Международный рынок услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 03:21, курсовая работа

Описание

Внешнеэкономические связи становятся все более заметной составной частью хозяйственной деятельности российских предприятий и организаций. Возрастает интерес в экономическом, производственном и научно-техническом сотрудничестве с партнерами их зарубежных стран.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и характеристика услуг 5
1.1. Классификация услуг международных экономических организаций 5
1.2. Географическое распределение и развитие торговли услугами 9
1.3. Правовое регулирования на рынке международных услуг 12
Глава 2. Анализ мировых рынков услуг 14
2.1. Международный туризм 14
2.2. Международный рынок транспортных услуг 19
2.3. Международный рынок технологий 27
Глава 3. Россия на международном рынке услуг 34
3.1. РФ на международном рынке услуг 34
3.2. Туризм как приоритетная сфера в РФ 37
Заключение 43
Список используемой литературы 45
Приложение 46

Работа состоит из  1 файл

Курсовая МЭО Международный рынок услуг.docx

— 122.54 Кб (Скачать документ)

Технологический прогресс позволил увеличить спрос на те услуги, которые раньше имели товарную форму. Это относится к финансовым услугам, услугам банков, страховых фирм.

Географическое распределение  торговли услугами, предоставляемыми отдельными странами, отличается крайней  неравномерностью в пользу развитых государств.

На мировом рынке услуг  доминируют восемь ведущих стран, на которые приходится 2/3 мирового экспорта услуг и более 80% импорта. Доля  первой пятерки составляет более 75% экспорта. При этом на четыре страны: США, Великобританию, ФРГ, Францию приходится 44% всего мирового экспорта услуг. [3, 135]

Для развивающихся стран  характерно наличие отрицательного сальдо во внешней торговле услугами; сказанное выше, однако, не исключает, что некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. Так, например, Республика Корея специализируется на инженерно-консультационных и строительных услугах, Мексика — на туристических, Сингапур является крупным финансовым центром. Многие мелкие островные государства  основную часть экспортных доходов  получают за счет туризма. Международная  практика свидетельствует, что услуги в основном экспортируются либо промышленно  развитыми странами, либо имеющими географическое преимущество.

Россия, другие государства  СНГ и страны Балтии хотя и обладают потенциальными резервами для развития туризма, транспортных услуг (организуют  морские перевозки), их широкому экспорту мешает слабая материально-техническая база, как и недостатки хозяйственного механизма. Западноевропейские страны высокое качество своих услуг дополняют применением широкого спектра ограничений на использование иностранных услуг, в том числе и из стран СНГ.

Если говорить о распределении  стоимости услуг по отдельным  видам, то наибольшее значение в мировой  торговле услугами имеют  туризм  и  транспорт.

Самый большой в мире торговый флот принадлежит Японии, за ней  следуют Великобритания, ФРГ и  Норвегия. Судоходство составляет 50% экспорта услуг этих стран. На рынке грузовых и пассажирских транспортных услуг доминируют США, за ними идут Великобритания, Франция. Они же удерживают пальму первенства в сфере иностранного туризма. Большой объем туристических услуг оказывают Франция, Италия, Канада, Швейцария, где туризм приносит 40—50% экспортной выручки. [5]

Для Турции, Испании и  ряда средиземноморских государств большое значение имеет экспорт  рабочей силы в виде выезда неквалифицированных  рабочих на заработки.

Следует отметить, что публикуемые  статистические данные об операциях  с услугами на мировом рынке не являются исчерпывающими, поскольку  в отличие от операций с товарами не проходят таможню и не учитываются  достаточно полно во всех странах. Основной источник информации — сведения, отражаемые в платежном балансе в соответствии с рекомендациями МВФ. Однако они  имеют ряд недостатков: не все страны сообщают полную информацию о платежном балансе; страны, предоставляющие такую информацию, не всегда ее достаточно детализируют, что не позволяет выделить услуги и некоторые важные их субпозиции; многие фирмы оказывают услуги в рамках внутрикорпорационных связей заграничных отделений ТНК, которые также не учитываются в полной мере; платежи за услуги часто включаются в торговлю товарами. Например, это могут быть транспортные, страховые услуги, по монтажу оборудования, рекламе товаров.

Из изложенных выше материалов можно сделать вывод, что ускорение развития сферы услуг для воздействия на экономический рост  – главная задача как для развитых, так и для развивающихся стран. Но это невозможно без тщательного, детального изучения самих услуг и их влияния на развитие всей страны в целом.

 

 

    1. Правовое регулирования на рынке международных услуг

 

Регулирование международной  торговли услугами имеет определенную специфику. Это связано с тем, что услуги, отличающиеся крайним  разнообразием форм и содержания, образуют единый рынок, которому присущи  не общие черты, но общие тенденции, дающие возможность регулировать его  на глобальном уровне даже с учетом новых моментов в его развитии, которые вносят ТНК, доминирующие на нем и монополизирующие его.

В настоящее время мировой  рынок услуг регулируется на четырех  уровнях: международном (глобальном), отраслевом (глобальном), региональном и национальном.

Общее регулирование на глобальном уровне осуществляется в рамках ГАТС, вступившего в действие с 1 января 1995. В его регулировании используются те же правила, которые были выработаны ГАТТ по отношению к товарам: не дискриминация, национальный режим, транспарентность (гласность и единство прочтения законов), неприменение национальных законов в ущерб иностранным производителям. Однако реализация этих правил затрудняется особенностями услуг как товара: отсутствием вещной формы большинства из них, совпадением времени производства и потребления услуг. Последнее означает, что регулирование условий торговли услугами означает регулирование условий их производства, а это в свою очередь означает регулирование условий инвестирования их производства,

ГАТС, чтобы снять эти  противоречия, было составлено в трех частях: рамочного соглашения, определяющего  общие принципы и правила регулирования  торговли услугами; специальных соглашений, приемлемых для отдельных сервисных  отраслей, и списка обязательств национальных правительств по ликвидации ограничений  в сервисных отраслях. Таким образом, из поля деятельности ГАТС выпадает только региональный уровень.

Все соглашение ГАТС направлено на либерализацию торговли услугами и охватывает следующие их виды: услуги в области телекоммуникаций, финансов и транспорта. Из сферы  его деятельности исключены вопросы  экспортной продажи кинофильмов  и телепрограмм, что связано с  опасениями отдельных государств Европы утратить самобытность своей национальной структуры.

Отраслевое регулирование  международной торговли услугами осуществляется также в глобальном масштабе, что связано с глобальным производством и потреблением этих услуг. В отличие от ГАТС организации, регулирующие такие услуги, носят специализированный характер. Например, гражданские авиационные перевозки регулирует Организация международной гражданской авиации (ИКАО), иностранный туризм - Всемирная туристическая организация (ВТО), морские перевозки  - Международная морская организация (ИМО).

На региональном уровне международная  торговля услугами регулируется в рамках экономических интеграционных группировок, в которых снимаются ограничения на взаимную торговлю услугами (как, например, в ЕС) и могут вводиться ограничения на такую торговлю с третьими странами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ мировых рынков услуг

2.1. Международный туризм

 

Международный туризм –  один из важнейших секторов международной торговли услугами. В то же время это одна из быстрорастущих отраслей мировой экономики и один из наиболее прибыльных видов бизнеса. Туризм, в том числе международный, привлекает крупные инвестиции, обеспечивает растущую занятость и поступление доходов, а так же и в государственные бюджеты.

Растущий спрос на туристические  услуги во всем мире объясняется прежде всего социально-экономическими причинами.

В настоящее время индустрия  туризма в мире является одной  из наиболее динамично развивающихся  сфер в международной торговле услугами. За последние 20 лет среднегодовые  темпы роста числа прибытий иностранных  туристов в мире составили 5,1%, валютных поступлений- 14%.

Если в 1950 г. число туристов во всем мире составляло 25 млн., а оборот туристской индустрии - 2,1 млрд. долл. США, то, согласно данным Всемирной туристской организации при ООН (ЮНВТО) в 2006г. в мире было зарегистрировано 846,0 млн. прибытий туристов, а поступления от международного туризма достигли 733 млрд. долл. США.  Всемирный охват международный туризм приобрел, начиная с 60-70-х годов 20-го века. В результате образовался мировой туристский рынок, в котором участвуют практически все страны. [5]

Вместе с тем динамика международных туристских потоков  крайне неравномерна (Приложение 1), что объясняется в первую очередь разными уровнями социально-экономического развития стран и регионов мира.

В целом наблюдается рекорд для мировой туристской индустрии  в связи с ростом туристских прибытий на 43 миллиона, или на 5,4%, по сравнению  с прошедшим годом.

Наибольшее количество туристских прибытий зафиксировано в европейском  регионе благодаря объективным  историческим и социально-экономическим  факторам. Более чем на 9% увеличилось  число туристских посещений в  Африку, что является самым высоким  показателем роста туристских посещений  предыдущих лет. Динамично  развивается  также Азиатско-Тихоокеанский  регион, открывший за последние десятилетия  многие важные туристские направления  и центры.

Основными целями международных  туристических прибытий следующие: более половины – 430 миллионов, или 51%, составили поездки с целью  отдыха и рекреации, деловой туризм - 131 миллион, или 16%, остальные прибытия пришлись на другие цели, такие как  посещения друзей и родственников, паломничество, поездки с целью  оздоровления и пр.        

Прибытия разными видами транспорта представлены диаграммой

(рис. 2).

Рис.2. Виды транспорта

 

При этом, исходя из трех последних  лет, следует отметить тенденцию  к превалирующему росту туристских прибытий с использованием авиатранспорта. [7]

Для многих стран затраты  туристов на проживание, питание, местный  транспорт, развлечения и посещения  туристских достопримечательностей, шопинг и иные расходы составляют существенную долю в их экономике, повышая при  этом уровень занятости населения  и возможности для дальнейшего развития. Так, например,  в 2007 году 75 стран мира заработали более 1 млрд. долл. США, благодаря поступлениям от туризма.

Если рассматривать абсолютные объемы поступлений от туризма, то мировым  лидером продолжает оставаться Европа, получившая дополнительно 26 млрд. и  набравшая в целом 374 млрд. долл.США,  что составляет 51% от общемировых туристских поступлений.

Данные о распределении  туристских прибытий и поступлений  от туризма в европейском регионе  (Приложение 2) показывают, что рост туристских прибытий наблюдался в 2006 году почти по всем странам Европы. Исключение составили Венгрия и Турция. При этом лидерами в общей доле европейского рынка остаются Франция и Испания.  Что касается международных туристских поступлений, то наиболее существенная их часть приходится на Испанию, Францию и Италию.

Следует подчеркнуть, что  успехи многих стран в развитии туризма  связаны прежде всего с проведением крупных международных событийных мероприятий. К ним относятся как спортивные, так и культурные события, такие как Зимние Олимпийские Игры в Турине, чемпионат мира по футболу в Германии и многое другое.

Таким образом, анализ данных по международным туристским прибытиям  и поступлениям от туризма показывает, что мировой туризм в целом  не только сохранил свои позиции, но и  существенно улучшил их.

По данным Всемирного Совета по туризму и путешествиям в 2007 году доля туризма в мировом ВВП  составила 3,6%, а с учетом вклада сопутствующих  отраслей – 10,4%. Многие страны Европы, такие как Швейцария, Австрия, Франция, Болгария значительную часть своего благосостояния построили на доходах от туризма (табл. 1). [3, 367]

 

 

 

 

Страны

Прямые доходы от туризма

Доходы с учетом мультипликативного эффекта

Австрия

8,6%

15%

Испания

6,8%

18,2%

Франция

4,1%

10,9%

Хорватия

8,5%

19%

Великобритания

3,4%

9,1%

Канада

3,4%

11%

Болгария

4,1%

14,5


 

Табл. 1. Доходы стран от туризма

 

Таким образом, международный  туризм, характерной чертой которого является то, что значительная часть  услуг производится с минимальными затратами на месте, играет все более  заметную роль в мировой экономике.

К основным факторам, определяющим будущее туризма, следует отнести  общие и отраслевые факторы, такие  как конкуренция, информационные технологии, авиаперевозки, туроператорские услуги, а также политические и  социальные условия развития.

Мировая туристская индустрия  в последние годы сталкивается с  постоянно растущим уровнем конкуренции  между странами как внутри своего региона, так и за его пределами. В первую очередь на это указывают  все более широкие, часто агрессивные  меры рекламного воздействия при  продвижении своего туристского  продукта на внешних рынках. Кроме  этого туристский спрос и туристское предложение зависят от ряда таких  меняющихся факторов, как экономическое  и финансовое развитие, влияние политики, проводимой государством, демографических  и социальных изменений, развития инновационных  технологий.  Таким образом, усиление конкуренции как на рынке туристского спроса, так и на рынке туристского предложения является одной из существенных тенденций развития мирового туризма.

Вместе с тем развитие информационных технологий и общее  снижение цен на туристские поездки  относительно доходов населения  способствуют увеличению числа туристов и во многом способствуют происходящему в настоящее время процессу глобализации. Как известно, вместе с глобализацией приходит единообразие. Поэтому все большее число людей предпочитают поездки в туристские центры, которые гарантируют избыток развлечений и хорошую погоду. В настоящее время существует большое число курортов, обеспечивающих потребности, характерные только для какого-либо одного сегмента туристского рынка. Например, это сугубо молодежный отдых или отдых по системе «все включено», который не предполагает общения туристов с местным населением и культурой принимающей страны, и вместе с тем сохраняет свою популярность среди  туристов.

Информация о работе Международный рынок услуг