специализированные по вывозу нефти (например, в Персидском заливе Рас-Таннура - Саудовская Аравия, Мина-Эль-Ахмади — Кувейт и о. Харк — Иран; Амуай и Ла-Салина в Венесуэле), руды (Тубаран в Бразилии), угля (Ричардс-Бей в ЮАР), зерна, лесоматериалов и других грузов. [2, 410]

Информация о работе Международный рынок услуг