Международная торговля услугами: современная динамика, проблемы и тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 22:44, курсовая работа

Описание

Рассмотрены основные понятия международного рынка услуг, характеристика и классификация услуг, изучается динамика услуг на международном рынке и тенденции их развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты и основы функционирования международной торговли услугами 6
1. 1 Сущность, характеристика, классификация и особенности услуг на международном рынке как объекта международной торговли 6
1.2 Международное регулирование торговли услугами: либерализация обмена на рынке услуг и барьеры в международной торговле услугами. 30
Глава 2. Современное состояние международной торговли услугами 44
2.1 Отраслевая и географическая структура международного рынка услуг и ее динамика 44
2.2 Тенденции и факторы развития международного рынка услуг 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 67

Работа состоит из  1 файл

Международная торговля услугами динамика, тенденции развития Gtxfnm.docx

— 285.59 Кб (Скачать документ)

 

     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Исследование в рамках курсовой работы позволило сделать следующие выводы:

  1. Услуги – это такие виды деятельности и работ, в процессе выполнения которых не создается новый, ранее не существовавший материально-вещественный продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта. Услуга характеризуется неосязаемостью, несохраняемостью, непостоянством качества, недолговечностью использования и неотделимостью от источника. Географическое распределение международного рынка услуг отличается крайней неравномерностью в пользу развитых государств. Они больше всего подвержены стандартизации и высокой степени регулируемости (защиты) со стороны государства;
  2. Сфера услуг постоянно изменяется и наряду с этим разрабатываются необходимые правовые документы для регулирования связей и отношений, возникающих на международном рынке услуг. Имеющиеся барьеры в международной торговле услугами направлены на ограничение импорта иностранных услуг с целью развития отечественного сектора обслуживания, снижения конкурентоспособности зарубежных услуг и защиты особо важных государственных интересов. Деятельность ЮНКТАД в данной сфере очевидна. Разрабатываемые ею меры по либерализации обменных отношений на мировом рынке услуг имеют своей целью повысить информативность о мерах, проводимых ЮНКТАД и обеспечить общее соответствие деятельности стран согласованным приоритетам.
  3. Мировой рынок услуг разбивается на более узкие рынки, так как услуги разнообразны и разнородны. В основе этого рынка лежит огромная и быстрорастущая часть мирового хозяйства – сфера услуг. Говоря об отраслевой структуре международного рынка услуг, необходимо признать высокую роль деловых и транспортных услуг, составляющих четверть всей статистики международной торговли. Заметную роль в формировании рынков услуг играют услуги, способствующие решению многочисленных проблем реструктуризации, сбытовых, организационно-управленческих, структурных проблем, внедрению технологических инноваций и повышению эффективности работы хозяйствующего субъекта. Обращая внимание на географическую структуру рынка услуг, то несомненными лидерами по импорту и экспорту услуг является Европейский регион и США. Относительно высокими темпами развивается сфера услуг в странах ЕврАзЭС и СНГ, среди которых главными ключевыми странами, играющими важную роль в формировании торговых потоков в сфере услуг, являются Япония, Китай, Индия и Сингапур. Доля России в этом процессе сравнительно очень низка. Оставаясь нетто-импортером услуг, ее доля в мировом экспорте и импорте услуг составляет всего лишь 1%. 
  4. На развитие сферы услуг большое влияние оказывает научно-техническая революция и высокая степень информатизации общества: появляются новые виды услуг, повышается качество обслуживания, снимаются технические барьеры в передаче некоторых услуг, что открывает для них мировой рынок. Одними  из факторов и тенденций развития международной торговли услугами являются развитие международного разделения труда и интернационализация производства; активная, деятельность транснациональных корпораций на мировом рынке; регулирование международной торговли посредством мероприятий Генерального соглашения о тарифах и торговле, ЮНКТАД и ВТО; либерализация международной торговли и переход многих стран к режиму, включающему отмену количественных ограничений импорта и существенное снижение таможенных пошлин; формирование общих рынков и свободных экономических зон; развитие процессов торгово-экономической интеграции; устранение региональных барьеров.

     Анализируя  все вышесказанное, можно сделать  вывод о том, что международная торговля услугами играет не последнюю роль в экономическом развитии каждой страны и всего мира в целом, обеспечивая его непрерывность, повышая эффективность капиталовложений, способствуя научно-техническому прогрессу и структурному изменению производственного процесса во всех странах мира. Грамотная торговая политика государства дает возможность всем экономическим субъектам этого государства использовать ее для собственного экономического процветания и качественного развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Аванесова, Г. А. Сервисная деятельность: историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент: учебное пособие для  студентов вузов / Г. А. Аванесова. –  М. : Аспект Пресс, 2006. – 320 с.
  2. Адамчук, Н. Г. Мировой страховой рынок на пути к глобализации / Н. Г. Адамчук. – М. : РОССПЭН, 2004. – 591 с.
  3. Балаева, О. Н. Сфера услуг в мировой экономике: тенденции развития / О. Н. Балаева, М. Д. Предводителева // Мировая экономика и международные отношения. – 2007. - № 3. – С. 23-28.
  4. Бурменко, Т. Д. Сфера услуг: экономика: учебное пособие / Т. Д. Бурменко, Н. Н. Даниленко , Т. А. Туренко; под ред. Т. Д. Бурменко. – М. : КНОРУС, 2007. – 328 с.
  5. ВанДузер, Э. Россия и международная торговая система / Э. ВанДузер, С. Ф. Сутырин, В. И. Капусткин. – СПб. : Петрополис, 2000. – 445 с.
  6. Восколович, Н. А. Экономика платных услуг: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, направлению «Экономика», специальности «Государственное и муниципальное управление» / Н. А. Восколович. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 399 с.
  7. Горегляд, В. Е. Правительство пытается мыслить с перспективой / В. Е. Горегляд // Промышленные ведомости. – 2005. - № 8 – С. 5-6.
  8. Гребенщиков, Э. С. Мировая индустрия страхования: рыночная самонастройка (испытание на прочность террористическими актами и природными катастрофами) / Э. С. Гребенщиков // Финансы. – 2003. - № 3. – С. 16-19.
  9. Грибов, В. Д. Экономика предприятия сервиса: учебное пособие / В. Д. Грибов, А. Л. Леонов. – М. : КНОРУС, 2010. – 276 с.
  10. Гурова, И. П. Мировая экономика: учебник для студентов, обучающихся по специальности «Мировая экономика» / И. П. Гурова. – М. : Издательство «Омега-Л», 2009. – 391 с.
  11. Данилова, Е. В. ВТО: регулирование торговли услугами / Е. В. Данилова. – М. : Академкнига, 2003. – 96 с.
  12. Дюмулен, И. И. Международная торговля услугами / И. И.  Дюмулен. – М. : Экономика, 2003. – 315 с.
  13. Жуков, Е. Ф. Международные экономические отношения: учебник для студентов вузов / Е. В. Жуков. – М. : ЮНИТИ, 2001. – 485 с.
  14. Золотогоров, В. Г. Экономика: энциклопедический словарь / В. Г. Золотогоров. – Мн. : Книжный дом, 2004. – 720 с.
  15. Ивасенко, А. Г. Мировая экономика: учебное пособие / А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова. – М.: КНОРУС, 2010. – 640 с.
  16. Исаев, В. С. Локомотивы страхования / В, С. Исаев // Ведомости. – 2005. - № 53. – С. В6.
  17. Киреев, А. П. Международная экономика: в двух частях : учебное пособие. Ч. 1 : Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства / А. П. Киреев. – М. : Международные отношения, 1997. – 415 с.
  18. Котлер, Ф. Основы маркетинга: пер. с англ. В. Б. Боброва / Ф. Котлер. – М. : Ростинтэр, 1996. – 698 с.
  19. Миляева, М. Б. Международная торговля страховыми услугами: формы и методы регулирования / М. Б. Миляева // Финансы и кредит. – 2007. - № 14. – С. 46-53.
  20. Покровская, Е. В. Характер современного развития мировой торговли и участие в ней России = The current development of world trade and the participation of Russia in it / Е. В. Покровская // Международная экономика. – 2010. - № 10. – С. 5-16.
  21. Раков, А. В. Стандартизация и сертификация в сфере услуг: учебное пособие для студентов вузов / А. В. Раков, В. И. Королькова, Г. Н. Воробьева и др.; под ред. А. В. Ракова. – М. : Мастерство, 2002. – 208 с.
  22. Рудько-Силиванов, В. В. Межбанковское сотрудничество России и стран АТЭС как фактор успешного развития рынка международных услуг / В. В. Рудько-Силиванов // Деньги и кредит. – 2008. - № 12. – С. 22-25.
  23. Руководство по статистике международной торговли услугами / Департамент по экономическим и социальным вопросам, Статистический отдел, ООН. Нью-Йорк: Издательская секция ООН, 2004. – 200 с.
  24. Рыбалкин, В. Е. Международные экономические отношения: учебник для вузов / В. Е. Рыбалкин, Ю. А. Щербанин, Л. В. Балдин и др. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 605 с.
  25. Смитиенко Б. М. Внешнеэкономическая деятельность: учебник для студ. сред. учеб. заведений / Б. М. Смитиенко, В. К. Поспелова. – М. : Мастерство, 2002. – 298 с.
  26. Смитиенко, Б. М. Международные экономические отношения: учебник / Б. М. Смитиенко. – М. : ИНФРА-М, 2007. – 512 с.
  27. Смитиенко, Б. М. Россия на мировом рынке услуг в условиях глобализации / Б. М. Смитиенко, Е. Н. Рулина // Международная экономика. – 2008. - № 5. – С. 5-10.
  28. Фомичев, В. И. Международная торговля: учебник для вузов / В. И. Фомичев. – М. : ИНФРА-М, 2000. – 445 с.
  29. Чухломин, В. Д. Актуальные вопросы международного маркетинга в сфере услуг / В. Д. Чухломин // Маркетинг: методы, формы, исследования. – 2003. - № 5. – С. 49-55.
  30. World Trade Organization, International Trade Statistics. Режим доступа: http://www.wto.org/

ПРИЛОЖЕНИЯ

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Комментарий 1

     В соответствии с Приложением по финансовым услугам «услуги, поставляемые при исполнении функций правительственной власти», означают следующее:

     а) виды деятельности, осуществляемые центральным  банком, или валютно-финансовым органом, или другой государственной структурой при проведении кредитно-денежной политики или политики в отношении валютного  курса;

     б) виды деятельности, составляющие часть  установленной законом системы  социального обеспечения или  государственных пенсионных программ;

     в) другие виды деятельности, осуществляемые государственной структурой за счет или под гарантию или при использовании  финансовых ресурсов правительства.

     В то же время, если участник ГАТС разрешает  осуществлять какие-либо виды деятельности, названные в пунктах а) и в), своим поставщикам финансовых услуг  на условиях конкуренции с государственной  структурой  или другим поставщиком финансовой услуги, то такие виды деятельности подпадают под понятие «услуга».

     Источник: Данилова Е. В. ВТО: регулирование торговли услугами. М. : ИКЦ «Академкнига», 2003. С. 22. 
 
 

     ПРИЛОЖЕНИЕ  2

     Комментарий 1

     Трудности могут возникать при проведении различий между первым и вторым способом поставки. Для большинства секторов – например, здравоохранение, образование, туризм, аудиовизуальные услуги, - относительно ясно, поставляется ли услуга трансгранично  или путем потребления за рубежом: если потребитель находится у  себя в стране и потребляет услугу, предоставляемую поставщиком из-за рубежа, то это первый способ поставки; если же потребитель (или его собственность) отправляется за рубеж и потребляет услугу там, то это второй способ. Однако для некоторых видов услуг, - например, финансовых, - указанных критериев  для разграничения способов не достаточно, поскольку в этом случае потребление  за рубежом не требует физического  присутствия ни потребителя, ни его  собственности. Например, заем финансовых средств в зарубежном банке не предполагает обязательного физического  присутствия в нем заемщика или  его собственности; кредитные ресурсы  могут быть предоставлены и потреблены как за рубежом, так и в стране нахождения потребителя или в  третьей стране. Все зависит от критерия, который используется при  определении места оказания услуги. В зависимости от этого возможны следующие ситуации:

  1. если в качестве места оказания выбрано место, где были предоставлены финансовые средства, тогда эта услуга поставлена первым способом, когда средства предоставляются в стране потребителя, и вторым способом, если эти средства предоставляются в стране поставщика;
  2. если в качестве места оказания услуги выбрано место, где финансовые средства были «приобретены», тогда, несмотря на то, что средства предоставлены в стране потребителя, услуга (в отличие от предыдущего примера) может считаться оказанной вторым способом (например, когда кредитное соглашение подписано или проценты уплачены в стране поставщика);
  3. если в качестве места оказания услуги выбрано место, где погашается кредит, то определить способ оказания услуги еще более затруднительно, если вообще возможно.

     Для ряда финансовых услуг (страхование  собственности или управление инвестиционными  фондами) в качестве критерия места  оказания услуг может быть принято  место осуществления деятельности, имеющей непосредственное отношение  к оказываемой услуге – в частности, место нахождения страхуемой собственности  или управляемых фондов.

     Особые  сложности возникают при определении  способа оказания услуги по банковскому  электронному переводу средств, поскольку  данная услуга оказывается и на той, и другой «стороне» трансферта (трансферт – это перевод иностранной валюты из одной страны в другую; банковские операции по встречным переводам валют различных стран; передача права владения именными ценными бумагами другому лицу; перенос оплаты по сделке с одного счета на другой).

     Еще более сложным выглядит случай, когда, например, компания, учрежденная в  стране А, выпускает корпоративные  облигации в стране Б, при этом банк, являющийся главным организатором  и гарантом займа, находится в  стране В, а подписка осуществлена компаниями-участниками  рынка ценных бумаг из стран А, Б, В, С и других.

     Источник: Данилова Е. В. ВТО: регулирование торговли услугами. М. : ИКЦ «Академкнига», 2003. С. 26; Золотогоров В. Г. Экономика: Энциклопедический словарь. Мн. : Книжный дом, 2004. С. 577. 

     ПРИЛОЖЕНИЕ  3

Характеристика  международной торговли услугами по способам поставки (предоставления)

     Эти способы обычно обозначаются как  a – способ 1 (трансграничное предоставление) – cross-border trade, b – способ 2(потребление за границей) – consumption abroad, c – способ 3 (коммерческое присутствие) – commercial presence, right of establishment и d – способ 4(присутствие физических лиц) – presence of natural persons providing services.

     Способ 1 – трансграничное предоставление – имеет место, когда потребитель остается на территории своей страны, при этом услуга пересекает национальные границы, а поставщик находится в другой стране. Оказание услуг может осуществляться, например, по телефону, факсу, Интернету или с помощью других компьютерных средств связи, телевидения или путем отправки документов, дисков, магнитных лент и т.д. по почте или курьером. Это схоже с традиционным представлением о торговле товарами, когда при доставке продукта потребитель и поставщик остаются на территории своих стран. На самом деле услуги по транспортировке грузов, которые обеспечивают торговлю товарами, сами являются примерами трансграничного предоставления услуг. Другими примерами могут служить курсы заочного обучения и теледиагностика. (на ее долю приходится свыше 40% всего объема международной торговли услугами)

     Способ 2 – потребление за границей – применяется в том случае, когда потребитель выезжает за пределы территории своей страны и потребляет услуги в другой стране. Типичным примером потребления за границей является туристическая деятельность, такая как посещение музеев и театров. Другими примерами потребления за границей могут служить медицинское обслуживание нерезидентов и изучение иностранных языков за границей. Сюда также входят такая деятельность, как ремонт судов за границей, когда за границу перемещается или там находится только имущество потребителя.  (20%)

     Способ 3 – коммерческое присутствие – отражает ситуацию, когда для предоставления услуг в большинстве случаев необходимо установить коммерческое присутствие за границей, с тем чтобы обеспечить тесный контакт с потребителем на территории его страны на различных этапах производства и оказания услуг, а также после их оказания. Коммерческое присутствие на рынке за границей включает не только юридических лиц в чисто юридическом смысле, но и юридические субъекты, которым присущи некоторые аналогичные характеристики, такие как правительства и отделения. Согласно правилам ГАТС, «предоставление услуги» включает производство, распространение, маркетинг, продажу и доставку. Примерами оказания услуг посредством коммерческого присутствия являются медицинские услуги, предоставляемые находящейся в иностранном владении больнице, обучение в школе, находящейся в иностранном владении, а также услуги, предоставляемые местным отделением или филиалом иностранного банка. (40%)

     Способ 4 – присутствие физических лиц  – действует, когда для предоставления услуги на территорию страны потребителя приезжает физическое лицо либо самостоятельно, либо по поручению своего работодателя. Таким образом, этот способ включает две разные категории физических лиц: самостоятельно занятые работники и наемные работники. (более 1%)

Информация о работе Международная торговля услугами: современная динамика, проблемы и тенденции развития