Международное агентство по атомной энергии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 22:55, реферат

Описание

Неоднократно были осуществлены призывы предпринять на глобальном уровне действия, направленные на то, чтобы обладание ядерным оружием не рассматривалось как некая абсолютная гарантия безопасности, чтобы была исключена возможность попадания его в распоряжение потенциально опасных сил и оно в конечном счете перестало быть угрозой миру. Эти призывы вызвали за прошедшее время огромный интерес во всем мире, получили множество позитивных откликов и послужили импульсом к созданию и расширению политической базы для решения данной проблемы.

Содержание

1. Введение.
2. МАГАТЭ – специализированная организация. Организационные и договорные основы деятельности МАГАТЭ. Договор о нераспространении ядерного оружия как основа для создания и функционирования МАГАТЭ
3. Общая характеристика и организационная структура организации МАГАТЭ. Руководящие органы МАГАТЭ.
4. Права и обязанности МАГАТЭ. Основные функции, цели и направления деятельности МАГАТЭ
5. Чернобыль
6. Фукусима
7. Международные проекты в области радиоактивных отходов в Российской Федерации
8. Критика
9. Перспективы
10. Заключение.
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

МАГАТЭ курсач.doc

— 284.50 Кб (Скачать документ)

2. Индия              
Взрыв в мае 1974 г. атомной бомбы под названием «Будда засмеялся» (“Buddha has smiled”) на полигоне Похаран стал первым в мире очевидным доказательством, что гражданская атомная программа может быть эффективно использована для прикрытия разработки атомного оружия. Плутоний для этой бомбы был из «исследовательского» реактора “CIRUS” (Canada-India-Reactor-United States; 40 МВт, тяжеловодный, на естественном уране, 1960 г.), который Индия получила из Канады в рамках помощи по «плану Коломбо» (США представили 10 т тяжелой воды для реактора), при условии, что реактор будет использован только для мирных исследовательских программ. В 1965 г. вступил в строй завод по переработке ОЯТ в Тромбее (мощность 1200 тонн ОЯТ в год). Есть/были еще 8 исследовательских реакторов, в том числе такие, как самый мощный в мире исследовательский реактор «Друва» («Dhruva», тяжеловодный, 100 МВт, 1985 г.) и FBTR (бридер, 40 МВт; 1985 г.). 70 тонн тяжелой воды для «Друвы» было получено из Китая, 15 тонн – от норвежской «Norsk Hydro», и 18,7 т – от Технабэкспорта СССР через одну и ту же германскую фирму и Дубай, как страну перевалки груза. После взрыва бомбы (мощностью 12 килотонн) Индия заявила, что это был «мирный» ядерный взрыв. В 1998г. Индия осуществила пять атомных взрывов. Сейчас в стране есть несколько десятков ядерных боеприпасов.

3. Ирак              
Секретная ядерно-оружейная программа началась с создания в 1957 г. Атомного центра в Тувайте (Tuwaitha). В 1967 г. был введен «исследовательский» реактор IRT-5000 (бассейнового типа, 5 МВт, советской постройки). В 1976 г. заключен договор с Францией о строительстве двух «исследовательских» реакторов (Tammuz-1, «Ozirak», 70 МВт, и Tammuz-2, бассейнового типа, 0,8 МВт). В 1981 г. «Озирак» был уничтожен израильской авиацией, как место производства атомного оружия. Поскольку Иран присоединился к Договору о нераспространении (ДНЯО), МАГАТЭ организовало техническое содействие развитию его ядерной программы, несмотря на ее явно двойное назначение. Под эгидой МАГАТЭ и с помощью Италии были созданы мощности по переработке ОЯТ (1978 г.), из Германии получены несколько тонн обедненного урана. Несмотря на то, что в ядерно-оружейной программе Ирака было занято до 7 тыс. специалистов, многочисленные инспекции МАГАТЭ не смогли обнаружить военных приготовлений. По оценкам, в 1991 г. Ираку оставалось несколько месяцев до создания атомной бомбы, когда эта программа была прервана международной Операцией «Буря в пустыне». После 1991 г. Ирак успел спрятать 96 топливных сборок из реактора ИРТ-2000 (обогащение урана 80%) и планировал использовать этот уран для изготовления ядерного заряда.

4. Иран              
По официальным заявлениям 60-х гг. в стране была принята программа создания атомного оружия. Есть пять исследовательских реакторов, в том числе мощный TRR (бассейнового типа, на обогащенном уране, 5 МВт, 1967 г. постройки США), реактор MNSR — «миниатюрный источник нейтронов» (25 МВт, постройки КНР, 1997 г.). Разрабатываются урановые месторождения в Саганде и др. В 90-х гг. Россия предоставила Ирану документацию для строительства гидрометаллургического завода (производства уранового концентрата).

С помощью Пакистана созданы мощности по обогащению урана, есть лабораторные мощности по переработке ОЯТ (производства США). Ядерная инфраструктура Ирана включает: Центр ядерных исследований в Тегеране (Tehran Nuclear Research Center, с подразделением Jabr Ibn Hayan Multipurpose Labs Laboratories, по лазерному обогащению урана), Центр ядерных технологий в Исфахане, Департамент ядерных исследований Университета города Язд, а также по крайней мере два производства по обогащению урана (в Mo'alem Kalayeh под видом Kalae Electric Company, и на подземном предприятии в городе Natanz). В 2003 — 2004 гг. инспекции МАГАТЭ обнаружили в Фараянде не только центрифуги для обогащения урана (полученные из Пакистана), но и следы урана, обогащенного много выше уровня 2-3%, необходимого для АЭС (до 20 — 36%, то есть оружейного качества). В 2002 г. заработала опытная установка по лазерному обогащению урана в Лашкар-Абаде (такое обогащение не требует громоздких центрифуг). В Исфагане есть радиохимический завод и завод по производству циркониевых трубок для ТВЭЛов.

В 2004 г. в городе Арак (Arak) началось сооружение тяжеловодный «исследовательского» реактора IR-40. Соглашение 1992 г. об атомном сотрудничестве с Россией резко расширило доступ иранских специалистов к технологиям двойного назначения. Это, как и сотрудничество с Северной Кореей, Пакистаном и Китаем в ядерной сфере, позволяет Ирану уже в 2006 г. (и не позже 2008 г.) создать свою атомную бомбу. В феврале 2005 г. секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Х. Рохани заявил, что Иран ускорит работы в области создания атомного оружия.

5. Пакистан             
Пакистанская ядерная программа началась с 1965 г. на основе исследовательского реактора PARR-1 (бассейнового типа, 10 МВт, в Равалпинди), и широко развернулась после постройки недалеко от Карачи в 1971 г. тяжеловодного реактора типа CANDU («KANUPP» – Karachi Nuclear Power Project; 137 МВт, при канадской финансовой и технической помощи). В 1983 г., на основе технологии обогащения урана (выкраденной в Нидерландах, с англо-германо-голландского завода в Альмело) в 1976 г. в пос. Kahuta был открыт «исследовательский» атомный центр, с заводом по обогащению урана. В 1998 г. вступил в строй мощный «исследовательский» тяжеловодный реактор (“Khushab”, 40 Мвт, китайской постройки, пос. Joharabad), который может производить до 10 кг плутония в год. Рядом с Пакистанским Институтом атомных исследований и технологий (PINSTECH) и АЭС «Chasma» (построена с помощью Китая), с середины 90-х гг. функционирует завод по переработке ОЯТ (построен с помощью Франции). Первое ядерное взрывное устройство было создано в 1984 г. В 1998 г. на полигоне в Белуджистане были взорвано шесть ядерных устройств. По экспертным оценкам, Пакистан к 2005 г. имел до 50 урановых и до 5 плутониевых ядерных боеприпасов.

6. Северная Корея             
Секретная программа по созданию атомного оружия была начата в конце 60-х гг. на основе мощного «исследовательского» газо-графитового реактора советского производства (25 МВт, на высокообогащенном уране) и реактора собственной постройки (5 МВт, газо-графитовый). Эти два реактора (размещенные в подземных укрытия тоннельного типа в районе Йонгбена, 60 км к северу от Пхеньяна) могут производить до 8 кг плутония в год. В 1993 г. страна официально вышла из Договора о нераспространении атомного оружия, а еще через год – запретила инспекции МАГАТЭ. Атомная инфраструктура включает: Атомный центр в Йонгбене (Atomic Center, Yongbyon, с институтами ядерной физики, ядерной электроники, изотопов, радиационной химии, критической сборкой (0,1 МВт), тремя реакторами (5, 8 и 50 МВт), радиохимической лабораторией, предприятием по переработке ОЯТ (репроцессинг) и заводом ядерного топлива), Институт атомной энергетики, радиологии и ядерной физики в Университете Пхеньяна (Pyongyang University), кафедру атомных исследований и исследования ядерных технологий Политехнического институте Ким Чак (Kim Chaek Polytechnical Institute). Имеются значительные месторождения урана. В 90-е годы Северная Корея участвовала в разработках урана в Республике Конго. Начиная с 2004 г. сделано несколько официальных заявлений о наличии в стране ядерного оружия. В 2005 г. в стране могло быть до восьми ядерных боезарядов.

7. ЮАР             
ЮАР – единственная страна, которая секретно и успешно создала и испытала атомное оружие и затем публично официально отказалась от программы ядерного вооружения. Секретная ядерно-оружейная программа была начата в режимом апартеида в 1965 г. на основе мощного «исследовательского» реактора “SAFARI-1” (легководный, бассейнового типа, 20 МВт, постройки США, в Пелиндабе). В 80-е гг. Франция поставила в ЮАР два энергетических реактора типа PWR по 900 МВт. Политическое решение о создании ядерного оружия было принято в 1974 г. Первая атомная бомба (уран 80 % обогащения, пушечного типа, мощность около 3 кт) была испытана над Южным океаном в 1979 г. 400 кг оружейного урана было получено оригинальным методом на предприятии в Валиндабе. В создании атомной бомбы принял участие Израиль (оттуда получено около 30 грамм трития в отмен на поставку 600 тонн оксида урана). В течение следующих 10 лет секретно было произведено еще шесть ядерных боезарядов (был планы производства до 20 ядерных боезарядов). Программа была прекращена правительством ЮАР после краха режима апартеида в 1991 г., все семь атомных боезарядов были демонтированы, а документация уничтожена. Ни одна (из более чем 150!) инспекций МАГАТЭ, регулярно проводившихся на протяжении многих лет, не обнаружила даже следов создания атомного оружия. МАГАТЭ промолчало и тогда, когда в 1977 г. и СССР, и США сделали официальные предостережения правительству ЮАР в связи с обнаружением разведывательными спутниками явных приготовлений к атомным испытаниям на полигоне в пустыне Калахари.

8. Южная Корея             
Секретная программа создания ядерного орудия была начата по указанию первого президента страны Ли Сын Мана в 1951 г. с участием японских специалистов. В период диктатуры Пак Чон Хи в 1971 г. Эта программа получила развитие. Контракт о закупке во Франции завода по переработке ОЯТ был подписан в начале 1975 г. В июне 1975 г. в газете «Washington Post» генерал Пак заявил, что если США ослабят свою поддержку, Южная Корея должна будет защищать себя с помощью собственного атомного оружия, которое необходимо создать. Для поддержки секретных планов создания атомной бомбы государство вкладывало огромные средства в развитие атомной энергетики и связанные с нею технологии. В 1962 г. в пригороде Сеула начал работать первый исследовательский реактор (тип «TRIGA MARK-II», 0,25 МВт), в 1972 г. – более мощный («TRIGA MARK III», 2 МВт). В 1995 г. в Корейском институте по изучению атомной энергии  заработал третий и самый мощный исследовательский реактор (бассейнового типа, 30 МВт). В стране работает 18 блоков на АЭС (общая мощность более 15 GW). Имеется полный топливный цикл (на основе привозного урана из Австралии, Канады, Франции, России, США и Южной Африки). В 1980 г. страна официально отказалось от планов создания атомного оружия. Однако, случайно обнаруженное инспекторами МАГАТЭ в 2004 г. высокосовершенное оборудование по обогащению урана свидетельствует о продолжении ядерно-оружейной программы. Современная политика в отношении создания атомного оружия — «ждать и смотреть», основана на технической возможности создать атомную бомбу в течении нескольких месяцев после принятия политического решения.

Кроме перечисленных выше стран, в которых существовали или существуют военные атомные программы, связанные с «мирными» атомными проектами, есть несколько стран, которое, похоже, тоже помышляют о развитии оружейных программ. Среди них Бангладеш, Индонезия, Мьянма, Сирия.

В 58 странах мира есть 345 действующих и остановленных исследовательских реакторов, в активных зонах которых находится высокообогащенный уран (ВОУ), в 40 странах — из США.

Более чем реальным оказывается и риск распространения ядерного оружия, связанный с распространением атомной энергетики — в каждом из 434 коммерческих атомных реакторов нарабатывается плутоний, секретное использование которого в атомном оружии не представляет непреодолимых сложностей для государств.

Договор о нераспространении (1968-1995) оказался не щитом от нераспространения, а ширмой для распространения: страны, которые хотят получить атомное оружие, подписывают этот договор, и, в результате, МАГАТЭ начинает активно снабжать их знаниями и технологиями, неизбежно имеющими двойное назначение.

История атомного оружия показывает, что в США и СССР атомная энергетика была «хвостом» ядерного вооружения. Главной причиной развития атомной энергетики было не получение необходимых источников электричества, а более эффективное использования огромных военных атомных расходов, также, впрочем, как и получение дополнительного количества расщепляющегося оружейного материала – плутония. Очень скоро эта ситуация стала противоположной: если какая-то страна хотела получить атомное оружие, – она должна была начать с легального развития мирной атомной энергетики. И первый, и второй сценарий демонстрируют неразрывную связь между атомным оружием и атомным электричеством.

Противоречивость задач и заведомая необъективность МАГАТЭ

МАГАТЭ было создано с двумя задачами: первая и главная задача — распространение ядерных технологий, второстепенная задача — ограничение распространения тех же самых технологий, пригодных для производства ядерного оружия и делящихся материалов (создание и поддержание режима нераспространения).

Одной рукой МАГАТЭ должно было способствовать распространению атомных технологий, а другой — препятствовать распространению тех же самых технологий.

Движущие силы для выполнения этих противоречивых задач оказались неравными. Мощной пружиной для распространения атомных технологий были и остаются коммерческие интересы атомной промышленности самых развитых стран (США, Канады, Германии, Японии, Франции и других). Многократно более слабой пружинкой для поддержания режима нераспространения оказывается политическая воля подавляющего большинства других стран препятствовать распространению.

Устав МАГАТЭ определяет его пристрастное отношение к распространению ядерных технологий. Если сотрудники МАГАТЭ будут говорить что-то, препятствующее распространению ядерных технологий, значит, они поступают нелояльно по отношению к работодателю. Уже из за этого типичного конфликта интересов объективность заключений МАГАТЭ всегда должна ставиться под сомнение (нарушение принципа римского права «нельзя быть судьей в своем деле»).

Факты говорят и о прямом стремлении МАГАТЭ, практически с момента его основания, таким образом трансформировать получаемые фактические данные, чтобы они не вызывали подозрений в опасности атомных технологий. Еще в 1959 г. МАГАТЭ заключило официальное соглашение с Всемирной организацией здравоохранения по которому «Если одна из сторон настоящего соглашения инициирует программу или активность в области, в которой другая сторона имеет значительный интерес, она должна согласовать с другой стороной свою точку зрения...».

МАГАТЭ — межгосударственная структура, и из этого вытекает одна очень неприятная для объективной работы особенность, а именно — использование только официальных данных. Давно общепризнано, что официальные доступные для общества данные в области ядерной проблематики часто далеки от истинных. Это обстоятельство определяется секретностью, окружающей все, связанное с ядерным оружием. И это обстоятельство катастрофически сказывается на работе МАГАТЭ: извращение и сокрытие реальных данных стали обычной практикой. Вот два примера.

1.                  МАГАТЭ и Чернобыль. В 1989 г. по просьбе советского правительства (которое оказалось под беспрецедентным общественным давлением) МАГАТЭ, совместно с Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), организовало комиссию для выяснения «истинных» масштабов и последствий чернобыльской катастрофы. Результаты работы комиссии были ошеломляющие — «ничего страшного»! Весь отчет комиссии на полутора тысяче страниц был основан на официальных данных. Не было сделано даже попытки проанализировать вопрос, например, о том, как сказалось на этих официальных данных секретное правительственное распоряжение 1988 года, запрещавшее советским врачам устанавливать причинную связь между радиационным поражением и заболеваемостью людей. Не высказано даже тени сомнения в уже тогда широко оспаривавшихся официальных оценках размеров выброса радиоактивных веществ, не обобщены должным образом уже имевшиеся тогда тревожные данные по здоровью ликвидаторов. Не отмечено широко принятого в мировой онкологической статистике критического отношения к статистическим данным по раковым заболеваниям на территории СССР. «Мировое сообщество до сих пор не имеет полных сведений о трагических последствиях чернобыльской аварии во многом "благодаря" экспертной комиссии МАГАТЭ, соблюдающей ведомственные интересы» (глава делегации Республики Беларусь С. Шушкевич на конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в июне 1992 года).

Информация о работе Международное агентство по атомной энергии