Международное агентство по атомной энергии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 22:55, реферат

Описание

Неоднократно были осуществлены призывы предпринять на глобальном уровне действия, направленные на то, чтобы обладание ядерным оружием не рассматривалось как некая абсолютная гарантия безопасности, чтобы была исключена возможность попадания его в распоряжение потенциально опасных сил и оно в конечном счете перестало быть угрозой миру. Эти призывы вызвали за прошедшее время огромный интерес во всем мире, получили множество позитивных откликов и послужили импульсом к созданию и расширению политической базы для решения данной проблемы.

Содержание

1. Введение.
2. МАГАТЭ – специализированная организация. Организационные и договорные основы деятельности МАГАТЭ. Договор о нераспространении ядерного оружия как основа для создания и функционирования МАГАТЭ
3. Общая характеристика и организационная структура организации МАГАТЭ. Руководящие органы МАГАТЭ.
4. Права и обязанности МАГАТЭ. Основные функции, цели и направления деятельности МАГАТЭ
5. Чернобыль
6. Фукусима
7. Международные проекты в области радиоактивных отходов в Российской Федерации
8. Критика
9. Перспективы
10. Заключение.
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

МАГАТЭ курсач.doc

— 284.50 Кб (Скачать документ)

В 1992-1993 годах в рамках Группы ядерных поставщиков был согласован принцип наличия полноохватных гарантий МАГАТЭ в стране-импортере как условия осуществления поставок предметов Исходного списка в эту страну, что исключило возможность экспорта в вышеназванные страны.

В целом можно сказать, что пункт 2 статьи III явился юридической основой создания международной системы экспортного контроля в ядерной области, являющейся важным элементом противодействия ядерному распространению.

Статья VII ДНЯО гласит:

"Никакое положение настоящего Договора не затрагивает право какой-либо группы государств заключать региональные договоры с целью обеспечения полного отсутствия ядерного оружия на их соответствующих территориях".

Включение в ДНЯО данной статьи, подтверждающей право государств на образование региональных зон, свободных от ядерного оружия, несомненно, усилило нераспространенческий характер договора.

В статье особо подчеркивается цель полного отсутствия ядерного оружия на территории зон. Иными словами, в безъядерных зонах должно запрещаться не только производство, приобретение или получение ядерного оружия неядерными участниками зоны, но и размещение в пределах зон ядерного оружия, принадлежащего ядерным державам, что договором о нераспространении не возбраняется.

Дальше присутствуют статьи, которые были внесены по настоянию государств, не имеющих ядерного оружия, которые говорят, что ядерные державы в первую очередь и весь остальной мир должны стремиться к тому, чтобы начать и довести до полного завершения процесс ядерного разоружения. Например, известное соглашение между СССР и Соединенными Штатами о том, чтобы вывести из оружейных программ по 34 т с каждой стороны (сначала разговор шел о 50 т, потом ограничились 34 т), и вот этот ядерно-оружейный материал начать использовать для мирных целей, либо его каким-то образом уничтожить. Это одно из направлений или задач, которые решаются в рамках Статьи 6 о процессе разоружения.

Сегодня, можно констатировать, что Договор остается важнейшим международным инструментом, обеспечивающим глобальную и региональную стабильность и безопасность. К настоящему времени участниками Договора стали 188 стран и лишь 3 так называемых пороговых государства - Индия, Пакистан и Израиль - не присоединились к нему. В сентябре 2007 года о своем решении присоединиться к Договору объявила Куба.

Каждые пять лет проводятся конференции по рассмотрению действия ДНЯО. Последняя такая конференция прошла в мае 2010 г.На этой конференции аль-Барадеи представил предложения по укреплению режима нераспространения:

отказ от строительства новых установок по обогащению урана и выделению плутония на ближайшие пять лет;

перевод всех исследовательских реакторов, работающих на высокообогащенном уране, на использование низкообогащенного урана;

ужесточение требований по проведению инспекций МАГАТЭ;

ужесточение действий Совета Безопасности ООН в отношении любой страны, которая выходит из ДНЯО;

ужесточение расследований и судебных преследований любой незаконной торговли ядерными материалами и технологиями;

ускорение ядерного разоружения государств — участников ДНЯО, обладающих ядерным оружием;

принятие мер, направленных на устранение существующего дефицита безопасности в регионах, подобных Ближнему Востоку и Корейскому полуострову.

Важно отметить, что ДНЯО является в первую очередь базовым международно-правовым документом, давшим импульс разработке внешних барьеров ядерному распространению, т.е. таких институциональных контрольных механизмов, как гарантии МАГАТЭ, национальные меры учета и контроля ядерных материалов, экспортный контроль.

Хотя ДНЯО не предусматривает создания специального контрольного органа для обеспечения соблюдения договора, можно считать, что Совет управляющих МАГАТЭ фактически является таким органом в силу того, что статья III устанавливает права Агентства выполнять контрольные функции по договору. Совет эти функции осуществляет на практике, утверждая соглашения о гарантиях с государствами–участниками договора, давая необходимые ориентиры секретариату по процедурам применения гарантий, постоянно работая над повышением эффективности системы гарантий, ежегодно заслушивая отчеты секретариата о выполнении гарантий и принимая, в необходимых случаях, меры при несоблюдении соглашений о гарантиях, вплоть до представления докладов о несоблюдении в Совет Безопасности ООН, как это было в 1991 году в связи с Ираком и в 1993 году в связи с КНДР.

В апреле 1970 года Совет управляющих создал Комитет по гарантиям для подготовки типового соглашения для неядерных государств–участников договора, которое было разработано в 1970-1971 годах и известно как документ INFCIRC/153.

В течение почти 20-летнего периода система гарантий МАГАТЭ демонстрировала достаточную эффективность в достижении своей цели - контроля за непереключением ядерного материала в странах – участницах ДНЯО. Однако события начала 90-х годов вокруг Ирака, ЮАР и КНДР выявили ее недостатки в части обнаружения незаявленной ядерной деятельности и подтолкнули МАГАТЭ предпринять меры к укреплению эффективности и действенности этой системы.

В результате проведенной в 1993-1997 годах работы был разработан типовой Дополнительный протокол (INFCIRC/540) в качестве основы для дополнительных протоколов к соглашениям стран – участниц ДНЯО о всеобъемлющих гарантиях по документу INFCIRC/153.

Дополнительный протокол существенно улучшает возможности Агентства по обнаружению незаявленной ядерной деятельности за счет предоставления ему более широкого доступа к информации о ядерных объектах и к площадкам, где они располагаются.

Благодаря дополнительному протоколу Агентству обеспечивается получение объемной информации и доступ инспекторов ко всем звеньям ядерного топливного цикла, включая учреждения, ведущие НИОКР, в том числе на основе визитов по краткосрочному запросу МАГАТЭ. Немаловажным является также предоставленное МАГАТЭ право осуществлять отбор проб окружающей среды за пределами мест нахождения ядерных объектов с целью выявления "истории" производственных процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Общая характеристика и организационная структура организации МАГАТЭ. Руководящие органы МАГАТЭ

 

По состоянию на декабрь 2009 года в МАГАТЭ входило 151 государство.. Штаб-квартира МАГАТЭ расположена в Международном Венском Центре. Кроме того, МАГАТЭ содержит региональные отделения в Канаде, Женеве, Нью-Йорке и Токио, лаборатории в Австрии и Монако и исследовательский центр в Триесте (Италия), которым управляет ЮНЕСКО.  Руководящие органы — созываемая ежегодно Генеральная конференция (General Conference) всех стран-членов, заслушивающая отчет о работе Агентства за год. В промежутке между Генеральными конференциями руководящей практической деятельностью Агентства руководит Совет управляющих, состоящий из представителей 35 государств-членов и Секретариат, осуществляющий текущую работу, возглавляемые Генеральным директором.

Оперативное руководство деятельностью МАГАТЭ осуществляет Совет управляющих, который анализирует программы Агентства и подготавливает по ним рекомендации для Генеральной конференции, а также утверждает договоренности о гарантиях безопасности и публикует стандарты безопасности.

Совет управляющих обычно собирается пять раз в год: в марте и июне, в сентябре — непосредственно до и после очередной ежегодной сессии Генеральной конференции — и сразу после сессии его Комитета по технической помощи и сотрудничеству в декабре. Он рассматривает отчетность, программу и бюджет МАГАТЭ и представляет Генеральной конференции рекомендации по этим вопросам и рассматривает также заявления о приеме в члены Агентства. Кроме того, он утверждает соглашения о гарантиях и публикацию норм МАГАТЭ по безопасности, а также уполномочен назначать Генерального директора, который утверждается Генеральной конференцией.

Руководство политикой и программами МАГАТЭ осуществляет Генеральная конференция, которая вправе рассматривать любые вопросы в рамках Устава или связанные с полномочиями и функциями любого органа МАГАТЭ. Генеральная конференция, состоящая из всех государств членов, созывается один раз в год для рассмотрения, среди прочих вопросов, доклада Совета управляющих за предыдущий год, утверждения отчетности и программы и бюджета, а также утверждения любых заявлений о приеме в члены Агентства. Она уполномочена запрашивать у Совета доклады по любым вопросам, относящимся к функциям Агентства. Во время своей очередной ежегодной сессии Конференция проводит общую дискуссию по основным направлениям деятельности и программе МАГАТЭ и рассматривает различные вопросы, представленные ей Советом, Генеральным директором и отдельными государствами-членами.

Секретариат МАГАТЭ, в котором работают свыше 2300 сотрудников категории специалистов и сотрудников поддержки, осуществляет программы и деятельность, одобренные директивными органами Агентства. Секретариат возглавляется Генеральным директором, который является главным административным должностным лицом и назначается на четырехлетний срок. Ему помогают заместители Генерального директора, возглавляющие шесть департаментов: ядерной энергии (ядерная энергетика, топливный цикл и обращение с отходами; ), ядерной безопасности(ядерная безопасность, радиационная безопасность и безопасность отходов), ядерных наук и применений(использование ядерной технологии в мирных целях), гарантий(проверка мирного использования), технического сотрудничества(передача технологии), управления(основные направления деятельности, юридические консультации и административная поддержка).

С 1 декабря 2009 года — Генеральным директором МАГАТЭ является Юкия Амано (род. 1947) — японский дипломат и международный государственный служащий Организации Объединенных Наций и её подразделений. Занимал различные посты в Министерстве иностранных дел Японии. С 2005 года — посол Японии в МАГАТЭ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Основные функции, цели и направления деятельности МАГАТЭ
 

«Агентство стремится к достижению более скорого и широкого использования атомной энергии для поддержания мира, здоровья и благосостояния во всем мире. По мере возможности Агентство обеспечивает, чтобы помощь, предоставляемая им или по его требованию, или под его наблюдением, или контролем, не была использована таким образом, чтобы способствовать какой-либо военной цели». Устав МАГАТЭ

МАГАТЭ активно работает почти в каждой стране мира, осуществляя свои программы в областях гарантий , безопасности, сохранности и технического сотрудничества. Упомянутая деятельность - это лишь небольшая часть всего ее объема. Гарантии МАГАТЭ применяются более чем на 900 установках в 71 стране. Осуществляется техническое сотрудничество б более чем со 100 странами. Множество государств-членов получают помощь при решении задач в областях безопасности и сохранности. Свыше 80 развивающихся стран получают помощь при модернизации установок для лечения рака и в области подготовки персонала.

Нераспространение ядерного оружия

По Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) на МАГАТЭ возложена проверка выполнения обязательств его участников. Контрольные функции Агентства — так называемые гарантии МАГАТЭ — имеют цель не допустить в странах, не обладающих ядерным оружием, переключения атомной энергии с мирного применения на создание ядерного оружия.

В странах, где осуществляются всеобъемлющие гарантии, МАГАТЭ ведет учет всего “исходного и специального расщепляющегося материала”. В деятельности по гарантиям основное внимание уделяется материалам, критически важным для изготовления ядерного оружия – плутонию-239, урану-233 и урану-235. Гарантии применяются на регулярной основе на более чем 900 установках в 71 стране. Только в 2002 году деятельность по гарантиям включала проверку более чем 52 000 тонн специального расщепляющегося материала силами более чем 250 инспекторов МАГАТЭ оказывает помощь в подготовке сотрудников таможенных служб по тематике обнаружения радиоактивных материалов, которые контрабандисты пытаются переправить через международные границы. Около 70 государств совместно с МАГАТЭ проводят сбор и распространение информации о незаконном обороте радиоактивных источников и материалов.

Система гарантий основана преимущественно на контроле использования ядерных материалов и установок, проводимо на местах инспекторами МАГАТЭ. Проверка может происходить только на основе соглашения с государством, в котором должна проводиться инспекция. Принятие гарантий является добровольным. Соглашения о предоставлении гарантий были заключены со 118 государствами, среди которых 102 страны, подписавшие договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) от 1968г. Государства, не обладающие ядерным оружием, которые являются участниками Договора о нераспространении ядерного оружия, должны заключить с МАГАТЭ соглашения о гарантиях, охватывающие материалы, используемые в мирных целях. МАГАТЭ имеет около 80 действующих соглашений о гарантиях с неядерными государствами – участниками Договора о нераспространении ядерного оружия. Агентство заключило также несколько соглашений о гарантиях с неядерными государствами, не являющимися участниками Договора о нераспространении ядерного оружия. Под гарантиями Агентства в 1995г. находилось 850 ядерных установок или установок, содержащих ядерный материал. Контроль МАГАТЭ распространяется на десятки стран мира, включая государства с развитой ядерной промышленностью. В добровольном порядке под гарантии Агентства поставили ядерные установки США,  Великобритания, Франция, Китай, Россия. Гарантии МАГАТЭ распространяются также на 95% ядерных установок за пределами пяти вышеназванных государств. Укрепление режима нераспространения ядерного оружия является важнейшим условием и предпосылкой широкого международного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии. Деятельность Агентства по контролю объективно содействует укреплению такого сотрудничества. Система гарантий включает: (1) отчетность – предоставление государствами сведений о местонахождении расщепляющихся материалов, находящихся под их контролем; о запасах топлива и отработанного топлива и об обработке и переработке ядерных материалов; (2) технические средства контроля за контейнерным хранением: (3) инспекции, предполагающие, что инспекторы Агентства проверяют показания приборов и записи в журналах учета, чтобы определить соответствие данных о наличии топлива записями в журнале учета.

Информация о работе Международное агентство по атомной энергии