Международная миграция рабочей силы. Причины и формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 20:15, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: выявить особенности международной миграции рабочей силы.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующий ряд задач:
Описать теоретические основы миграции рабочей силы как формы международных отношений.
Проанализировать особенности международной миграции трудовых ресурсов.
Рассмотреть миграционные политики стран.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Понятие международного рынка рабочей силы. 5
1.1. Сущность и причины возникновения мирового 5
рынка рабочей силы.
1.2. Основные направления и центры трудовой миграции. 7
1.3. Причины и формы международной трудовой миграции. 10
Глава 2. Особенности миграции рабочей силы. 13
2.1. Проблема "утечки умов". 13
2.2. Правовые вопросы миграции. 15
2.3. Последствия миграции рабочей силы. 17
Глава 3. Миграционная политика стран. 20
3.1. Иммиграционная политика стран-импортеров
трудовых ресурсов. 20
3.2. Эмиграционная политика стран-экспортеров
трудовых ресурсов. 22
3.3. Миграционная политика Российской Федерации 25
Заключение. 29
Список литературы. 31

Работа состоит из  1 файл

Курсовая .docx

— 61.23 Кб (Скачать документ)

     Можно заключить, что миграционные потоки, часто весьма мощные, порождают необходимость  решения сложных вопросов гражданства  и обеспечения прав человека, в  отношении которых законодательство закрепляет такие правовые статусы, как беженец и вынужденный  переселенец.  

     2.3.  Социально-экономические последствия миграции рабочей силы. 

     Следует иметь в виду, что международная  миграция рабочей силы (как и вообще миграция населения) – это не только экономическое, но и сложное политическое и социально-экономическое явление. Оно значительно влияет на состав трудовых ресурсов, как стран-доноров, так и принимающих стран, создает  новую ситуацию на рынках труда, привносит  немало изменений (и не только позитивных) в социальную и политическую жизнь  многих принимающих стран. Иммиграция, в частности, может вызвать ряд  проблем, связанных с этническими, расовыми, религиозными и культурными  отличиями иммигрантов от коренного  населения. Примеры проявления таких  проблем имеются практически  во всех принимающих странах.

     О положительном влиянии процесса «утечки умов», например для экономики  США, писалось немало. Достаточно сказать, что 40% из пришедших на рынок труда  США в 80-х годах докторов наук в области инженерных и компьютерных дисциплин были иммигрантами; 25% преподавателей технических дисциплин в вузах - тоже иммигранты. В середине 90-х  годов в США проживало более 11 млн. иммигрантов; они зарабатывали (по оценкам) 240 млрд. долларов в год, при этом они платили налоги в  размере 40 млрд долларов в год. В  то же время американское государство  ежегодно тратит на социальное вспомоществование  иммигрантам 5 млрд долларов. Ясно, что  отдача от иммигрантов даже в чисто  денежном выражении весьма высока для  американского государства. Неизмеримо выше тот вклад, который вносят высококвалифицированные иммигранты в развитие американской науки, медицины, искусства.

     С учетом изложенного опыта, следует  относиться и к проблемам внешней  миграции в России. Прежде всего, не надо преувеличивать вероятные масштабы трудовой миграции из нашей страны. Она будет ограничиваться как  административно-законодательными мерами потенциальных принимающих стран, так и объективными экономическими условиями этих стран, спецификой их рынка труда. С одной стороны, в большинстве развитых стран  достаточно высокий уровень безработицы (7–10%), что резко усиливает конкуренцию  на рынке средне- и низкоквалифицированной рабочей силы, а с другой стороны, уровень квалификации потенциальных  мигрантов из России (за небольшими исключениями среди ученых и инженеров  в таких областях, как космическая  и лазерная техника, кристаллография, биология, физика низких температур) оказывается  ниже профессиональных стандартов западных стран.

     Масштабы  выезда на работу и постоянное место  жительства учёных и инженеров составляют ежегодно около 8 тыс. (ученых – 4,5 тыс.).

     Несмотря  на возможность оттока за рубеж части  наиболее квалифицированных кадров (ученых, инженеров, врачей, квалифицированных  рабочих), поводов для паники нет. Во-первых, несомненно, повысив свою квалификацию и улучшив материальное положение, многие вернутся. Для большинства  жить у себя дома гораздо естественнее и психологически комфортнее, чем  за границей. Во-вторых, если страна переходит  к рынку и стремится к интеграции в мировое хозяйство, то надо признать, что работники в соответствии с рыночными законами ищут себе наиболее адекватное применение и оптимальные  условия для продажи своей  рабочей силы. Выход состоит в  подъеме экономики страны, росте  заработной платы. Разумеется, в нынешней ситуации государство должно позаботиться о необходимых правовых и экономических  механизмах процесса международной  миграции рабочей силы страны (социальная и консульская защита, налоги, финансовое и транспортное обеспечение, юридическая подготовка), обеспечивающих интересы как выезжающих российских граждан и их семей, так и страны.

     Таким образом, обобщая разные подходы, концепции  и теории, объясняющие причины  международной миграции, можно выделить ряд наиболее существенных факторов:

  1. экономическое неравенство между богатыми и бедными странами;
  2. демографический дисбаланс;
  3. разрушение социальных связей, вызываемое экономическим развитием;
  4. связи между странами выезда и странами въезда;
  5. глобальная информационная и транспортная сеть;
  6. семейные стратегии;
  7. миграционные сети;
  8. институты посредников.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3.Миграционная политика стран. 

     3.1. Иммиграционная политика стран-импортеров трудовых ресурсов. 

     Страны-импортеры  трудовых ресурсов, которые постоянно  испытывают потребности в привлечении  рабочей силы, свою иммиграционную политику основывают прежде всего на мерах регулирования численности  и качественного состава прибывающих трудящихся-мигрантов.

     В качестве инструмента регулирования  численности используется показатель иммиграционной квоты, который ежегодно рассчитывается и утверждается в стране-импортере. При определении квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе и по отдельным категориям привлекаемого населения (половозрастным группам, образованию и т.п.), а также принимается во внимание состояние национальных рынков труда, жилья, политическая и социальная обстановка в стране-импортере.

     Иммиграционная  квота может быть распределена в  определенной пропорции между различными категориями иммигрантов.

     Качественный  состав трудящихся-иммигрантов регулируется в принимающих странах путем  использования различных методов (в целях определения групп иммигрантов, для которых предусмотрены преференции, в части первоочередного получения въездной визы).

     О высоких требованиях к качеству прибывающей рабочей силы свидетельствует  необходимость прохождения процедуры  признания имеющихся у мигранта документов об образовании или профессиональной подготовке, а также имеющегося опыта  работы по специальности. Возрастной ценз является одним из распространенных критериев отбора иммигрантов. Шансы получить разрешение на въезд в страну выше у более молодых претендентов.

     Национальность  иммигранта является качественным признаком, дифференцированным в зависимости от национального состава принимающей страны и учитываемым для обеспечения, например, в США национального равновесия.

     К числу других требований, предъявляемых  к качеству рабочей силы, относят:

     • требование хорошего состояния здоровья у прибывающего мигранта (характерно для ряда скандинавских стран  и США);

     • дополнительные профессиональные требования, относящиеся к ряду специальностей или профессий (в США, например, иностранный программист должен владеть принятыми в стране программными средствами, быть знакомым с соответствующими компьютерными системами);

     • ограничения личностного и психологического плана. Так, например, претендент на получение  гражданства ЮАР должен иметь  «добрый характер». В США издавна  ограничен въезд для представителей любой из партий тоталитарного типа.

     Значение  того или иного качественного  признака при отборе иммигрантов не является постоянным и может меняться в пользу других приоритетов. Вместе с тем по ряду важнейших характеристик, таких, как возрастной ценз, наличие трудового сертификата, обладание определенной профессией и профессиональной подготовкой, требования достаточно устойчивы во времени.

     Селективность миграционной политики стран-импортеров выражается также в предоставлении льгот отдельным категориям мигрантов  с целью их привлечения в страну. Так, приоритетным правом получения разрешения на иммиграцию пользуются бизнесмены, предполагающие открыть дело в стране пребывания.

     Одной из целей иммиграционной политики является защита национального рынка труда  от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы. Для осуществления этой цели государства-импортеры применяют меры, направленные на сокращение или предотвращение иммиграции, а также на сокращение иностранной рабочей силы в стране пребывания. Например, в США одновременно с ужесточением политики по отношению к нелегальным иммигрантам законодательством предусмотрено право на легализацию для части иностранцев, без разрешения находящихся в стране, что является гуманным актом и свидетельствует о демократических тенденциях в осуществлении иммиграционной политики. Многие страны-импортеры рабочей силы приняли и реализуют государственные программы стимулирования репатриации официально зарегистрированных иностранцев, в которых преобладают экономические (а не административные) стимулы (предоставление материальной помощи и возможности приобретения профессии и т.п.) 

     3.2. эмиграционная политика стран-экспортеров трудовых ресурсов. 

     Международная организация труда так определила цели эмиграционной политики стран-экспортеров: эмиграция трудовых ресурсов должна способствовать сокращению безработицы, поступлению от трудящихся-эмигрантов валютных средств, которые используются для сбалансированности экспортно-импортных операций; эмигрантам за рубежом должен быть обеспечен соответствующий жизненный уровень; требование возвращения на родину эмигрантов сочетается с приобретением последними в зарубежных странах профессий и образования.

     Современная международная трудовая миграция характеризуется активизацией и ростом влияния стран – экспортеров рабочей силы, которые применяют различные методы и средства для достижения целей эмиграции, а именно:

     • методы и средства защиты интересов  государства-экспортера трудовых ресурсов путем регулирования масштабов  эмиграции и качественного состава  эмигрантов, выезжающих за пределы  страны. Большинство государств демонстрируют  своей эмиграционной политикой  уважение прав своих граждан на свободное перемещение. Некоторые страны проводят политику сдерживания эмиграции, особенно в отношении высококвалифицированных специалистов и при нехватке квалифицированной рабочей силы, а также при неблагоприятной демографической ситуации;

     • методы использования эмиграции  в целях обеспечения ресурсами экономики страны путем привлечения валютных средств трудящихся-мигрантов. Для этого в национальных банках открывают эмигрантам валютные счета под более высокую процентную ставку, создают им выгодные условия использования своих валютных средств для приобретения товаров и производственного оборудования и т.д. Ряд государств прямо обязывает трудящихся-эмигрантов переводить в страну происхождения значительную (иногда дифференцированную по категориям) долю полученной за границей заработной платы. Государство привлекает также средства частных посреднических организаций, занимающихся трудоустройством граждан за границей путем введения обязательных вкладов и страховок;

     • методы и средства по защите прав трудящихся-эмигрантов путем использования двусторонних соглашений и контрактной формы  найма рабочей силы для работы за границей, которая призвана обеспечить определенные экономические и социальные гарантии (по заработной плате, оплате проезда, жилью, продовольственному обеспечению и медицинскому обслуживанию и т.д.), а также путем организации учреждений, фондов, представительств, назначения специальных должностных лиц и т.п. в целях контроля за выполнением условий международных соглашений по трудовой миграции, решения спорных вопросов в стране пребывания мигрантов и соблюдения их основных прав.

     В посольствах и представительствах некоторых стран за рубежом назначаются атташе по труду, которые призваны обеспечивать защиту прав трудящихся-мигрантов, в том числе разрешение спорных вопросов при их размещении, ведение переговоров с работодателями.

     Заслуживает внимания опыт создания специальных  фондов, в задачи которых помимо контроля за соблюдением прав трудящихся-мигрантов и членов их семей входит накопление средств (фонда благосостояния), предназначенных для обеспечения медицинского обслуживания, жилищного строительства, расширения сети школ и т.п. возвращающихся на родину мигрантов;

     • меры, способствующие как защите государственных  интересов, так и прав и свобод трудящихся-мигрантов.

     Государство стремится выработать такой механизм регулирования миграции, который позволял бы совмещать защиту государственных интересов и его граждан. Одним из инструментов реализации данной задачи является введение порядка обязательного государственного лицензирования деятельности по найму граждан для работы за границей. Цель лицензирования – наделение правом посредничества при трудоустройстве за границей только тех организаций, которые обладают достаточными знаниями, опытом работы, располагают надежными международными связями и способны нести материальную и юридическую ответственность за результаты своей деятельности;

Информация о работе Международная миграция рабочей силы. Причины и формы