Международная торговля услугами: современная динамика, проблемы и тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 22:44, курсовая работа

Описание

Рассмотрены основные понятия международного рынка услуг, характеристика и классификация услуг, изучается динамика услуг на международном рынке и тенденции их развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты и основы функционирования международной торговли услугами 6
1. 1 Сущность, характеристика, классификация и особенности услуг на международном рынке как объекта международной торговли 6
1.2 Международное регулирование торговли услугами: либерализация обмена на рынке услуг и барьеры в международной торговле услугами. 30
Глава 2. Современное состояние международной торговли услугами 44
2.1 Отраслевая и географическая структура международного рынка услуг и ее динамика 44
2.2 Тенденции и факторы развития международного рынка услуг 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 67

Работа состоит из  1 файл

Международная торговля услугами динамика, тенденции развития Gtxfnm.docx

— 285.59 Кб (Скачать документ)

     Списки  специфических (конкретных) обязательств сторон (specific commitments) по условиям доступа  на рынок и предоставления национального режима представляют собой уступки, сделанные странами в ходе переговоров, причем за стартовую основу принимались так называемые первоначальные обязательства (initial commitments), которые стороны готовы были взять на себя. Фактически списки специфических обязательств являются наиболее важной частью ГАТС, поскольку они конкретизируют условия, при которых иностранным поставщикам услуг предоставляется доступ на рынок услуг, и ту степень, при которой такие поставщики услуг трактуются равными национальным поставщикам услуг (Приложение 10, Таблица 1).

     Обязательства в сфере либерализации торговли услугами трудно выразить количественными  показателями подобно тому, как это  делается в торговле товарами (например, доля снижения тарифной ставки). Поэтому  либерализация в сфере услуг  обычно фиксируется путем предоставления иностранным поставщикам услуг в большей или меньшей степени тех же условий, что и национальным поставщикам услуг, а также путем внесения оговорок о том, на какие виды услуг и формы их поставок распространяется национальный режим.

     Анализ  протоколов по доступу на рынки показывает, что большинство стран в качестве своих обязательств закрепило режим, реально действовавший в отношении  конкретных видов услуг. Наибольший уровень обязательств касается туризма» путешествий, некоторых видов деловых услуг.

     Телекоммуникационные  услуги, финансовые услуги и морские транспортные услуги стали объектом дополнительных переговоров. Наиболее низкий уровень обязательств коснулся таких секторов, как здравоохранение и образование. Из четырех видов поставок услуг наибольшие трудности возникли при Определении обязательств в сфере передвижения физических лиц (относительная либерализация в этой области была достигнута лишь в отношении руководящего персонала компаний).

     Переговоры  в сфере финансовых услуг, а также  в области телекоммуникационных и морских транспортных услуг  выявили серьезные противоречия» существующие между развитыми и развивающимися странами в сфере либерализации конкретных отраслей, производящих услуги» и рынков сбыта их продукции32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Современное состояние  международной торговли услугами

    1. Отраслевая  и географическая структура международного рынка услуг и ее динамика
 

     Динамика  сферы услуг складывалась при  довольно заметных отраслевых различиях  в ее темпах, что порождало непрерывные  изменения в общей структуре, заметно ускорившиеся в последней  четверти прошлого века. По темпам роста  во всех странах устойчиво лидирует комплекс деловых и профессиональных услуг, представленный службами маркетинга, рекламы, менеджмента, лизинга, научных  исследований, а также информационно-компьютерными, консультационными, аудиторско-бухгалтерскими услугами и т. д. В функции этих услуг входят диффузия в хозяйстве новых технологий, разработка и распространение организационно-управленческих моделей, методов повышения эффективности использования ресурсов и т. д. Быстрее всего растут объемы информационно-компьютерных услуг, использование которых ускоряет процессы информатизации и компьютеризации хозяйства. Стремительно прогрессируют и консультационные услуги по разработке и предоставлению фирмам научных решений в виде информации, экспертизы, рекомендаций по самым разным аспектам бизнеса - производственным, финансовым, управленческим. В последние годы консультанты все чаще непосредственно участвуют по контрактам в управлении фирмами или их подразделениями, в маркетинговых исследованиях, программах повышения эффективности. В число лидеров по динамическим показателям входит и ряд очень популярных в предпринимательской среде нетехнических видов бизнес-услуг, но подбору персонала, связям с общественностью, поддержанию на фирмах нормального психологического и социального климата.

     К быстрорастущему ядру рассматриваемой  сферы относятся также услуги телекоммуникаций и кредитно-финансовых учреждений. Опираясь на новые технологии и результаты либерализации рынков, эти отрасли вышли в последние десятилетия на новый виток развития и ныне играют решающую роль в технологическом прогрессе общества и глобализации экономики.

     Сравнительно  высокие темпы роста отличают группу социальных услуг. Здесь лидирует обслуживание категорий населения, нуждающихся в посторонней поддержке  и помощи (инвалиды, престарелые, неблагополучные  семьи), но по объемам услуг эта  отрасль серьезно уступает другим.

     Высокие позиции занимает и сфера образования. К услугам этой отрасли постиндустриальное общество предъявляет все более  высокие требования, диктуемые переходом  к системе непрерывного образования, общим повышением места и роли образования в системе жизненных  ценностей современного человека. Высокие  темпы роста в течение длительного  времени неизменно сохраняют  и различные виды деятельности по обслуживанию свободного времени населения, его культурных и социальных запросов. Устойчиво увеличиваются масштабы туризма, в том числе международного, как и множества других форм активного  отдыха, а также услуг киноиндустрии, видео- и аудиобизнеса, в клубной  деятельности самого разного профиля.

     Ряд других услуг развивается более  умеренными темпами, на уровне, средних  показателей по сфере услуг или  по хозяйству в целом. Под влиянием противодействующих факторов складывается динамика торговли и транспорта. Относительное  сужение позиций вещной продукции  в структуре хозяйства, транспортировкой и реализацией которой полностью  или частично заняты эти отрасли, сдерживает рост потребностей в их функциях. Но такие черты современного производства, как углубление специализации, деконцентрация, дифференциация спроса, значительно усложняют состав товарной массы и, обостряя проблему реализации, повышают роль товарного обращения  в процессе воспроизводства. Долгое время услуги, согласно Международной  стандартной классификации, принятой ООН, относились к «неторгуемым» товарам, т.е. товарам, которые потребляются в той же стране, где они и производятся. По мере развития НТП, интернационализации хозяйственной жизни часть услуг была вовлечена в мирохозяйственный оборот и появился термин «торгуемые услуги», которые по рекомендации МВФ отражаются в платежном балансе страны.

     Экспорт услуг оценивался в 51,3 млрд. долларов, или на 30% выше показателя предыдущего года. Положительная динамика, как и годом ранее, наблюдалась во всех без исключения отраслях.

     Высокие темпы роста сохранили международные  операции, связанные с поездками: экспорт услуг по данной статье вырос  на 24% (рис.1). 

     

     Рис. 1. Структура экспорта услуг

     Источник: МВФ. Статистика платежного баланса. Balance of Payments Statistics Yearbook IMF, Wash, 2005-2009 гг. Режим доступа: http://www.wto.org/english/res_e/statis_e/statis_e.html

     Из  рисунка 1 видно, что несколько замедлился относительно предыдущего года прирост  объема оказанных услуг связи (17%), роялти и лицензионных платежей (14%), а также финансовых услуг (12%).

     Поступления от компьютерных и информационных услуг  выросли в 1,5 раза, составив 1,6 млрд. долларов.

     Структура услуг, предоставленных внешним  потребителям, стала более диверсифицированной. Если в 2003 году на долю операций, не относящихся  к транспорту и поездкам, приходилось 28% совокупного экспорта, то в 2006 году – уже 41%, а в 2010 году этот показатель составил 47%.

     Импорт  услуг по сравнению с 2007 годом увеличился на 29% до 76,4 млрд. долларов США. При этом высокие темпы прироста зарегистрированы по всем категориям (рис.2). 

     

     Рис. 2. Структура импорта услуг.

     Источник: МВФ. Статистика платежного баланса. Balance of Payments Statistics Yearbook IMF, Wash, 2005-2009 гг. Режим доступа: http://www.wto.org/english/res_e/statis_e/statis_e.html

     Видно, что доминирующее положение в  импорте сохранили услуги, оказываемые  гражданам во время их пребывания на территории иностранных государств, регистрируемые в платежном балансе  по статье «Поездки». Расходы по этой статье достигли 24,9 млрд. долларов США, что на 12% выше показателя предыдущего  года. Наряду с этим удельный вес  данной категории услуг продолжал  снижаться: если в 2001-2005 годах он достигал 45-48%, то в 2006 году уменьшился до 41%, а  в 2010 году – до 33%.

     Географическая  структура торговли услугами складывалась следующим образом (рис. 3 и 4). 

 

      Рис. 3. Структура мирового экспорта услуг 2009 г. (в % к итогу).

     Источник: МВФ. Статистика платежного баланса. Balance of Payments Statistics Yearbook IMF, Wash, 2005-2009 гг. Режим доступа: http://www.wto.org/english/res_e/statis_e/statis_e.html

     

     Рис.4. Структура мирового импорта 2009 г. (в % к итогу).

     Источник: МВФ. Статистика платежного баланса. Balance of Payments Statistics Yearbook IMF, Wash, 2005-2009 гг. Режим доступа: http://www.wto.org/english/res_e/statis_e/statis_e.html

     Можно сделать вывод, что объем услуг, оказанных странам дальнего зарубежья, увеличившись на 28% относительно 2007 года, приблизился к 40,1 млрд. долларов, что  составило 78% совокупного экспорта. Свыше половины операций приходилось на страны Европейского Союза (20,7 млрд. долларов), традиционно крупными потребителями услуг оставались также страны АТЭС (7,1 млрд. долларов).

     Среди стран дальнего зарубежья основными  потребителями услуг были резиденты  Соединенного Королевства (11%), Соединенных  Штатов и Германии (по 9%), Кипра (8%), Турции (6%), Швейцарии (4%). На долю десяти основных стран-партнеров пришлось более 58% всего  экспорта.

     Распределение импорта услуг по группам стран  также практически не меняется на протяжении ряда лет. Основной его объем (90%) приходится на дальнее зарубежье, в 2009 году он превысил 68,9 млрд. долларов, прирост за год составил 16 млрд. долларов (30%). Внутри этой группы продолжала расти  роль стран Европейского Союза: их удельный вес в совокупном импорте достиг 48%. На потребление услуг, оказанных  резидентами стран АТЭС, пришлось 12% импорта, при этом его объем  вырос на 28 % и составил 7,9 млрд. долларов США.

     Теперь  проанализируем мировую торговлю услугами по категориям в таблице 5.

     Таблица 5.

     Мировая торговля услугами по категориям

           Доля  от общего объема услуг, % Абсолютное  отклонение
           2005 2006 2007 2008 2009
         Экспорт
         Всего коммерческие услуги 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0  
         Транспортные услуги 23,4 23,3 22,9 23,7 20,9  
         -2,5
         Поездки 32,1 27,7 25,7 25,1 26,0      -6,1
         Другие коммерческие услуги 44,5 49,0 51,4 51,1 53,1  
     
         +8,6
         Импорт
         Всего коммерческие услуги 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0       
         Транспортные услуги 28,7 29,1 29,0 30,0 26,6  
         -2,1
         Поездки 29,8 27,1 25,6 24,4 25,1      -4,7
         Другие коммерческие услуги 41,5 43,8 45,4 45,5 48,3      +6,8

Информация о работе Международная торговля услугами: современная динамика, проблемы и тенденции развития