Международное агентство по атомной энергии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 22:55, реферат

Описание

Неоднократно были осуществлены призывы предпринять на глобальном уровне действия, направленные на то, чтобы обладание ядерным оружием не рассматривалось как некая абсолютная гарантия безопасности, чтобы была исключена возможность попадания его в распоряжение потенциально опасных сил и оно в конечном счете перестало быть угрозой миру. Эти призывы вызвали за прошедшее время огромный интерес во всем мире, получили множество позитивных откликов и послужили импульсом к созданию и расширению политической базы для решения данной проблемы.

Содержание

1. Введение.
2. МАГАТЭ – специализированная организация. Организационные и договорные основы деятельности МАГАТЭ. Договор о нераспространении ядерного оружия как основа для создания и функционирования МАГАТЭ
3. Общая характеристика и организационная структура организации МАГАТЭ. Руководящие органы МАГАТЭ.
4. Права и обязанности МАГАТЭ. Основные функции, цели и направления деятельности МАГАТЭ
5. Чернобыль
6. Фукусима
7. Международные проекты в области радиоактивных отходов в Российской Федерации
8. Критика
9. Перспективы
10. Заключение.
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

МАГАТЭ курсач.doc

— 284.50 Кб (Скачать документ)

 

Однако проблема нераспространения ядерного оружия и развития атомных технологий имеет не только военный, но и весомый экономический аспект. Это, кстати, также отмечено Договором о нераспространении, в котором предусматривается, что гарантии от военного использования атомных технологий не должны сдерживать их мирное использование обмен информацией соответствующего характера между государствами. Однако понятно, что в первое время функционирования системы нераспространения в большей степени  делался акцент на военном аспекте – на недопущении увеличения числа стран, обладающих ядерным оружием. Это было логичной реакцией на острые кризисы в период противостояния двух политических систем, которые грозили перерасти в войну с применением ядерного оружия. В дальнейшем данные угрозы были трансформированы, особенно в контексте борьбы с терроризмом.

Однако при этом все настойчивее начал заявлять о себе экономический аспект проблемы. Обладание атомными технологиями означает обладание значительными возможностями в энергетике, между тем обладание энергетическими ресурсами является одним из важнейших аспектов развития экономики. При этом, если некоторые европейские страны идут на сознательное снижении доли атомной энергии в структуре своего топливно-энергетического баланса по экологическим соображениям (к примеру, Германия), то для многих развивающихся стран обладание собственными источниками атомной энергии является крайне желанной целью.

Так, весьма характерным примером стало сделанное в конце 2006 г. заявление шести арабских государств (Саудовская Аравия, ОАЭ, Египет, Марокко, Алжир, Тунис), сообщивших о намерении разрабатывать собственные атомные программы под контролем МАГАТЭ. Позднее о желании получить атомные технологии заявила Иордания. Между тем все данные государства сложно назвать радикальными режимами, как это де-факто было сделано США в отношении Ирана и Северной Кореи, и свести всю проблему исключительно к военному аспекту и нарушению режима нераспространения. В этом случае в радикальные режимы пришлось бы записать весь регион Ближнего Востока и Северной Африки во главе с Лигой арабских государств, тем самым, по сути, объявив войну цивилизаций.

При этом именно Ближний Восток до сих пор предполагалось сделать зоной, свободной от ядерного оружия. Однако не гарантировав возможностей получения альтернативных источников энергии, помимо исчерпаемых нефти и газа, мировое сообщество столкнулось с намерением государств региона самим обеспечить эти источники в виде атомных технологий. Между тем, сами данные технологии, как уже отмечено, в принципе, позволяют достичь «порогового потенциала», что, разумеется не может не вызывать беспокойства других государств. В этой связи характерным стало выступление короля Иордании Абдаллы II, который указал, что его страна всегда выступала за безъядерный статус региона, однако в условиях, когда большинство соседей страны намерены получить атомные технологии, данная инициатива становится бессмысленной и Иордания также намерена обеспечить свои интересы в атомной энергетике.

Таким образом, становится понятным, что мало гарантировать военную защиту участникам режима нераспространения, также как и мало было бы обеспечить только их экономические права на доступ к атомной энергетике. Однако на данный момент военный аспект проблемы более менее соблюден, что выражается – причем, порой гипертрофированно, в деятельности СБ ООН. Более или менее эффективно, но действует и МАГАТЭ, роль которой, по сути, заключается в «контроле грани» - между военным и экономическим аспектом проблемы. Контроль за тем, чтобы государства, стремясь получить доступ к мирным атомным технологиям или продолжая их разрабатывать, не создавали ядерное оружие, либо не увеличивали численность своих потенциалов. Однако непосредственно экономический аспект проблемы – не соблюден. Нет в мире того органа, структуры, института, который бы консолидировано обеспечивал бы право государств получить доступ к атомной энергии в обмен на их отказ, требуемый режимом нераспространения, от собственного создания соответствующих энергетических потенциалов.

 

 

10.  Заключение

 

Таким образом, решение проблемы соблюдения режима нераспространения и развития атомных технологий, как представляется, может достигаться на путях комплексного подхода, учитывающего военный и экономический аспект проблемы, а также задачу контроля соблюдения грани между двумя данными аспектами. Военный аспект проблемы может решаться за счет реформирования СБ ООН, увеличения его представительности при одновременном снятии его гипертрофированной роли в решении проблемы развития атомных технологий. То есть, за счет отделения собственно аспекта безопасности, военного аспекта проблемы, от экономического аспекта.

Вместе с первой задачей неразрывна связана вторая – увеличение авторитета МАГАТЭ, который, несомненно, пошатнулся в последнее время, в связи с неучетом или недостаточным учетом мнения организации при начале иракской войны, при обсуждении иранской и северокорейской ядерных программ. Именно МАГАТЭ должна быть единственной инстанцией, контролирующей и имеющей право выносить решение по вопросу соблюдения мирного характера программ атомной энергетики тех или иных государств. Именно оно должно контролировать грань между военным и экономическим аспектом проблемы, тогда как сейчас эту роль арбитра зачастую берет на себя СБ ООН.

Наконец третья задача заключается в создании международного института, на который бы были возложены обязанности по обеспечению прав государств на получение атомной энергии. Таким образом, СБ ООН, МАГАТЭ и новый международный орган должны выполнять взаимодополняющие функции в единой системе гарантий режима нераспространения и прав на мирную атомную энергию. СБ ООН – должен гарантировать военную защиту государств, не обладающих атомными технологиями; предполагаемый к созданию международный орган – гарантировать соблюдение экономических прав данных государств на получение мирной атомной энергии, равно как и прав государств, предоставляющих свою атомную энергию другим; МАГАТЭ – гарантировать то, что ни одно государство не переходит грань между мирным и военным использованием атомной энергии. В этом случае единая система нераспространения будет базироваться на взаимодополнении прав государств на мирную атомную энергию и защиту и обязанностей представляющих их консолидированную позицию международных структур гарантировать данные права, а также прозрачность и контроль их реализации.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
 

1.      Устав МАГАТЭ

2.      Конвенция о помощи в случае ядерной или радиационной аварийной ситуации

3.      Конвенция о ядерной безопасности

4.      А. Арбатов. 2005. Ядерное сдерживание и нераспространение. Тез. Докл. Уч. Совета ИМЭМО РАН 16 февраля 2005.

5.      Текст лекции Г.М. Пшакина, прочитанной 11 ноября 2004 г. в Московском физико-техническом институте в Московском физико-техническом институте для слушателей курса
"Режим нераспространения и сокращения оружия массового уничтожения и национальная безопасность"

6.      «Российская Газета», 11 мая 1994 года, № 87, с.3.

7.      http://www.un.org/russian/ga/iaea/

8.      http://www.iaea.org/

9.      http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%90%D0%93%D0%90%D0%A2%D0%AD

10. http://www.minatom.ru/

 

 



Информация о работе Международное агентство по атомной энергии