Международная торговля услугами: современная динамика, проблемы и тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 22:44, курсовая работа

Описание

Рассмотрены основные понятия международного рынка услуг, характеристика и классификация услуг, изучается динамика услуг на международном рынке и тенденции их развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты и основы функционирования международной торговли услугами 6
1. 1 Сущность, характеристика, классификация и особенности услуг на международном рынке как объекта международной торговли 6
1.2 Международное регулирование торговли услугами: либерализация обмена на рынке услуг и барьеры в международной торговле услугами. 30
Глава 2. Современное состояние международной торговли услугами 44
2.1 Отраслевая и географическая структура международного рынка услуг и ее динамика 44
2.2 Тенденции и факторы развития международного рынка услуг 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 67

Работа состоит из  1 файл

Международная торговля услугами динамика, тенденции развития Gtxfnm.docx

— 285.59 Кб (Скачать документ)
  • Запретительный режим доступа иностранцев на рынки услуг, зарезервированные для отечественных поставщиков: требования к гражданству, месту проживания или визовые требования могут блокировать или ограничивать перемещение физических дин.
  • Тарифно-ценовые меры: налоги при выходе на рынок и уходе с него, а также визовые сборы при перемещении физических лиц; дискриминационные посадочные сборы на воздушном транспорте и портовые налоги, плата за получение лицензий; тарифы на товары, в которых воплощены услуги, или на товары, которые являются необходимыми компонентами для производства услуг (например, программное компьютерное обеспечение на дискете, компьютеры, телекоммуникационное оборудование).

     Субсидии, предоставляемые в развитых странах (например, в строительстве, сфере  связи, на транспорте, в сфере здравоохранения или образования), в том числе в высокотехнологичных секторах, а также горизонтальные субсидии и инвестиционные льготы, которые могут оказывать деформирующее влияние на торговлю в части экспорта из развивающихся стран. Если поставщики услуг из развивающихся стран обычно сталкиваются с финансовыми трудностями, которые ставят их в неблагоприятное положение, то предприятия из развитых стран пользуются финансовой поддержкой своих правительств: например, на торговле строительными услугами отрицательно сказываются массированные государственные субсидии экспортным предприятиям, связываемая определенными условиями помощь, пакеты внешнего финансирования и т.п.

     • Технические стандарты и процедуры лицензирования: в некоторых отраслях профессиональных коммерческих услуг процедуры лицензирования финансовых услуг и установленные стандарты используются для ограничения доступа в отрасль. Особенно важное значение для упрощения процедур торговли имеют соглашения о взаимном признании квалификации. Неучастие в таких соглашениях может приводить к фактическому блокированию доступа на рынки. Сложные природоохранные нормы и требования безопасности, процедуры стандартизации и регистрации — все это важные факторы, сдерживающие участие в торговле в строительном секторе. В некоторых странах эта проблема усугубляется еще и тем, что в разных штатах или регионах действуют неодинаковые процедуры.

     • Дискриминационный режим доступа к информационным каналам и распределительным сетям: например, поставщики услуг телекоммуникационной сети могут применять дискриминационную практику, исключая отдельных пользователей, взимая с них более высокую плату или устанавливая ограничения на подключение оборудования. В секторе воздушного транспорта дискриминация в вопросах доступа к вспомогательным услугам и их стоимости может снижать конкурентоспособность той или иной авиакомпании; распределение участников и запретительно высокие тарифы при приобретении в собственность участка на территории крупных аэропортов, а также режимы доступа к компьютерным системам бронирования (КСБ) и глобальным системам распределения (ГСР), равно как ограничения в сфере рекламы и маркетинга также могут использоваться для исключения потенциальных поставщиков услуг.

  • Еще одним важным барьером на пути доступа развивающихся стран к мировым рынкам является недостаточная транспарентность государственных мер (например, иммиграционные законы и процедуры) и практики мегафирм.
  • Растущая значимость доступности финансирования в качестве условия, позволяющего выиграть торги для осуществления проектов на экспортных рынках, и трудности, с которыми сталкиваются развивающиеся страны в своих попытках воспользоваться международными финансовыми рынками.

     • Ограниченность доступа к заказам  на государственные закупки, а также предпочтение «всего отечественного» (например, в сфере строительных услуг).

     Тест  на экономическую необходимость, уже упоминавшийся выше, особенно часто используется многими странами — членами ВТО для регулирования торговли услугами, указывается в их перечне конкретных обязательств и поэтому заслуживает специального рассмотрения. Критерий экономической необходимости отмечен как барьер в сфере доступа на рынок в ст. XVI ГАТС. Однако ГАТС не содержит определения этого критерия, а также правил и процедур его применения.

     В самой общей форме тест на экономическую  необходимость означает, что иностранный поставщик или производитель услуг, а также и сами иностранные услуги будут допущены на национальный рынок только в том случае, если это необходимо для восполнения нехватки национальных поставщиков или самих услуг и будет таким образом содействовать удовлетворению отечественных потребностей в каких-либо видах услуг.

     Шестилетний период практического использования  этого критерия в рамках ГАТС привел к появлению довольно большого конкретного списка случаев его использования. Ниже они будут рассмотрены подробно на примере отдельных стран. Однако отсутствие четких правовых рамок, определяющих ТЭН, позволяет сделать вывод, что любой перечень примеров применения ТЭН носит скорее иллюстративный характер и не может рассматриваться как окончательный и достаточно четкий в правовом плане перечень всех случаев применения этого критерия в рамках ГАТС.

     ТЭН используется в отношении всех способов поставки услуг в рамках ГАТС. Однако наиболее часто он применяется в  отношении коммерческого присутствия (способ третий) и передвижения физических лиц (способ четвертый). Из 134 стран — членов ВТО 67 участников использовали ТЭН для того, чтобы регулировать торговлю услугами в одном или во всех способах поставки услуг, а также во всех или избранных секторах услуг. Во многих случаях неопределенность правового содержания ТЭН ведет к тому, что довольно трудно определить конкретные области его применения, опираясь на формулировку ТЭН в национальных перечнях многих стран.

     Роль  этого критерия различна в разных секторах услуг. Например, финансовые услуги, включая банковский сектор и страхование, — это область, где ТЭН применяется особенно часто и жестко. В целом ряде профессиональных и деловых услуг ТЭН также часто используется как средство защиты национальных производителей услуг. Это особенно касается медицинских и образовательных услуг, отчасти в силу их двойного — социального и экономического характера. ТЭН серьезно защищает сферу туристических услуг, поскольку она является важной областью занятости и генерирует значительный объем национального производства товаров и услуг.

     Далее будут приведены примеры того, как тест на экономическую необходимость формулируется в перечнях обязательств членов ВТО по доступу на рынок услуг.

     Методы  применения ТЭН в ряде стран —  членов ВТО носят разрешительный характер, фиксируя те случаи, когда  применение ТЭН не требуется. Это, в свою очередь, означает, что этот критерий может ограничивать доступ на национальный рынок услуг во всех остальных случаях.

     Ниже  приводятся примеры фиксации необходимости  прохождения теста на экономическую необходимость в перечнях специфических обязательств членов ВТО по доступу на рынок услуг. Эти обязательства могут носить позитивный характер. В этом случае указывается та категория поставщиков услуг или видов услуг, для доступа которых не существует ограничений.

     Например, Австралия разрешает доступ на рынок  услуг следующих категорий физических лиц — производителей услуг: специалистов, которые обладают продвинутыми знаниями и опытом, в качестве операторов компаний на период, не превышающий двух лет; продавцов услуг в роли деловых визитеров на срок от шести до двенадцати месяцев; руководящий персонал компаний на период до двух лет.

     Евросоюз  разрешает временное пребывание на территории стран — членов ЕС следующих категорий физических лиц, производящих услуги: высших должностных лиц корпораций (в порядке внутрикорпоративного перевода); лиц, которые обладают особым опытом и знаниями, необходимыми для работы на действующих на территории ЕС предприятиях; деловых посетителей (Франция и Италия по этому вопросу сделали резервации).

     Финляндия разрешает приезд на свою территорию руководителей и служащих корпораций, необходимых для работы ее отделений.

     Такая же система действует в Австрии, Чехии, Словакии, Исландии, Израиле  и в ряде других стран.

     Очевидно, что в этом случае ТЭН может  быть применен в отношении поставщиков  услуг и видов поставки услуг, не вынесенных в перечень разрешенных.

     В других случаях меры, связанные с  использованием ТЭН, носят более  четкий характер. Например, Кипр разрешает  временный въезд лиц, имеющих виды специальностей, по которым отсутствует квалифицированный местный персонал. Финляндия разрешает временный въезд специалистов при условии использования ТЭН в отношении конкретной организации, принимающей этих лиц, при условии, что они обладают более продвинутым уровнем знаний и опыта, необходимым в такой организации в сфере услуг. Монголия разрешает временный въезд физических лиц, обладающих управленческим и техническим опытом, в которых существует потребность. Польша разрешает въезд управленческого персонала и специалистов, обладающих специальными знаниями и опытом, необходимыми для функционирования конкретного предприятия.

     В приведенных и других аналогичных  случаях ТЭН применяется в отношении разрешенной к въезду категории лиц и определяет их количество, разрешенное к въезду.

     Во  многих случаях ТЭН касается сугубо конкретных секторов услуг. Например, в Евросоюзе оптовая торговля регулируется довольно жесткими условиями, ограничивающими доступ иностранцев. В Бельгии, Голландии, Франции, Италии ТЭН необходим для открытия иностранными производителями услуг новых универсальных магазинов. Эта мера в странах Евросоюза распространяется на медицинские услуги. В частности, в Бельгии, Голландии, Испании открытие новых больниц требует предварительного прохождения теста на экономическую необходимость, при котором разрешение дается в случае определенного соответствия числа мест в больницах потребностям того района, где больница открывается, В Республике Корея жестко регламентируется участие иностранных производителей услуг в оптовой и розничной торговле, В Швейцарии, Болгарии, Египте и ряде других стран — в гостиничном и ресторанном бизнесе.

     Как видно из приведенных примеров, требования, связанные с использованием ТЭН, могут приобретать самые различные формы. ТЭН может фиксировать определенные национальные отрасли услуг, как в масштабе всей страны, так и в привязке к отдельным регионам; может ограничивать временные рамки пребывания физических лиц; может регулировать формы и условия коммерческого присутствия производителей услуг.

     Сам факт принятия конкретных обязательств в этой области означает для члена  ВТО, что принятые условия не будут  ужесточаться. Однако чем более узкий и конкретный характер носят обязательства по применению ТЭН, тем большая свобода действий остается в секторах, не охваченных этим конкретным обязательством.

     Переговоры  по либерализации рынка услуг  в ходе Уругвайского раунда привели к группировке всех методов защиты национальных производителей услуг в две группы:

    • меры, воздействующие на доступ иностранных производителей на рынок услуг;
    • меры, ограничивающие предоставление национального режима иностранным производителям и поставщикам услуг.

     Кроме того, небольшая (по числу мер) группа объединила не вошедшие в эти две  основные группы меры (например, ограничения, связанные с правом на интеллектуальную собственность).

     Меры, воздействующие на доступ на рынок, ограничивают выход иностранного поставщика на национальный рынок, устанавливая количественные ограничения или запреты. Например, эти меры могут устанавливать долю каботажных перевозок, которые могут взять на себя иностранные транспортные компании. Могут быть установлены квоты на въезд иностранных физических лиц — производителей услуг, ограничения на деятельность иностранных производителей услуг в определенных отраслях услуг или в отдельных географических районах страны.

     Меры, связанные с ограничением национального  режима, делятся на две группы. Одна — это создание таких условий, при которых издержки иностранных  производителей услуг могут быть выше издержек национальных предпринимателей (налоги, субсидии, кредиты, тарифы на транспорт, энергосвязь и т.п.). Другая — это различные меры содействия национальным производителям услуг, в конечном итоге снижающие их издержки и дающие преимущества в ценовой конкуренции при поставке услуг. Например, отечественные банки могут иметь меньший объем резервного капитала, чем иностранные, или налогообложение для отечественных банков будет ниже, чем для иностранных.

     Переговоры  в отношении уступок в торговле услугами в основном группировались по названным выше двум направлениям. Их результаты показаны в Приложении 4, Таблица 2. В ней показано распределение уступок и обязательства стран – членов ВТО в сфере услуг.

     ГАТС  предусматривает две группы обязательств по либерализации торговых барьеров:

    • общие (горизонтальные), распространяющиеся на все виды услуг;
    • конкретные (специфические) — в отношении отдельных отраслей, производящих и поставляющих услуги.

     Обязательства отдельных стран по доступу на рынки суммируются в перечнях обязательств. Эти перечни являются правовыми обязательствами каждой страны. Они создают правовое поле в отношении каждого из четырех видов поставок услуг. Эти перечни составляют часть протокола о присоединении страны к ВТО.

Информация о работе Международная торговля услугами: современная динамика, проблемы и тенденции развития