Международная торговля услугами: современная динамика, проблемы и тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 22:44, курсовая работа

Описание

Рассмотрены основные понятия международного рынка услуг, характеристика и классификация услуг, изучается динамика услуг на международном рынке и тенденции их развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты и основы функционирования международной торговли услугами 6
1. 1 Сущность, характеристика, классификация и особенности услуг на международном рынке как объекта международной торговли 6
1.2 Международное регулирование торговли услугами: либерализация обмена на рынке услуг и барьеры в международной торговле услугами. 30
Глава 2. Современное состояние международной торговли услугами 44
2.1 Отраслевая и географическая структура международного рынка услуг и ее динамика 44
2.2 Тенденции и факторы развития международного рынка услуг 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 67

Работа состоит из  1 файл

Международная торговля услугами динамика, тенденции развития Gtxfnm.docx

— 285.59 Кб (Скачать документ)
  1. мобильность покупателя: покупатели услуг, являющиеся резидентами одной страны, приезжают к продавцу услуг, являющемуся резидентов другой страны. Мобильность покупателя обычно основана на том, что за рубежом он сможет получить услугу, которая либо отсутствует в его стране (туризм), либо качество которой выше (образование, медицинская помощь), либо стоимость ее ниже (складирование товаров, ремонт судов);
  2. мобильность продавца: продавец услуг, являющийся резидентом одной страны, приезжает к покупателю услуг, являющемуся резидентом другой страны. Мобильность продавца обычно основана либо на том, что его покупатель находится за рубежом и не может переместиться к продавцу (аудиторские и бухгалтерские услуги для предприятий), либо на специфическом характере самой услуги (строительство);
  3. одновременная мобильность продавца и покупателя или мобильный характер самой услуги: и продавец, и покупатель либо одновременно совместно используют услугу (международный телефонный разговор), либо собираются в третьей стране (международная конференция), либо продавец оказывает покупателю услугу через представительство в третьей стране (командирование иностранных специалистов из московского представительства Всемирного банка в страны СНГ для оказания технической помощи)21.

     На  сегодняшний день услуги выступают  как системное явление, поскольку  характеризуются системной целостностью

     Сущность  услуг, их неотъемлемые свойства и качества служат основой для их классификации. Сфера услуг как объект экономических  исследований классифицируется по различным признакам. Классификация – это систематизированная дифференциация объекта исследования по наиболее значимым признакам и критериям. Любая классификация как теоретическая абстракция предполагает определенные допущения и некоторые условности. Однако возможности, получаемые в результате классификации, позволяют более оптимально вести аналитические исследования.

     В мировой экономико-статистической практике используются различные подходы  к классификации услуг.

     Первая  из классификаций связана с видами деятельности, осуществляемыми непосредственно  на рынке услуг. Они связаны с:

  • услугами, связанными с внешней торговлей, которые включают дополнительные издержки по товарам, морскому и другому транспорту и страхование;
  • услугами, связанными с обменом технологий, в число которых можно включить капительное строительство, техническое сотрудничество, управленческие услуги;
  • путешествиями, в которые входят поступления и доходы по туризму и деловым поездкам;
  • банковскими расходами, лизингом, платежами, связанными с доходами на капитал;
  • заработной платой и другими трудовыми доходами (сюда относятся заработная плата, выплачиваемая иностранным рабочим, а также вознаграждения и социальные пособия)22.

     Услуги  могут быть сгруппированы по признаку взаимозаменяемости и связи с  товарами. Такую классификацию использовал  секретариат Генерального соглашения по таможенным тарифам и торговле (ГАТТ). Она состояла из 4 групп23:

  1. услуги, заключенные в товары (кинокартины, звукозапись на пластинках, магнитных лентах, дисках, кассетах и т.д.);
  2. услуги, дополняющие торговлю товарами (почтовые услуги, хранение, доставка, страхование груза, банковские услуги, связанные с продажей товаров, реклама);
  3. услуги, являющиеся заменителями при продаже товаров (лизинг, ремонт и хозяйственно-технические услуги);
  4. услуги, не связанные с реализацией товаров (инжиниринг, счетоводство, юридические, медицинские, информационные, архитектурные услуги, обработка данных, телекоммуникации, путешествия).

     Все эти разнообразные виды деятельности объединяет то, что по своей природе  они участвуют в международной  торговле; другими словами, их можно определить как платежи по нетоварным коммерческим сделкам, заключаемые между гражданами двух и более независимых стран и отражаемых в платежных балансах.

     По  мнению К. Лавлока, рассматривающего услуги с точки зрения их операционной (функциональной) сущности, выделяет четыре укрупненные  группы услуг24:

    • услуги, направленные на человека (медицинские, спортивные, гостиничные, ресторанные, траспортно-пассажирские и т.д.);
    • услуги, направленные на сознание человека (информационные, образовательные, культурно-развлекательные и др.);
    • услуги, направленные на физические объекты, находящиеся в собственности человека (транспортные, грузовые, ремонтно-технические, торговые и др.);
    • услуги, направленные на нематериальные активы, основанные на обработке информации (банковские, финансовые, юридические, страховые, бухгалтерские, научно-исследовательские и др.).

     Обобщение наиболее значимых признаков классификации  услуг приведено в Приложении 4, Схема классификации услуг.

     Согласно  международной стандартизированной  промышленной классификации ООН, услуги относятся к так называемым неторгуемым  товарам, т.е. к таким, которые потребляются в той же стране, где произведены, и не перемещаются между странами. Услуги составляют шесть групп (4-9 категории  официальной классификации товаров международной торговли):

    • коммунальные услуги и строительство;
    • оптовая и розничная торговля, рестораны и гостиницы, туристические базы и кемпинги;
    • транспортировка (поездки), хранение и связь, финансовое посредничество;
    • оборона и обязательные социальные услуги;
    • образование, здравоохранение и общественные работы;
    • прочие коммунальные, социальные и личные.

     В особый вид услуг, вовлекаемых в  международный обмен, все больше выделяются информационные и консалтинговые услуги.

     В силу особенностей услуг как объекта  торговли, в том числе международной (нематериальность, отсутствие до момента  сделки, невидимость перемещения  и т.д.), они почти не пересекают таможенную границу, а значит, не могут  фиксироваться таможенными службами. Предоставление услуги иностранному партнеру во многих случаях предполагает территориальную близость поставщика к потребителю и обычно осуществляется через учреждения коммерческого присутствия (дочерние компании, филиалы, представительств и т.д.) в той стране, где существуют (или возможен) спрос на данную услугу. Другой вариант – перемещение потребителя услуги (покупателя) в страну размещения учреждения или предприятия, ее предоставляющего (к примеру, туризм, лечение, образование за рубежом и т.д.) (Приложение 2).

     С учетом этого ГАТС классифицирует международную  торговлю услугами по способам их поставки (предоставления) на:

     а. с территории одного Члена [страны] [ВТО] на территорию любого другого Члена;

     b. на территории одного Члена [ВТО] потребителю услуг любого другого Члена;

     c. поставщиком услуг одного Члена [ВТО] посредством коммерческого присутствия на территории любого другого Члена;

     d. поставщиком услуг одного Члена [ВТО] посредством присутствия физических лиц Члена на территории любого другого Члена25. (Характеристика международной торговли услугами по способам поставок (предоставления) приведена в Приложении 3).

     Как правило, услуги первых трех групп относятся  к факторным, четвертой – к  не факторным.

     В аналитических целях огромное разнообразие торгуемых услуг обычно группируют по различным признакам. Во Всемирном  банке, принят расширительный подход к  услугам, в число которых включается и движение дохода. Услуги делятся  на:

  • факторные (factor services) – платежи, возникающие в связи с международным (межстрановым) движением (перемещением) факторов производства, прежде всего капитала и рабочей силы (доходы на инвестиции, роялти и лицензионные платежи, зарплата, выплаченная нерезидентам);
  • нефакторные (non-factor services) – остальные виды услуг (транспорт, путешествия и прочие нефинансовые услуги)26.

     Это деление особенно важно для обсуждения проблем регулирования международной  торговли услугами в рамках ГАТТ/ВТО, которые концентрируются преимущественно  на нефакторных услугах.

     Очевидно  также, что предоставление услуг  в большинстве случаев происходит одновременно с продажей товара или  осуществлением инвестиций в ту или  иную страну. Поэтому в соответствии со способами доставки услуг потребителю  услуги делятся на:

  • услуги, связанные с инвестициями (банковские, гостиничные и профессиональные услуги);
  • связанные с торговлей (транспорт, страхование);
  • связанные одновременно с инвестициями и торговлей (связь, строительство, компьютерные и информационные, личные, культурные рекреационные).

     Существует  полезное с аналитической точки  зрения деление международных сделок с услугами в зависимости от характера  поведения продавца и покупателя услуг.

     Международные сделки с услугами

Производитель Потребитель
Не  перемещается Перемещается
Не  перемещается А. Транспорт, компьютерные и информационные услуги В. Поездки (туризм), образование и медицинские услуги
Перемещается  С. Прямые иностранные  инвестиции, временная трудовая миграция D. Поездки в третьи страны, организованные фирмами-нерезидентами

     Источник: Киреев А. П. Международная экономика: в 2-х ч. Ч. 1. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства: учебное пособие для вузов. М. : Международные отношения, 2000. С. 266.

     Классификация не только включает в себя услуги в  традиционном смысле слова, но также  отражает движение факторов производства, которые являются носителями этих услуг. Некоторые услуги в зависимости  от конкретных обстоятельств могут  быть классифицированы в различных  клетках матрицы.

     Например, транспорт может быть отнесен  к разряду В, когда иностранный  турист летит на самолете местной  авиакомпании внутри зарубежной страны, или к разряду С, если резидент использует иностранную авиакомпанию для перелета между городами своей  страны. Разряд D представляет собой специфический случай, когда, например, российский турист отдыхает на находящемся в Испании курорте, принадлежащем французской фирме.

     Во  время международных переговоров  о либерализации торговли используется классификация ГАТТ/ВТО, включающая более 600 разновидностей услуг. Классификация  услуг основана на Международной  стандартизированной промышленной классификации, принятой ООН и признанной в большинстве стран мира27.

     В пятом издании Руководства по платежному балансу (РПБ5) услуги сгруппированы  по 11 основным стандартным компонентам, что облегчает ее применение и адаптацию для самых разных целей, включая выработку политики, проведение аналитических исследований, составление прогнозов, проведение двусторонних сопоставлений по отдельным компонентам или по всем операциям, а также для регионального и глобального агрегирования данных:

  1. Транспортные услуги;
  2. Поездки;
  3. Услуги связи;
  4. Строительные услуги;
  5. Страховые услуги;
  6. Финансовые услуги;
  7. Компьютерные и информационные услуги;
  8. Роялти и лицензионные платежи;
  9. Прочие деловые услуги;
  10. Услуги частным лицам и услуги в сфере культуры и отдыха;
  11. Государственные услуги, не отнесенные к другим категориям28.
 

    Классификация торгуемых услуг 

Вид Подвид Платежи между резидентами  и нерезидентами
Транспорт пассажирский за международную  перевозку пассажиров всеми видами транспорта и оказание сопутствующих  услуг
грузовой международную перевозку грузов всеми видами транспорта и оказание сопутствующих услуг
Поездки деловые товары и услуги, приобретенные нерезидентами, путешествующими по делу (командировки)
личные товары и услуги, приобретенные нерезидентами, путешествующие по личным вопросам
Связь   услуги почтовой, курьерской, телефонной и иной связи  между резидентами и нерезидентами
Строительство   строительство объектов за рубежом, осуществляемое на временной основе резидентами
Страхование   страхование нерезидентов страховыми компаниями-резидентами
Финансовые  услуги   финансовое  посредничество между резидентами  и нерезидентами (комиссия за открытие аккредитивов, за обмен валюты, брокерские услуги т.д.)
Компьютерные  и информационные услуги   консультации  в области компьютерных программ, информационные услуги (обработка данных, пользование базами данных, подписка на информационные линии), обслуживание компьютеров
Роялти  и лицензионные платежи   пользование правами  собственности (торговая марка, патент, копирайт и т.д.) и использование  оригиналов и прототипов (фильмов, рукописей) на основе лицензии
Другие  бизнес-услуги посреднические  услуги комиссию за посредничество
лизинг лизинг и  фрахт судов, самолетов без экипажей и другого транспортного оборудования
прочие  деловые, профессиональные и технические  услуги правовые, бухгалтерские, управленческие, рекламные и иные услуги, а также услуги по проектированию, картографии, надзору за строительством, защите урожая, разведыванию полезных ископаемых и пр.
Личные, культурные и рекреационные услуги аудиовизуальные услуги производство  фильмов, радио- и телевизионных  программ, компакт-дисков, гонорары артистов
прочие  показ выставок, проведение спортивных и иных мероприятий
Правительственные   поставку товаров  в посольства, консульства

Информация о работе Международная торговля услугами: современная динамика, проблемы и тенденции развития