Международная миграция рабочей силы. Причины и формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 20:15, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: выявить особенности международной миграции рабочей силы.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующий ряд задач:
Описать теоретические основы миграции рабочей силы как формы международных отношений.
Проанализировать особенности международной миграции трудовых ресурсов.
Рассмотреть миграционные политики стран.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Понятие международного рынка рабочей силы. 5
1.1. Сущность и причины возникновения мирового 5
рынка рабочей силы.
1.2. Основные направления и центры трудовой миграции. 7
1.3. Причины и формы международной трудовой миграции. 10
Глава 2. Особенности миграции рабочей силы. 13
2.1. Проблема "утечки умов". 13
2.2. Правовые вопросы миграции. 15
2.3. Последствия миграции рабочей силы. 17
Глава 3. Миграционная политика стран. 20
3.1. Иммиграционная политика стран-импортеров
трудовых ресурсов. 20
3.2. Эмиграционная политика стран-экспортеров
трудовых ресурсов. 22
3.3. Миграционная политика Российской Федерации 25
Заключение. 29
Список литературы. 31

Работа состоит из  1 файл

Курсовая .docx

— 61.23 Кб (Скачать документ)

     Наконец, следует упомянуть и о таком  важном центре миграции, как Израиль, который прилагает усилия по возвращению на историческую родину всех евреев с целью выживания в иноязычной и часто враждебной этно-религиозной среде арабского мира. И хотя миграция евреев на "Землю обетованную" носит в целом политическую мотивацию, экономический аспект в ней также присутствует, о чем свидетельствует высокая интенсивность потока мигрантов в Израиль из стран с худшим уровнем жизни.

     За  последние два десятилетия появились  новые региональные центры притяжения мигрантов. Среди них выделяются страны Персидского залива (Саудовская Аравия, Катар, Кувейт, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты) и новые индустриальные страны в Латинской Америке (Аргентина, Бразилия, Мексика) и Азии (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Тайвань). На Африканском континенте "полюсом" притяжения мигрантов стала ЮАР, а на пространстве СНГ – Россия. При этом наша страна выступает экспортером рабочей силы для "дальнего зарубежья" (среднегодовые темпы трудовой эмиграции – 10 тыс. чел.) и одновременно ее импортером из государств Содружества – особенно Украины, Белоруссии, Молдавии, Казахстана (среднегодовые темпы трудовой иммиграции – 300-500 тыс. чел.). 
 

     1.3. Причины и формы международной  трудовой миграции. 

     Массовая  миграция населения стала одним  из характерных явлений жизни  мирового сообщества второй половины XX века. Миграция населения представляет собой перемещение людей через  границы определенных территорий со сменой постоянного места жительства или возвращением к нему. Международная (внешняя) миграция существует в разных формах: трудовой, семейной, рекреационной, туристической и др. В данной теме в основном будет уделено внимание проблемам международной трудовой миграции, международному рынку рабочей силы. Международный рынок рабочей силы охватывает разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих национальные границы. Международный рынок труда объединяет национальные и региональные рынки рабочей силы. Он существует в форме трудовой миграции. На начало 1995 г. в мире насчитывалось более 35 млн. трудящихся-мигрантов против 3,2 млн. в 1960 г. Если считать, что на каждого трудящегося-мигранта приходится 3 иждивенца, то численность мигрирующего населения в середине 90-х годов превышает 100 млн. человек. Международный рынок рабочей силы существует наряду с другими мировыми рынками: например, товаров и услуг, капитала. Рабочая сила, перемещаясь из одной страны в другую, предлагает себя в качестве товара, осуществляет международную трудовую миграцию.

     Причинами миграции рабочей силы являются факторы  как экономического, так и неэкономического характера. К причинам неэкономического типа относятся: политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и др. Причины экономического характера кроются в различном экономическом уровне развития отдельных стран. Рабочая сила перемещается из стран с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем. Объективно возможность миграции появляется вследствие национальных различий в условиях заработной платы. Существенным экономическим фактором, определяющим миграцию рабочей силы, является наличие органической безработицы в некоторых странах, прежде всего, слабо развитых. Важным фактором международной трудовой миграции является вывоз капитала, функционирование международных корпораций. Транснациональные корпорации способствуют соединению рабочей силы с капиталом, осуществляя либо движение рабочей силы к капиталу, либо перемещают свой капитал в трудоизбыточные регионы.

     Развитие  средств транспортной связи, в свою очередь, способствует

     существенному развитию международной трудовой миграции.

     Основу  миграционных потоков составляют рабочие, в меньшей степени, служащие. Международная трудовая миграция поначалу возникает как стихийное явление, но постепенно государство охватывает ее своим регулированием. Вместе с тем до последнего времени в международной трудовой миграции сохраняется значительный элемент рыночной стихии.

     В середине XIX века было отмечено самое  значительное явление в истории

     современной миграции населения. В 40-е годы XIX столетия произошел взрыв эмиграции из Ирландии в США, вследствие т. н. «картофельного голода». Широкомасштабная миграция в начале 80-х годов

     XIX в. из Италии и стран Восточной  Европы в США была связана  с падением цен на европейскую пшеницу. Поток миграции резко замедлился вследствие ухудшения экономической конъюнктуры в США и снова набрал силу в ходе экономического оживления.

     Причинами широкомасштабной миграции рабочей  силы стали аграрное перенаселение в некоторых европейских странах, безработица, более благоприятные условия работы в США и, конечно, благоприятные условия для широкого развития собственного дела, повышения уровня жизни.

     Новая волна миграции из Европы в США  отмечена в 20-е годы. К уже упомянутым причинам следует добавить трудности послевоенной жизни в Европе. После 2-й мировой войны отмечают три новых потока в миграции рабочей силы в США. Во-первых, это «утечка умов», устойчивый поток высококвалифицированных специалистов и членов их семей в Северную Америку. Во-вторых, потоки беженцев из Венгрии (1956 г.) после подавления антикоммунистического восстания и из Вьетнама (1974-1975 гг.) после победы «северян» над «южанами», а также с Кубы (1980 г.). В-третьих, самым крупным потоком этого периода является наплыв рабочей силы из Мексики и стран Карибского бассейна.

     Если  в первых двух случаях причины  были главным образом политические, переселенческие, то в последнем случае — чисто экономические. Так, число желающих мигрировать из Мексики точно соответствует спросу на дополнительных рабочих в США при плате 4 долл. в час. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Особенности миграции рабочей силы.  

     2.1. Проблема "утечки умов". 

     Утечка  умов–это международная миграция высококвалифицированных кадров (ученых, редких специалистов, иногда "звезд" искусства, спорта).

     Следует отметить, что заинтересованность одних  стран в "переманивании" специалистов из других стран для работы в собственных  научно - исследовательских центрах  начала проявляться после второй мировой войны. Одной из главных  причин возросшего внимания к роли науки со стороны государства, к  сожалению, стала начавшаяся холодная война и сопутствующая ей гонка  военных технологий. Так, уже в  1947 г. в трехтомном исследовании "Наука, техника и американская дипломатия", вышедшем в США, подчеркивалось, что "наука и техника создают новые возможности для достижения важнейших целей американской внешней политики и заслуживают большего внимания с точки зрения будущего США, чем любой другой элемент национальной политики".

     Именно  с конца 40-х годов усилилось  внимание как государства, так и  общества к науке и ее деятелям, выразившееся, прежде всего, в выделении  все больших средств со стороны  государства и частного бизнеса  на развитие научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Интерес к ним, проявившийся в росте инвестиций в науку  и образование, особенно усилился в  конце 50-х годов в связи с  шоком западных стран, вызванным  запуском первого советского искусственного спутника Земли.

     Сохранить свою научную школу стремится  сегодня любое государство. Добиться этого при существующей миграции непросто даже экономически развитым странам. По большому счету, ученые ведь люди творческие, в какой бы сфере  они не специализировались — точных или гуманитарных знаний. Для такого специалиста важна возможность  самосовершенствования, свободной  организации деятельности, развития контактов с зарубежными коллегами. Понятно, что и невысокий престиж труда ученого, зарплата, слабая интегрированность в мировую науку могут заставить профессионала искать пути к "лучшей доле".

     По  мнению исследователей миграционных процессов, два критерия — финансовая составляющая и приемлемые для работы условия  — служат основными для интеллектуальной элиты при выборе не только места, но и страны будущей деятельности. Поэтому, утверждают специалисты, утечка умов — это всегда следствие имеющегося уровня развития национальной науки, ее ресурсной и технологической  базы.

     Как свидетельствуют данные Центра мониторинга  миграции научных и научно-педагогических кадров Института социологии НАНБ, проблема утечки умов в основном осталась в непростых девяностых годах  минувшего века. Однако надо признать, что частично отголоски ее слышны в Беларуси и поныне. К сожалению, в стране отсутствует достоверная  официальная информация о численности  белорусских ученых и специалистов, выехавших за границу на постоянное место жительства или находящихся  там на временной основе. Поэтому  реально оценить масштабы данного  явления сложно.

     По  данным мониторинга, в Беларуси с 2000 года наблюдается устойчивая тенденция  к снижению ежегодной численности  эмигрантов — ученых и преподавателей вузов. За десятилетие, в период с 1996-го по 2006 год, из Беларуси в основном в  Россию, Польшу, США, Израиль и Германию уехали 767 человек, из которых 52 доктора  наук и 295 кандидатов. Таким образом, ежегодно эмигрировали и не возвращались на Родину от 70 до 90 научных работников и преподавателей вузов. Эти цифры  в разы меньше постсоветской статистики.

     В последние годы Президентом и  правительством принят ряд мер, направленных на качественное улучшение организации  научной, научно-технической и инновационной деятельности, предотвращение неоправданных потерь высококвалифицированных кадров.

     Именно  благодаря этому в последние  годы в Беларусь стали возвращаться ученые, покинувшие ее несколько лет  назад. Только за 2004—2006 годы в организации  НАНБ вернулись 14 высококвалифицированных  исследователей, длительное время работавших за границей. 

     2.2.  Правовой вопрос миграции. 

     Как всякая демократическая страна, Россия сталкивается с проблемой миграции. Перемещения больших групп людей  из других стран в Россию и на территории России в основном являются следствием межнациональных конфликтов, а также преследований людей  по разным основаниям. Законодательство закрепляет в отношении таких  людей два правовых статуса: беженца  и вынужденного переселенца.

     Первый - Федеральным законом о беженцах (в редакции от 7 ноября 2000г.), второй - Законом РФ о вынужденных переселенцах (в редакции от 7 августа 2000г.). Беженцами признаются лица, не имеющие российского гражданства, прибывшие или желающие прибыть на территорию Российской Федерации. Эти лица не могут или не желают пользоваться защитой страны своей гражданской принадлежности из опасений стать жертвой преследований по признаку расы, национальности, гражданства, вероисповедания, принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям.

     Беженцем  не может быть признано лицо, совершившее  преступление против мира, человечности, военное преступление или другое тяжкое преступление неполитического  характера.

     Ходатайство лица, желающего получить статус беженца, рассматривается компетентными  органами, которые при наличии  необходимых данных выдают ему свидетельство, предоставляющее ряд прав (проживать в центре временного размещения, получать питание, пользоваться медицинской помощью, получать пособие). Такое лицо несет обязанность соблюдать Конституцию РФ, законы и иные правовые акты, своевременно прибыть в центр временного размещения, проходить медицинские осмотры и др.

     Компетентный  орган МВД принимает решение  о признании лица беженцем и выдает ему удостоверение, на основании  которого лицо пользуется правами российского  гражданина, а также рядом льгот  по налогам и сборам. Лицо, ходатайствующее  о признании беженцем и находящееся  на территории Российской Федерации, в  соответствии с законодательством  Российской Федерации проходит процедуру  идентификации личности, включая  обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию, по месту подачи ходатайства. Лицо признается беженцем на срок до трех лет. При сохранении обстоятельств, вынудивших его покинуть свою страну, этот срок может продлеваться на каждый последующий год. Статус беженца  позволяет работать по найму или  заниматься предпринимательской деятельностью, приобретать в собственность  недвижимое имущество (на условиях для  иностранных граждан), ходатайствовать  о получении российского гражданства. Беженец не может быть возвращен  против его воли в страну, которую  он покинул, но он при определенных условиях утрачивает статус беженца (при  получении гражданства Российской Федерации или другого государства, выезде за пределы России на постоянное жительство, при умышленном представлении  ложных сведений, добровольном принятии защиты государства, территорию которого он был вынужден покинуть). Государство  оказывает помощь в приеме, признании, размещении и обустройстве беженцев. Согласно постановлению Правительства  РФ иностранным гражданам и лицам  без гражданства, которые не признаются беженцами в соответствии с Законом  РФ о беженцах, но по гуманитарным соображениям не могут вернуться на свою родину, предоставляется возможность временного убежища на территории России.

Информация о работе Международная миграция рабочей силы. Причины и формы