Гуго Гроций о государстве и праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2011 в 15:29, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение политических и правовых взглядов Гуго Гроция. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть историческую обстановку и биографию Гуго Гроция как факторы влияния на его политико-правовую теорию;
Исследовать основную работу Гуго Гроция – трактат «О праве войны и мира»;
Изучить учение Гуго Гроция о естественном законе;
Проанализировать взгляды и идеи Гуго Гроция о государстве и праве;
Исследовать учение Гуго Гроция о праве войны и мира как основу международной политики.

Содержание

Введение 3
Глава I. Роль концепции Гуго Гроция в истории мировых политических и правовых учений 6
Глава II. Учение Гуго Гроция о государстве и праве 14
Заключение 32
Список литературы 34

Работа состоит из  1 файл

Гуго Гроций о праве и государстве.(курсовая).doc

— 208.00 Кб (Скачать документ)

     Голландия после революции оказалась молодой  буржуазной республикой, которая находилась в окружении феодальных монархий. Политическая жизнь Голландии протекала в борьбе между сторонниками двух основных партий – республиканской и Оранжистской. Республиканская партия придерживалась буржуазно-патрицианской ориентации, Оранжистская, в свою очередь, состояла из приверженцев правления Оранского дома, в котором должность главы государства передавалась по наследству. В религиозной жизни господствовал кальвинизм, который сыграл идеологическую роль в объединении сил против гнета католической Испании. После победы официальная кальвинистская церковь в союзе с оранжистами выступала против республиканской партии. Причиной для борьбы послужила идея партии о свободе мысли и творчества, а также терпимое отношение к различным сектам и вероисповеданиям. В центре внимания европейской философской и политико-правовой мысли этой эпохи стояла борьба против теологии, духовного диктата церкви. Основной целью стала разработка новых светских и рациональных воззрений на мир. Классическим воплощением нового мировоззрения стала теория естественного права, которая начала складываться в XVII веке и сразу же получила широкое распространение. Теория естественного права основана на признании всех людей равными от природы. Согласно теории, от природы люди наделены одинаковым разумом, правами и стремлениями. Предписаниям естественного права должно соответствовать положительное право. Антифеодальный характер теории заключается в том, что люди признаются равными от природы, и равенство становится обязательным предписанием естественного права для права положительного.

     Естественное  право – это одна из наиболее устойчивых концепций философии права, заключающаяся в возведении конкретных правовых норм к совокупности закономерностей либо принципов, наделяемых качествами объективности, всеобщности, безграничности сферы и сроков действия15. Естественное право часто противопоставляют праву положительному, которое составляют законы и прописные нормы. Противопоставление естественного права и права положительного заключается в том, что естественное право – это идеал, а положительное – это действительность, в которой присутствуют недостатки и несовершенства положительных установлений.

     Существует  тесная связь между философией естественного  права (античная традиция), эллинизма  и средневекового христианства, и школой естественного права Нового времени.16 Яркими представителями эволюции естественного права были Аристотель, греческие стоики, Цицерон, римские стоики и схоласты. Идеи о естественном праве возникли в древности. Демократические философы Греции говорили о праве, которое существует от природы и противопоставляли его праву, которое является результатом человеческого установления. Естественный закон, который был систематизирован Аристотелем, получил развитие у греческих стоиков. Цицерон, в свою очередь, придал учению стоиков ту форму, в которой она просуществовала до XIX века.

     Гуго  Гроций справедливо считается отцом  науки международного права. Однако он имел предшественников, в трудах которых уже появлялось осознание  необходимости определить международные отношения юридическим образом. К числу этих юристов относится испанский писатель конца XVI начала XVII столетия Франциско Суарес17. В своем трактате «De legibus ac Deo legislatore»18 он различает право народов «jus gentium» и право естественное «jus naturale». По его мнению, христианские государства должны определять отношения между собой трактами и обычаями, которые составляют право, которое не является естественным. Однако он не развил свою мысль подробно, вследствие чего она не получила ясного выражения.

     Наиболее  известным предшественником Г. Гроция является Альберико Джентиле19. В своем сочинении «О праве войны» он говорит о том, что государства должны определять взаимные отношения не по фактически существующим правилам, а по известным юридическим нормам, которые должны быть признаны всеми европейскими народами.

     Естественно-правовое мышление Нового времени привело  к возникновению общности современного типа – демократического конституционно-правового  государства. В нем были определены границы свободы человека, которые никому было не позволено переступать. Также оно позволило появиться таким фундаментальным понятиям, как разделение властей, национальный суверенитет и права человека.

     Естественное  право делится на объективное  и субъективное. Субъективное естественное право есть мера свободы субъекта права, его возможного поведения. Основные субъектные естественные права закрепляются позитивным правом в большинстве государств, но они не создаются государством и, соответственно, не могут быть ограничены или ликвидированы им. Объективное естественное право – это система социально оправданных правил поведения, которые существуют независимо от воли и усмотрения государства и общества.

     Существует  мнение, что естественное право не является противоположностью позитивного права, а составляет его идеальную сущность и основу. При этом ценности естественного права не исчезают, даже если они переходят в позитивное право. Очевидно также, что естественное право оказывает серьезное влияние на юридическую деятельность, не являясь при этом официальным регулятором общественным отношений.

     Существуют  определенные требования к содержанию естественного права: истинность, доказываемость, профессиональная и общественная очевидность, обобщенность, стабильность, историчность, авторитетность источника, реальная применимость20.

     Истинность  предполагает соответствие принципов  естественного права действительности; доказываемость означает логическую обоснованность этих принципов. Принципы естественного  права должны быть очевидны в общем  для людей, не имеющих отношения к юриспруденции, и в частности, для профессиональных юристов в более конкретном виде. Обобщенность предполагает возможность применения этих принципов для множества аналогичных случаев. Стабильность означает устойчивость содержания принципа. Историчность учитывает исторические особенности развития общества, что ведет за собой некую модификацию содержания принципов. Авторитетность подразумевает фундаментальность источника и высокую степень доверия к этому источнику. Наконец, реальность применения предполагает работу только с теми принципами естественного права, которые четко и ясно сформулированы и исчерпывающе регулируют общественные отношения.

     С первой трети XIX века интерес к естественному праву начал постепенно угасать. Традиция подвергается резкой критике. Одним из первых ее критиков был И.Бентам21. Он утверждал, что все то, что не содержится в кодексе законов, не может быть законом. Только писаный закон имеет надежное основание, а закон неписаный всегда вызывает сомнения.

     Новый расцвет происходит в 1940-1950 гг. Апогеем этого расцвета можно считать Декларацию прав человека, которая была составлена Объединенными Нациями в 1948 году, где естественно-правовое мышление обрело политический и правовой смысл22. Из-за возрождения в западной научной литературе вопроса о справедливости происходит своего рода реабилитация естественно-правовой тематики Нового времени.

     Естественно-правовое мышление привело к появлению  идеологии либерализма и становлению  демократического государства. Принципы естественного права входят в качестве фундаментальных и составных в частное и публичное право.

     Таким образом, Гуго Гроций внес существенный вклад в развитие мировой политической мысли и его взгляды являются актуальными и сегодня. После создания Гроцием концепции естественного права все последующие мыслители обращались к ней для обоснования своих идей. Принципы концепции Гуго Гроция лежат в основе как внутрегосударственных, так и внешнеполитических отношений всех демократических стран.

 

     Глава II. Учение Гуго Гроция о государстве и праве

 

     Гуго  Гроций принадлежит к числу выдающихся мыслителей в истории человечества, которые продолжили изучение государства  с позиций «разума и опыта, а не теологии». Значительная часть его жизни пришлась на годы Тридцатилетней войны. В эти годы Гроций не был в Германии, но отлично понимал ее бедственное положение и горячо сочувствовал. Несомненно, события войны наложили сильный отпечаток на труд Г. Гроция «О праве войны и мира…». Можно даже полагать, что сам труд и вызван этими событиями, он является откликом на сильно волновавшую Г. Гроция проблему установления действительного мира. Ужасы и бедствия, порожденные Тридцатилетней войной, побудили его задаться вопросом: не должны ли христианские народы, во время войны между собой, подчиняться известным законам, сдерживающим животные страсти людей23? Для решения вопроса Г. Гроций обратился к истории и литературе древнего мира и Средневековья. Он собрал огромное количество фактов и мнений авторитетных мыслителей, которые утвердили его в убеждении, что христианские народы имеют право вести войну, но тогда они обязаны ограничивать свой произвол уважением неотъемлемых прав, вытекающих из самой человеческой природы.

     Трактат Г. Гроция преимущественно посвящен вопросам войны. С целью более  подробно и точно выяснить эти вопросы он досконально рассматривает начала, на которых основывается право в целом и международное право в особенности.

       Прежде всего, Гроций был заинтересован в вопросах регулирования международных отношений. По его мнению, предписания международного права должны выводиться из обычаев и договоров, которые могли бы считаться обязательным для всех народов24. Можно сказать, что Гроций хотел, чтобы международное право, основанное на обычаях и договорах, было положительным правом в истинном смысле25. Его энциклопедическая образованность дала ему возможность совершить научный подвиг – создать систему международных отношений как науку. Гуго Гроций – провозвестник нового: он боролся за науку против схоластики, поэтому его система основана на светских философских принципах и значительно освобождена от богословия.

     Чтобы понять вклад мыслителя в мировую политическую мысль, необходимо вспомнить, каково было состояние юридической науки и международного права до Гроция. Философская и правовая мысль к концу XVI века становилась самостоятельной, постепенно отходя от богословия. Было бы неправильным считать, что идеи о естественном праве и теория общественного договора являются открытием Нового времени, так как они были известны еще в древности. В эпоху реформации учение о естественном праве постепенно отходит от идей католицизма.

     Исходная  позиция Гроция весьма знаменательна  – с одной стороны, он призывает  не обращаться к доводам религии, с другой – боится быть обвиненным в неверии. На протяжении всей книги Гроций неоднократно ссылается на Священное Писание, но рассматривает изложенные в нем события как реальные исторические факты и прецеденты. Можно сказать, что, сохраняя верность религии, Гроций стремится освободить философскую и политико-правовую мысль от непосредственного влияния богословия26.

     Гуго  Гроций – прежде всего юрист, соответственно, право – предмет его исследования. Основная цель его трактата – придать  юриспруденции научную форму, которой  она, по мнению Гроция, ранее не имела. Его идея состоит в том, что есть право естественное и положительное (позитивное).

     Нельзя  не заметить, что в своем, поистине колоссальном по объему, труде Гуго Гроций не слишком занимается теоретическими построениями. Общие положения опираются на бесчисленные примеры, высказывания, ссылки, цитаты и т.п27.  Он стремится привести как можно больше высказываний разных авторов: философов, историков, писателей, политиков, поэтов, таких как, Аристотель, Платон, Цицерон, Плутарх, Тит Ливий и другие. Также Г. Гроций снабжает каждую главу примечаниями, в которых также приводятся высказывания авторитетов разных эпох. Гроций проштудировал сотни трудов предшественников: поэтов, философов, географов, среди которых – греки, римляне, византийцы. Тексты цитируются на оригинальном языке – на греческом, латинском и еврейском. Все это говорит о колоссальной эрудиции Гуго Гроция и о его энциклопедических знаниях, без которых, разумеется, было бы невозможно установить основы новой отрасли юриспруденции.

     Трактат Гроция «О праве войны и мира» - произведение энциклопедического охвата28. Трудно найти область международного права, которую он не затронул. Историческое значение книги имеет непреходящий характер: в ней были собраны воедино и сформулированы все аксиомы международного права, что дало ему возможность превратиться в отдельную самостоятельную отрасль юриспруденции. Несколько столетий труд Г. Гроция являлся непосредственным источником практических решений для тех, кто занимался международными правовыми актами. По сей день трактат остается фундаментом международного права в качестве и юридической дисциплины, и непосредственно деятельности по регулированию межгосударственных отношений.

 

      Основная цель трактата Гуго Гроция – выявить начала справедливости в международных отношениях. Гроций считал, что если войны избежать невозможно, то вести ее нужно в соответствии с принципами гуманности и права29. Гроций отрицает такую точку зрения, как то, что во время войны нет законов, и все решает сила30.

Информация о работе Гуго Гроций о государстве и праве